Проблема адаптивного управления техническим состоянием и безопасностью эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2008, стр. 60-62

Проблема адаптивного управления техническим состоянием и безопасностью эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения

Полковник В.А. ЧУБАСОВ,

кандидат военных наук

Полковник в запасе С. С. КОНОВАЛОВ,

кандидат технических наук

ОСНОВУ подсистемы вооружения и военной техники (ВВТ) современных формирований ракетных войск и артиллерии (РВиА) составляют образцы и комплексы, произведенные еще в СССР. К началу 80-х годов прошлого века отечественной промышленностью была создана подсистема ВВТ, которая должна была обеспечить выполнение стратегических задач по разгрому противника в широкомасштабных войнах. Наши Сухопутные войска располагали лучшими в мире образцами и комплексами ВВТ, обеспечивающими оборонительные и наступательные действия войск. Указанные ВВТ в период до 2015-2020 годов и будут составлять основу подсистемы вооружения видов и родов войск, в том числе и формирований РВиА. Это резко повышает требования к поддержанию ВВТ в состоянии, обеспечивающем установленный уровень боевой готовности войск.

Качество решения данной задачи во многом определяется принятием новых ресурсосберегающих концепций эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ) в частях и соединениях. Суть этих концепций состоит в широком внедрении в практику систем мониторинга и прогнозирования технического состояния эксплуатируемых образцов (комплексов) РАВ в целях повышения достоверности и оперативности информации для принятия решений, определяющих порядок дальнейшей эксплуатации вооружения.

Экономические трудности, переживаемые страной, и как следствие этого - длительный период недостаточного финансирования Вооруженных Сил, предприятий промышленности и энергетики привели ктому, что от 70 до 90 % образцов (комплексов) РАВ эксплуатируются на основании решений о продлении назначенных показателей ресурса и срока службы. Такие решения принимаются с учетом текущего технического состояния РАВ, но при этом, как правило, упускаются вопросы, связанные с прогнозом изменения его технического состояния и безопасности эксплуатации.

Реальное состояние промышленности и энергетики в настоящее время не позволяет проводить в необходимом объеме модернизацию и замену образцов (комплексов) РАВ, выработавших установленные сроки эксплуатации. Поэтому дальнейшая эксплуатация РАВ в условиях действующих ограничений настоятельно требует применения дополнительных компенсационных мер организационного и технического характера для обеспечения заданного уровня его надежности, повышения в целом эффективности управления техническим состоянием и безопасностью эксплуатации РАВ.

Анализ отечественных и зарубежных работ по управлению ресурсами сложных технических систем показывает, что в настоящее время научно-методический аппарат, позволяющий реализовать современную концепцию адаптивного управления техническим состоянием и безопасностью эксплуатации, разработан недостаточно. Данный факт является препятствием для повышения эффективности системы поддержания РАВ в готовности к применению по назначению. Таким образом, актуальной становится проблема разработки методов адаптивного управления техническим состоянием и безопасностью эксплуатации РАВ в условиях ресурсных и финансовых ограничений.

Анализ публикаций по данному вопросу показал, что к настоящему времени предприняты многочисленные и достаточно успешные попытки формального моделирования управления различными производственными и эксплуатационно-техническими процессами, процессами обоснования решений по отдельным вопросам разработки, производства и эксплуатации ВВТ. Но при этом большинство авторов, руководствуясь потребностью скорейшего решения выдвигаемых практикой задач информационного обеспечения формирования оборонного заказа, разработки и производства ВВТ, как правило, ограничивались рассмотрением отдельных стадий жизненного цикла вооружения. Мероприятия на стадии эксплуатации рассматривались ими в узко целевых рамках либо как традиционно задаваемые и слабо формализуемые факторы. Отдельные же работы, посвященные комплексному рассмотрению информационного сопровождения образцов РАВ на стадиях жизненного цикла, характеризуются получением результатов лишь на концептуальном уровне, что с научной точки зрения нельзя считать исчерпывающим.

В теории обеспечения безопасности сложных технических систем пройдено два больших этапа. На первом этапе предполагалось, что надлежащие инженерные решения, организационные меры, квалифицированные и дисциплинированные сотрудники могут обеспечить абсолютно надежное функционирование сколь угодно сложных технических или социально-технологических систем. Такой взгляд получил название «теории абсолютной надежности». Однако жизнь заставила скорректировать подобный подход. Начиная с определенного порога сложности приходится иметь дело с вероятностными характеристиками аварий и катастроф в природной и техногенной сферах. Снижение соответствующих вероятностей и рассматривалось до недавнего времени как один из главных путей управления риском. Поэтому появился вероятностный подход к анализу надежности сложных технических систем. Трудности его применения заключаются в том, что приходится сталкиваться с редкими событиями и уникальными конструкциями. Для таких образцов (комплексов) РАВ корректно определить соответствующую вероятность очень трудно, поскольку, с одной стороны, нет достаточной статистики, чтобы опираться на опыт, а с другой, нет теории, которая позволяла бы четко ее выводить.

Вместе с тем в относительно недавнее время опубликован целый ряд трудов, в которых рассмотрены фундаментальные аспекты развития сложных организационно-технических систем и управления ими. Прежде всего к ним относятся работы таких видных ученых, как Абрамов О.В., Барзилович Е.Ю., Буравлев А.И., Варжапетян А.Г., Волков Л.П., Воскобоев В.Ф., Гаскаров Д.В., Глушенко В.В., Головин С.А., Дедков В.К., Доценко Б.И., Казаков И.Е., Кандратьев А.А., Крамаренко Г.В., Мозгалевский А.В., Панов В.В., Пархоменко П.П., Поспелов ДА, Розенбаум АН., Салуквадзе КВ., Саркисян СА, Северцев НА, Смирнов Н.Н., Староселец В.Е, Чухнин В.Н., Шило В.Н., Алчинов В.И. Результаты их исследований являются, на наш взгляд, той принципиальной основой, которая открывает возможность дальнейшего развития и разработки специального методического аппарата адаптивного управления техническим состоянием и безопасностью эксплуатации образцов (комплексов) РАВ.

Таким образом, в настоящее время имеет место острое противоречие между желаемыми и фактическими результатами функционирования системы поддержания РАВ в готовности к выполнению установленных функций. Формирование научно-теоретической основы его разрешения сопряжено с разработкой:

методологических основ теории адаптивного управления техническим состоянием и безопасностью эксплуатации образцов (комплексов) РАВ (для строгой формулировки концепции и методов решения задач их дальнейшего совершенствования);

совокупности формализованных требований к синтезу описательных моделей структуры и свойств образцов (комплексов) РАВ, используемых для решения частных задач количественного описания их технического состояния и свойств безопасности;

методов решения прикладных задач прогнозирования изменения технического состояния образцов (комплексов) РАВ, оценивания и задания требований к соответствующим количественным показателям безопасности их эксплуатации;

прикладных методик решения задач рационального выбора комплекса мер (управляющих воздействий) по переводу образца (комплекса) РАВ в менее опасное состояние.

В интересах разрешения указанного противоречия конкретно требуется:

обосновать и сформулировать концепцию адаптивного управления техническим состоянием и безопасностью эксплуатации образцов (комплексов) РАВ на стадиях жизненного цикла для обеспечения принятия эффективных эксплуатационно-технических решений;

на основе единого подхода к синтезу описательных моделей структуры и свойств образцов (комплексов) РАВ качественно и количественно описать техническое состояние и свойства безопасности образцов;

разработать модели и алгоритмы прогнозирования изменения технического состояния, оценивания и задания требований к количественным показателям безопасности эксплуатации образцов (комплексов) РАВ;

определить модели поведения образцов вооружения в режимах эксплуатации и разработать метод обоснования прогнозируемого результата эксплуатации образца (комплекса) РАВ при различных его технических состояниях, обеспечивающий выбор рационального варианта эксплуатации при создании новых образцов;

определить типовые характеристики технологических процессов восстановления образцов (комплексов) РАВ и разработать алгоритмы изменения технического и безопасного состояния образцов при различных управляющих воздействиях и времени их реализации (с учетом действующих ресурсных ограничений);

вывести метод выбора вариантов комплекса мер (управляющих воздействий) по переводу образца (комплекса) РАВ в менее опасное состояние (с учетом их эффективности);

разработать практические рекомендации должностным лицам, принимающим решения по рациональному выбору комплекса мер (управляющих воздействий) по переводу образца (комплекса) РАВ в менее опасное состояние.

Научные разработки в рассмотренном направлении обособленно ведутся в различных организациях и научно-исследовательских учреждениях. Ими получен ряд существенных научных и практических результатов, обеспечивающих безопасность эксплуатации сложных технических систем. Поэтому давно назрела проблема системного решения вопросов адаптивного управления техническим состоянием и безопасностью сложных технических систем.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации