Правовое регулирование системы комплектования военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2008, стр. 11-17

Правовое регулирование системы комплектования военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

Полковник юстиции М.Ф. ГАЦКО,

кандидат философских наук

Правовое регулирование системы комплектования военнослужащими Вооруженных Сил Российской ФедерацииГАЦКО Михаил Федорович родился в 1961 году. Окончил Рижское высшее военно-политическое училище (1982), Военно-политическую академию (1991), адъюнктуру Военной академии имени Петра Великого (1997), Московский новый юридический институт (2001). Профессор Академии военных наук (1999), действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (2003).

Служил на различных должностях в юридической службе и органах воспитательной работы Министерства обороны СССР и Министерства обороны Российской Федерации.

С июня 1997 года - помощник начальника 4 ЦНИИ Минобороны России по правовой работе, с апреля 2006 года - заместитель начальника 4 ЦНИИ по воспитательной работе.

Автор более 70 научных трудов, в том числе двух монографий. Лауреат конкурса на лучшую публикацию в журналах Министерства обороны Российской Федерации (2006). Является экспертом уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ Вооруженных Сил личным составом является составной частью военного строительства Российской Федерации и представляет собой установленную государством и регулируемую нормами военного права систему обеспечения армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом в мирное и военное время, а также создания запаса военно-обученных людских ресурсов.

Отношения, связанные с комплектованием военной организации военнослужащими, образуют систему комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, которая представляет собой установленную действующим военным законодательством совокупность принципов, способов, условий и порядка обеспечения армии и флота военнослужащими, подготовки граждан к военной службе, их военного обучения, а также нахождения в запасе военно-обученных ресурсов в интересах мобилизационного развертывания.

Основные элементы системы комплектования Вооруженных Сил военнослужащими включают правовые основы комплектования, принципы комплектования, способы комплектования. В систему комплектования также входят условия комплектования, порядок подготовки граждан к военной службе, порядок подготовки военных кадров в процессе военной службы, сроки военной службы и нахождения в запасе, порядок создания запаса военно-обученных людских ресурсов и другие аспекты.

Правовые основы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области военного права. Так, ст. 59 Конституции Российской Федерации устанавливает, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким базовым законом является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также поступления на военную службу иностранных граждан.

Общий порядок комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации установлен Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», ст. 12 которого предусматривает, что комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством России военнослужащими путем призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу.

Кроме того, порядок комплектования Вооруженных Сил регламентирован отдельными подзаконными актами.

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими строится на основании принятых в России принципов и способов комплектования.

Принципы комплектования - это установленный нормами права порядок комплектования войск исходя из места жительства военнослужащих, призываемых на военную службу и поступающих на военную службу добровольно, а также места постоянной дислокации войск.

Различают три принципа комплектования военной организации государства: экстерриториальный (войска комплектуются военнослужащими из числа жителей различных регионов), территориальный (войска комплектуются военнослужащими из населения той местности, где дислоцированы комплектуемые воинские части), смешанный - сочетающий первый и второй принципы.

Экстерриториальный принцип комплектования военной организации предпочтителен для федеративных государств с многонациональной и поликонфессиональной структурой населения, со значительной дифференциацией плотности населения по регионам, а также имеющих значительные воинские контингенты за пределами национальной территории.

Территориальный принцип комплектования принят, в основном, в государствах, где преобладает мононациональная структура народа, плотность населения сбалансирована равномерно, военная организация комплектуется на основе добровольного способа комплектования и нет необходимости нахождения значительного военного контингента за пределами национальной территории. Считается, что военнослужащие, проходящие военную службу по месту их жительства, в большей степени ощущают моральную и психологическую поддержку родных и близких, лучше обеспечены в материально-бытовом плане. Территориальный характер комплектования и принцип «землячества» считаются важным инструментом повышения эффективности армии и поддержания высокого морального духа военнослужащих.

Территориального принципа комплектования придерживаются не только страны с милиционными и кадрово-призывными армиями, но и страны с добровольческими вооруженными силами. Например, в армии Великобритании традиционно используется так называемый территориально-полковой метод комплектования, в соответствии с которым полки сухопутных войск комплектуются с учетом регионального деления страны. Географические названия британских полков (йоркширский, ланкаширский и т. д.) - не только дань традиции, но и прямое отражение территориального принципа их комплектования.

В 1981 году США также начали внедрять территориальный принцип комплектования своих сухопутных войск, носивших до этого в основном экстерриториальный характер (военнослужащий мог повлиять на место своей службы только при заключении контракта о прохождении военной службы). Перевод в США части своих вооруженных сил на территориальную систему комплектования объясняется стремлением к формированию в нижнем звене (взвод - рота - батальон) «локального патриотизма» в интересах поддержания высокого морально-психологического настроения солдат.

Содержание территориальных войск значительно дешевле, чем экстерриториальной армии. Исходя из этого сегодня территориальный принцип комплектования армии используется в Беларуси, Словакии, Латвии и других государствах. В целях экономии денежных средств на перевозку призывников к месту службы в последние годы комплектование воинских частей вооруженных сил Казахстана организовано в основном по территориальному принципу.

Россия также имеет определенный опыт территориальной организации Вооруженных Сил. Так, в ходе военной реформы 1924-1925 годов во внутренних округах были созданы территориальные части, которые комплектовались по территориальному принципу и состояли из постоянного (командный, административно-хозяйственный, медицинский и т. д.) и переменного состава, проходившего ежегодные краткосрочные сборы. Территориальный принцип комплектования дивизий позволил в межвоенный период добиться существенного сокращения затрат на оборону при сохранении системы военной подготовки граждан, поступающих на военную службу.

Однако у территориального принципа комплектования имелись и существенные недостатки: уровень подготовки территориальных войск был слишком низким, а география их размещения не соответствовала потребностям обороны. Укомплектованные по территориальному принципу дивизии не имели современной техники, которая поступала в войска, уровень дисциплины и порядка в них был значительно ниже, чем в кадровых частях. Подготовка к предстоящей войне потребовала создания мобильной, обученной и высокодисциплинированной армии. В этой связи к началу 1939 года в СССР окончательно отказались от комплектования армии по территориальному принципу.

В настоящее время в Российской Федерации территориальный принцип комплектования войск военнослужащими не может быть реализован без негативных последствий для ее обороноспособности. Вследствие неравномерности социально-экономического и демографического развития регионов и субъектов Российской Федерации потребность войск в людских ресурсах не соответствует их наличию в районах дислокации войск ни в количественном, ни в качественном отношении. Например, на территории Дальневосточного военного округа численность граждан призывного возраста, которых можно призвать на военную службу, составляет порядка 4 % от общего числа такой категории в стране. В то же время потребность войск, дислоцированных на территории этого военного округа, в призывных ресурсах существенно превышает указанные возможности.

Сугубо территориальный принцип комплектования войск для России неприемлем также по причине многонационального и поликонфессионального состава ее населения. Нетрудно представить, какие трудности могут возникнуть, если воинские части, дислоцированные на Северном Кавказе или в других регионах с повышенной этнической конфликтностью, комплектовались бы по территориальному принципу.

В практике современного военного строительства в Российской Федерации приходилось сталкиваться с попытками отдельных республик установить собственные нормы, определяющие порядок прохождения военной службы и комплектования войск, противоречащие федеральному законодательству. Такого рода противоречия достаточно долго (с 6 ноября 1992 года по 10 мая 2002 года) содержались в ст. 58 Конституции Республики Татарстан, которая предусматривала для граждан Республики Татарстан исполнение воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики. С 10 мая 2002 года действует новая редакция части 1 статьи 63 Конституции Республики Татарстан, в которой ныне указывается, что граждане Республики Татарстан обязаны нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким образом, почти 10 лет потребовалось для изъятия из Конституции Республики Татарстан нормы, закреплявшей в нарушение федерального законодательства за гражданами Татарстана право исполнять воинскую обязанность только на территории своей республики.

Аналогичные противоречия содержались в ст. 68 Конституции Республики Башкортостан (в ред. от 3 ноября 2000 г.), которая предусматривала несение гражданами Башкортостана военной службы в соответствии с законом республики и федеральным законом. Однако в Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции), и граждане России несут военную службу только в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 59 Конституции). В этой связи субъекты Российской Федерации не вправе менять установленный на федеральном уровне порядок прохождения военной службы и комплектования войск.

В настоящее время противоречащая федеральному законодательству норма, предусматривавшая возможность несения гражданами Башкортостана военной службы в соответствии с законом этой республики из Конституции Республики Башкортостан изъята. Однако взамен в Конституцию Башкортостана не было внесено каких-либо указаний об обязанности граждан Башкортостана нести военную службу. В этой связи представляется целесообразным закрепить в Конституции Республики Башкортостан обязанность граждан республики нести военную службу в соответствии с федеральным законом.

Представляется, что в России целесообразно придерживаться смешанного принципа комплектования ее Вооруженных Сил: экстерриториального для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и территориального для военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту.

В настоящее время комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации гражданами, призываемыми на военную службу, осуществляется по экстерриториальному принципу, предполагающему комплектование воинских частей гражданами, проживающими вне места их дислокации. Этот принцип комплектования установлен подпунктом 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», а также пунктом 4 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30).

Необходимо иметь в виду, что экстерриториальный принцип не абсолютизируется при комплектовании войск. В отношении некоторых категорий граждан нормативными правовыми актами допускается прохождение военной службы по призыву по месту постоянного жительства. Так, пунктом 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации определено, что призывники, имеющие детей, а также больных и пенсионного возраста родителей, при наличии возможности могут направляться для прохождения военной службы в воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации и другие воинские формирования, дислоцированные вблизи места их постоянного проживания.

На граждан, добровольно поступающих на военную службу по контракту, не распространяется требование о призыве на военную службу по экстерриториальному принципу. Следовательно, граждане, поступающие на военную службу по контракту, вправе проходить военную службу как по месту их постоянного жительства, так и за его пределами. В настоящее время комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, должностей рядового и сержантского состава осуществляется преимущественно по территориальному принципу. Должности же офицеров и прапорщиков комплектуются, как правило, по экстерриториальному принципу. Однако в условиях дефицита жилья для семей военнослужащих, прибывающих из других регионов, в последние годы особенно в крупных городах России наблюдается тенденция комплектования воинских частей офицерами и прапорщиками по территориальному принципу.

Таким образом, в Вооруженных Силах Российской Федерации сложился смешанный принцип комплектования военнослужащими на основе сочетания территориального и экстерриториального принципов. Вместе с тем на законодательном уровне нет прямого указания о смешанном принципе комплектования. В этой связи целесообразно внести изменения в статью 12 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», где необходимо указать, что комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации гражданами, добровольно поступающими на военную службу, осуществляется по смешанному принципу путем заключения контракта о прохождении военной службы, а гражданами, призываемыми на военную службу, - по экстерриториальному принципу.

С принципами комплектования вооруженных сил органично взаимосвязаны способы их комплектования. В истории вооруженных сил известны различные способы их комплектования: народное ополчение, рекрутская повинность, наемничество, добровольчество, конскрипция, всеобщая воинская повинность (обязанность).

Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» установлены два способа комплектования: призывом военнообязанных граждан на военную службу и добровольным поступлением граждан России и иностранных граждан на военную службу по контракту. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Так, основным преимуществом комплектования Вооруженных Сил призывниками на основе воинской обязанности является возможность создания массовой многомиллионной армии. Призывная система позволяет готовить значительные военно-обученные резервы и, кроме того, расходовать значительно меньше средств на содержание призывника по сравнению с добровольцем, проходящим военную службу по контракту. Сохранение призывной системы комплектования дает еще одно преимущество: она позволяет иметь альтернативную гражданскую службу, необходимую для трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Вместе с тем очевидны и недостатки призывной системы, среди которых недостаточная профессиональная подготовка военнослужащих. Ввиду отсутствия материальных стимулов у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, наблюдается низкий уровень ответственности исполнения своих обязанностей и падение интереса к военной службе.

Основным преимуществом добровольческого способа комплектования армии является более высокий уровень профессионализма военнослужащих. Этому способствуют обусловленная материальным стимулированием личная заинтересованность контрактников в профессиональном росте, а также более длительные по сравнению с призывниками сроки военной службы по контракту. Однако профессиональная армия дороже, чем комплектуемая призывным способом. Подготовка кадров, достойное денежное довольствие, наличие жилья, инфраструктура, техническое переоснащение вооруженных сил, введение в действие механизма, обеспечивающего соблюдение социальных гарантий военнослужащим-контрактникам, - все это требует достаточно больших средств и времени.

Россия, как и многие другие страны, кроме США, не может отказаться от призывной системы по объективным причинам, ибо содержание дорогостоящей полностью профессиональной армии российской экономике сегодня не под силу.

Необходимо учитывать также, что у России самая большая в мире территория и наиболее протяженные границы. Учитывая геополитические факторы, нельзя делать ставку исключительно на контрактников. В случае начала широкомасштабной войны контрактники, которыми комплектуются пограничные войска и части постоянной готовности, дислоцируемые на важных стратегических направлениях, понесут значительные потери, и. попросту некому будет воевать. Для обеспечения военной безопасности государства, кроме военнослужащих мирного времени, необходимы многочисленные военно-обученные резервы, подготовить которые в нужном количестве контрактная армия не способна. Очевидно, что с началом широкомасштабных военных действий на каком-либо стратегическом направлении (ТВД) значительное количество военнослужащих потребуется также для обеспечения защиты страны от нападения на других направлениях и участках границ. Отечественный военный опыт свидетельствует, что в случае войны потребуются людские ресурсы, значительно превышающие численность армии мирного времени. Таким образом, отказ от призыва в такой стране, как Россия, невозможен без потери ее обороноспособности.

Небольшую контрактную армию могут позволить отдельные европейские государства, которые, являясь членами блока НАТО, серьезно рассчитывают на военную мощь ведущих держав альянса, прежде всего США, имеющей почти полуторамиллионную профессиональную армию.

Российской Федерации в обеспечении своей военной безопасности приходится рассчитывать на собственные возможности, поскольку в настоящее время Россия почти не имеет достаточно надежных и мощных в военном отношении военно-политических союзников. Военное сотрудничество с государствами СНГ сдерживается имеющимися противоречиями. Сегодня и в обозримом будущем рассчитывать на военную помощь некоторых из них, строящих национальную политику военной безопасности, ориентируясь на перспективы вступления в НАТО, не приходится. Сотрудничество России с Китаем и другими странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) носит преимущественно экономический и политический характер и вряд ли в обозримой перспективе приведет к созданию на базе этой политической организации военного блока.

Таким образом, даже в мирное время для гарантированного обеспечения своей военной безопасности Российская Федерации должна постоянно иметь достаточно многочисленные Вооруженные Силы (порядка одного миллиона человек). Ввиду ограниченности экономических возможностей Российская Федерация сегодня способна перевести на контрактный способ комплектования только часть своей более чем миллионной армии. Впрочем, всю военную организацию переводить на контрактный способ комплектования и не требуется. Ведь в военное время перед Россией неизбежно возникнет задача мобилизации значительных военно-обученных людских ресурсов, для подготовки которых необходимо сохранить и комплектование части военной организации по призыву на основе воинской обязанности.

Следует заметить, что сочетание контрактного и призывного способов комплектования Вооруженных Сил не только соответствует геополитическим, экономическим, демографическим и иным особенностям современной России, но и отражает имеющиеся в российском обществе взгляды на данную проблему. Так, по оценке Всероссийского центра изучения общественного мнения по вопросу комплектования армии сложился своеобразный паритет между приверженцами альтернативных вариантов - сохранения всеобщей воинской обязанности и перевода армии на контракт (46 % и 47 % от общего числа опрошенных соответственно). Для сравнения, в 1998 году предпочтение отдавалось контракту (55 % против 35 %), а в 2005 году - призыву (52 % против 39 %). При этом респонденты до 35 лет высказываются скорее за переход на контракт, старшее поколение (60 лет и старше) - скорее за всеобщую воинскую обязанность. Мнения опрошенных 35-59 лет разделились поровну.

В Российской Федерации на контрактной основе в первую очередь целесообразно комплектовать пограничную службу и внутренние войска, подразделения спецназа, а также те виды и рода войск (ВВС, ВМФ, РВСН, KB), где требуется особая специальная и техническая подготовка военнослужащих, занимающих должности рядового и сержантского составов. Также целесообразно комплектовать на контрактной основе сержантский и старшинский состав армии и флота, поскольку от них во многом зависят вопросы боеготовности, а также дисциплины и порядка в воинских коллективах.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., № 23, ст. 2750.; 2000 г., № 1 (ч. 1), ст. 6.; 2004 г., № 27, ст. 2711.; № 35, ст. 3607.; 2005 г., № 15, ст. 1276.

Шлыков В. Военная реформа - планы или благие намерения? // Отечественные записки. 2002. № 8.

Военная политика и военное строительство. Доклад Совета по внешней и оборонной политике от 2 апреля 2000 года // www.svop.ru/live/materials.

ФедоровВ.Ф., Погорелов А.В., Кобызев О.Ю., Байбородин В.А. К вопросу создания новой системы формирования и комплектования резерва ВС РФ на добровольной основе // Военная Мысль. 2005. № 1. С. 49-59.

См.: www.sibvo.sibcity.ru.

Закон Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2002. 30 апреля.

Конституция Республики Башкортостан в ред. Закона Республики Башкортостан от 3 ноября 2000 года № 94-з // Газета «Республика Башкортостан». 2000. 6 ноября.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении «Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами» // Российская газета. 2000. 27 февраля.

Приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 года № 400 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. № 587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. 1 ноября. № 44.

Российская армия и обороноспособность страны. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 634. 2007. 20 февраля // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации