Оценка состояния системы управления войсками в ходе операции (боя)

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/2008, стр. 32-41

Оценка состояния системы управления войсками в ходе операции (боя)

Полковник В.И. ВЫПАСНЯК,

кандидат военных наук

Полковник А. М. ГУРАЛЬНИК,

кандидат технических наук

ЭФФЕКТИВНОЕ управление войсками является одним из основных условий достижения цели операции (боя). История военного искусства знает немало примеров, когда потеря управления, даже при наличии достаточного количества сил и средств, приводила к поражению. Поэтому оценку состояния системы управления (СУ) войсками следует отнести к числу важнейших задач, решаемых органами управления при подготовке и в ходе операции (боя). Результаты этой оценки оказывают существенное влияние на реализацию боевых возможностей войск (сил) и используются при выработке мер по сохранению (восстановлению) уровня функционирования СУ объединения (соединения).

Особую актуальность сегодня приобретают вопросы оценки состояния СУ противоборствующих сторон при моделировании боя (операции) в интересах обоснования направлений развития средств автоматизированного управления и связи, а также повышения достоверности прогнозирования хода и исхода военных конфликтов. В настоящее время по этим вопросам уже выработаны определенные подходы к решению некоторых частных задач оценки состояния отдельных подсистем СУ войсками и оружием. Однако из-за разрозненности их нельзя использовать в качестве элементов единого научно-методического аппарата, что не позволяет сформировать универсальную методику оценки эффективности функционирования (состояния) СУ войсками, пригодную для применения как в органах военного управления, так и в НИУ МО.

Сложившееся положение дел объясняется отсутствием формализованного описания системы основных критериев и показателей оценки состояния СУ.

Определению данных критериев посвящена статья Ю.Е. Донскова, в которой представлен методический подход к оценке состояния СУ противника в интересах выработки рационального решения на ее поражение.

Предлагаемая автором классификация состояния СУ по признаку качественного изменения возможностей выполнения стоящих перед ней задач хотя и заслуживает внимания, но вместе с тем не позволяет получить количественно-качественную оценку состояния СУ своих войск и требует дальнейшего развития.

Все это обусловливает важность разработки способа оценки состояния СУ войсками (силами) в ходе операции (боя), включающего не только обоснование критериев и показателей оценки, но и алгоритм расчета их численных значений с использованием классификации состояния СУ по данным, приведенным в работе Ю.Е. Донскова.

Выполненное обоснование критериев и показателей оценки состояния СУ основывалось на использовании положений применяемого в исследованиях понятийного аппарата, не противоречащего существующим терминам и определениям теории управления войсками. Приведем ряд его базовых категорий.

В обобщенном виде СУ войсками (силами) представляет собой совокупность функционально связанных между собой органов управления, пунктов управления и средств управления.

При этом под органом управления принято понимать коллектив должностных лиц (ДЛ), организационно объединенных для выполнения определенных функций по руководству подчиненными войсками (силами) в операции (бою) в различных звеньях.

Пункты управления (ПУ) - это специально оборудованные и оснащенные средствами управления рабочие места, с которых должностные лица органов управления (штабов) осуществляют управление войсками при подготовке и ведении операций (боевых действий).

К средствам управления относятся система связи, комплекс средств автоматизации (КСА), а также другие специальные системы, предназначенные для повышения эффективности работы ДЛ на ПУ (мультимедийные системы, системы видеоконфренцсвязи и т. д.).

Система связи - это подсистема СУ, представляющая собой организационно-техническое объединение сил и средств связи, создаваемое для обеспечения обмена всеми видами информации в СУ войсками.

На практике организация связи в операции (бою) обычно осуществляется по направлениям. При этом известно, что направление связи - это совокупность узлов и линий связи, образованных различными средствами и обеспечивающих связь между двумя ПУ. Виды связи и их количество на каждом направлении связи определяются потребностями СУ (объемом и срочностью передаваемых сообщений, а также требуемой оперативностью ведения переговоров).

Следовательно, в составе системы связи можно выделить элементы, обеспечивающие прием и передачу информации на каждом ПУ.

Будем исходить из того, что функционирование СУ войсками есть практическое выполнение ДЛ органов управления своих обязанностей по руководству войсками с использованием технических средств, входящих в автоматизированную систему (подсистему).

С учетом этого функционирование СУ представляет собой процесс согласованной работы ДЛ оперативного состава органов управления, размещенных на ПУ и использующих соответствующие КСА и системы связи.

В качестве основных компонентов СУ приняты входящие в эту систему ПУ (включая соответствующие КСА и элементы системы связи, обеспечивающие их функционирование). При этом важное значение приобретают информационные связи ПУ.

Формализованное описание информационных связей ПУ (между органами управления, средствами автоматизации и связи) представлено на рисунке 1.

Исходя из приведенного описания предлагается оценивать состояние СУ в ходе операции (боя) по следующему алгоритму:

произвести расчет текущих значений характеристик, описывающих состояние оперативного состава, средств автоматизации и связи каждого ПУ;

на основе синтеза этих харакгержтикрассчитать текущее значение показателя (показателей) эффективности функционирования каждого ПУ;

сравнить полученное значение показателя (показателей) с величиной выбранного критерия и получить оценку текущего состояния каждого ПУ;

Оценка состояния системы управления войсками в ходе операции (боя)

Рис. 1. Информационные связи ПУ как элемента СУ

сформировать обобщенную оценку функционирования СУ с учетом значимости каждого ПУ.

Рассмотрим более детально каждый из шагов предложенного алгоритма.

Прежде всего, отметим порядок выбора и обоснования показателей оценки текущего состояния СУ.

По существующим правилам оценку текущего состояния СУ производят по признаку соответствия требованиям, предъявляемым к управлению войсками: устойчивость, непрерывность, оперативность и скрытность (УНОС). При этом учитывают, что управление должно обеспечивать поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности штабов и войск, эффективное использование боевых возможностей группировок войск (сил) и успешное выполнение ими поставленных задач в установленные сроки в любых условиях обстановки.

Исходя из сущности предъявляемых требований по УНОС осуществляется выбор и обоснование показателей эффективности функционирования СУ (оценки состояния СУ).

Для оценки степени соответствия требованиям устойчивости и непрерывности обычно используются следующие показатели:

уровень функционирования СУ - отношение ее фактических возможностей в рассматриваемом интервале времени к потенциальным возможностям, которыми располагает эта система при полной укомплектованности ПУ личным составом и техническими средствами в нормальных условиях их работы;

относительное время функционирования СУ - отношение времени, в течение которого уровень функционирования СУ находится в пределах допустимого, ко всему рассматриваемому интервалу времени (ведения операции, решения отдельных оперативных задач);

время функционирования СУ - отношение времени, в течение которого управление войсками на всех направлениях осуществляется с достаточной оперативностью и качеством, ко всему рассматриваемому интервалу времени (ведения операции, решения отдельных задач);

вероятность безотказного функционирования СУ;

степень помехозащищенности СУ от воздействия средств РЭБ противника;

уровень потерь ПУв личном составе и технических средствах.

Что касается оперативности управления, то в существующих методиках используются такие показатели ее оценки, как: вероятность своевременной реакции на действия противника; продолжительность общего цикла управления; продолжительность решения отдельных (типовых) задач управления в общем цикле управления и некоторые другие показатели.

Для оценки эффективности выполнения мероприятий по обеспечению скрытности управления, как правило, используются следующие показатели: вероятность скрытия от противника мероприятий по управлению войсками; вероятность скрытия от противника элементов СУ; степень эффективности мероприятий по дезинформации противника и др.

Анализ физической сущности приведенных показателей позволяет заключить, что в качестве основного целесообразно использовать показатель (показатели) оперативных возможностей СУ (степень ее соответствия требованиям оперативности управления).

Имея текущие значения показателей оперативности управления, можно оценить степень соответствия требованиям устойчивости и непрерывности управления. Например, значение показателя «уровень функционирования СУ» определяется как отношение текущего и начального значений показателя оперативных возможностей этой СУ, а значение показателя непрерывности управления - путем осреднения показателя оперативных возможностей СУ за требуемый период времени.

Состояние СУ в части обеспечения необходимого уровня скрытности можно учитывать путем коррекции исходного значения соответствующего показателя оперативности (например, производить расчет текущей пропускной способности направления связи с учетом обеспечения требований по скрытности связи).

С учетом того, что важнейшей составной частью функционирования СУ является процесс преобразования информации, в качестве оценки оперативности управления была принята производительность ДЛ оперативного состава по преобразованию информации с учетом возможностей технических средств обработки и передачи информации (см. рис. 1).

Процесс преобразования информации традиционно делится на следующие подпроцессы: сбор и обработка (анализ, распределение) входной информации; создание выходной информации (преобразование информации в ходе определения замысла, завершения принятия решения и планирования операции); выдача информации потребителям; хранение и отображение информации.

Эти подпроцессы составляют основу алгоритма работы ДЛ органа управления на ПУ, представленного на рисунке 2.

Оценка состояния системы управления войсками в ходе операции (боя)

Рис. 2. Алгоритм работы ДЛ на ПУ

Анализ данных рис. 1 и 2 показывает, что оперативность функционирования СУ можно представить как интегральную функцию возможностей ДЛ оперативного состава, находящегося на ПУ, по обработке входной информации и созданию выходной (производной) информации; возможностей средств автоматизации по повышению эффективности работы оперативного состава ПУ; возможностей средств связи по сбору (приему) входной информации и передаче выходной информации потребителям.

В качестве характеристики возможностей оперативного состава ПУ по обработке входной и созданию выходной информации может быть принята суммарная продолжительность времени осмысленного восприятия (изучения) входных документов и разработки выходных документов при решении некоторой типовой задачи управления. Этот промежуток времени определяется как продолжительность времени решения типовой задачи управления на определенном ПУ. В этом случае в качестве основного показателя эффективности функционирования ПУ (без учета системы связи) правомерно использовать потенциальную (при условии отсутствия внешних воздействий) продолжительность времени решения типовой задачи управления на данном ПУ.

Например, в качестве типовой задачи управления для командного пункта армии (корпуса) целесообразно принять процесс разработки пакета документов планирования на общевойсковую операцию. К входным документам этой задачи можно отнести директиву или боевой приказ старшего начальника, распоряжения по видам обеспечения и др. К выходным - решение командующего (командира), боевой приказ, боевые распоряжения и др.

Поскольку объемы входной (выходной) информации типовой задачи зависят от роли и места ПУ в СУ, они могут с достаточной достоверностью определяться по результатам командно-штабных учений и других мероприятий оперативной подготовки.

При этом минимально возможная (начальная) продолжительность времени решения типовой задачи управления устанавливается опытным путем (для существующих ПУ) или рассчитывается теоретически методами сетевого планирования (для перспективных ПУ).

Для учета состояния системы связи, обеспечивающей обмен информацией с другими ПУ, а также с органами военного и государственного управления, целесообразно использовать обобщенную оценку текущего состояния направлений связи, которые в соответствии с разработанным планом связи должны обеспечивать функционирование рассматриваемого ПУ.

В качестве показателя такой оценки обычно определяется «пропускная способность направления связи». Этот показатель позволяет с достаточной точностью произвести оценку текущих возможностей системы связи по сбору (приему) входной информации и передаче выходной информации потребителям.

Предлагаемый способ оценки состояния СУ общевойскового объединения основан на применении пяти правил, объединяемых блок-схемой алгоритма оценки состояния СУ, представленной на рисунке 3.

Первое правило предписывает вначале оценивать состояние ПУ без учета обеспечивающих его работу элементов системы связи (направлений связи). При этом показателем оценки устанавливается потенциальная продолжительность времени решения типовой задачи управления, а критерии оценки выбираются следующим образом.

Если текущее значение этого показателя не более чем на 20 % превышает его первоначальное значение (ПУ на 100 % укомплектован оперативным составом и средствами автоматизации, а также отсутствует воздействие внешней среды), функционирование ПУ «устойчивое»; если текущее значение показателя превышает его первоначальное значение более чем на 20 %, то функционирование ПУ «затруднено»; если текущее значение показателя превышает его первоначальное значение более чем в два раза, то функционирование ПУ «нарушено»; если текущее значение показателя более чем в пять раз превышает его первоначальное значение, то считается, что функционирование ПУ «сорвано».

Оценка состояния системы управления войсками в ходе операции (боя)

Рис. 3. Укрупненная блок-схема алгоритма оценки состояния СУ

Сущность частного критерия (правила) оценки эффективности функционирования (состояния) ПУ (без учета состояния системы связи) иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1

Оценка состояния ПУ (без учета системы связи)

Оценка состояния системы управления войсками в ходе операции (боя)

Второе правило регламентирует оценку эффективности функционирования (состояния) направления связи. В качестве показателя устанавливается пропускная способность анализируемого направления связи. Критерии оценки принимаются следующими.

Если текущее значение показателя составляет более 80 % от его первоначального значения (для состояния, когда отсутствуют потери соответствующих элементов системы связи, а также другие отрицательные воздействия), то считается, что функционирование направления связи «устойчивое»; если текущее значение показателя находится в интервале от 60 до 80 % от его первоначального значения, то функционирование направления связи «затруднено»; если в интервале от 20 до 60 % от его первоначального значения, то функционирование направления связи «нарушено»; если составляет 20 % и менее от его первоначального значения, то функционирование направления связи «сорвано».

Сущность частного критерия (правила) оценки эффективности функционирования (состояния) направления связи иллюстрирует таблица 2.

Таблица 2

Оценка состояния направления связи

Оценка состояния системы управления войсками в ходе операции (боя)

Третье правило определяет порядок оценки общего состояния элементов системы связи, обеспечивающих функционирование анализируемого ПУ.

При этом рассматривается состояние направлений связи, разворачиваемых от ПУ, в соответствии с существующим планом связи объединения, с учетом группы важности каждого из этих направлений.

Для оценки текущего состояния совокупности направлений связи, обеспечивающих функционирование ПУ, используются такие показатели, как средние значения пропускной способности направлений связи данного ПУ различной категории важности; доля направлений связи (от первоначального их числа), находящихся в состоянии «сорвано».

Оценка состояния направлений связи по данным показателям представлена в таблице 3.

Таблица 3

Оценка текущего состояния совокупности направлений связи ПУ

Оценка состояния системы управления войсками в ходе операции (боя)

Примечание: совокупность направлений связи менее важной группы имеет одинаковое или худшее состояние относительно направлений более важной группы.

Четвертое правило отражает порядок совместной оценки функционирования ПУ с учетом состояния соответствующих направлений связи. Это правило иллюстрирует таблица 4.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации