Основные направления развития системы тылового обеспечения на современном этапе строительства ВВС

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/2008, стр. 40-44

Основные направления развития системы тылового обеспечения на современном этапе строительства ВВС

Полковник Г.М. ЛОБЛЧЕВ,

кандидат технических наук

Полковник в запасе В. И. ПАВЛОВ,

кандидат военных наук

НА СОВРЕМЕННОМ этапе строительства ВВС основное внимание уделяется совершенствованию их структуры и боевого состава, обусловленное изменениями национальных военно-политических приоритетов, предстоящим поступлением на вооружение ВВС модернизированных и перспективных авиационных комплексов пятого поколения с существенно возросшими возможностями по решению боевых задач. Вместе с тем количественно-качественные изменения ВВС не снижают актуальности проблемы обеспечения мобильности авиации, ее способности в кратчайшие сроки осуществлять перегруппировку в любой район предполагаемых военных действий. Важнейшим из условий решения этой проблемы является соответствие системы тылового обеспечения (СТО) ВВС современным требованиям.

Одним из перспективных подходов приведения СТО в соответствие с современными требованиями является перевод авиации ВВС на территориально-базовый принцип обеспечения, который закреплен в «Основах политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года», утвержденных Президентом РФ 3 февраля 2001 года. Перспективная СТО ВВС может стать одним из важнейших элементов межведомственной (сопряженной) унифицированной системы тылового обеспечения (МУСТО) Российской Федерации. Для реализации данного подхода к развитию СТО ВВС необходимо проведение комплекса мероприятий по таким направлениям, как реформирование организационной структуры СТО, совершенствование аэродромной сети ВВС, повышение уровня технической оснащенности органов тыла, совершенствование системы управления тыловым обеспечением.

Наиболее рациональным вариантом реформирования организационной структуры СТО, на наш взгляд, является создание компонентов территориально-базовой системы тылового обеспечения ВВС, прежде всего на оперативном и тактическом уровнях. Под территориальной системой тылового обеспечения ВВС понимается созданная и заблаговременно обустроенная на территории военных округов инфраструктура с имеющимися стационарными арсеналами, базами, складами по общевойсковым и авиационным материальным средствам, ремонтными, транспортными, медицинскими и другими органами тылового обеспечения. В границах такой территории организуется всестороннее тыловое обеспечение всей базирующейся авиации с использованием всех коммуникаций и местной экономической базы. Предлагаемая система закрепляет наличие двух направлений обеспечения - общевойскового и специального. Основу территориальной системы тылового обеспечения составляют общевойсковые и авиационные районы тылового обеспечения ВВС (на оперативном уровне) и тыловые подразделения авиационных баз (на тактическом уровне). Районы и базы предназначены для обеспечения авиационных частей и подразделений, базирующихся постоянно, прибывающих на усиление и совершающих маневр.

Общевойсковой район тылового обеспечения (ОРТО) предназначен для обеспечения поставок материальных средств (МС) общевойсковой номенклатуры во все части и учреждения (в том числе из состава группировки ВВС), дислоцированные в границах района. Он объединяет размещенные на его территории органы управления, части и учреждения общевойскового тыла. Поставки МС авиационной номенклатуры осуществляются силами и средствами авиационного района тылового обеспечения (АРТО), который включает: стационарные склады с запасами материальных средств авиационной номенклатуры, части подвоза, подвижные части материального обеспечения, инженерно-аэродромные части и ремонтные органы. Для обеспечения авиационных частей, прибывающих на усиление из других регионов, а также для обеспечения аэродромного маневра в ходе боевых действий в АРТО предусмотрены мобильные силы и средства. Механизация складов и их отделений, контейниро-вание и пакетирование перевозок, наличие транспортного авиационного подразделения в составе АРТО существенно повышают возможности района по своевременной доставке материальных средств на склады авиационных баз и авиационно-технических частей.

Авиационная база (АБ) - это войсковое формирование объединения ВВС, включающее силы и средства для выполнения задач тылового, технического и отдельных видов боевого обеспечения авиационных частей фронтовой авиации, подразделений военно-транспортной авиации, а в ряде случаев - и самолетов дальней авиации. АБ дислоцируется в аэродромном узле, который включает основной аэродром и два-три аэродрома рассредоточения. На основном аэродроме размещены главные объекты АБ, а на аэродромах рассредоточения развернуты ее мобильные компоненты - авиационные комендатуры. Личный состав комендатур выполняет задачи, находясь на аэродромах постоянно или вахтовым методом. Это особенно важно для поддержания эксплуатационной готовности аэродромов, на которых расформированы авиационные части в ходе реорганизации ВВС. Защищенные склады АБ позволяют разместить на аэродромах повышенные запасы горючего, боеприпасов и других материальных средств, а возможности ее транспортных подразделений обеспечивают своевременный маневр этими запасами между аэродромами.

К числу основных компонентов СТО ВВС относится аэродромная сеть. Наличие и распределение аэродромов в регионе, их эксплуатационное состояние во многом определяют возможности и степень достижения цели применения авиации. Значительная часть существующей аэродромной сети ВВС не в полной мере отвечает требованиям эффективного применения авиации в военных конфликтах как по расположению аэродромов, так и по состоянию аэродромных покрытий, складской базы и других объектов. В связи с этим одним из обязательных условий перехода к перспективной СТО является проведение мероприятий по ремонту и реконструкции аэродромов ВВС. Кроме того, для обеспечения базирования авиационных группировок после оперативного развертывания и реализации их оперативных возможностей требуется дооборудование определенного количества аэродромов других министерств и ведомств.

Наряду с расширением возможностей аэродромной сети для создания территориальной СТО ВВС необходимы разработка нормативно-правовой базы организации и осуществления тылового обеспечения ВВС по территориально-базовому принципу, формирование районов тылового обеспечения (авиационных и общевойсковых) и авиационных баз, перераспределение и пополнение запасов материальных средств на складах всех звеньев тыла.

Переход на территориально-базовый принцип обеспечения авиации предопределяет необходимость технического переоснащения органов тыла, в первую очередь авиационно-технических частей и соответствующих подразделений авиационных баз, с учетом определенных требований к средствам наземного обеспечения полетов (СНОП). Большинство технических средств, находящихся на вооружении частей тыла, не унифицированы, функционально дублируют друг друга, используют различные комплектующие, горюче-смазочные и другие эксплуатационные материалы, не имеют автоматических режимов работы, встроенных систем контроля, обладают низкой эксплуатационной технологичностью и ремонтопригодностью, не в полной мере отвечают требованиям качественного обеспечения современной авиации. Одним из основных требований к СНОП является их способность обеспечивать боевые действия авиации как с постоянных, хорошо оборудованных и защищенных аэродромов, так и с аэродромов, имеющих слаборазвитую инфраструктуру. В связи с этим состав СНОП должен включать как высокопроизводительные стационарные комплексы, так и подвижные средства.

Проблема соотношения стационарных и мобильных технических средств обеспечения может быть решена за счет создания системы блочно-модульных средств, которые, являясь высокомобильными, в то же время могут объединяться в высокопроизводительные блоки для стационарных комплексов. Разработка и освоение производства технических средств модульного типа, в перспективе могущих составить единую систему средств, предназначенную для полного и качественного тылового и технического обеспечения частей авиации в любых условиях боевых действий, а также их маневра, является наиболее перспективным направлением в военно-технической политике в области тылового обеспечения ВВС. Единая система модульных средств позволяет оснащать однотипными средствами как стационарные, так и подвижные объекты, обеспечивает высокую унификацию и ремонтопригодность техники, упрощает снабжение запасными частями и эксплуатационными материалами, облегчает подготовку специалистов. Кроме того, оснащение войск унифицированными блочно-модульными средствами приведет к переходу от многовидовой СТО к единой комплексной СТО военной авиации и облегчит переход к МУСТО Вооруженных Сил РФ.

Оснащение войск модульными средствами должно проводиться в рамках реализации финансируемой государством федеральной целевой программы разработки, производства, модернизации и эксплуатации системы блочно-модульных средств наземного обеспечения полетов. Первым шагом на этом пути может стать разработанная в ВВС и утвержденная главнокомандующим ВВС «Концепция развития системы средств наземного обслуживания летательных аппаратов общего применения», которая обобщает современные требования практически ко всему комплексу средств наземного обеспечения полетов, определяет основные направления и этапы их разработки и принятия на вооружение. Комплексная программа должна содержать номенклатуру, количество, сроки, стоимость разработки и освоения производства, поступления в части, выхода в ремонт, снятия с вооружения и утилизации объектов модульной системы СНОП. Как показывает опыт, создание отдельных образцов СНОП без учета системных факторов приводит к дальнейшему отставанию системы обеспечения в области технического оснащения от передовых стран и нерациональному расходованию и так ограниченных материальных и финансовых средств.

Изменение состава органов тыла и принципов выполнения задач тылового обеспечения авиационных группировок ВВС в ходе боевых действий приводит к необходимости совершенствования системы управления тылом. Система управления тыла (СУТ) ВВС, построенная на общих организационно-технических принципах, имеет специфические черты, отражающие особенности функционирования СТО ВВС. Уровень современных требований к СУТ ВВС весьма высок и не может быть полностью реализован в рамках существующих состава и оснащенности системы. По данным исследований, при выработке решений на тыловое обеспечение до 60 % времени расходуется органами управления тыла на сбор и анализ данных оперативно-тыловой обстановки и только 35-40 % времени остается на творческую и организационную работу. При этом современные состав и техническое оснащение органов и пунктов управления тыла не обеспечивают в полной мере переработку поступающей оперативно-тыловой информации в требуемые сроки.

В связи с этим можно выделить организационный и технический аспекты развития органов и пунктов управления, систем связи и автоматизации тыла, которые носят для каждого или почти для каждого из этих компонентов универсальный характер. Организационный аспект заключается в изменении состава и функций компонентов СУТ, прежде всего органов управления тыла, в соответствии с составом и структурой территориальной СТО ВВС. В состав перспективной СУТ ВВС включены новые компоненты: органы и пункты управления авиационных районов тылового обеспечения и тыла авиационных баз. Так как части тыла оперативного звена входят в состав АРТО, то на органы управления района возлагаются организационно-снабженческие и контрольно-ревизионные функции по авиационному направлению тылового обеспечения. Органы управления тыла объединения ВВС осуществляют оперативное планирование тылового обеспечения авиационных группировок и организацию взаимодействия тыла авиационных баз, авиационно-техни-ческих частей объединения ВВС с районами тылового обеспечения (авиационными и общевойсковыми). Взаимодействие тыла объединения ВВС с АРТО организует управление начальника тыла ВВС, а с ОРТО - управление тыла фронта (военного округа).

Для обеспечения надежного и непрерывного руководства тылом в составе перспективной СУТ ВВС предусматриваются: стационарные (основные) и подвижные (запасные) пункты управления АРТО и тыловые пункты управления объединений ВВС. Прежде всего необходимо заблаговременное создание защищенных от современных высокоточных средств поражения стационарных пунктов управления (ПУ). Вместе с тем для дублирования стационарных ПУ при их выходе из строя в постоянной боевой готовности должны содержаться подвижные пункты управления.

Важнейшим компонентом любой современной системы управления является система связи и комплекс средств автоматизации. Отсюда следует, что решение проблемы повышения эффективности управления тылом тесно связано с совершенствованием на новом технологическом уровне материальной основы управления - систем и комплексов связи и автоматизации. До настоящего времени системы автоматизированного управления обеспечивали повышение эффективности управленческой деятельности только путем последовательной автоматизации наиболее трудоемких, но относительно легко формализуемых функций. Однако резкое усложнение задач по руководству тылом и изменение элементной базы комплексов автоматизированного управления должны переместить центр тяжести в дальнейшем развитии средств управления в область качественно новых информационных технологий. При этом должна обеспечиваться преемственность методов и приемов работы должностных лиц с комплексами средств автоматизации (КСА). Такой подход к построению КСА управления тылом требует создания наряду с комплексом технических средств соответствующего информационного и программного обеспечения. Вполне очевидно, что создание эффективной СУТ ВВС возможно только при условии принятия на вооружение современных автоматизированных систем управления (АСУ), сопряженных с АСУ тыла ВС РФ и АСУ ВВС.

В целом реализация предлагаемых направлений развития системы тылового обеспечения ВВС позволяет повысить эффективность обеспечения боевой подготовки авиации в мирное время, сократить сроки создания авиационных группировок в регионах и повысить интенсивность боевых действий авиационных частей при снижении стоимости содержания системы тылового обеспечения ВВС.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации