Оптимизация управленческих задач технического обеспечения флота с помощью логистических систем

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2008, стр. 53-58

Оптимизация управленческих задач технического обеспечения флота с помощью логистических систем

Е.Ф. ЛОСЕВ,

доктор военных наук

Подполковник Э.И. МУХИТОВ

В НАСТОЯЩЕЕ время в военно-научной литературе уделяется достаточно много внимания задачам управления боевыми действиями, их решению по руководству операциями, действиями соединений и частей на театре военных действий. В то же время теоретическому обоснованию управления процессами технического обеспечения (ТО), являющегося составной частью организации управления силами флота, научная общественность внимания уделяет недостаточно.

Необходимо отметить, что требования руководящих документов по управлению ТО очень обширны и высокоинформативны, да и сама подготовка решений по данному виду обеспечения требует не только много времени, но и достаточно высоких профессиональных качеств в смежных областях знаний и общего высокого интеллекта офицеров-операторов.

Оптимизация ВМФ, и в частности Балтийского флота (БФ), а также проведенные КШУ на БФ на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что сложность решаемых задач ТО нисколько не снижается, а, наоборот, возрастает. Кроме того, совершенствование ТО в целях сокращения сроков подготовки решений по этому вопросу и гарантированное обеспечение кораблей вооружением и техникой с использованием традиционных подходов потребует дополнительных ресурсов. Это не только увеличение числа офицеров-операторов, но и их профессиональная переподготовка, увеличение количества дополнительных каналов связи и пр. Таким образом, можно утверждать, что традиционные подходы к совершенствованию ТО себя исчерпали.

Дальнейшее совершенствование ТО видится в применении принципов логистики, которые используются в материально-техническом обеспечении вооруженных сил стран НАТО. При решении задач логистики широко применяются такие методы, как теория запасов, теория массового обслуживания, теория расписаний, методы математического программирования и методы исследования операций. Поэтому в ходе оперативной подготовки органов управления вооружением и его эксплуатацией было бы уместным внедрять логистические информационные системы на интеллектуальных технологиях с достаточно обширными базами данных, знаний и удобным интерфейсом по системе ТО флота. Наличие электронного картографического блока и визуальной информации от различных источников позволит наблюдать процессы в реальном масштабе времени, не перегружая каналы связи дополнительными запросами по обстановке.

Это поможет в первую очередь снизить уровень информационной нагрузки офицеров-операторов, позволит им свободно анализировать процесс ТО в целях его корректировки, а также даст возможность системно и комплексно оказывать информационную и интеллектуальную поддержку выполняемых решений нижестоящим звеньям управления техническим обеспечением, что позволит более централизованно, с учетом детерминированных связей осуществлять управление всей системой ТО флота.

Для увеличения эффективности управления ТО необходимы автоматизированные системы управления, объединяющие логистические системы по видам деятельности, для быстроты работы лиц, принимающих решение (ЛПР) на ТО сил (войск).

В современных условиях такие принципы логистики, как сбалансированность производства, складирования и транспорта, возможность внести изменения в график подачи материально-технических средств, изменить сроки их поставки, минимизация объемов запасов, моделирование движения ВВТ и материально-технических средств (МТС), дают, по аналитическим оценкам, ощутимый экономический эффект. Это и сокращение уровня запасов продукции на базах и складах флота, и повышение уровня информационного обслуживания на основе виртуальной или безбумажной технологии заказа материальных средств, и сокращение времени и стоимости транспортирования на 30-45 %.

Системы аналитических, эвристических, математических, имитационных, штабных моделей дают возможность организовать деятельность штаба вооружения как органа планирования и управления ТО на основе новейших высоких технологий, прогнозировать ход и тенденции совершенствования ТО.

Кроме того, это позволит достаточно просто выполнить систему планово-предупредительных работ (СППР) по ТО, которую можно создать на основе логистической информационно-интеллектуальной системы (ЛИИС). Современная логистика, как наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя, выработала методы и приемы, которые вполне применимы при техническом и тыловом обеспечении сил флота. Именно в предметной области ТО осуществимо внедрение информационной, производственной, складской, транспортной логистики, а также логистики запасов и организации логистического управления. ЛИИС ТО - это целостный комплекс программно-технических средств и регламентов их функционирования для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности системы ТО.

Для того чтобы эффективно управлять такой динамичной информационной структурой, как система ТО флота, необходимо, чтобы ЛИИС включала в себя следующие блоки (рис. 1): информационно - справочный блок с внутренней и внешней базой данных; расчетно-логистический блок (РЛБ), применяющий логистическо-математические методы расчетов задач технического обеспечения; интеллектуальный-блок (ИнБ) с базой знаний и экспертной системой; экранно-картографический блок (ЭКБ), применяющий экранные формы.

В условиях определенности и в простых случаях с использованием конкретных экранных форм ЭКБ и визуального наблюдения результатов действий подчиненных ЛПР достаточно оценить обстановку или просто решить ряд функциональных задач (или их составных частей) без производства каких-либо расчетов. Задачи, решение которых не требует производства дополнительных расчетов, а осуществляется путем визуального наблюдения и оценки ЛПР соответствующей графической информации, называются визуальными. К визуальным задачам можно отнести анализ графиков, гистограмм, принятие решений на основе сравнения графической информации и другие.

В случаях неопределенности («условиях риска») при выработке решений многопараметрических задач ТО ЭКБ играет роль интерфейса между блоками ЛИИС. Тогда используются визуальные данные из базы данных на этапе уяснения задачи и оценки обстановки, а также сценарии, адекватность и верификация альтернатив из базы знаний ИнБ, представление визуальных расчетов из РЛБ на экране, моделирование действий системы ТО, прогнозирование действий на этапе определения замысла решения. Экранными формами можно представлять информацию в режиме реального времени для уточнения ресурсов системы ТО.

Оптимизация управленческих задач технического обеспечения флота с помощью логистических систем

Рис. 1. Логистическая информационно-интеллектуальная система ТО флота

Предлагаемая модель ЛИИС имеет возможность учитывать все информационные логистические потоки в системе ТО, начиная от автоматизированного рабочего места в цехе арсенала, базы, склада и до командных пунктов флота и ВМФ (рис. 2).

Оптимизация управленческих задач технического обеспечения флота с помощью логистических систем

Рис. 2. Информационное логистическое взаимодействие звеньев системы ТО

ЛИИС могла бы использовать новые формы товародвижения, применяемые в логистике, а именно: передачу заявок, актов приема-передачи с помощью электронной почты, информационные технологии (GPRS, GPS, SMS-сообщения, WAP-протоколы передачи данных), применение на складах системы идентификации объектов, т. е. штрих-кодирование и сканирование.

Тогда с применением компьютеров можно определить, где находятся (на каком предприятии, арсенале, базе, складе, хранилище, стеллаже, полке, ящике) любые материально-технические средства, запасное имущество и приборы, военно-техническое имущество или вооружение и военная техника, что значительно снизило бы логистические издержки и сэкономило бы время.

Отдельно можно акцентировать внимание на использовании ЛИИС благодаря широким возможностям, предоставляемым космической навигационной системой «ГЛОНАСС». Такая система управления логистическими операциями системы ТО является более гибкой и адекватной складывающейся обстановке. Немаловажно и то, что при электронном цифровом кодировании и оборудовании ВВТ радиомаяками (навигаторами) появляется возможность отслеживать их по цепочке «производственный цех (предприятие) - арсенал (база) ВМФ - арсенал, база, склад флота - часть (корабль)».

Например, при решении задач транспортирования ВВТ в случае возникновения препятствий на пути их движения по цепочке из континентальной России по железной дороге в Калининградскую область или на Камчатку вполне возможно использовать оперативные альтернативные меры их доставки авиационным или морским транспортом. Также в местах базирования флота можно осуществить цифровое видеообеспечение, используя современные средства связи, систему «ГЛОНАСС» или техническую разведку маршрутов транспортирования, районов причалов, состояния погрузки-выгрузки, районов рассредоточения или сосредоточения путем применения беспилотных летательных аппаратов (рис. 3).

Оптимизация управленческих задач технического обеспечения флота с помощью логистических систем

Рис. 3. Представление релевантной информации (on-line) с мест проведения мероприятий ТО в ЛИИС

Логистика прочно заняла место в системе технического обеспечения ВС НАТО. Например, основным координирующим звеном в системе материально-технического обеспечения бундесвера является центр снабжения (Logistikzentrum der Bundeswehr). Он относится к органам центрального управления и работает в тесном сотрудничестве с командованием вооруженными силами, вычислительными центрами министерства обороны, складами, коммерческими фирмами и предприятиями промышленности ФРГ. Главной функцией центра снабжения является исполнение заявок на поставку материально-технических средств заказчику, в том числе гражданским организациям. Прием заявок осуществляется с использованием всех видов связи, включая и систему NAVSTAR, через вычислительный центр. После обработки полученной заявки выбирается наиболее оптимальный способ ее удовлетворения.

Такие же логистические центры уже действуют и будут созданы в соответствии с планами и межгосударственными соглашениями в других европейских странах НАТО. Например, с 2006 года в военно-морских базах Фредериксхафн и Корсер состоялась церемония начала формирования оперативного центра тыловой поддержки ВМС Дании OPLOG (Operative Logistiske Stoettencenter). Предназначение центра - оказание технической и тыловой поддержки контингентам ВМС, действующим в интересах решения национальных и международных задач. Проверка возможностей задействования элементов центра была отработана в ходе учений объединенных вооруженных сил НАТО «Стедфаст Джагу-ар», «Балтопс» (2006) и в ходе последующих учений.

В этих центрах используются различные логистические системы, которые базируются на экономических и социальных дисциплинах (экономика и организация производства, управление качеством, персоналом и т. п.), а их математическую основу составляют теория вероятностей, статистика и т. п. Примером могут служить LRP-система (Logistics Requirements Planning) - система контроля входных, внутренних и выходных материальных потоков, Supply Chain Management System - система управления логистической цепью, которая применяет концепцию JIT (just-in-time - точно в срок), система оптимизации объема поставок и др.

За последние два десятилетия сформировались и получили достаточно широкое распространение (в том числе и в России) так называемые CALS-технологии и CASE-методологии и технологии, позволяющие системно подойти к разработке программного обеспечения ЛИИС ТО. Первоначальное значение термина «CASE», ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения, в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных систем поддержки принятия решений (СППР), каковой, безусловно, является ЛИИС. Теперь под термином «CASE-средс-тва» понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения СППР, включая анализ и формулировку требований к ним, проектирование прикладного программного обеспечения (приложений) и баз данных, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление.

ЛИИС ТО флота, основанная на CASE-технологии, включала бы в себя автоматическую систему ведения электронных карт местности, базу данных, информационно-расчетный комплекс для решения логистических и других оперативно-технических расчетов задач ТО или моделей логистики (модель теории игр, массового обслуживания, запасов, линейного программирования, календарного планирования и др.). Эти расчеты можно проводить с формализуемыми, поддающимися математическому анализу задачами в РЛБ. Интеллектуальную составляющую ЛИИС можно построить на базе экспертных систем, так как множество задач ТО является плохо формализуемыми. В базе знаний ИнБ сформированы замыслы и сценарий оптимального решения, которое ЛПР будет в итоге представлять вышестоящему командованию. Принципиальным его отличием от существующего алгоритма ППР является то, что в нем заранее заготовлены сценарии и модели решений по ТО. После получения указаний от ЛПР, уяснения задачи и оценки обстановки офицер-оператор через пользовательский интерфейс из БЗ ИнБ логистической системы в модуль сценариев выдает сценарии или модели, подходящие под решение поставленной задачи.

Таким образом, логистическая оптимизация решения управленческих задач технического обеспечения флота и планирования ТО позволит:

увеличить степень адаптации системы ТО к условиям внешней среды (гармоничная организация, высокоэффективное управление, легкий контроль результатов выполнения планов);

снизить материальные и финансовые затраты при движении материальных потоков от арсеналов, баз, складов до конечных потребителей - сил (войск) флота;

сократить цикл обслуживания потребителя, т. е. время между подачей заявки и доставкой ВВТ и военно-технического имущества, в том числе за счет использования достижений информационных технологий;

использовать комплексный подход для решения вопросов движения МТС, предполагающий точный расчет, рациональность и согласование процессов, связанных с этим движением (транспортированием, складированием, производством);

использовать теорию компромиссов в хозяйственной практике между ОВУ ТО флота, заводами и предприятиями системы ТО (предприятиями ВПК региона), различными ЗАО и ОАО, фирмами по производству и поставке на флот продукции оборонного значения;

обеспечить возможность применения нетривиальных способов доставки МТС из центра до баз и складов флота и конечных потребителей (с помощью контейнеровозов, судов типа «ро-ро», вертолетов), использовать зарубежные фирмы при ТО сил флота, проводить мероприятия технической разведки с помощью беспилотных летательных аппаратов и т. п.

Логистическая информационно-интеллектуальная система применима при решении задач тылового и технического обеспечения не только на флоте, но и в других видах ВС. Снижение логистических издержек позволит направить высвобождаемые ресурсы на более полное, непрерывное техническое и тыловое обеспечение, повысит эффективность управленческих решений.

Р я б ч у к В.Д-, Ничипор В.И. О роли и месте прогнозирования и предвидения в системе планирования операций и общевойскового боя // Военная Мысль. 2007. № 10. С. 67.

П о п о в В. Военно-экономические аспекты логистики в теории и практике систем военного назначения // Морской сборник. 2007. № 5. С. 35.

CALS-технологии в РФ получили еще название ИПИ-технологий (информационная поддержка жизненного цикла промышленных изделий).

CASE (Computer-Aided Softwaresystem Engineering) - разработка программного обеспечения информационных систем при поддержке (с помощью) компьютера.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации