Научно-методические основы организации применения формирований войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/2008, стр. 31-34

Научно-методические основы организации применения формирований войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах

Полковник С.В. КУХОТКИН, кандидат технических наук

Полковник Г. И. ОЛЕФИР, кандидат технических наук

Подполковник А.С. ВЕЛЬЯМИНОВ

Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера является одним из важнейших условий обеспечения национальной безопасности России.

В соответствии с законодательством важнейшая роль в решении этой задачи отводится войскам РХБ защиты, соединения и части которых могут привлекаться к ликвидации чрезвычайных ситуаций в зависимости от вида и мест их возникновения. В основу решения этой задачи положена научно-методическая база по применению формирований войск РХБ защиты ВС РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах (ХОО).

На территории России в настоящее время функционируют более 3000 промышленных предприятий различного профиля, располагающих значительными запасами токсичных химикатов (ТХ), суммарный запас которых составляет более 2 млн тонн; также на территории РФ расположены объекты по хранению и уничтожению химического оружия.

Практика показывает, что разработать абсолютно безопасный технологический процесс переработки ТХ в настоящее время не представляется возможным, так как всегда существует вероятность возникновения предельных значений в технологических параметрах, отказа системы защиты, принятия ошибочных решений. Кроме того, не исключена возможность проведения террористических актов, направленных на разрушение химически опасных объектов.

Все это означает, что на любом этапе технологических операций с ТХ возможны случаи возникновения аварий, связанных с их несанкционированным высвобождением и накоплением в объектах окружающей среды в количествах, оказывающих поражающее действие на человека и природную среду.

Последствия таких аварий характеризуются возникновением ЧС - состоянием, при котором на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, создается угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб окружающей среде. При этом возможные масштабы ЧС могут варьироваться в значительных пределах.

В настоящее время ЧС классифицируются на семь основных классов: локальные, межмуниципальные, муниципальные, трансграничные, региональные, межрегиональные, федеральные.

Данные классы ЧС по степени тяжести подразделяются по следующим параметрам: количеству пострадавших, количеству граждан с нарушенными условиями жизнедеятельности, величине материального ущерба, размерам зоны чрезвычайной ситуации.

Таким образом, любая ЧС может быть охарактеризована в широком спектре проявления неблагоприятных последствий.

С целью оказания помощи пострадавшему населению и войскам, снижения их потерь при нахождении на зараженной местности и создания условий для нормальной жизнедеятельности организуется и проводится ликвидация ЧС.

Опыт ликвидации ЧС свидетельствует о том, что для нормализации обстановки в районах их возникновения требуется привлечение большого количества людских ресурсов, в том числе специально подготовленных формирований постоянной готовности, а также значительные материальные затраты. В настоящее время для ликвидации ЧС природного и техногенного характера такие формирования имеются в войсках РХБ защиты. Их применение базируется на концепции обеспечения безопасности основных районов страны, где сосредоточены потенциально опасные объекты.

При ликвидации ЧС на химически опасных объектах формирования войск РХБ защиты в соответствии со спецификой их предназначения решают широкий круг задач, основными из которых являются: химическая разведка и химический контроль в зоне ЧС; локализация источников химического заражения; обезвреживание мест аварийного выброса ТХ; сбор зараженных материалов и грунта, их транспортировка к местам захоронения; специальная обработка вооружения и военной техники, санитарная обработка личного состава.

Выполнение данных задач связано с рядом проблем, определяемых организацией действий подразделений ликвидации ЧС.

Основная функция командования силами ликвидации ЧС заключается прежде всего в организации и проведении комплекса мероприятий, направленных на снижение ущерба от ЧС. Своевременность и правильность принятия решения является в большинстве случаев определяющим фактором, влияющим на эффективность противоаварийных мероприятий. При принятии решения требуется выполнить достаточно большой и трудоемкий объем работы, основными этапами которой являются: уяснение полученной задачи, оценка обстановки, собственно принятие решения с определением замысла, задач войскам, основных вопросов взаимодействия, управления и всестороннего обеспечения. Для выполнения каждого из этих этапов необходимо наличие объемных массивов достоверной исходной информации и научно обоснованного методического обеспечения проводимых расчетов.

Кроме того, необходимо учитывать, что любая авария имеет свои особенности и множество вариантов развития. Поэтому в каждом случае требуется выработка отдельного конкретного решения на ликвидацию ее последствий. С учетом высокой динамики протекания процессов формирования поражающих факторов, а следовательно, и недостатка времени на разработку ответных мер возрастает вероятность принятия неправильного решения.

Практика показывает, что, каким бы грамотным и подготовленным ни был командир, ему трудно в сжатые сроки проанализировать складывающуюся обстановку и выработать наиболее целесообразное и всесторонне обоснованное решение на ликвидацию ЧС.

Накопленный опыт в решении задач по ликвидации ЧС убедительно показывает перспективность применения вычислительной техники, оснащенной специализированными программами, которые могли бы обеспечивать оперативность и правильность действий командиров и штабов всех уровней. К ним можно отнести программное обеспечение, реализующее различные аспекты концепции поддержки принятия решений (ППР).

Под ППР при возникновении ЧС следует понимать комплекс функций, реализуемых программными и аппаратными средствами, направленных на обеспечение правильной, адекватной, своевременной и эффективной реакции субъекта принятия решения на происходящие события в каждый период функционирования ХОО.

Основными задачами, решаемыми с помощью использования программы ППР при возникновении ЧС, являются: накопление и объективное представление информации, оказывающей влияние на процесс принятия решения всеми ответственными лицами; учет существующей нормативной базы, регламентирующей разработку и принятие решений; моделирование процессов, происходящих при возникновении и развитии ЧС, а также прогнозирование их последствий, включая оценку риска для человека и окружающей природной среды; составление и анализ планов действий, в том числе оценка временных, человеческих и материальных затрат в интересах оптимизации проводимых защитных мероприятий; обеспечение оперативности доведения решений до исполнителей.

Представленные теоретические положения составляют основу разработки расчетной программы ППР при ликвидации ЧС на химически опасных объектах.

Программа представляет собой блочно-модульную модель, выполняющую определенные функции обеспечения проведения расчетов, облегчающих работу оператора. Структурными элементами такой модели являются модули: расчета времени работы командования при подготовке к ликвидации ЧС; прогнозирования химической обстановки; химической разведки и химического контроля; транспортирования и захоронения химических отходов и зараженных материалов; нейтрализации ТХ и дегазации зараженных поверхностей; локализации источника химического заражения.

Все модули в свою очередь являются сложными системами, включающими в себя разнообразные программные блоки.

Так, модуль расчета времени работы командования включает: блок исходных данных, блок расчета времени работы командира и штаба, блок расчета времени готовности к выполнению задач. Данный модуль предназначен для расчета временных интервалов основных этапов работы командира и штаба при подготовке к ликвидации ЧС, а также для определения времени готовности сил и средств к выполнению поставленных задач.

Модуль прогнозирования химической обстановки реализован расчетной программой, которая структурно состоит из расчетных блоков и блоков, обеспечивающих проведение расчетов. Все блоки являются взаимосвязанными и выполняют строго определенные функции. Управление работой данных блоков оператор может осуществлять через диалоговые окна. Методическое обеспечение модуля прогнозирования химической обстановки включает пять базовых расчетных методик: методику расчета процесса образования источника химического заражения (ИХЗ) и определения его параметров; три методики расчета распространения паров ТХ от различных ИХЗ, расположенных на открытой местности; методику расчета выхода и распространения паров ТХ через проемы частично разрушенных зданий и помещений. Применен также еще целый ряд специальных методик, предназначенных для расчета отдельных параметров и значений специальных функций.

Основными определяемыми расчетными значениями являются: глубина распространения облаков зараженного воздуха (03В); площадь заражения местности по следу распространения ОЗВ; максимальные и минимальные плотности заражения поверхностей; возможное количество пораженных жителей близлежащих к аварийному объекту населенных пунктов.

Полученные результаты расчетов являются исходными данными для работы других расчетных модулей программы ППР. Принцип построения структурных элементов остальных модулей программы ППР одинаков. Различия составляют перечень исходных данных и методическое обеспечение, используемое для расчета сил, средств и времени, необходимых на выполнение задач по ликвидации ЧС.

В настоящее время проводятся исследования, посвященные разработке методического и программного обеспечения расчета сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС на химически опасных объектах. Результатом данных исследований должна стать программа, обеспечивающая возможность оперативного и эффективного решения поставленных задач. При этом основное усилие направлено на отработку расчетных модулей по определению временных интервалов всех мероприятий, проводимых при выполнении задач по ликвидации ЧС, последовательности и способов их выполнения; оптимальному распределению сил и средств по объектам работ.

Таким образом, процесс организации действий войск при ликвидации ЧС является весьма трудоемким и ответственным. В этой связи исследования по разработке методического и программного обеспечения, позволяющего повысить оперативность и правильность принятия решений на ликвидацию ЧС, являются одной из актуальных задач, стоящих перед войсками РХБ защиты ВС РФ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации».

Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. Некоторые аспекты государственной политики. МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2005.

Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 1094 от 13.9.1996 г.

Государственный доклад МЧС России о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2000 году. В сб. «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях». М.: ВИНИТИ, вып. 4.2001.

Наставление по действиям соединений, частей и подразделений войск РХБ защиты, предназначенных для ликвидации ЧС. М.: Воениздат, 2006.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации