Направления развития международной кооперации при создании вооружения (на примере кораблестроения)

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/2008, стр. 10-22

Направления развития международной кооперации при создании вооружения (на примере кораблестроения)

Капитан 1 ранга А.Н. ВАУЧСКИЙ,

доктор технических наук

Направления развития международной кооперации при создании вооружения (на примере кораблестроения)

ВАУЧСКИЙ Александр Николаевич родился 27 февраля 1964 года в Ленинграде. Окончил с отличием и золотой медалью Ленинградское высшее военное инженерное строительное краснознаменное училище имени генерала армии А.Н. Комаровского (1986) и Институт экономики и финансов (1999). Службу проходил на различных инженерных должностях Тихоокеанского флота. С 1992 года - в 1-м Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны Российской Федерации. Последовательно прошел должности от младшего научного сотрудника до главного научного сотрудника института (с августа 2006 года). Имеет более 150 научных трудов. Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники. Действительный член Академии военных наук. Специалист в области экономики военного кораблестроения, программно-целевого планирования и военно-технического сотрудничества.

Актуальность международной кооперации

ОСОБЕННОСТЬЮ развития нашего государства в разных областях жизни является сложность достижения баланса между национальными приоритетами и интеграцией в мировое сообщество. Причем критерии и показатели формирования такого баланса изменяются со временем и отличаются по разным направлениям деятельности. Это зависит в первую очередь от изменений военно-политической обстановки в мире, динамики экономического состояния страны, ситуации и современных тенденций в рассматриваемой области деятельности, сложившегося соотношения указанных приоритетов в предыдущие периоды.

В советское время отечественный оборонно-промышленный комплекс (ОПК) отличала высокая степень кооперации. Однако, рассматривая границы международной кооперации, следует отметить, что в 70-80-е годы прошлого века создание вооружения и военной техники (ВВТ) проводилось в рамках предприятий республик, составляющих СССР. Создание ВВТ в странах Варшавского договора развивалось, как правило, на принципах дублирования отечественных производителей и в основном лишь в части производства. Лицензионное производство в других зарубежных странах организовывалось только в интересах экспорта. Основные разработчики ВВТ находились в пределах границ СССР. Условия «холодной войны» не способствовали более широкой интеграции предприятий, а экономические возможности страны позволяли производить на базе отечественного ОПК всю номенклатуру вооружения, причем передового уровня.

В те годы международная кооперация при создании вооружения в мире еще не имела широкого развития.

В результате этого Россия вступила в начало 90-х годов с наивысшим приоритетом отечественных предприятий при создании ВВТ. Во многом такое отношение к рассматриваемой проблеме сохраняется до настоящего времени, но это уже не соответствует ни мировым тенденциям, ни возможностям отечественного ОПК.

Конечно, хотелось бы все образцы вооружения, их составные части и комплектующие производить в России. Это обеспечивает контроль производства и мобилизационные возможности, соответствует принципам протекционистской политики по отношению к отечественным производителям, исключает зависимость от зарубежных поставщиков, может повысить надежность поставок и имеет много других положительных сторон.

Однако реализация указанных преимуществ в современных условиях становится все более затруднительной. Например, надежность поставок определенных изделий на конкурентном сегменте мирового рынка может быть выше, чем отечественного предприятия, балансирующего на грани банкротства. Кроме того, высокосерийные современные зарубежные образцы могут быть более высокого качества и иметь существенные преимущества в цене по сравнению с мелкосерийной продукцией отечественного предприятия уровня 80-х годов.

Обеспечить необходимый для национального производства вооружения объем НИОКР, темп инвестиций в ОПК и уровень серийности производства в России уже не удается. И не только в России - настало время, когда ни одна страна в мире, включая США, уже не способна на передовом уровне разрабатывать и поддерживать в производстве всю номенклатуру ВВТ и их составных частей.

Таким образом, участие в международной кооперации при создании ВВТ является одним из обязательных условий поддержания системы вооружения на передовом уровне, что вызвано преимущественно экономическими причинами. При этом необходимо определить наиболее актуальные направления кооперации, ее формы и объем, а также обеспечить недопущение нанесения ущерба обороноспособности нашей страны.

Мировые тенденции международной кооперации

Процесс становления международной военно-промышленной кооперации как способа разработки, производства и продвижения ВВТ проходил в два этапа.

На первом этапе - после Второй мировой войны - передача различным странам лицензий на производство ВВТ и налаживание лицензионного производства по сути явилась первым шагом на пути становления международной военно-промышленной кооперации. Лицензионные соглашения создали предпосылки для развития более высоких последующих форм международной научно-производственной кооперации в области военной продукции. Следующим шагом стали международные кооперационные программы различной сложности - от совместной модернизации поставленной ранее военной техники до совместной разработки, производства и поставки в третьи страны новых образцов.

Расширение международных кооперационных программ создания вооружения приводит к дальнейшему росту взаимозависимости национальных военных хозяйств. Прежде всего это выражается в том, что появились международные научно-производственные цепочки, включающие национальные военные научно-производственные структуры. Такие цепочки пересекают границы ряда государств и действуют как единые научно-производственные комплексы, обеспечивающие разработку и производство сложных дорогостоящих систем вооружения и военной техники. Некоторые национальные военно-промышленные фирмы становятся звеньями разных международных научно-производственных цепочек, формирующихся с помощью различных типов научно-производственной кооперации.

Именно крупные совместные предприятия и консорциумы осуществляют повседневное управление деятельностью международных научно-производственных цепочек по разработке, производству, реализации и утилизации продукции военного назначения. Организаторами наиболее крупных международных научно-производственных цепочек обычно выступают ведущие американские военно-промышленные компании. Это определяется экономическими возможностями страны, а также научно-техническим превосходством американских военно-промышленных субъектов хозяйствования.

Именно наиболее развитые страны, стоящие во главе кооперации, получают наибольший эффект от такого взаимодействия. Таким образом, через механизм международной кооперации США пополняют свой и без того значительный научно-технический потенциал. Необходимо использовать американский опыт в интересах отечественного ОПК.

Международная интеграция европейской промышленности на втором этапе в 80-90-х годах прошлого века была направлена в первую очередь на обеспечение конкуренции с американскими компаниями. В последние годы конкуренция европейских и американских компаний перешла на более умеренную стадию. Для многих западноевропейских правительств стало очевидным, что не стоит противопоставлять научно-производственную кооперацию западноевропейских стран в области ВВТ аналогичной трансатлантической кооперации. В первой половине 90-х годов США оказали поддержку международным кооперационным программам разработки и производства вооружений, что привело к значительному увеличению числа международных соглашений США по этим программам. Количество их увеличилось примерно с 40 до 120 за период 1994-96 годов. В основном это небольшие совместные проекты в области военных научных исследований и разработок.

В июле 1998 года министры обороны шести западноевропейских стран (Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Великобритании) согласовали принципы, на основе которых должны создаваться транснациональные оборонные компании (Transnational Defence Company). В конце 90-х годов США совместно с западноевропейскими странами разработали целый ряд систем оружия.

Значительное развитие в Западной Европе получили не только многосторонние, но и двусторонние программы создания вооружений. Большой опыт двусторонних программ создания оружия накопили ФРГ и Франция. Эти страны учредили специальные органы для координации научно-производственного сотрудничества по производству военной продукции. Активную политику в области развития двусторонних кооперационных программ разработки и производства ВВТ проводит также Великобритания.

В результате развития международной кооперации у ведущих производителей и экспортеров ВВТ стали возрастать и объемы импорта. По данным Стокгольмского института проблем мира в период 1994-98 годов США были на 15-м месте по импорту вооружений, а Великобритания на 31-м. За период 2001-05 годов США поднялись до 11 -го места, а Великобритания - до 5-го места. По итогам 2007 года и в целом за последние пять лет США вышли на 1-е место в мире по объему импорта вооружений (рис. 1), а Великобритания по аналогичным показателям - на 7-м месте в мире. Основная доля импорта приходится на страны НАТО (рис.2).

Направления развития международной кооперации при создании вооружения (на примере кораблестроения)

Рис. 1. Динамика экспорта - импорта ВВТ США в текущих ценах

В качестве примера широкой кооперация исполнителей в США можно привести разработку концепции перспективного корабля прибрежной зоны для национальных ВМС (LCS - Littoral Combat Ship). При этом было создано шесть промышленных групп, которым в начале ноября 2002 года были выданы контракты стоимостью по 500 тыс. долл. каждый на изучение концепции такого корабля в течение трех месяцев. В этих группах помимо фирм США ведущую роль играли предприятия Германии, Швеции, Норвегии, Италии и других стран.

Основным принципом политики закупок вооружения стран НАТО в настоящее время является конкуренция. Международная кооперация позволяет в условиях возрастания монополизма национальных компаний вывести конкуренцию на уровень мирового рынка вооружений. Так, например, в Великобритании даже иностранные компании могут вести конкуренцию примерно за 50 % контрактов в области вооружений.

Таким образом, в последние годы актуальность расширения международной кооперации при создании ВВТ становится все более очевидной, а зарубежный опыт - все более богатым. Россия отстает в развитии данных отношений, что может привести к негативным последствиям. Однако непродуманное развитие международной кооперации с участием России может нанести ущерб обороноспособности нашей страны, что требует глубокого научного обоснования при учете особенностей каждого вида ВВТ и специфики условий его создания. В данной статье ограничимся рассмотрением указанных проблем на примере созданий кораблей.

Направления развития международной кооперации при создании вооружения (на примере кораблестроения)

Рис. 2. Структура импорта ВВТ за период 2001-2005 годов на примере Великобритании, млн долл. в ценах 1990 года

Основные тенденции, вызывающие рост потребности в развитии международной кооперации

Причины развития международной кооперации связаны с наличием следующих взаимосвязанных тенденций в развитии ВВТ: рост номенклатуры систем, комплексов, образцов и комплектующих, увеличение стоимости, повышение наукоемкое™, снижение серийности и сокращение темпа производства.

Анализ указанных тенденций позволит выявить основные цели международной кооперации и наметить наиболее эффективные пути их достижения.

Рост номенклатуры ВВТносит объективный характер и определяется научно-техническим прогрессом, совершенствованием средств поражения и защиты, развитием обеспечивающих систем и инфраструктуры ВВТ, таких как связь, системы освещения обстановки и целеуказания, информационные системы, тренажеры и т. п. Несмотря на наличие и обратных тенденций (таких как унификация, универсализация вооружения и многофункциональность, приводящих к сокращению типо-ряда близких по назначению образцов и их составных частей), за счет появления новых видов ВВТ усиливается «дробление» ассигнований на оборонные нужды и доля финансирования большинства отдельных видов ВВТ сокращается.

Вместе с тем анализ стоимости вооружения, проводимый различными организациями, показывает, что ежегодный рост цен, связанный с совершенствованием техники, составляет 4-5 % (помимо инфляции). Наличие мировой тенденции удорожания ВВТ определяется внедрением достижений научно-технического прогресса и усложнением образцов вооружения. При этом стоимость образцов увеличивается по мере создания новых или модернизации существующих. Одновременно происходит повышение боевой эффективности ВВТ и расширение круга решаемых ими задач. В результате это удорожание не сопровождается снижением военно-экономической эффективности по критерию «эффективность - стоимость», но в условиях меньших темпов роста военных расходов это приводит к снижению серийности производства ВВТ.

Тенденция удорожания ВВТ имеет устойчивый характер в течение длительного периода. Так, в 80-е годы по сравнению с 50-ми годами прошлого века стоимость систем ВВТ возросла в 20-25 раз. При этом половина указанного удорожания связана с общеэкономическими причинами, в том числе инфляцией, а остальное - с усложнением ВВТ. Наибольшие скачки стоимости происходят при смене поколений вооружения.

Если рассматривать номенклатуру производителей современной военно-морской техники, можно заметить, что в последнее время не происходит существенного расширения стран-экспортеров таких кораблей, как фрегаты, корветы и подводные лодки. Это связано с тенденцией увеличения доли НИОКР в общих расходах на создание вооружения и военной техники. То есть для создания новых образцов вооружения необходимо направлять большие объемы средств на проведение НИОКР, а эти затраты окупаются лишь в случае относительно высокой серийности.

Следует отметить, что доля затрат на НИОКР военного назначения составляет сравнительно небольшую часть военных расходов в глобальном масштабе. Это связано с тем, что деятельность в области НИОКР военного назначения сконцентрирована в небольшом числе стран, имеющих развитую военную промышленность и доминирующих в мире в сфере создания и разработки ВВТ. Число стран, которые направляют существенную долю своих военных расходов на НИОКР, невелико. Например, к началу XXI века только четыре страны - Россия, США, Испания и Великобритания затрачивали на НИОКР более 10 % от собственного объема военных расходов. Таким образом, у России имеются хорошие возможности, чтобы остаться одним из мировых лидеров по созданию наиболее современных образцов вооружения. Затраты на НИОКР Франции, Китая, Индии и Германии составляют от 5 до 10 % их военных расходов. В остальных странах это доля ниже 5 %.

Тенденция увеличения доли НИОКР в общих расходах на создание вооружения усложняет деятельность стран - ведущих разработчиков ВВТ. Указанная тенденция определяется двумя основными факторами.

Во-первых, рост сложности научно-технических проблем, связанных с созданием современной военной техники, является одной из главных причин постоянного увеличения абсолютных затрат на НИОКР и повышения их удельного веса в общих затратах по созданию и содержанию образцов вооружения.

Во-вторых, постоянный рост стоимости вооружения, опережающий увеличение военных расходов, приводит к снижению серийности ВВТ, что также вызывает увеличение доли затрат на разработку.

Важным показателем данного процесса является соотношение НИОКР и расходов на закупку ВВТ, которое принято называть бюджетной наукоемкостью ВВТ. Наибольший показатель бюджетной нау-коемкости ВВТ - у США (около 60 %). Примерно на этом же уровне находится Франция. В ФРГ - около 40 %, в Италии и Великобритании - около 30 %. Россия по этому показателю находится на одном из ведущих мест - более 40 %, что также подтверждает высокий потенциал развития вооружения в нашей стране.

Однако высокая наукоемкость ВВТ тяжелым бременем ложится на оборонные расходы и сокращает ассигнования на закупки вооружения. В результате необходимо распределять расходы на НИОКР, либо расширяя серийность производства за счет экспортных поставок, либо вступая в международную кооперацию при создании ВВТ.

Указанные тенденции приводят к снижению серийности ВВТ, как отмечено выше, и к сокращению темпа производства. В кораблестроении это подтверждается фактическими данными, анализ которых показывает, что темпы сдачи кораблей за последние 15 лет имеют явную тенденцию к снижению; одновременно с этим сокращается и объем серии. Так, если в США в середине 80-х годов XX века темп сдачи фрегатов на верфи составлял 1,5-2 корабля в год, а в целом по всем судостроительным предприятиям страны - более 3,3 кораблей в год, то в первом десятилетии XXI века темпы сдачи кораблей класса фрегат снизились до одного корпуса в год.

В нашей стране последствия снижения расходов на военное кораблестроение еще более существенны. Кроме того, удорожание ВВТ в масштабе внутренних цен выше, чем среднемировое, что связано с переходом к рыночной экономике, снижением протекционистских мер государства и прошедшими экономическими кризисами.

Существующие в России объемы оборонного производства не позволяют поддерживать всю номенклатуру комплектации с обеспечением уровня серийности и темпа выпуска изделий, требуемых для эффективного функционирования производства. Особенно это характерно для кораблестроения.

Таким образом, проблема снижения серийности кораблей для нашей страны еще более актуальна. Международная кооперация помимо прочих преимуществ позволяет снижать негативное воздействие низкой серийности вооружения и военной техники.

Возможности отечественного ОПК по участию

в международной кооперации

В советское время отечественный ОПК являлся высокоинтегрированной структурой. Большинство предприятий, имевших узкою специализацию, были объединены устойчивой кооперацией, единое руководство которой осуществляла отлаженная командно-административная система. Ряд предприятий представлял собой научно-производственные объединения. Система кооперации охватывала как республики СССР (в рамках межзаводской кооперации), так и страны Варшавского договора.

С распадом СССР были утрачены механизмы и стимулы кооперации. Распались связи с дальним и ближним зарубежьем. Управление кооперативными связями предприятий со стороны промышленных министерств практически не осуществлялось. Большинство научно-промышленных объединений распалось на отдельные предприятия. Нарушение кооперативных связей предприятий ОПК связано со следующим основными причинами.

Первая. Снижение количества производства ВВТ, что сокращает объем взаимодействия и устойчивость кооперативных связей. Кроме того, отдельным контрагентам экономически невыгодно поддерживать в производстве определенные изделия при существующем низком темпе их выпуска.

Вторая. Увеличение сроков создания кораблей, что осложняет взаимодействие с контрагентами. Это увеличение определяется как усложнением техники, так и недостаточным уровнем финансирования со стороны госзаказчика, а также производственными причинами.

Третья. Развал СССР, который затруднил взаимодействие с контрагентами из бывших советских республик. Одна часть из таких производителей сняла с производства выпуск необходимых для российских ВВТ комплектующих изделий, в том числе по причинам указанным выше. Другая часть стала предъявлять невыгодные для отечественных производителей условия, в том числе по цене. В результате в 90-е годы проводилась политика «русификации» производителей комплектующих изделий. Тем не менее отдельные предприятия стран СНГ видят для себя перспективу на российском рынке и в последние годы стали предлагать более приемлемые условия, чем отечественные монополисты или не вполне эффективно работающие предприятия. Возобновление тесного взаимодействия с такими предприятиями (в том числе на конкурсной основе) может оказаться весьма перспективным.

Четвертая. Приватизация большинства предприятий и неоднократная смена их собственников. В ряде случаев иностранные акционеры закрывают оборонные производства. Иногда прекращение поставок используется как метод недобросовестной конкуренции.

Пятая. Узкая специализация предприятий ОПК, созданная ранее для эффективной работы в условиях плановой системы хозяйствования и больших объемов оборонного производства, в современных условиях дает сбои. Существовавшая система межзаводской кооперации, когда большая номенклатура изделий была расписана за определенными предприятиями, приводит к монополизму.

Ответственность за кооперацию предприятий к настоящему времени фактически перешла к оборонному заказчику и головным исполнителям государственного оборонного заказа (ГОЗ). Учитывая специфику режима создания военной техники, интересы защиты промышленной безопасности от импорта комплектующих, протекционистскую политику государства и ряд других факторов можно сказать, что существующая система управления ОПК не способствует, а ограничивает международную кооперацию отечественных оборонных предприятий.

В результате из лидеров международной кооперации по созданию ВВТ на самодостаточном рынке вооружений наша страна оказалась отброшенной по интеграционным процессам на десятилетия назад в условиях относительно узкого внутреннего рынка и высококонкурентного мирового рынка ВВТ.

Анализ опыта отечественных предприятий по совместному созданию ВВТ показывает, что освоены практически все формы военно-технического сотрудничества (ВТС), но эта деятельность не носит системного характера и мало связана с реализацией Государственной программы вооружения (ГПВ).

При развитии международной кооперации необходимо найти оптимальный баланс между ВТС с ведущими производителями вооружений и платежеспособными импортерами. Главные направления кооперации должны быть связаны с созданием финальных образцов и систем ВВТ, предназначенных для широкого использования в национальных ВС и имеющих экспортную перспективу. При этом основные цели международной кооперации должны быть направлены в интересах реализации ГПВ.

Необходимо шире привлекать к созданию отечественных вооружений изделия зарубежных производителей, в том числе на конкурсной основе, или комплектующих общегражданского применения, сосредоточив основные усилия на сохранении и развитии стратегически важных производств всех уровней кооперации.

У отечественных предприятий имеется хороший задел по использованию различных форм международного сотрудничества, в первую очередь в авиации. Но зарубежный опыт многократно шире. Требуется формирование научнообоснованных комплексных решений по широкому кругу вопросов сотрудничества на длительный период.

В части финансовых возможностей по созданию ВВТ на долевой основе с зарубежными компаниями отечественные производители уступают зарубежным. В качестве основной «валюты» с нашей стороны выступает интеллектуальный потенциал, а финансовые ресурсы предприятий весьма ограничены. В связи с этим для расширения международных кооперативных связей при создании ВВТ требуется развитие системы мер государственной поддержки. Одним из направлений такой поддержки является совместное создание ВВТ в рамках ГОЗ, в том числе в части модернизации вооружения.

Таким образом, в ОПК имеется опыт в части международной интеграции при создании ВВТ, но за последние два десятилетия прежняя система международной кооперации разрушена. К настоящему времени сложившаяся ситуация требует расширения международной кооперации, но уже на новых принципах. И определенные изменения в ОПК в этом направлении уже происходят.

Обеспечение экономической эффективности международной кооперации

Основные правила взаимодействия предприятий разных стран при совместном создании ВВТ в мировой практике уже установлены. Развивая национальное законодательство в этой области следует ориентироваться на нормы, принятые в мировой практике. Эти нормы и правила в первую очередь регламентируют распределение инвестиций (долей финансирования), финансовых рисков, объемов работ, прибыли, рынков сбыта.

При этом, как правило, распределение финансовых рисков и прибыли пропорционально финансовому вкладу участников. Участие в объемах работ, выполняемых сторонами, и распределение рынков сбыта могут существенно отличаться от финансовых вкладов участников проекта.

Создание ВВТ проводится на пересечении интересов государства и бизнеса. В связи с этим предприятия рассматривают объединение ресурсов, как и любой другой коммерческий проект, по принятым в мировой практике экономическим показателям и с учетом собственной стратегии развития. Государственные органы при этом помимо соблюдения протекционистских интересов собственной промышленности и повышения доходов национальных бюджетов решают политические задачи: лоббирование, поддержка или ограничение.

В любом случае экономические аспекты являются одними из основных. Повышение эффективности производственной деятельности в условиях международной кооперации может проходить за счет внутренних экономических механизмов и мер государственной поддержки.

К внутренним экономическим механизмам (механизмам, повышающим доход, или увеличивающим рентабельность, или сокращающим срок окупаемости инвестиций), которые целесообразно использовать при международной кооперации, кроме роста объемов доходов за счет расширения производства следует отнести снижение затрат на проектирование за счет использования готовых зарубежных разработок, затрат на разработку за счет распределения затрат на НИОКР между участниками, собственных инвестиций в производство за счет использования готовых зарубежных технологий, собственных инвестиций в производство за счет распределения этих затрат между участниками, себестоимости производства за счет повышения загрузки предприятия, себестоимости производства за счет повышения серийности продукции, себестоимости производства за счет использования менее дорогих зарубежных ресурсов (в первую очередь стоимости рабочей силы), а также сроков создания ВВТ за счет использования готовых зарубежных разработок и технологий.

Последний фактор используют наиболее развитые страны, в том числе путем привлечения российских контрагентов.

К внешним экономическим механизмам относятся меры государственной поддержки, в том числе: прямое государственное финансирование, субсидии и дотации, льготные государственные кредиты, налоговые и таможенные льготы, государственные гарантии.

Таким образом, для коммерческих результатов кооперационных программ крайне важно, что в ходе их реализации происходит раздел финансовых рисков и затрат, при одновременном достижении эффекта масштаба от выхода на крупносерийное производство. В конечном счете это обеспечивает существенную финансовую экономию, а также дает странам-участницам возможность использовать научно-технические достижения других государств для повышения эффективности и, следовательно, конкурентоспособности собственной продукции. Вместе с тем для недопущения ущемления интересов российской стороны в современных условиях отечественным предприятиям требуется государственная поддержка.

Формы международной кооперации

На кооперацию исполнителей оказывают влияние как система заказа и внутренние условия военно-промышленного комплекса, так и особенности создаваемой военной техники. В этом плане военно-морская техника и тенденции ее развития наиболее соответствуют высокой степени интеграции предприятий (значительная стоимость корабля, длительный срок его постройки и большое количество контрагентов). Тенденции развития кораблей последних лет еще более усиливают потребность в интеграции.

С одной стороны, повышение интеграции систем оружия, вооружения и технических средств корабля способствует интеграции исполнителей, а с другой стороны, указанная тенденция приводит к обострению технических проблем, связанных с сопряжением устанавливаемых на кораблях образцов оружия и вооружения производства разных стран.

В результате анализа зарубежного и отечественного опыта совместной разработки ВВТ следует отметить, что международная военно-промышленная кооперация может принимать следующие формы: разработка ВВТ транснациональной корпорацией в интересах двух и более стран, образование совместного предприятия (СП) с четким разделением обязательств и правообладаний, передача лицензий, международная военно-промышленная кооперация без образования совместных предприятий на основе договоров и соглашений, частным случаем предыдущей формы является оказание технического содействия одной стороной в разработке ВВТ для другой стороны.

Первая форма лишь условно может быть отнесена к совместным проектам, так как транснациональная корпорация фактически является компанией принадлежащей одной стране, но владеющей предприятиями в ряде стран.

Создание СП является наиболее часто встречающейся формой реализации крупных программ по разработке дорогостоящих образцов и систем ВВТ. Такое СП, как правило, является организацией, руководящей рядом фирм из нескольких стран. Цель создания может быть любая - от совместного производства отдельных компонентов до разработки новых образцов ВВТ и продвижения их на внешний рынок. Подобная форма кооперации является наиболее устойчивой и продолжительной. При завершении проектирования СП обычно занимается и производством разработанных ВВТ.

Совместные предприятия создаются, как правило, на двусторонней основе с разделением уставного капитала и инвестиций 50 х 50 %, а при большей численности участников - примерно в равных долях. При организации совместной разработки ВВТ ведущими производителями вооружений в интересах национальных вооруженных сил расходы на НИОКР, как правило, распределяются между государствами - участниками программы пропорционально запланированным объемам закупок.

Наиболее значимым примером создания кораблей с использованием СП является франко-итальянский фрегат.

Одним из неудачных примеров работы международного совместного предприятия выглядит скандинавская программа создания подводных лодок (ПЛ) Viking для ВМС Швеции, Дании и Норвегии, головным подрядчиком которой являлось СП Viking Submarine Corporation в составе датской Odence Staskibsverft, норвежской Kronsberg Defence&Aerospace и шведской Kockums. Доли и затраты промышленных работ были распределены между странами следующим образом: Дания - 36 %, Норвегия - 44 %, Швеция - 20 %. В 1999 году правительствам были представлены результаты двухлетней проектной работы, а в 2000 году начался этап эскизного проектирования. Однако Норвегия вышла из программы в 2002 году по причине ее дороговизны, а в июне 2004 года и парламент Дании принял решение о выходе из программы, что фактически означало окончание международного сотрудничества. На базе потерпевшей неудачу программы шведская фирма Kockums разработала новый проект ПЛ А26, предназначенный для продажи Сингапуру в отсутствие заказов от ВМС Швеции.

Одним из эффективных способов взаимодействия, широко используемым нашими конкурентами, является открытие филиалов и СП в зарубежных странах, в том числе по ремонту и техническому обслуживанию техники. Ведущие военно-морские державы уже освоили интегрированные системы логистической поддержки не только в своих ВМС и на предприятиях промышленности, но и при экспортных поставках как военной, так и гражданской продукции. Использование таких систем сокращает запасы ЗИП, объем ремонта, простои, связанные с устранением неисправностей и в целом облегчает и снижает затраты на эксплуатацию. Отечественные авиационные фирмы уже достаточно широко продвинулись в этом направлении. В частности в Индии создано СП «Рособоронсервис».

В последующем возможно развитие деятельности совместных компаний по ремонту и обслуживанию ранее поставленных ВВТ на сферу совместного производства и разработки вооружения или их составных частей.

Передача лицензий является основной формой сотрудничества, характерной для предыдущих этапов международной кооперации. Вместе с тем в кораблестроении объемы лицензионного производства в мире достаточно высоки. Тенденции расширения лицензионного производства кораблей по-разному проявляются для различных классов кораблей (рис. 3).

Наибольшая доля кораблей, строящихся по лицензии, наблюдается в классах тральщиков, корветов, фрегатов и ПЛ. Если рассмотреть отдельно реализованные за последние 10 лет контракты и планируемые на ближайшие годы, то можно отметить, что для основных классов кораблей доля поставок из состава ВМС снижается, а доля кораблей, создаваемых по лицензии, растет.

Вместе с тем принятие решений о возможности продажи лицензии должно быть всесторонне обосновано. Такие варианты следует рассматривать в тех случаях, когда осуществление поставки готовых образцов ВВТ маловероятно. Кроме того, целесообразно первые корабли строить на российских верфях, что позволит проводить обучение и передачу технологий в процессе строительства серии кораблей.

В части лицензионного производства в России рассматриваются в основном вопросы продажи лицензий, что важно для экспорта, но практически не приносит эффекта для развития вооружения ВМФ. Вместе с тем в части энергетики и общесудовой комплектации целесообразно и приобретение лицензий.

Международная военно-промышленная кооперация на основе договоров и соглашений реализуется, как правило, для решения многосторонних или частных вопросов, когда разработка носит предварительный характер, вклады сторон несопоставимы (соисполнитель решает частную задачу), количество участников не позволяет создать работоспособное СП, взаимоотношения на договорной основе сложились в соответствии с принятой практикой ВТС между партнерами, реализация данного договора ограничена по времени и объему.

Направления развития международной кооперации при создании вооружения (на примере кораблестроения)

Рис. 3. Количество кораблей, поставленных за последний десятилетний период и предусмотренных к поставке по заключенным контрактам в ближайшие годы

В этом случае участники, как правило, договариваются о совместных работах в целях обновления собственных вооруженных сил. Хотя при удачном ходе проекта и появлении передовых достижений возможны и поставки результатов кооперации в третьи страны. Такая форма кооперации действует в течение ограниченного периода времени, пока не закончится программа совместного сотрудничества.

Наряду с лицензиями большим спросом на внешнем рынке пользуются ноу-хау, поставка которых осуществляется, как правило, в рамках технической помощи. Для предприятий-разработчиков такие контракты могут представлять высокий коммерческий интерес, так как предполагают максимальное соотношение финансовых поступлений и затрат. Однако в целом для государства прямой экономический эффект минимален. Решения в этих случаях должны основываться на оценке косвенного эффекта, который может существенно ограничить возможность поставок аналогичных отечественных ВВТ на экспорт, а может принести России политические дивиденды или возможность в последующем сопутствующих поставок.

В ряде случаев в кораблестроении масштаб решаемых проблем и длительность периода создания кораблей не позволяет использовать только одну форму международного сотрудничества. При этом последовательно или параллельно используются разные формы. Примером такого взаимодействия является франко-испанское сотрудничество в области создания и производства ПЛ Scorpene.

Таким образом, формы, которые принимает международная военно-промышленная кооперация, зависят от условий развития ситуации и целей, преследуемых участниками. К таким целям следует отнести извлечение прибыли на основе новых форм сотрудничества, разработку новых образцов ВВТ для собственных вооруженных сил, освоение существующих технологий, развитие национального оборонно-промышленного комплекса, сохранение научно-технического потенциала, расширение рынка сбыта.

При этом, если первые три цели могут преследоваться как вместе, так и по отдельности, то последующие две обязательно присутствуют в любых программах международной военно-промышленной кооперации.

В настоящее время международная кооперация при создании вооружений переживает третий этап развития. Первый был основан на лицензионном производстве, второй проходил одновременно с созданием крупных межнациональных корпораций, а третий этап связан с формированием мировой научно-производственной системы создания вооружения. Основной вектор сотрудничества связан с интеграцией ведущих производителей вооружения. Причем от развития международного научно-производственного сотрудничества в области военной продукции прежде всего получат определенные преимущества развитые страны и фирмы, стоящие во главе кооперации.

У России есть все шансы занять положение в верхней части «пирамиды» стран - участниц международной кооперации. Но для этого деятельность по участию в международной кооперации должна носить системный, активный и целенаправленный характер при высоком уровне научного обоснования и поддержки государственных структур. Основной задачей России в данной деятельности является занятие лидирующего положения в кооперации по созданию вооружения. В связи с этим необходимо вступать во взаимоотношения как с ведущими разработчиками ВВТ, так и с платежеспособными импортерами.

В военно-политическом плане у России на современном этапе особый статус. Наша страна являлась, является и будет являться лидером в создании вооружения. При этом основной упор, как и ранее, мы вынуждены делать на внутреннюю кооперацию. Однако развитие ситуации в мире и экономические аспекты определяют необходимость разумной интеграции в международную кооперацию при создании вооружений. Отставание в этом вопросе не менее вредно, чем излишняя активность.

Горностаев Г.А., Горностаев А.Г. Международная научно-производственная кооперация оборонных предприятий: необходимость и задачи развития для России // Проблемы прогнозирования. 2001. № 4. С. 124-134.

Дорофеев В.И. Фомин А.В. Современные направления повышения эффективности военно-технического сотрудничества// Военный парад. 2005. № 6. С. 6-8.

Горностаев Г.А., Горностаев А.Г. Международная научно-производственная кооперация оборонных предприятий: необходимость и задачи развития для России // Проблемы прогнозирования. 2001. № 4. С. 124-134.

Ежегодник СИПРИ 1999: вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2000; Ежегодник СИПРИ 2006: вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2007.

Обзор мирового рынка оружия в 2007 г. и в 2003-2007 гг. // Рынки вооружения. 2007. №12.

Ежегодник СИПРИ 1999: вооружения, разоружение и международная безопасность; Ежегодник СИПРИ 2006: вооружения, разоружение и международная безопасность.

Jane's Fighting Ships 2007-2008, 2007.

Ежегодник СИПРИ 2001: вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002.

Ваучский А.Н., Четвертаков М .М., Штурмин А.Г. Совершенствование экономической системы НИОКР ВМФ // Морской сборник. 2007. №7. С. 16-20.

Военный бюджет государства. Методы обоснования и анализа / Под общей редакцией Г.С. Олейника. М.: Военное издательство, 2000.

Jane's Fighting Ships 2007-2008, 2007.

Фомин А.В. Проблемы расширения экспорта военно-морской техники и пути их решения // Морская радиоэлектроника. 2006. № 2. С. 54-56.

Jane's Fighting Ships 2006-2007, 2006.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации