К проблеме политической социализации военнослужащих

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/2008, стр. 56-61

К проблеме политической социализации военнослужащих

Подполковник Н.В. ЧЕРНОУЦЯН,

кандидат философских наук

И.А. ЩЕГЛОВ,

кандидат философских наук

В СОВРЕМЕННОЙ политологической литературе под термином «политическая социализация» понимается либо процесс передачи политических взглядов, ценностей, норм от одного поколения к другому, либо процесс политического созревания индивида, формирования его политического «я».

В западной политической науке начиная с 60-х годов XX века политическая социализация исследуется главным образом в рамках системного анализа политики. Д. Истон и Р. Хесс рассматривают политическую социализацию как средство, с помощью которого члены политической системы приобретают три вида основных жизненных ориентации: политические знания, политические ценности, политические установки. Исследования показывают, что согласие в системе достигается в том случае, если члены системы имеют совпадающие между собой политические ориентации. В качестве объектов политических ориентации выступают различные элементы политической системы, формы правления и т. д.

Политическая социализация человека рассматривается с точки зрения всех уровней политической системы (правительство, политический режим и проч.). Изменения на одном из уровней означают изменение системы, где наиболее важно совпадение ориентации на политический режим. Вследствие этого Д. Истон и Р. Хесс предлагают изучать политическую ориентацию граждан на всех уровнях политической системы с точки зрения их преемственности, считая это главной проблемой политической социализации личности.

Изучение процесса политической социализации восходит в американской политологической литературе к проблемам голосования, политической и партийной принадлежности, отношения людей к действующему правительству.

В политологии выделяются несколько типов политической социализации. Гармоничный тип, отражающий складывание психологически уравновешенных отношений человека и институтов власти, которые порождают рациональное и уважительное отношение человека к правопорядку, к государству, к своим гражданским обязанностям. Плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их неотъемлемых прав и свобод, а также характеризующий способность человека менять свои политические пристрастия и ценностные ориентиры. Гегемонистский тип, характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей». Конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий такую цель, как сохранение лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе.

Институты социализации представлены системой специально созданных или естественно сложившихся учреждений и организаций, функционирование которых направлено на развитие индивидов прежде всего через систему образования и воспитания. Подавляющее большинство таких учреждений и органов имеет правовой статус, хотя они могут быть как государственными, так и самодеятельными.

Институты социализации по возрастным параметрам социума можно разделить на группы. В первую группу входят институты начального социально-биологического развития человека. Ее составляют семья и дошкольные детские учреждения (от рождения до 6-7 лет). Вторую группу институтов социализации образуют институты обучения (с 6-7 до 18-25 лет). Третья группа институтов социализации охватывает период жизнедеятельности зрелых людей, границами ее можно считать начало практической деятельности.

Ученые уделяют первостепенное внимание рассмотрению тех социальных институтов, посредством которых осуществляется политическая социализация личности, особенно выделяя такие, как семья и школа. Детские годы считаются очень важными для политической социализации, так как политический мир ребенка начинает формироваться еще до того, как он поступает в школу.

Уже в детские годы ребенок спрашивает родителей о роли президента, фигуры полицейского, интересуется символикой страны и т. д. Исследования американских ученых показали, что «президент» и «полицейский» являются первыми терминами, которые ребенок четко определяет и осознает. Считается, что семья влияет не только на политические ориентации ребенка. Она также формирует активного или пассивного участника политического процесса. Большинство биографов американских президентов указывают, например, на важную роль семьи в их воспитании.

В системе институтов политической социализации не менее важное место отводится школе (средней и высшей), которая в США по праву считается инструментом государственной политики. Школьные программы ориентированы на то, чтобы «американизировать» подростка, т. е. привить ему чувство преданности американской политической системе, уважение к истории и традициям своей страны.

В качестве средства политической социализации выступают социально-политические нормы. В самом общем виде действие этих норм состоит в установлении типов (образцов) общественно значимого поведения или в установлении границ, в пределах которых индивидуальное поведение служит осуществлению целей общества.

Социальная норма может служить в качестве удобного «измерителя» социализированное™ человека посредством сравнения реального поведения индивида, занимающего определенную социальную позицию, с требованиями социальных норм.

В политической социализации особую роль играют нормы права, которые опосредуют важнейшие экономические и моральные отношения, направляя их развитие в соответствии с объективными закономерностями функционирования общества. Нормы права определяют меру возможного поведения человека. Они предоставляют гражданам свободу творческой деятельности, возможность удовлетворения собственных потребностей и интересов, гарантируют участие человека в формировании условий своей жизнедеятельности, предоставляя ему возможность включения в сложившуюся систему общественных отношений. Вместе с тем правовые нормы устанавливают меру обязательного поведения, которую каждый гражданин должен соблюдать для обеспечения эффективного функционирования общества и каждого его члена.

Политической социализации в действиях и поступках предшествуют:

интерес к политической информации, реализуемый в поиске данной информации и ее потреблении;

политические оценки происходящего в мире и в стране, что требует широты политического кругозора;

потребность в систематизированных политических знаниях, которые реализуются в образовании и самообразовании;

стремление проникнуть в суть происходящих в мире политических процессов;

стремление и умение защищать свою политическую и гражданскую позицию.

Затронутые аспекты политической социализации характерны в основном для стабильного общества, т. е. общества со стабильной экономической, социальной и политической системами, с прочной государственностью. По поводу государственности следует заметить, что упрощенным является взгляд на нее как форму правления или тип политического режима. Государственность - это прежде всего система общественного порядка, базовых общественных устоев. Одним из важнейших показателей прочности государственности являются статус и престиж армии в обществе, отношение общества к военнослужащим как к своим защитникам.

Само предназначение вооруженных сил, их место в политической системе общества предопределяют ярко выраженную политическую направленность. Политические знания и убеждения военных кадров составляют стержень их сознательного служения родине.

Вооруженные силы - часть политической надстройки общества, орган государства. В них воплощаются экономические, социальные, политические и другие общественные отношения. Все основные процессы, происходящие в обществе, в государственном строительстве так или иначе отражаются и в армии. Более того, и в прошлом, и сегодня армия нередко проявляет себя не только как орудие в руках социально-классовых сил, но и как самостоятельная политическая сила, гарант общественной и государственной стабильности.

На Западе подавляющее большинство ученых и политиков считают, что советские Вооруженные Силы являлись самой политизированной армией в мире. Тем не менее, если политическая система искренне воспринимается людьми, то она стабильна и надежна, является основой общественного порядка. В такой системе работают механизмы политической социализации, о которой говорилось ранее.

Армия в России всегда играла большую роль. Весьма многогранной и плодотворной была деятельность военно-спортивных и военно-патриотических организаций, куда были вовлечены миллионы людей. Армия играла важную роль в воспитании чувства гражданственности, патриотизма, преданности своей родине. Поэтому сегодня многие политики заявляют о необходимости возрождения системы военно-патриотического воспитания. Реформирование армии, обращение к героическому прошлому страны, к образам выдающихся отечественных полководцев, многочисленным примерам беспредельного мужества защитников Отечества - все это должно сыграть положительную роль. Важно, чтобы в результате всех преобразований военнослужащие чувствовали себя полноправными гражданами своей страны, несущими ответственность за ее судьбу.

Что характерно для современного состояния политической социализации военнослужащих РФ? Какие тенденции преобладают в данном процессе?

Первоначальный этап становления российской государственности в условиях либерализации экономики и изменения политических основ привел к существенному снижению социального и государственного статуса военных кадров.

Сочетание социально-экономических преобразований и реформ в военной области обусловило необходимость коренного изменения самого механизма политической социализации военнослужащих. Начался постепенный переход к армии правового типа.

В данном процессе представляется важным переход от армии, бывшей на службе у политического режима, к армии, находящейся на службе у Отечества. Именно в этих целях отношение военнослужащих к политике должно регулироваться конституционно-правовыми, государственными нормами.

Основными условиями перехода к армии правового государства могли бы стать следующие моменты:

- ослабление радикализма в сфере конкретных военных преобразований (продуманность сокращения, нефорсированные выводы войск с других территорий, гарантированная контрактность военной службы и т. п.);

- повышение жизненного уровня военнослужащих и их семей;

- ограничение участия военнослужащих в разного рода политических партиях созданием условий, стимулирующих их политическую нейтральность;

- качественная переориентация политического образования и просвещения на идеалы служения Отечеству;

- структурно-содержательная переподготовка воспитательных органов и изменение их отношений с органами военного управления.

Сегодня с большой точностью нельзя сказать, каков будет политический облик будущей российской армии, но очевидно то, что это будет совершенно новый облик института политической и гражданской социализации. Важным здесь является способность армии быть институтом не только политической, но и гражданской социализации.

В системе мотивации политической социализации военнослужащих российской армии пока преобладают не профессиональные и нравственные мотивы, а материальные и политические. В этом и состоит основная причина коммерциализации воинских отношений, государственно-патриотические же ценности пока еще не стали господствующими в сознании военных кадров. В целом в настоящее время мы имеем дело с несоответствием мотивов военно-профессиональной деятельности назначению армии в обществе и государстве. Отсюда - слабость как политической, так и гражданской социализации, а также падение у многих интереса к военной службе и военной профессии как таковой.

Постепенное развитие профессиональных и нравственных мотивов как приоритетных источников политической социализации станет параметром и показателем социального благополучия военнослужащих, а также причиной их умеренного отношения к политическому спектру и к политике как таковой.

Мировой опыт говорит о том, что в процессе перехода к демократическому режиму и на этапе становления новой государственности закономерным является приоритет внутриполитических задач перед внешнеполитическими, существование внутренних источников военной опасности. Это значит, что внутриполитические противоречия могут решаться с использованием военной силы в случаях, оговоренных в «Концепции национальной безопасности» и «Военной доктрине государства». Такие случаи предусмотрены, в частности, и в «Основных положениях военной доктрины Российской Федерации». И первый опыт преодоления таких проблем поставили события в Чечне. Здесь возникает вопрос: должны ли готовиться Вооруженные Силы к реализации военно-доктринальных положений о внутренних источниках военной опасности? Если должны, то в этом случае неизбежно решение вопроса об усилении политического воспитания, просвещения и информирования военнослужащих. Иными словами, нейтрализация военными средствами внутренних источников опасности требует либо внесения существенных поправок в имеющийся механизм политической социализации военных, либо создания собственного механизма под задачи конкретной военно-политической ситуации. В настоящее время этот вопрос является дискуссионным. При этом, чем конфликтнее общество, тем актуальнее необходимость его разрешения.

Как показывает военно-политический опыт, в том числе и отечественный, в чрезвычайных социально-политических ситуациях внутригосударственного значения обостряется проблема политического выбора военнослужащих. Этот выбор усложняется вследствие воздействия различных политических сил и идеологических течений, средств массовой информации, конкретно взятых политических лидеров и т. п.

Чем больше в обществе и армии объективных и субъективных условий, являющихся причиной политизации и идеологизации военнослужащих, тем острее потребность в высокой политической подготовке военных кадров всех эшелонов. На основе отечественного военно-политического опыта мы должны осознавать и принимать к действию правило: лучшее средство политизации военнослужащих - их глубокие политические знания, развитая политическая воля, подлинное политическое чутье.

В системе государственной подготовки всех категорий военнослужащих, их политического просвещения необходим такой уровень профессионализма, который соответствует глубине и масштабу политических задач, стоящих перед обществом и Вооруженными Силами. По-видимому, такие задачи, как связь с общественными организациями, политическое информирование офицерского состава, общественно-государственная подготовка офицеров и служащих могут быть выполнены лишь профессиональными политологами.

Таковы особенности механизма и процесса политической социализации военнослужащих российской армии, которые обусловлены современными условиями развития общества, государства и личности.

Политическая социализация личности, таким образом, выступает как важнейшее средство овладения политической культурой общества, фактор преемственности его поколений и источник социальной стабильности. Поэтому среди основных моментов, определяющих развитие политической культуры военных кадров, необходимо выделить следующие.

Во-первых, формирование культуры демократизма, умение овладевать демократическим стилем мышления в решении задач повседневной воинской жизни.

Во-вторых, политическая культура немыслима без правовой культуры. Знание законов повышает социальную активность офицера, помогает принять правильное решение в конкретной ситуации, социализирует его политическую культуру.

В-третьих, политическая культура офицерских кадров - это и культура межнационального общения. Истоки многих недостатков интернационального воспитания личного состава лежат в пределах политической культуры.

В-четвертых, политическая культура современного офицера должна впитать в себя все самое лучшее из военно-патриотических традиций русской православной культуры. Отдельной проблемой выступают отбор и подготовка достаточно квалифицированных кадров. Здесь необходимо учитывать опыт, накопленный американскими специалистами, которые «исходят из того, что военная жизнь представляет собой субкультуру, характеризующуюся своеобразными правилами». В данной области требуются навыки работы с «отличной по культуре» группой, «чуткость к ценностям, сложившимся в военной среде».

В процессе формирования политической культуры у военных следует учитывать ряд факторов, препятствующих этому процессу. К их числу можно отнести такие, как снижение престижа службы и авторитета армии, неразрешенность проблем в области политической, социальной, правовой защиты военнослужащих; резкое сокращение армии; проявление у ряда руководителей своеобразного неудобоваримого стиля управления под видом демократизации воинской службы.

Политическая культура - главная духовная гарантия профессионализма как военных кадров, так и Вооруженных Сил в целом. Возрастание роли политической культуры в деятельности военных кадров связано с политизацией всех сфер общественной жизни, с необходимостью совершенствования стиля воинской деятельности, кардинальным поворотом к человеку в системе качественных параметров обеспечения безопасности.

В заключение хотелось бы процитировать следующее высказывание Петра Струве: «Возродить Россию без армии и помимо армии нельзя. Армия - это не те или иные генералы, как бы велики ни были их заслуги... Армия - это живое воплощение государственного бытия России».

Е a s t о n D., H e s s R.D. The Child's Political World // Midwest Journal of Political Science. 1962. Vol. 6. № 3. P. 229-246; Hess R.D. The Socialization of Attitudes Toward Political Authority: Some Cross-National Comparisons // International Social Science Journal. 1963. Vol. 14. № 4. P. 542-559; H e s s R.D., E a s t о n D. The Child's Changing Image of the President // Public Opinion Quarterly. 1960. Vol. 24. № 1. P. 632-644.

Е a s t о n D., Dennis J. Children in the political system. Origins of political legitimacy. N.-Y: Wiley, 1969.

Певень Л.В, ШишкановА.И. Состояние и перспективы решения социальных проблем военнослужащих. Социологические исследования. 2002. № 5. С. 92.

Какая армия нужна России? Взгляд из истории. Российский военный сборник. Выпуск 9. М.: Военный университет, 1995. С. 8.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации