Где же место экологии в военном вузе

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/2008, стр. 67-71

Где же место экологии в военном вузе?

В.В. ВОРОБЬЕВА,

кандидат сельскохозяйственных наук

Где же место экологии в военном вузе

ВОРОБЬЕВА Валентина Васильевна родилась 8 января 1951 года.

В настоящее время - докторант кафедры общей экологии Дальневосточного государственного университета, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности, член-корреспондент Международной академии аграрного образования отделения экологии и природоустройства.

Автор 95 научных публикаций, одного изобретения и шести рационализаторских предложений.

«ДОМИНАНТА проблем в экологии столь ярка, что мало кто осознает печальный факт отсутствия в ней профессионального костяка - фундаментального экологического знания и его носителей. Утерян даже смысл структуры экологического цикла наук. Раз все «экологи», то и почти всё стали называть «экологией», в том числе охрану природы и охрану окружающей человека среды... Но экология ли это в собственном смысле слова? Очевидно, что нет. Экология как таковая - лишь фундаментальная основа для природоохранного и средоохранного знания, основа неотъемлемая и совершенно необходимая. Все остальное - прикладные ее сферы. Они имеют свои постулаты и теоретические обобщения, базирующиеся на экологическом фундаменте». Эта длинная цитата очень точно, по мнению специалистов, характеризует нынешнее состояние экологического образования.

Дело в том, что источником любой проблемы являются затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Возникает потребность их преодоления, отражающаяся в выявлении насущных практических задач. Одной из таких задач является определение реального места экологии в военном вузе. Первоосновой поиска остаются противоречия, осознаваемые как трудности, барьеры на пути к цели.

В начале 1990-х годов в России была принята концепция естественнонаучного образования. На ее основе в дальнейшем был сформирован цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин как составная часть Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Наиболее кратко эта концепция формулируется следующим образом: «Если говорить о смысле базового (фундаментального) образования в естественнонаучных областях, то он, прежде всего, заключается в получении студентами не узкоспециализированных, а фундаментальных, комплексных представлений о научной картине мира, основных методологических приемах естествознания и, конечно, в общей подготовке по выбранному направлению науки».

Начиная с 1993 года изучение общих математических и естественнонаучных дисциплин в высшей школе является обязательным для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования. В ГОС эти дисциплины составляют отдельный цикл. Его структура, содержание и порядок реализации определяются на федеральном уровне. Специалисты отмечают, что целостность фундаментального естественнонаучного образования является главным принципом его формирования. Для этого дисциплины рассматриваются не как совокупность автономных курсов, а как единый цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин, объединенных общей целевой функцией и междисциплинарными связями.

Федеральный компонент включает пять базовых дисциплин: математику, информатику, физику, химию и экологию - для направлений в области техники и технологии, тогда как для гуманитарных направлений содержит только две дисциплины. Это «Математика и информатика» и «Концепции современного естествознания».

Экология является естественнонаучной дисциплиной, вместе с тем она носит как мировоззренческий, так и прикладной характер. В военном вузе она построена с учетом сочетания базовых естественнонаучных понятий с природоохранными проблемами деятельности войск. При этом главная цель состоит в повышении уровня экологического образования обучаемых для обеспечения экологической безопасности военной деятельности. Данная дисциплина призвана формировать у них научное экологическое мировоззрение, представление о единстве и неразрывной связи человека и природы, повышать экологическую культуру в целом, профессиональные навыки и знания в области экологии.

В Требованиях по экологии в военных вузах в содержании дисциплины предусмотрены два раздела: «Основы экологии» и «Военная экология». Изучение начинается с темы «Основы общей и военной экологии». Тем самым подчеркивается, что у прикладной военной экологии, как и у других прикладных направлений в экологии, единая естественнонаучная фундаментальная основа. В этих же Требованиях рекомендуется особое внимание обращать на усвоение обучаемыми фундаментальных положений экологии; на привитие практических навыков по оценке воздействия и организации охраны окружающей природной среды в своей военно-профессиональной деятельности, на защиту личного состава от неблагоприятных воздействий, а также на методы и средства контроля и восстановления окружающей природной среды.

Опираясь на слова Д.И. Менделеева «у научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвидение и польза», можно сказать, что у дисциплины «экология» большое предназначение - научить курсантов и слушателей предвидеть возможные последствия их будущей деятельности и обучить их грамотному практическому применению знаний.

В Экологической доктрине России подчеркивается, что низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны относится к числу основных факторов деградации природной среды. В связи с этим предстоит большая педагогическая работа, поскольку новые мировоззренческие установки становятся общественной необходимостью.

В Вооруженных Силах, несмотря на принимаемые меры, экологическая обстановка остается сложной. Так, военные специалисты отмечают формальный подход командиров к организации природоохранной работы, а соблюдение природоохранного законодательства в войсках еще не стало нормой. В то же время экологическое обучение и воспитание личного состава проводится с нарушением требований руководящих документов Министерства обороны.

Это относится к определению места экологии среди других дисциплин, преподаваемых в военных вузах. Казалось бы, проблема уже решена тем, что в ГОС экология отнесена к циклу естественнонаучных дисциплин. Но, несмотря на это, каждый конкретный вуз исходит из своих приоритетных интересов.

Так, в Дальневосточном высшем военном командном училище (г. Благовещенск) экология сразу с момента введения была объединена с другими естественнонаучными дисциплинами на одной кафедре, которая так и называлась - кафедра естественнонаучных дисциплин. Это соответствует ГОС ВПО и всем руководящим документам Министерства обороны РФ. Во всех других военных вузах экология преподается на кафедрах военно-профессиональных дисциплин. Это «подтверждает безусловный приоритет профессионального компонента над образовательным», т. е. технократическую направленность военного образования, которая, по мнению И.А. Алехина обусловливает низкий уровень его эффективности.

Экология особенно тесно связана с химией. В военных вузах химия преимущественно преподается на кафедрах военно-профессиональных дисциплин, поэтому вместе с ней там же преподается и экология. Например, кафедра экологии и радиационной, химической, биологической защиты - в Тихоокеанском военно-морском институте (г. Владивосток), кафедра радиационной, химической и биологической защиты - в Военно-инженерном университете (г. Москва), кафедра ракетных топлив и взрывчатых веществ - в Военной академии РВСН (г. Москва), кафедра боевых средств флота - в Балтийском военно-морском институте (г. Калининград). Однако здесь нет другой базовой дисциплины - физики, что, кстати, противоречит известному высказыванию М.В. Ломоносова: «Химия и физика так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут...»

В Военном автомобильном институте (г. Рязань), Челябинском и Дальневосточном высших военных автомобильных командно-инженерных училищах (военных институтах) экология преподается на кафедре двигателей и управления войсками (подразделениями) в мирное время, там же где изучают общие профессиональные и военно-профессиональные дисциплины, что, подчеркнем еще раз, противоречит ГОС ВПО, руководящим документам Министерства обороны, а также Квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке выпускников. Так, в Руководстве по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны в плане учебного процесса экология входит в цикл «Математические и естественнонаучные дисциплины», как это и предусмотрено ГОС ВПО. Напомним, что дисциплина «Экология» в военном вузе - это экология в широком смысле слова, а не узко-прикладная военная экология.

В 2003 году в Квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к ГОС ВПО) для военных автомобильных институтов (города Рязань, Уссурийск, Челябинск) экология также была отнесена к общим математическим и естественнонаучным дисциплинам. Тем самым утверждалось, что экология, включая прикладную военную экологию, имеет естественнонаучный фундамент. В Квалификационных требованиях к уровням военно-профессиональной подготовки по дисциплинам склерального (от греч. skleros - твердый, жесткий) компонента ГОС ВПО предусмотрены требования по всем циклам изучаемых дисциплин. Эти требования по естественнонаучному циклу обнаруживают много общего. Общность базируется как на фундаменте природных (физических, химических и экологических) законов и понятий, так и на их прикладном характере, определенном профессиональной направленностью вуза.

Сравнительный анализ квалификационных требований по дисциплинам показывает, что развитие, в образовании таких тенденций как профессионализм и фундаментализм, конкурирующих самодостаточных моделей образования, а дополняющих друг друга последовательных его уровней образования: общенаучного (базового) и специального (профессионально-ориентированного), каждый из которых получает возможность дополнительного развития.

Таким образом, в соответствии с ГОС ВПО, Руководством по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны и Квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке его выпускников экология должна входить в состав естественнонаучных дисциплин, что станет проявлением легитимизации цикла общих естественнонаучных дисциплин, объединяющего физику, химию и экологию. Если же экологию включить в другой цикл на узкоспециализированной кафедре, то фундаментальность в преподавании этой дисциплины будет под большим вопросом, что во многом затруднит работу на перспективу, так как основу военной экологии, безусловно, составляет фундаментальное экологическое знание.

Приведенные выше рассуждения позволяют сделать вывод о том, что для определения места экологии среди других дисциплин в военном вузе сначала надо решить задачу создания целостного цикла общих естественнонаучных дисциплин, в основе которого лежит представление о естествознании как о самостоятельной междисциплинарной области научного знания. «Фундаментальное образование должно быть целостным... Применительно к общему естественнонаучному образованию целостность рассматривается как результат синтеза естественнонаучного знания с позиций соотношения между исследуемой системой и наблюдателем; фундаментальность - как соответствие естественнонаучных курсов современным представлениям о «естественнонаучной реальности» и современным принципам структурирования научного знания; личностная направленность

- как предоставление возможности для интеллектуального роста на основе достижения более высокого уровня образованности в области естествознания, освоения стратегий и универсальных методов рационального познания». Потребуются значительные согласованные усилия преподавателей общих естественнонаучных дисциплин, чтобы фундаментальность преподавания стала реальностью.

Специалисты считают, что дальнейшее развитие человечества должно быть направлено на формирование культуры ответственности, как одного из базисных качеств личности, без которого невозможна жизнедеятельность в системе «общество - природа». При этом под экологической культурой следует понимать изменение характера отношений людей к природе, новый уровень ее познания и практического использования, когда основой любой деятельности, помимо тех законов природы, которые учитывались раньше, становятся также и экологические законы, т. е. законы саморегуляции биосферы и ее компонентов. Человек должен не только осознавать себя в единстве с природой, как отмечается в указанных выше Требованиях, но и, самое главное, понять свою созидательную, поддерживающую роль. Важно убедить слушателей и курсантов в том, что от их знаний, убеждений, установок в социальной деятельности зависит дальнейшее развитие не только их самих как индивидов, но и общества в целом. Может быть, тогда не будет формального отношения командиров к организации природоохранной работы в войсках. И начинать нужно с определения места экологии среди других дисциплин. Экология в военных вузах должна находиться в одном ряду с другими естественнонаучными дисциплинами.

Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия молодая, 1994. С. 13.

СенашенкоВ.,СенатороваН. Естественнонаучное образование в высшей школе // Высшее образование в России. 2001. № 2. С. 5.

Экологическая доктрина Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 авг. 2002 г. № 1225-р // Российская газета. 2002. 18 сент, № 176 (3044).

О мерах по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации: приказ министра обороны от 1999 г. № 15; О мерах по повышению эффективности обеспечения экологической безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации: директива начальника Тыла ВС РФ - заместителя министра обороны Российской Федерации от 22 марта 2003 г. № ДТ-4; Щетников А. Природоохранители особого назначения: интервью начальника экологической безопасности Вооруженных сил Российской Федерации //Армейский сборник. 2006. № 3. С. 48-50.

Кабакович Г.А. Система военного образования и гражданские вузы // Военная Мысль. 2001. №6. С. 57.

А л е х и н И.А. Педагогические основы опережающего развития военного образования в Российской Федерации // Вестник военного университета. 2005. № 1. С. 55-64.

Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации: приказ министра обороны РФ от 12 марта 2003 г. №80.

Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. С. 663.

Голубева О., Кагерманьян В., Савельев А., Суханов А. Как реформировать общее естественнонаучное образование// Высшее образование в России. 1997. № 2. С.48


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации