Взаимодействие в системе противовоздушной обороны теория и опыт

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2008, стр. 70-74

Взаимодействие в системе противовоздушной обороны: теория и опыт

Генерал-майор в отставке Ю.Н. РОДСКИЙ

ПРОБЛЕМА организации и поддержания взаимодействия истребительной авиации и зенитных средств возникла еще в ходе Первой мировой войны. Однако и по настоящее время, несмотря на столь длительный срок, она не только не решена, но и приобретает еще большую остроту и актуальность.

Напомним, что впервые опыт организации взаимодействия истребителей и зенитных средств в Советском Союзе был обобщен и отражен в соответствующих нормативных руководствах в конце 20 - начале 30-х годов прошлого века. В связи с простотой и доступностью для восприятия этих документов сложился прочный стереотип представлений о возможности их практической реализации. Такой опыт оказывает влияние и на современные взгляды на проблему взаимодействия.

Так, до настоящего времени считается возможным скоординировать действия истребителей и зенитных средств «по зонам» независимо от построения системы ПВО, а также в пределах действительного огня зенитных средств - «по высотам» и «по целям» (здесь термин «по целям» понимается как распределение целей между истребителями и зенитными средствами).

Позже появилось много других указаний по взаимодействию, в том числе на основе опыта, приобретенного в Великой Отечественной войне. Со временем в связи с явной нецелесообразностью они теряли актуальность и в последнее время не упоминаются.

С каждым новым циклом издания нормативных руководств указанный перечень расширялся и сейчас дополнительно к нему действуют указания о возможности взаимодействия между истребительной авиацией и зенитными средствами «по секторам», «по рубежам», «по времени», «по направлениям», «по задачам». Создается впечатление о наличии широкого выбора, и надо только определить, какой способ (или сочетание способов) наиболее приемлем в сложившихся условиях независимо от построения системы ПВО и от уровня - тактического, оперативного или стратегического.

Для решения задачи такого выбора следовало бы иметь методические указания, содержание которых должно включать организационные установки и как минимум качественные оценки способов взаимодействия, основанные на сравнительной характеристике эффективности взаимодействующих средств и возможностей систем управления ими. Но таких методик для широкого, практического применения никогда не разрабатывалось.

Отсутствие теоретической и методической основы по организации взаимодействия в системе ПВО в различных руководствах, наличие в них поверхностных, зачастую невыполнимых организационных указаний, не соответствующих реальным возможностям систем управления, привело к их практической несостоятельности. Поскольку официально действующие установки по организации взаимодействия в системе ПВО несовершенны, что подтверждено опытом Второй мировой и локальных войн, то возникают вопросы: можно ли вообще решить эту проблему в современных условиях и что необходимо предпринять, в каких направлениях действовать для получения требуемого результата!

Если основываться на содержании официальных установок, то ответ на первый вопрос может быть в основном отрицательным. В ВВС (ИА и ЗРВ) возможна организация взаимодействия лишь «по зонам». По мнению авторов, остальные способы взаимодействия невозможны по причине их организационной несостоятельности и несовершенства существующих систем управления истребителями и зенитными средствами.

Для ответа на второй вопрос о возможных направлениях организации взаимодействия в системе ПВО рассмотрим существующие нормативные установки с точки зрения их соответствия положениям теории управления войсками.

На первый взгляд, основное содержание задач, структура и вооружение войск П ВО Сухопутных войск, а также действующей в их интересах истребительной авиации идентичны войскам ПВО страны (ЗРВ, РТВ и РЭБ в структуре ВВС). Поэтому считается (как следует из содержания различных инструкций), что организация взаимодействия в каждой из этих систем может определяться аналогичными условиями.

Однако системы ПВО страны и войсковой ПВО имеют принципиальные отличия, которые оказывают существенное влияние на управление системой и взаимодействие подсистем.

Система ПВО страны в своем типичном построении предполагает определенное эшелонирование: впереди средства разведки, затем аэродромы базирования истребительной авиации и уже затем, в зоне ближних подступов к границам прикрываемых объектов, располагается группировка зенитных средств.

Подобное построение системы предопределяет порядок ввода в бой сил и средств ПВО: сначала организуются атаки истребителей, затем вступают в бой зенитные средства. То есть истребители, действия которых оценивались как более эффективные, должны были прекращать атаки до зоны огня зенитной артиллерии. До определенного времени развития средств ПВО такой порядок не соответствовал их относительной значимости. Поэтому условия распределения усилий «по зонам» постоянно нарушались, истребители продолжали действовать и в зонах зенитного огня. Зенитная артиллерия прекращала огонь, обеспечивая безопасность своих истребителей.

Система ПВО общевойсковых формирований, развернутых для ведения боевых действий, отличается построением практически в обратном порядке, при котором средства разведки располагаются на уровне передовых позиций зенитных средств, в основном за ними, а аэродромы авиации - на значительном расстоянии в тылу основной группировки зенитных средств. В то же время аэродромы авиации противника, а тем более районы базирования его армейской авиации, могут быть удалены от линии фронта на относительно небольшие расстояния, ближе границ поля обнаружения средств радиолокационной разведки. Такое взаимное расположение средств разведки и основных сил (средств) ПВО не дает возможности обеспечить последовательный ввод в бой сначала основных сил истребительной авиации, а затем зенитных средств, приводит к необходимости организации их действий в одном общем воздушном пространстве (в современных условиях это весьма проблематично по многим причинам) или переноса действий истребителей в глубину оборонительной системы, за зону зенитного огня. Это обстоятельство является главным и принципиальным отличием в условиях функционирования системы ПВО страны (объектовой, зональной, зонально-объектовой) от системы войсковой ПВО.

Еще одной, весьма существенной особенностью функционирования системы войсковой ПВО, отличающей ее от системы ПВО страны, является невозможность организации целостной, общей зоны зенитного огня, которая могла бы быть создана на тактическом уровне при централизованном управлении. Причиной этого является то, что почти все зенитные подразделения и части входят в состав общевойсковых формирований, являются элементами их боевого порядка и не могут располагаться вне границ их боевых построений. В ходе боевых действий создаются группировки, соответствующие задачам и новым построениям прикрываемых войск.

Таким образом, становится очевидным, что специфика условий, в которых функционирует система войсковой ПВО, существенно отличается от условий выполнения задач войсками ПВО страны (ИА и ЗРВ в составе ВВС). Это подтвердилось и в локальных войнах в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Ограниченная глубина театра военных действий и возросшая эффективность применения наземных средств ПВО потребовали в большинстве случаев переноса истребителей за зону огня ЗРВ. Действия истребителей впереди зоны огня ЗРВ должны рассматриваться как исключение, при расположении объекта прикрытия в глубоком тылу. Вынесение зоны боевых действий истребителей вперед может быть оправдано только их аэродромным базированием, удаленным от границ зоны поражения ЗРВ, соответствующей глубиной зоны разведки и возможностями централизованного управления в условиях воздействия радиоэлектронных помех.

Процесс противостояния СВН и средств ПВО подтверждает целесообразность такой последовательности использования основных средств борьбы с авиацией противника. В этом случае обеспечивается селекция целей, упрощается управление огнем, в том числе ЗРВ средней дальности, пространственные возможности которых соразмерны с возможностями истребителей.

Далее целесообразно вспомнить, что взаимодействие необходимо различать: по масштабу, в котором осуществляется координация боевых усилий сил и средств, выражаемому видами взаимодействия (стратегическое, оперативно-стратегическое и т. д.); по структуре, построению и характеру связей между взаимодействующими системами (по направлениям, полосам и т. д.); по организационным мерам и применяемым техническим средствам управления.

И наконец, необходим учет условий, в которых осуществляется взаимодействие, а именно: степень однородности взаимодействующих средств (систем управления); их принадлежность к одному или разным уровням в иерархическом построении соответствующих систем; организация и степень автоматизации процессов управления во взаимодействующих системах; сопрягаемость технических средств и устойчивость систем управления; подготовленность расчетов КП. Только в этом случае может быть обеспечено достижение высокой эффективности всей системы ПВО. Предлагаемое строение организации взаимодействия, учитывающие специфику современных условий, представлено в таблице.

Наряду с вышеизложенным необходимо подчеркнуть, что генеральным направлением в развитии вооружений и военной техники, предназначенной для борьбы со средствами воздушно-космического нападения (СВКН), должно быть создание целостной системы, объединяющей все средства поражения воздушного противника, но при этом учитывающей иерархическую структуру как войск ПВО, так и объектов прикрытия. Само собой разумеется, что системы управления взаимодействующих средств должны сопрягаться. Материальной основой такой централизованной системы могли бы стать комплексы средств автоматизации «Рубеж-М», «Байкал», «Сенеж-М1» или более совершенные, а основной целью - обеспечение возможности влияния на действия истребительной авиации и наземных средств ПВО с оперативного уровня до низшего тактического.

В то же время необходимо заметить, что решается эта задача в ВВС (ИА и ЗРВ) и СВ (войсковая ПВО) с использованием разных организационных и технических решений.

В ВВС (ИАи ЗРВ) структура войск и построение системы позволяют решить проблему в организационном отношении относительно просто. Здесь возможна организация прямого тракта по всей иерархии системы управления без каких либо ограничений в рамках вида ВС.

Таблица

Строение взаимодействия в системе противовоздушной обороны

Взаимодействие в системе противовоздушной обороны теория и опыт

В войсковой ПВО, в системе ПВО фронта, эта задача не может рассматриваться обособленно. Здесь нужно учитывать три фактора. Первый-система управления войсковой ПВО является частью (подсистемой) фронтовой системы управления со всеми вытекающими отсюда организационными и техническими задачами. Второй - необходимо обеспечить безопасность действий фронтовой (ударной) и армейской авиации в ходе общевойсковой операции (боя). Третий - осуществить централизованное управление боевыми действиями и огнем по уровням структуры объектов прикрытия. То есть, с одной стороны, должны быть обеспечены совместные действия с прикрываемыми войсками в рамках вида ВС, а с другой - межвидовое взаимодействие на тактическом, оперативном или оперативно-стратегическом уровнях, а также координация огневой деятельности зенитных средств в пределах каждого уровня системы управления (внутриродовое взаимодействие на тактическом уровне).

Одним из основных направлений на пути практического решения проблемы взаимодействия в системе ПВО в современных условиях должна стать коренная переработка существующих руководящих положений, приведение их в соответствие принципам организации взаимодействия. В ходе этой работы должны быть созданы следующие документы. Во-первых, инструкция по организации взаимодействия, в которой бы кратко излагались основы организации взаимодействия, содержание способов взаимодействия, применяемых в различных системах ПВО и условиях боевой деятельности войск. Ее структура может соответствовать существующей, однако при этом должны быть приняты во внимания научные, организационные и технические факторы, которые только в совокупности могут обеспечить решение проблемы с учетом специфики борьбы с воздушным противником. Во-вторых, пособие по изучению инструкции, в нем давалось бы теоретическое обоснование различных способов взаимодействия с необходимыми расчетами и иллюстративным сопровождением. Подобная структура представления руководящих документов привычна войскам и доказала свою эффективность.

Кроме того, вопросы взаимодействия должны стать одними из основных в организационных и методических рекомендациях по проведению учений (в том числе специальных: опытных, исследовательских) с войсками, штабами, командными пунктами, естественно, при наличии соответствующего технического обеспечения.

Настоящая статья представляет собой лишь попытку очертить возможные пути решения проблемы взаимодействия в системе ПВО. Главная же ее цель - обратить внимание соответствующих структур и организаций МО на все возрастающую актуальность и сложность данного вопроса.

Для определения концептуальных подходов к решению рассматриваемой проблемы необходима основательная, независимая проработка всех ее аспектов, применение методов имитационного моделирования при оценке и уточнении всех официальных установок по взаимодействию в связи с обновленной структурой ВС.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации