Вербальная модель инфосферы управления войсками (силами) ресурсный подход

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2008, стр. 61-69

Вербальная модель инфосферы управления войсками (силами): ресурсный подход

Капитан 1 ранга в отставке В. Р. ГРИНЬ,

кандидат технических наук

ОДНОЙ из приоритетных доктринальных задач развития военной организации государства сегодня является создание единой системы военно-государственного управления и обеспечение ее эффективного функционирования, обеспечение экономических и финансовых условий для разработки и производства унифицированных высокоэффективных систем управления войсками и оружием, а также систем их информационного обеспечения.

Общие подходы к решению этой доктринальной задачи (во всяком случае в части информационного обеспечения) уже рассматривались на страницах журнала. В них сделана попытка доказать, что военная информатизация является концептуальной составляющей военного дела государства и что развитие теории и практики этого дела возможно только в условиях их триединства с военной информатизацией.

Кроме того, в этих статьях определено общее понятие инфосферы военного дела государства и обоснована декомпозиция этой инфосферы по иерархии вложимости инфосфер управления: государственное управление - военно-государственное управление - военное управление - управление войсками (силами) - управление оружием. При этом за основу классификации и декомпозиции инфосфер управления был принят гипотетический вариант структуры теории военного дела государства.

Простейшая вербальная (словесная, описательная) модель инфосферы управления по главному, пользовательскому «срезу» может быть представлена в виде иерархической сети управленческих решений. Оптимизация (рационализация) такого рода сети (информационного пространства) решений является основной проблемой любой инфосферы управления.

Так как в контексте данной статьи речь пойдет об инфосфере управления войсками (силами), сформулируем это понятие.

Инфосфера управления войсками (силами) - среда, представляющая собой совокупность определенным образом организованных в пространстве и времени информационных, вычислительных и коммуникационных ресурсов, которые предназначены для обеспечения поддержки принятия решений в ходе управления войсками (силами).

Остановимся более подробно на сути и содержании данного определения. В общем случае, как известно, ресурсами называют элементы потенциала в какой-либо сфере деятельности, которые при необходимости могут быть использованы для достижения конкретных целей.

К вычислительным ресурсам инфосферы управления войсками (силами) можно отнести средства вычислительной техники, обеспечивающей обработку информации в интересах должностных лиц органов военного управления (ОВУ). В состав вычислительных ресурсов могут входить компьютеры, оперативная память, магнитные и магнитооптические носители (магнитная лента, магнитные диски и дискеты, жесткие диски), устройства отображения (табло для алфавитно-цифровой информации, экраны, самописцы и другие технические (программно-технические) устройства и комплексы).

Коммуникационные ресурсы инфосферы управления войсками (силами) представляют собой совокупность технических средств (программно-технических), обеспечивающих передачу информации между должностными лицами ОВУ в ходе управления войсками (силами). К коммуникационным ресурсам в первую очередь можно отнести линии и средства связи, а также пользовательское оборудование.

Очевидно, что основным (базовым) элементом инфосферы управления войсками (силами) являются информационные ресурсы, основным содержанием которых является информация, используемая при принятии решений по управлению войсками (силами).

В буквальном смысле понятие «информация» тождественно таким понятиям, как «сведения», «данные», «знания» и т. п. В законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определена как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы ее представления. Из определения следует, что информация может рассматриваться как объем накопленных человечеством знаний об окружающем нас мире, непосредственно включенных в коммуникативный процесс в виде информационного ресурса. Однако до настоящего времени нет однозначного подхода к пониманию термина «информационный ресурс» как объекта инфосферы, что приводит к определенным трудностям при решении практических вопросов, связанных с разработкой, хранением и использованием информационных ресурсов.

Предлагается под информационным ресурсом инфосферы управления войсками (силами) понимать информацию в области управления войсками (силами), которая зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей ее хранение и передачу во времени и пространстве между различными категориями должностных лиц ОВУ в интересах решения различных задач управления.

На практике информационные ресурсы инфосферы управления войсками (силами) представляют собой знания в области управления войсками (силами), сформированные в виде отдельных документов или массивов документов, алгоритмов, математических моделей, математических методов, программ, зафиксированных на различных материальных носителях. Кроме того, документы, входящие в состав информационных ресурсов Вооруженных Сил Российской Федерации, могут включать: документы боевого управления (боевые приказы, распоряжения, донесения, сводки), нормативные документы (приказы, нормы, штаты), справочную информацию (классификаторы, словари терминов), учетную информацию (анкеты, картотеки), научно-техническую информацию (печатные издания, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), информацию, циркулирующую в автоматизированных системах (базы данных, файлы, сообщения) и другие массивы информации (карты, фонды, схемы, плакаты, отдельные файлы и пр.).

Что касается форм фиксации информации, о которых говорится в определении рассматриваемого термина, то к ним целесообразно отнести различные категории должностных лиц ОВУ, специалистов научно-исследовательских институтов, преподавателей военных учебных заведений, коллективы конструкторов средств автоматизации, обладающих соответствующими знаниями и имеющих специальную подготовку.

Приступая к изучению проблемы информационных ресурсов, прежде всего необходимо их проклассифицировать, затем определить содержание каждого из элементов классифицируемых множеств и связи между ними.

Вербальная модель инфосферы управления войсками (силами) ресурсный подход

Принципиальным моментом при построении классификационной схемы (см. рис.) является выбор признака классифицируемой группы, характеризующий различные виды информационных ресурсов. Обычно при классификации ресурсов в качестве такого признака рассматривают тип материального носителя информации. Такой подход к выбору признака классифицируемой группы существенно осложняет решение многих вопросов создания, хранения и использования информационных ресурсов в процессе формирования инфосферы управления войсками (силами). В первую очередь это связано с тем, что с появлением нового носителя могут возникнуть проблемы со способами регистрации, сбора, передачи, хранения и использования данного ресурса, а также способами его взаимодействия с другими ресурсами. В некоторых случаях появление нового носителя может потребовать внесение изменений в уже разработанную классификационную схему.

В этой связи предлагается в качестве признака классифицируемой группы рассматривать не носитель информации, а форму представления информации, зафиксированной на материальном носителе. Выбрав признак классифицируемой группы, попробуем осуществить декомпозицию информационных ресурсов. На первом уровне декомпозиции разделим информационные ресурсы на две группы - формализованные и неформализованные.

Формализованные информационные ресурсы - ресурсы, которые содержат определенным образом формализованную информацию (знания) о предметной области (в нашем случае это управление войсками (силами)), зафиксированную на так называемых машиночитаемых носителях (т. е. носителях, с которых можно прочитать информацию с использованием средств вычислительной техники).

Неформализованные информационные ресурсы - ресурсы, информация в которых зафиксирована на материальных носителях, не относящихся к машиночитаемым, а также в памяти человека, обладающего знаниями и квалификацией в рассматриваемой предметной области. На последней части определения есть смысл остановиться более подробно. В качестве носителя информации человек может выступать одновременно как ее создатель, потребитель и интерпретатор. Важно подчеркнуть, что как интерпретатор информации человек (в нашем случае должностное лицо ОВУ) может принципиально изменить отношение к любой информации, включаемой в подготавливаемый документ, не меняя самой информации, что может привести к абсолютно непредсказуемым решениям.

На втором уровне декомпозиции в качестве признака классифицируемой группы выберем функциональное предназначение информационного ресурса. По этому признаку формализованные информационные ресурсы можно разделить на три самостоятельные группы:

Первая. Функциональные информационные ресурсы (знания, рациональное использование которых косвенно способствует повышению качества управленческих решений, например за счет повышения скорости обмена или наглядности представления информации).

Вторая. Интеллектуальные информационные ресурсы (знания, используемые должностными лицами ОВУ при выполнении ими конкретных задач по управлению войсками (силами) с применением средств автоматизации).

Третья. Инструментальные информационные ресурсы (знания, обеспечивающие создание и сопровождение формализованных информационных ресурсов).

К функциональным информационным ресурсам можно отнести справочные информационные ресурсы, общесистемные программные компоненты, программные компоненты общего назначения и электронные словари.

К группе справочных информационных ресурсов относятся документы, зафиксированные на машиночитаемом носителе, которые используются должностными лицами в их повседневной деятельности. В первую очередь к ним можно отнести классификаторы военной информации, унифицированные формы военных документов, нормативно-справочную информацию, электронные условные знаки, документы в области стандартизации оборонной продукции, словари военных терминов и соответствующих им определений и другие документы.

Программные компоненты общего назначения предназначены для управления средствами коммуникаций, средствами коллективного пользования, обеспечения поддержки сетевых служб системного и пользовательского уровней, протоколов локальных вычислительных и территориально-распределенных сетей, формирования и обработки документов и команд (сигналов).

Состав, структура и степень детализации общесистемных программных компонентов определяется задачами должностных лиц ОВУ и организацией взаимодействия с другими информационными ресурсами, а также требованиями по защите информации от несанкционированного доступа.

Интеллектуальные информационные ресурсы включают в свой состав математические методы, расчетные методики, алгоритмы, математические модели и т. п. (назовем эту группу справочными интеллектуальными информационными ресурсами), а также программную реализацию вышеупомянутых расчетных методик, алгоритмов, математических моделей и т. п. Эта группа информационных ресурсов занимает особое место в инфосфере управления войсками (силами), так как на основе использования именно этого вида информационных ресурсов обеспечивается поддержка информационной, расчетно-аналитической, прогнозно-моделирующей деятельности должностных лиц ОВУ, а также выработка решений и планирование боевых действий.

Состав инструментальных информационных ресурсов определяется требованиями к характеристикам программных компонентов общего назначения, общесистемных программных компонентов и других программ, зафиксированных на машиночитаемом носителе. В общем случае в состав инструментальных информационных ресурсов могут входить программные компоненты разработки и отладки программ, а также программные компоненты тестирования.

Важно отметить, что все представленные на нижнем уровне декомпозиции ресурсы являются неделимыми наименьшими элементами инфосферы управления войсками (силами), внутренняя структура которых не рассматривается. В процессе формирования данной инфосферы возможно объединение нескольких ресурсов для выполнения конкретных задач по обеспечению информационными услугами должностных лиц ОВУ. Такие объединенные совокупности ресурсов будем называть агрегированными ресурсами инфосферы управления войсками (силами).

Эффективность использования информационного пространства инфосферы управления войсками (силами) для поддержки управленческих решений во многом будет зависеть от качества информационных ресурсов в этом пространстве. Обеспечить качество информационных ресурсов с учетом многообразия их видов и типов, а также материальных носителей информации, инструментария, обеспечивающего их создание, способов хранения и передачи информации в интересах пользователей, можно только при условии, если процесс создания данных ресурсов будет организован на так называемой промышленной основе. Это значит, что информационный ресурс должен в конечном итоге представлять собой продукцию, созданную в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, установленными российским законодательством при разработке, принятии, хранении, перевозке, применении и утилизации ресурса с учетом прав и обязанностей участников его создания.

Следует напомнить, что в общем случае продукция представляет собой материальный продукт труда, добытый или изготовленный в конкретном производственном процессе и предназначенный для удовлетворения общественной или личной потребностей.

Каждый вид продукции обладает определенными свойствами, которые в совокупности составляют ее сущность. Свойства продукции, как правило, проявляются при ее изготовлении, хранении, транспортировании и потреблении (эксплуатации или использовании).

Если подходить к информационному ресурсу управления вооруженными силами государства как к продукции, то можно выделить такие ее свойства, как функциональность, удобство использования, безопасность, актуальность, трудоемкость, доступность, размерность, надежность, мобильность и сопровождаемость. Есть смысл более подробно остановиться на содержании каждого из перечисленных выше свойств.

Функциональность - возможность выполнения функциональных обязанностей должностным лицом органа военного управления при использовании информационного ресурса.

Удобство использования - способность информационного ресурса при его использовании обеспечить условия для выполнения должностным лицом ОВУ своих функциональных обязанностей.

Безопасность - состояние защищенности информационного ресурса от воздействия различных деструктивных воздействий на информацию, в результате которого может быть нанесен материальный урон (ущерб) личному составу и боевой технике при использовании данного ресурса должностным лицом ОВУ при выполнении своих функциональных обязанностей.

Актуальность - соответствие сведений, зафиксированных на носителе информационного ресурса, решаемым задачам должностного лица ОВУ.

Трудоемкость - диапазон величины трудовых и временных затрат, использованных на создание информационного ресурса.

Доступность - возможность обращения к информационному ресурсу в заданные сроки и на доступном для должностного лица ОВУ языке запросов.

Размерность - диапазон величины объема (размера) информационного ресурса в заданных единицах измерения.

Надежность - способность функционирования информационного ресурса без отказов на заданном интервале времени.

Мобильность - способность информационного ресурса быть перенесенным из одной вычислительной среды в другую.

Сопровождаемость - возможность информационного ресурса к проведению его модификации (корректировки).

Для управления проектированием и разработкой информационных ресурсов как продукции должны быть адекватно описаны процессы, составляющие жизненный цикл данной продукции. Жизненный цикл должен охватывать все аспекты, которые имеют отношение к проектированию, разработке, производству и эксплуатации информационных ресурсов, вплоть до снятия с эксплуатации.

Описание жизненного цикла информационных ресурсов в общем случае должно представлять собой описание последовательности стадий (периодов жизненного цикла), которые могут перекрываться или повторяться в зависимости от вида информационного ресурса, имеющихся возможностей по его созданию, сложности разработки и функционального предназначения. При этом для каждой стадии необходимо определить цель и результаты, которые должны быть достигнуты после ее завершения.

Желательно перед описанием стадий жизненного цикла информационных ресурсов произвести декомпозицию каждой стадии на этапы работ, что обеспечит более детальное представление процессов, связанных не только с самим процессом разработки ресурса, но и ведением учета принятых решений и допущений, касающихся последующих стадий.

Типовое описание жизненного цикла информационных ресурсов может включать следующие стадии: проектирования, разработки, производства, эксплуатации, сопровождения, списания.

Стадия проектирования выполняется для разработки и обоснования предварительных требований к создаваемому информационному ресурсу и системных решений по его проектированию. Результатом выполнения стадии являются исходные данные для выполнения работ по созданию ресурса и санкционирование перехода на стадию разработки.

Стадия разработки начинается с уточнения предварительных требований к информационному ресурсу и преобразования проектных требований в технические, в затем в образец продукции, который проходит стадию эксплуатации.

Стадия производства осуществляется с целью создания ресурса с учетом результатов его опытной эксплуатации и требований заказчика, разработки документации, обучения персонала и санкционирования перехода на следующую стадию. Данная стадия может пересекаться со стадиями разработки, эксплуатации и сопровождения.

Стадия эксплуатации осуществляется с целью использования разработанного ресурса в запланированных условиях в интересах пользователя. Данная стадия включает процессы, относящиеся к использованию продукции, мониторингу функционирования, составлению отчетов об отклонениях, недостатках и нарушениях. В течение данной стадии ресурс может совершенствоваться, корректироваться, кроме того, могут уточняться его функциональные характеристики.

Стадия сопровождения включает процессы, относящиеся к обеспечению функционирования служб сопровождения, созданию инфраструктуры сопровождения. Итогом выполнения стадии является обученный персонал, функционирование всех служб сопровождения, реальное взаимодействие пользователя с производственными организациями, обеспечивающими необходимую корректировку используемого ресурса, а также решение об окончании его эксплуатации.

Стадия списания обеспечивает ликвидацию информационного ресурса в результате обнаружения проблем с его дальнейшей эксплуатацией. Данная стадия применяется, когда заканчивается срок эксплуатации интересующего информационного ресурса и появляется необходимость принятия решения о снятии данного ресурса с эксплуатации.

Следует отметить, что разработка информационных ресурсов в виде продукции обусловливает постановку и решение ряда научно-методических и организационно-практических задач, важнейшими из которых являются следующие.

Установление правового статуса информационных ресурсов. Информационный ресурс, являясь объектом отношений физических и юридических лиц, подлежит обязательному учету и защите, как всякое материальное имущество собственника, т. е. является объектом права. В зависимости от обстоятельств информационный ресурс может быть актуальным и устаревшим, объективным и субъективным, точным и неточным, обоснованным и необоснованным. Отсюда следует, что использование информационных ресурсов должностными лицами ОВУ при принятии решений связано с определенным риском.

Следует подчеркнуть, что правовой статус информационных ресурсов инфосферы управления вооруженными силами государства образуется совокупностью законодательно установленных и реализуемых в данной сфере прав и обязанностей должностных лиц ОВУ, а также юридических гарантий реализации имеющихся прав и выполнения должностными лицами установленных обязанностей. Практически речь идет о разработке правового обеспечения информационных ресурсов, представляющего собой совокупность правовых норм, которые регламентируют правовые отношения в процессе изготовления, хранения, передачи и использования информационных ресурсов в заданном информационном пространстве.

Создание нормативной базы информационных ресурсов. Деятельность по установлению требований к продукции, процессам ее производства и реализации, а также контроль за соблюдением этих требований базируется на применении норм системы стандартизации, контроля подтверждения соответствия и сертификации. Основным законодательным документом, регулирующим эту область, является Федеральный закон «О техническом регулировании». Концепция данного закона предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются Федеральными законами и постановлениями правительства Российской Федерации. Причем после вступления в силу технических регламентов обязательные требования стандартов перестают быть обязательными и государственный контроль начинает осуществляться за соблюдением технических регламентов. Таким образом, возникает проблема замены существующей нормативной базы, обеспечивающей создание продукции, на технические регламенты, которые должны быть разработаны в соответствии с требованиями нового закона. В полной мере эта проблема касается и информационных ресурсов.

Следует признать, что из всей совокупности ныне действующих документов по стандартизации можно выделить только несколько комплексов стандартов, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме. В частности, это несколько десятков стандартов (ГОСТ РВ. «Автоматизированные системы управления войсками» (серия 52333. ХХХХ), ГОСТ РВ. «Система разработки и постановки продукции на производство» (серия 15. ХХХХ), ГОСТ. «Единая система программной документации (серия 19. ХХХХ), которые содержат требования по защите информации от несанкционированного доступа, оценке качества продукции, пользовательскому интерфейсу, процессу жизненного цикла программной продукции.

Обеспечение безопасности информационных ресурсов. Напомним, что безопасность информационного ресурса является свойством, зависящим от деструктивных воздействий на зафиксированную в нем информацию.

Деструктивными воздействиями на информационный ресурс могут являться несанкционированный доступ к информационному ресурсу, утечка информации по различным каналам, наличие деструктивных элементов и компьютерных вирусов. Наличие деструктивных воздействий на информационный ресурс связаны с рисками причинения вреда (ущерба) при использовании данного ресурса в процессе логико-аналитической, информационно-расчетной и распорядительной деятельности должностных лиц ОВУ. Под риском здесь подразумеваются вероятность наступления негативного события, в результате которого может быть нанесен упомянутый вред (ущерб). При этом возможный вред (ущерб) оценивается количественными параметрами, например, величиной потерь своих сил (средств). Безопасность информационного ресурса обеспечивается на всех стадиях жизненного цикла информационного ресурса и предусматривает реализацию ряда организационно-методических мероприятий, направленных на снижение (до допустимого уровня) влияния деструктивных факторов.

Оценка качества информационных ресурсов. Понятие «качество» применительно к информационному ресурсу инфосферы управления войсками (силами) определяет совокупность свойств, отражающих степень пригодности данного ресурса при его использовании должностным лицом ОВУ в процессе реализации задач управления.

Для определения количественной меры качества информационного ресурса необходимо использовать показатели качества, которые представляют собой набор атрибутов описания и оценки качества рассматриваемого информационного ресурса. При этом, показатели качества должны иметь наименования, достаточно четко отражающие природу качества, размерность и число, определяющее величину свойства. Как правило, показателям качества присваивают наименования, которые соответствуют наименованиям свойств продукции. Это в терминологическом аспекте позволяет в большинстве случаев добиваться взаимопонимания разработчиков и пользователей информационных ресурсов в процессе их проектирования, изготовления, внедрения, хранения и эксплуатации. Так, например, в нашем случае показатели качества информационных ресурсов инфосферы управления войсками (силами) могут иметь наименования свойств, приведенных в начале статьи, а именно: функциональность, удобство использования, безопасность, актуальность, трудоемкость, доступность, размерность, надежность, мобильность, сопровождаемость.

Итак, обращаясь к вербальной модели инфосферы управления войсками (силами), можно заключить, что она представляется в нотации трех ключевых ресурсов: вычислительных, коммуникационных и информационных. Поскольку основным объектом внимания исследователей и конструкторов системы управления является качество управленческих решений, которое зависит, в первую очередь, от качества исходной информации, ключевыми в триаде ресурсов инфосферы являются информационные ресурсы.

В терминах вербальной модели автоматизированная система управления (АСУ) является фактически синонимом системы информационной поддержки управленческих решений. Действующая АСУ в инфосфере, «охватывающей» эту автоматизированную систему, может рассматриваться как чисто информационный ресурс (т. е. как источник и потребитель соответствующей информации - не более).

Следующим уровнем «приоритетного профиля» информационной инфраструктуры системы управления войсками (силами), безусловно, являются интеллектуальные информационные ресурсы. Бедность теоретических исследований и фрагментарность, бессистемность практических разработок в этой области являются серьезной угрозой качеству перспектив информатизации ВС РФ.

При объективно необходимом переходе к новой парадигме военно-научных исследований3 проблема классификации, накопления, агрегирования и использования информационных ресурсов будет одной из ключевых. Задача данной статьи лишь обозначить указанную проблему.

Военная Мысль. 2005. № 6. С. 42; 2006. № 6. С. 75-80.

Куликов В.А. История оружия и вооружения народов и государств. Учебное пособие. М.:МИРЭА, 2001.С. 90.

Под информационной инфраструктурой системы управления войсками (силами) следует понимать организованную определенным образом совокупность вычислительных средств (вычислительных ресурсов) и средств телекоммуникаций (коммуникационных ресурсов), обеспечивающую сбор, накопление, хранение, защиту и предоставление должностному лицу ОВУ формализованных информационных ресурсов для поддержки принятия решений по управлению войсками (силами). 3 Военная Мысль. 2008. № 1. С 71-80.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации