Военно-морская деятельность ключевые проблемы развития

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2007, стр. 2-7

Военно-морская деятельность: ключевые проблемы развития

Начальник Главного штаба ВМФ адмирал М.Л. АБРАМОВ

Военно-морская деятельность ключевые проблемы развитияВ СООТВЕТСТВИИ с Морской доктриной Российской Федерации военно-морская деятельность - это деятельность государства по изучению, освоению и использованию Мирового океана в интересах обороны и безопасности страны с участием военной составляющей ее морского потенциала.

Главными целями политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности являются: реализация и защита государственных интересов Российской Федерации в Мировом океане, сохранение за ней статуса мировой морской державы, развитие и эффективное использование военно-морского потенциала Российской Федерации.

Первая ключевая проблема - повышение эффективности действий Военно-Морского Флота в достижении поставленной «Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» главной цели по реализации и защите государственных интересов Российской Федерации в Мировом океане в мирное время (рис. 1).

Военно-морская деятельность ключевые проблемы развития

Рис. 1. Повышение эффективности действий ВМФ

Сегодня Военно-Морской Флот рассматривает данную проблему прежде всего с точки зрения необходимости повышения уровня защищенности экономической деятельности России в Мировом океане.

Впервые в новой «Концепции применения ВМФ», утвержденной министром обороны в январе 2007 года, значительное внимание уделено именно применению флота при обеспечении национальной безопасности России в мирное время. Новой стратегической целью применения ВМФ в мирное время определено создание и поддержание в океанских районах, морских зонах и прилегающих к ним континентальных районах благоприятной обстановки, надежно обеспечивающей национальную безопасность и защиту национальных интересов России. Оперативно-стратегические задачи по обеспечению безопасной морской экономической деятельности будут выполняться Военно-Морским Флотом также в случае обострения обстановки, возникновения конфликтной ситуации и в военное время.

Экономический потенциал России, размещенный в Мировом океане, должен и будет иметь надежную защиту. Сегодня экономическая деятельность России на море, несмотря на существующие проблемы, неуклонно растет, а военно-морская деятельность, несмотря на предпринимаемые меры, в своем развитии не успевает за этим ростом.

В 70-80-е годы прошлого века безопасность нашего морского транспорта и рыболовства были под надежной военной защитой в районах, прилегающих к Африке, Азии, Америке. При этом морской транспорт и рыболовство были тогда основными областями морехозяйственной деятельности страны. И хотя они вносили существенный вклад в экономику страны в целом, роль и место их не были столь важны, как важны сегодня и будут важны завтра. С конца прошлого века началась интенсивная добыча углеводородного сырья на континентальном шельфе России, его транспортировка морем, строительство подводных трубопроводов. Морской туризм и спорт в нашей стране также с тех пор получили существенное развитие. В обозримом будущем в Мировом океане начнется добыча минерального сырья, новый импульс развития получила морская энергетика. За этим весьма вероятно последует расширение морских экономических зон, пересмотр границ континентального шельфа или даже раздел открытого моря.

В этой связи мы полагаем и уверены, что экономические интересы нашей страны, ее экономический потенциал должны быть надежно защищены на море. И такая защита обеспечивается прежде всего активной и эффективной военно-морской деятельностью государства. Ее возрастающие роль и значение определены «Морской доктриной» и «Основами политики» в этой области. И рост этот за прошедшее время, после утверждения документов, реален. Ведь наряду с традиционными угрозами, в целом выражающимися в возможности других государств применить военную силу в обеспечение своих экономических и политических интересов, силового давления на экономического конкурента, сегодня появились и новые угрозы: международный терроризм, возрастающие масштабы браконьерства и пиратства, транспортировка морем оружия массового поражения, экологический терроризм.

Государством, частным бизнесом в Мировом океане и в прибрежных районах размещены и продолжают размещаться значительные экономические активы. При этом повышение интенсивности и эффективности военно-морской деятельности, способной защитить эти активы, не полностью соответствует росту экономики. Очевидно, что военно-морская деятельность должна быть достаточной для обеспечения военной безопасности и устойчивого экономического развития страны, особенно в перспективе. Действенные шаги для достижения такой достаточности предпринимаются. В государственной программе вооружения: соответствующая база заложена.

Новой «Концепцией применения ВМФ» основной формой применения Военно-Морского Флота в мирное время определено военно-морское присутствие в оперативно важных районах для выполнения задач в области военно-морской деятельности. Военно-морское присутствие - это действия сил ВМФ по созданию и поддержанию в оперативно важных районах Мирового океана и прилегающих к ним континентальных районах, находящихся за пределами национальной юрисдикции, благоприятной обстановки для реализации приоритетов внешней политики России по решению проблем в политической, экономической и других сферах, а также безопасной морской деятельности (рис. 2). .

Военно-морская деятельность ключевые проблемы развития

Рис. 2. Военно-морское присутствие России в оперативно важных районах Мирового океана

Сегодня, осуществляя военно-морское присутствие, Военно-Морской Флот включился в операцию НАТО «Активные усилия», проводит совместно с турецкими военно-морскими силами операцию «Черноморская гармония». Создана и действует Черноморская военно-морская группировка оперативного взаимодействия (БЛЭКСИФОР). Мы полагаем, что в Черном и Средиземном морях с точки зрения военной защиты условия благоприятной обстановки в целом созданы - именно благоприятные условия для экономической деятельности России.

Однако экономика государства очень быстро осваивает море и на других региональных направлениях. Развитие военно-морской деятельности России, рост военно-морского присутствия в оперативно важных районах должны не отставать от такого движения экономики (рис. 3).

Военно-морская деятельность ключевые проблемы развития

Рис. 3. Развитие военно-морской деятельности России

Очевидно, должна быть проработана возможность проведения аналогичных операций и создания оперативных группировок ВМФ на всех региональных направлениях, где активно развивается морская экономическая деятельность России. В настоящее время на рассмотрении правительств прикаспийских государств находятся предложения России по созданию Каспийской военно-морской группы оперативного взаимодействия (КАСФОР). В Балтийском море, по нашему мнению, требуется надежная защита для Северо-Европейского газопровода, объектов Балтийской трубопроводной системы, перевалки и отгрузки нефти, экономической деятельности на море в целом. На Севере и Дальнем Востоке помимо углеводородов важным объектом защиты являются биологические ресурсы. Здесь также возможно проведение подобных операций.

Таким образом, решение данной ключевой проблемы и достижение поставленной «Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» главной цели по реализации и защите государственных интересов Российской Федерации в Мировом океане в мирное время должно достигаться повышением интенсивности и эффективности военно-морской деятельности, соответствующим возрастанию экономической деятельности России в Мировом океане.

Решение первой задачи тесно увязано со второй ключевой проблемой - повышением возможностей Военно-Морского Флота в достижении второй главной цели, поставленной «Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» - развития и эффективного использования военно-морского потенциала Российской Федерации. Мы полагаем, что ее решение напрямую связано с разработкой и утверждением «Концепции строительства Военно-Морского Флота на долгосрочную перспективу».

Оптимальным сроком прогнозирования такой концепции является 40 лет. Детализирующих ее программ: 15 лет - долгосрочных, 10 лет - среднесрочных и 5 лет - краткосрочных (рис. 4).

Военно-морская деятельность ключевые проблемы развития

Рис. 4. Расчет временных параметров «Концепции строительства ВМФ»

У большинства зарубежных морских держав такие концепции и кораблестроительные программы есть. Они рассматривают перспективы флота до 2040 года, Китай - вплоть до 2050 года. У нас ясность с будущим Военно-Морского Флота сегодня ограничена 2015 годом, т. е. периодом действия государственной программы вооружения. Мы полагаем, что этого недостаточно.

Сегодня создается Объединенная судостроительная корпорация. Одобрена «Стратегия развития судостроительной промышленности до 2020 года». Но достаточной ясности с тем, какие отечественные военные заказы будут размещены на судостроительных заводах и в конструкторских бюро, нет. Стратегическая оценка возможностей экспорта военно-морской техники известна даже после 2020 года, а по отечественному военному кораблестроению - такой оценки нет. Очевидно, что такая ясность необходима, чтобы планировать развитие производственных мощностей, научной и производственной кооперации, важных вопросов развития многих областей экономики. Во взаимосвязи с «Концепцией строительства флота» также лежит и «Транспортная стратегия России до 2020 года».

Военно-Морскому Флоту необходимо принять для себя практику большинства государств, когда будущее флота стабильно, достаточно открыто и понятно обществу. В современном мире в ведущих морских державах всем известно, сколько авианосцев и других кораблей необходимо государству для обеспечения национальной безопасности. Более того, иногда законодатели настаивают на большем количестве кораблей, чем считают военные. Действуют соответствующие кораблестроительные программы. У нас также сделан первый шаг в этом направлении. На долгосрочную перспективу определен необходимый и достаточный состав морских стратегических ядерных сил. Действует и выполняется долгосрочная программа поддержания этого состава. Полагаю, что этот опыт должен быть распространен и на морские силы общего назначения - на корабли основных классов: подводные лодки, корабли первого и второго ранга.

Таким образом, решение второй проблемы развития военно-морской деятельности в частности заключается в разработке и утверждении «Концепции строительства ВМФ».

По нашему мнению, данная концепция должна разрабатываться как составная часть «Стратегии развития морской деятельности РФ до 2020 года» и «Концепции строительства Вооруженных сил до 2020 года», но на более долгосрочную перспективу (рис. 5).

Военно-морская деятельность ключевые проблемы развития

Рис. 5. Разработка «Концепции строительства ВМФ»

В 2010 году истекает срок действия утвержденных Президентом Российской Федерации «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности». По нашему мнению, сегодня все необходимые установки и основополагающие взгляды на военно-морскую деятельность России и предназначение Военно-Морского Флота сформулированы достаточно полно и емко. Существует система, состоящая из:

четырех основных политических документов: «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», «Военной доктрины», «Морской доктрины» и «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности»;

документа стратегического планирования Вооруженных Сил «Концепции применения ВМФ»;

документов военного и государственного строительства: «Концепции строительства Вооруженных Сил» и «Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации» (рис. 6). В этой системе обязательно должна быть «Концепция строительства ВМФ» - составная часть «Концепции строительства Вооруженных Сил» и «Стратегии развития морской деятельности».

Военно-морская деятельность ключевые проблемы развития

Рис. 6. Система документов, необходимая для развития военно-морской деятельности

Такая система, по нашему мнению, является необходимой и достаточной для эффективного осуществления и развития военно-морской деятельности России.

Вместе с тем, некоторые положения «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» требуют актуализации в соответствии с современными реалиями.

В этой связи полагаю необходимым с 2008 года развернуть работу по уточнению или переизданию «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2020 года».


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации