Теоретические и методологические основы формирования военной доктрины Российской Федерации
Военная мысль 03/2007, стр. 14-21
Теоретические и методологические основы формирования военной доктрины Российской Федерации
Начальник Генерального штаба ВС РФ
генерал армии Ю.Н. БАЛУЕВСКИЙ
АКТУАЛЬНОСТЬ сегодняшней темы обусловлена тем, что с изменением международной обстановки, трансформацией угроз военной безопасности, развитием социально-экономической сферы нашего государства изменяются существующие и формируются новые взгляды на сущность и содержание форм и способов обеспечения его военной безопасности. В конечном счете, после их официального утверждения, эти взгляды и составляют сущность военной доктрины государства.
На протяжении всей истории цивилизации возникают, развиваются и разрешаются межгосударственные противоречия. Они имеют экономические, политические, национально-этнические, территориальные, религиозные и иные основы. Вследствие этого в мире возникла, существует и сохранится в обозримой перспективе вероятность возникновения войн и вооруженных конфликтов.
Борьба за передел сфер влияния между развитыми государствами, претендующими на мировое и региональное лидерство, способствует обострению соперничества практически по всем направлениям межгосударственных отношений.
Вполне естественно, что у России, как и у любого другого государства, существуют постоянные (базовые) национальные интересы, основу которых составляют государственный суверенитет, территориальная целостность, социально-политическая стабильность общества, стратегическая стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономическим и стратегическим зонам и коммуникациям. Именно на них в первую очередь направлено острие сегодняшних так называемых «новых угроз».
В Министерстве обороны видение угроз военной безопасности Российской Федерации и задачи Вооруженным Силам в обозримой перспективе сформулированы на основе комплексной оценки военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире. Если говорить коротко, то суть их сводится к следующему.
В результате значительного по сравнению с СССР ослабления оборонного потенциала России военные угрозы ее безопасности сегодня могут исходить как от развитых государств и созданных с их участием военно-политических союзов, так и от развивающихся стран, располагающих хорошо вооруженными, боеготовыми и обученными армиями. Думаю, всем понятно, что с военной мощью таких государств, особенно из числа имеющих территориальные и иные претензии к России, нельзя не считаться.
При этом Российская Федерация занимает уникальное геополитическое и важнейшее геостратегическое положение, а стратегические приоритеты России в глобальном мире определяются стратегическими целями и главными задачами, решаемыми нашим государством - как в политике и экономике, так и в сфере национальной безопасности.
Приоритеты отражают основные национальные интересы России, охватывающие три взаимосвязанных сферы: внутреннюю - собственно национальную (государственную) и две внешние - региональную и глобальную.
На национальном (государственном) уровне важнейший национальный интерес состоит в становлении и развитии Российского государства, экономически мощного и социально ориентированного на удовлетворение потребностей и чаяний всех народов и народностей Российской Федерации, всех социальных групп.
В целом к стратегическим приоритетам России на национальном уровне относятся: создание демократического правового общества, в котором будут обеспечены политические, экономические, социальные и гуманитарные потребности общества в целом и каждого члена общества в частности; экономическое процветание России и гражданское согласие всех слоев общества, всех движений, организаций и политических партий; обеспечение суверенитета и территориальной целостности, безопасности и обороноспособности Российской Федерации; продолжение военной реформы и переход к профессиональной армии при сокращении сроков службы по призыву; проведение сугубо прагматичной внешней политики, исходящей из наших возможностей и национальных интересов - военно-стратегических, экономических, политических; поиск надежных союзников и умение быть надежным союзником для других.
На региональном уровне приоритетным направлением деятельности является развитие добрососедских отношений с сопредельными государствами: работа со странами СНГ - главный внешнеполитический приоритет России; на европейском направлении - продолжение активной работы с Евросоюзом, направленной на формирование единого экономического пространства; в целом - обеспечение отсутствия военной опасности, угроз и рисков в прилегающих к России регионах.
Современная геостратегическая ситуация вокруг Российской Федерации складывается под влиянием кардинальных изменений, происходящих во всей системе международных отношений и формирующегося нового облика мирового и регионального устройства. Ее развитие характеризуется динамичностью, нестабильностью, напряженностью и периодами резкого обострения.
После распада Советского Союза геостратегическая ситуация изменилась не в лучшую сторону для нашего государства. Вследствие образования на постсоветском пространстве пятнадцати суверенных государств возник целый ряд проблем в межгосударственных отношениях, зачастую приводивших к вооруженным конфликтам. Подобный ход развития событий не мог не повлиять на общий характер угроз военной безопасности России и изменение соотношения сил как в мире в целом, так и в отдельных регионах мира.
Окончание идеологической и военной конфронтации двух политических систем не привело, как ожидалось, к демилитаризации мировой политики. Переход России к взаимодействию с Западом на основе формирования общих или близких стратегических интересов не способствовал укреплению ее военной безопасности. Более того, обстановка в жизненно важных для России регионах мира и в непосредственной близости от ее границ в ряде случаев стала еще более сложной.
Именно эта ситуация определяет еще один приоритетный национальный интерес - обеспечение надежной оборонной мощи Российской Федерации, сохранение и поддержание военного потенциала России на уровне, адекватном существующим и возможным военным угрозам, обеспечивающем ее свободное суверенное развитие.
Как писал еще в 20-х годах XX века выдающийся русский военный теоретик Александр Свечин, в военной сфере «стратегическая линия поведения должна являться проекцией на вооруженный фронт общей политической линии поведения». Именно с этой точки зрения долгосрочные политические и экономические приоритеты России определяют наши стратегические приоритеты в военной сфере.
Для нас, военных, защита национальных интересов России заключается в нейтрализации угроз военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, сдерживании любого вида агрессии (прямой или косвенной, попыток силового давления), а также в обеспечении вооруженной защиты целостности и неприкосновенности нашей территории, мирного и демократического развития государства.
Комплексная оценка современной военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире дает определенное видение угроз военной безопасности Российской Федерации.
Наиболее реальные угрозы национальной безопасности Российской Федерации в военной сфере в ближайшей перспективе будут представлять: курс военно-политического руководства США на сохранение мирового лидерства, расширение экономического, политического и военного присутствия в регионах традиционного влияния России; реализация планов по дальнейшему расширению НАТО; введение в практику Запада военно-силовых акций в обход общепризнанных принципов и норм международного права; существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, прежде всего в непосредственной близости от российских границ; возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, качественного и количественного наращивания вооружений другими странами; распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать свои военные и политические устремления; территориальные претензии других государств к Российской Федерации и ее союзникам; борьба за доступ к энергетическим ресурсам; международный терроризм; противоправная деятельность националистических, сепаратистских, других организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в Российской Федерации; ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных действий.
К особой группе военных угроз России следует отнести деятельность международных террористических организаций. Не секрет, что в наше время терроризм стал долговременным фактором современной политической жизни, относительно устойчивым явлением в развитии общества.
Для ответа на вопрос о реальных путях обеспечения военной безопасности России в новых условиях необходимо: определить цели национальной военной политики с точки зрения отражения угроз, классифицируемых как наиболее вероятные, наиболее опасные; разработать для Вооруженных Сил (и в целом для военной организации государства) модель определения реакции на эти угрозы и их возможные последствия с целью правильного определения оптимального состава сил и средств, необходимых для отражения этих угроз; создать потенциал, обеспечивающий достижение целей миротворческих операций без задействования (или при минимальном задействовании) Вооруженных Сил; совершенствовать оснащенность, всестороннее обеспечение и подготовку Вооруженных Сил, делая акцент на совместную, а не раздельную, подготовку видов Вооруженных Сил (родов войск), других войск, воинских формирований и органов; жестко и прагматично отстаивать интересы Российской Федерации при заключении международных договоров и обязательств, активно участвовать в формировании правовых норм и законов, отстаивать интересы Российской Федерации во всех международных организациях, включая ООН; формировать выгодное для Российской Федерации геостратегическое положение путем создания союзов, коалиций, систем коллективной безопасности; развивать экономические возможности государства, военно-промышленного комплекса, как необходимые условия повышения военного потенциала и военной мощи страны.
Всем нам известна закономерность, суть которой состоит в том, что мирные средства обеспечения военной безопасности могут быть эффективны лишь в том случае, если они подкреплены и опираются на военную мощь, достаточную для защиты страны и ее жизненно важных интересов.
В этой связи содержание, направленность и, что особо важно, реализуемость Военной доктрины Российской Федерации приобретает особое значение в современных условиях.
В нашей стране само понятие «военная доктрина» получило широкое признание еще в начале прошлого века. В реальности же ни в дореволюционный, ни в советский периоды военная доктрина в виде единого, официально принятого документа не существовала.
Введенные в 1993 году Указом Президента Российской Федерации «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» являлись по существу первым единым военно-политическим документом Российского государства, в котором открыто излагались официальные взгляды на его военную политику, подготовку страны к обороне, защиту ее суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных интересов.
В отличие от «Основных положений Военной доктрины Российской Федерации» 1993 года, редакция Военной доктрины РФ 2000 года была переориентирована с предотвращения войны преимущественно политическими средствами на обеспечение военной безопасности и защиту жизненно важных интересов России всеми средствами, имеющимися в распоряжении государства. Она является документом переходного периода - периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации Российской Федерации, динамической трансформации системы международных отношений.
Таким образом, при определении идеологии новой редакции военной доктрины необходимо учитывать значительные изменения, произошедшие в развитии внутриполитической обстановки в нашей стране, в экономической, идеологической, военной и других сферах ее жизнедеятельности. Кроме того, должны быть учтены тенденции развития международных отношений, появление новых угроз военной безопасности России, а также такие факторы как наличие зон конфликтов в различных регионах, в первую очередь на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, борьба за передел сфер влияния и необходимость обеспечения экономической безопасности.
С учетом названных тенденций и закономерностей хочу сформулировать ряд требований, которым, на наш взгляд, должна отвечать военная доктрина государства в современных условиях.
Первое. Военная доктрина должна быть инструментом укрепления как национальной, так и международной безопасности и поэтому иметь характер открытого политического документа.
Второе. Военная доктрина должна основываться на концепции национальной безопасности, регламентировать и конкретизировать общие установки в области обеспечения обороны и военной безопасности.
Третье. Формирование положений военной доктрины должно осуществляться на основании комплексного подхода, приоритета национальных интересов, национального законодательства при учете и соблюдении общепринятых международных принципов и норм.
Четвертое. Военная доктрина должна определять источники, степень и масштабы военных угроз и принципиальные подходы к их нейтрализации.
Пятое. Военная доктрина должна соответствовать складывающейся в мире ситуации и тенденциям ее развития, а также экономическим возможностям страны, диалектически сочетать мирные и военные средства.
В итоге содержание военной доктрины России должно с одной стороны способствовать развитию наметившихся положительных тенденций в условиях обеспечения военной безопасности, а с другой - обеспечивать нейтрализацию существующих и потенциальных угроз в данной области.
Вполне естественно, что этим требованиям уже не удовлетворяет ограничение содержания военной доктрины лишь традиционными рамками «подготовки страны и вооруженных сил к возможной войне и ведения вооруженной борьбы в войнах». В современной обстановке государства могут потерпеть «поражение», не вступая в вооруженную борьбу, и история знает немало тому примеров. Поэтому военная доктрина должна быть ориентирована на гарантированное обеспечение военной безопасности, причем не только путем «завоевания победы в войне», но, прежде всего, эффективным использованием превентивной дипломатии, международно-правовых, информационных, экономических и иных несиловых средств защиты жизненно важных интересов общества, государства и личности от угрозы военного насилия или применения военной силы.
Необходимо отметить, что в основе доктринальных положений лежат достижения науки в области военной теории и практики, сложившееся в обществе мировоззрение и национальные интересы. Эти базовые факторы являются основополагающими теоретическими положениями, формирующими структуру и содержание военной доктрины.
К первой группе относятся положения, определяющие цели и задачи государства по предотвращению угроз военной безопасности, защите жизненно важных интересов, суверенитета и территориальной целостности, а в случае военных действий - задачи по отражению агрессии, нанесению поражения агрессору и другие.
Ко второй группе относятся положения, обосновывающие формы, способы действий и необходимые средства для достижения указанных целей и выполнения задач. При этом принципиально важно, чтобы в Военной доктрине был закреплен принцип комплексного использования всех сил и средств военной организации государства в интересах обеспечения его военной безопасности.
Третья группа должна отражать положения, касающиеся экономического, финансового, ресурсного, научного, технологического обеспечения действий. Их содержание должно носить конкретизирующий характер и учитывать реальные условия социально-политической и стратегической обстановки. К ним можно отнести следующие: повышение эффективности использования финансовых средств и материальных ресурсов; приоритетное обеспечение планов строительства и развития, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил и других войск; развитие научной, технологической и производственной базы; интеграция гражданского и военного секторов экономики и другие.
Четвертая группа доктринальных положений могла бы включить социально-политические основы. Указанный аспект является актуальным и неразрывно связан с качеством выполнения задач по обеспечению военной и национальной безопасности государства.
Другими словами, все содержание военной доктрины должно быть органически взаимосвязано, все ее разделы и положения должны дополнять и развивать друг друга.
Существующая структура военной доктрины, состоящая из трех основных разделов, не должна являться догмой, при необходимости она может быть уточнена. Однако, в любом случае, военная доктрина должна содержать ответы на следующие важнейшие вопросы: каково отношение государства к проблеме войны и мира, считает ли оно войну приемлемым средством продолжения политики; какими путями и способами решать проблему предотвращения войны, обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности государства; источники военной опасности, уровень непосредственной военной угрозы; каков характер военных конфликтов, в которых возможно участие государства и его Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; какие цели и задачи могут стоять перед государством и его военной организацией по обеспечению военной безопасности с учетом существующих и потенциальных военных угроз; основные формы применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; требования, предъявляемые к системе государственного и военного управления по обеспечению военной безопасности; как осуществлять подготовку страны к обороне и возможному применению всех компонентов военной организации государства в политической, экономической, финансовой идеологической и других сферах; основы международного военного сотрудничества.
При разработке новой редакции военной доктрины целесообразно реализовать ряд теоретико-методологических требований, базирующихся на следующих основных принципах: системность; научная обоснованность положений; преемственность взглядов и установок; открытость доктрины; соответствие доктринальных положений существующим и потенциальным военным угрозам; приоритет политических и дипломатических форм обеспечения безопасности, применение силы в строгом соответствии с Уставом ООН; безусловное соответствие военной доктрины международным обязательствам России.
При этом военная доктрина выполняет в государстве ряд функций, которые реализуются как внутри страны, так и за ее пределами. О них не следует забывать при разработке ее новой редакции. Основными из этих функций являются нормативная, организационная и информационная.
Первая из этих функций проявляется в том, что основные положения военной доктрины носят нормативно-правовой характер. Их выполнение является обязательным для всех органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, принимающих участие в обеспечении военной безопасности. Особую важность это имеет для тех, кто занимается организацией и обеспечением обороны.
Нормативная функция доктрины является преимущественно внутренней. Это связано с тем, что доктринальные положения определяют направления подготовки государства к обороне, цели и задачи применения Вооруженных сил. Они также стимулируют развитие науки и техники в интересах обороны, нацеливают экономику на обеспечение ее потребностей. Важно и то, что нормативная функция доктрины позволяет использовать ее положения в качестве исходных данных для реального военного планирования.
Вторая функция принятых доктринальных положений - организационная. Она связана с тем, что реализация положений военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления. Это предусматривает организацию согласованных усилий всех органов власти, предприятий и учреждений для выполнения необходимых мероприятий по обеспечению военной безопасности.
Поскольку указанные мероприятия могут проводиться внутри страны и за ее пределами, то организационная функция является как внутренней, так и внешней.
Аналогичные свойства имеет и третья функция военной доктрины - информационная. Она заключается в доведении государством до своих граждан и всего мирового сообщества содержания основных доктринальных положений. Прежде всего это цели, принципы, направления и задачи по защите национальных интересов и обеспечению военной безопасности.
Важно подчеркнуть, что приведенные положения о содержании, структуре и функциях военной доктрины определяются реальной военной деятельностью, проводимой как внутри государства, так и на международном уровне. В силу этого такие положения являются объективными и присутствуют в доктринальных документах большинства развитых государств мирового сообщества.
Центральной идеей военной доктрины становится формирование и реализация единой государственной политики в военной сфере, консолидация усилий государственной власти, общественных организаций и граждан на решение задач в области обеспечения военной безопасности, подкрепленные эффективным использованием совокупного потенциала военной организации государства для этой цели.
Военная доктрина должна быть ориентирована на обеспечение военной безопасности эффективным использованием превентивной дипломатии, международно-правовых, информационных, экономических и иных невоенных мер, направленных, с одной стороны, на предотвращение войн и вооруженных конфликтов, а с другой - на защиту жизненно важных интересов общества, государства и его граждан всеми имеющимися в распоряжении государства средствами, в том числе применением военной силы.
Следует подчеркнуть, что совокупность рассмотренных нами факторов и предъявляемых к военной доктрине требований может уточнить традиционные подходы к определению самой сущности военной доктрины, а ее структура должна быть обусловлена объективной взаимосвязью и взаимозависимостью политики, военной стратегии и экономики государства.
Военная доктрина должна соответствовать отечественному и международному праву, отвечать целям и задачам политики России, ее социально-экономическим, военно-техническим и духовным возможностям.
Таким образом, военная доктрина, представляя собой систему официальных взглядов и положений государства, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и Вооруженных Сил к возможной войне, способам ее ведения, охватывает все сферы деятельности государства. Из положений военной доктрины вытекают важнейшие задачи по обеспечению военной безопасности для всех ветвей государственной власти, всех органов управления - от федерального уровня до органов местного самоуправления.
Следовательно, формирование новой редакции военной доктрины Российской Федерации является важнейшей государственной задачей, в решении которой должны принимать участие все федеральные органы исполнительной и законодательной власти.
При этом нельзя «размывать» ответственность между министерствами и ведомствами в ходе работы над проектом военной доктрины. В этой связи, по мнению Министерства обороны Российской Федерации, руководство и координация деятельности заинтересованных министерств и ведомств и «сведение» текста новой редакции военной доктрины должны осуществляться аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации.