Концептуальные основы стратегического сдерживания

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2005, стр. 8-12

Концептуальные основы стратегического сдерживания

Заместитель начальника ЦВСИ ГШ ВС РФ

полковник в отставке А.Л. ХРЯПИН,

кандидат технических наук

Ведущий научный сотрудник ЦВСИ ГШ ВС РФ полковник В.А. АФАНАСЬЕВ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ сдерживание представляет собой комплекс мероприятий в политической, экономической, военной и других сферах, предпринимаемых государством в одностороннем порядке или на коалиционной основе, и направленный на внушение противоборствующей стороне невозможности достижения ею военно-политических целей насильственными методами из-за неприемлемых для нее последствий в результате ответных действий.

Политика Российской Федерации в области стратегического сдерживания основывается на Конституции государства и действующем законодательстве, учитывает принятые нашей страной международные обязательства и формируется и осуществляется в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, Военной доктриной и Концепцией строительства ВС РФ. Она направлена на создание благоприятных условий для развития Российского государства, осуществление социально-экономической и военной реформ, реализацию и защиту национальных интересов, сохранение геополитического положения и статуса РФ как великой державы.

Главной целью политики Российской Федерации в области стратегического сдерживания является недопущение любого вида агрессии против России и ее союзников, а в случае ее осуществления - гарантированная защита суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов Российского государства и его союзников. При этом ВС РФ являются не только политическим средством сдерживания, но и эффективным средством решительного разгрома вооруженных сил агрессора. Следовательно, стратегическое сдерживание осуществляется в целях: в мирное время - недопущения силового давления и агрессии против России и ее союзников; в военное время - деэскалации агрессии и прекращения военных действий на приемлемых для России условиях.

Общее руководство политикой Российской Федерации в области стратегического сдерживания осуществляет Президент Российской Федерации. Непосредственное управление в военной области возлагается на Министерство обороны в лице Генерального штаба ВС РФ.

В основе стратегического сдерживания лежат устрашение, ограничение и принуждение. Дополняя друг друга, они проводятся в рамках единого механизма, позволяющего военно-политическому руководству государства выбирать и эффективно реализовывать тот или иной вариант сдерживания в зависимости от складывающейся обстановки и в соответствии с поставленными целями.

В ближайшей перспективе Россия вынуждена будет, на наш взгляд, осуществлять стратегическое сдерживание в отношении ведущих государств мира путем устрашения, в основе которого лежит явная военная угроза, открыто декларируемая и доводимая до потенциального агрессора. В отношении других стран помимо устрашения могут быть применены также сдерживающие действия путем ограничения и принуждения.

Стратегическое сдерживание путем устрашения (далее стратегическое сдерживание) заключается в убеждении военно-политического руководства и общественности потенциального агрессора, планирующего или предусматривающего возможность войны против Российской Федерации и ее союзников, в абсолютной бесперспективности достижения военных, экономических и политических целей силовыми методами вследствие гарантированной возможности и решимости применения Вооруженных Сил с неприемлемыми для него последствиями.

Такое сдерживание основано на способности группировок ВС РФ мирного времени обеспечить своевременный перевод страны с мирного на военное положение, стратегическое развертывание армии и флота для отражения агрессии в военном конфликте любого масштаба на любом стратегическом направлении, а также на их способности нанести агрессору ущерб, несоизмеримый с поставленными им целями.

Необходимым условием обеспечения стратегического сдерживания является наличие боеспособных сил общего назначения (СОН) и ядерных сил (ЯС) с эффективной системой боевого управления, обеспечения и контроля за их состоянием, а достаточным - потенциальные боевые возможности этих сил по нанесению заданного ущерба военному и военно-экономическому потенциалам любого агрессора в любых условиях обстановки (поражение любых типов объектов с требуемым уровнем эффективности).

Составными частями стратегического сдерживания являются ядерное сдерживание и сдерживание СОН.

Стратегическое сдерживание осуществляется в мирное время и в угрожаемый период, а также в условиях начавшейся войны до этапа массированного применения ядерного оружия.

При решении задач стратегического сдерживания органами государственного и военного управления страны предпринимаются необходимые меры и проводятся мероприятия силового и несилового характера. Мероприятия силового характера представляют собой согласованные действия ВС РФ и других войск под общим руководством и непосредственным управлением Генерального штаба.

В целях обеспечения возможности более гибкого реагирования на изменения военно-политической и военно-стратегической обстановки стратегическое сдерживание осуществляется на двухуровневой основе: на глобальном (глобальное сдерживание) и региональном (региональное сдерживание) уровнях. При этом сдерживание на региональном уровне можно рассматривать в обшей системе стратегического сдерживания как дополнительный уровень глобального сдерживания.

Основу сдерживания на глобальном уровне составляет угроза массированного применения стратегического обычного (высокоточного) и ядерного оружия, ущерб от которого будет превышать ту выгоду, которую агрессор ожидает получить в результате применения своей военной силы; на региональном уровне - угроза применения обычного, а при необходимости и ядерного оружия, в первую очередь нестратегического, в любых региональных войнах, развязанных против РФ и ее союзников.

Стратегическое сдерживание базируется на следующих основных принципах.

Первый - поддержание боевых возможностей ВС РФ на минимально достаточном уровне, обеспечивающем сдерживание любого агрессора от развязывания войны с применением любого оружия, включая оружие массового поражения, а в случае невозможности сдерживания - решительный разгром агрессора.

Второй - обеспечение готовности и решимости руководства страны к принятию решения на применение ВС, включая и ядерные силы, в соответствии с действующим российским законодательством.

Третий - заблаговременное выявление критических угроз национальной безопасности государства и его союзников, своевременное оповещение о них военно-политического руководства, обеспечение в заданные сроки принятия и реализации решения о применении СОН и ЯС.

Четвертый - обеспечение гибкости стратегического сдерживания и его адекватности возникающим угрозам путем реализации следующих основных требований:

заблаговременное, многовариантное и комплексное планирование стратегического сдерживания, обеспечивающее наиболее полное соответствие масштабов, форм и способов применения СОН и ЯС характеру, масштабам и направленности угроз;

возможность реализации стратегического сдерживания как на глобальном, так и на региональном уровнях, сбалансированный учет и согласованное использование возможностей ЯС и СОН, в первую очередь высокоточного оружия, сравнимого по боевой эффективности с оружием массового поражения;

использование всего спектра политических, военных и иных мер по согласованному замыслу и плану;

демонстрация боевых возможностей ВС РФ, в том числе ЯС, и возможностей их адаптивного применения в различных условиях обстановки;

прогнозирование реакции агрессора на угрозу и факт применения Российской Федерацией стратегического оружия.

Пятый - централизованное планирование использования СОН и ЯС. Исключение возможности несанкционированного применения стратегического оружия при сохранении высокой степени боевой готовности к санкционированным действиям.

Шестой - реализация жестко регламентированного порядка согласованного боевого применения ЯС, СОН и обеспечение устойчивого, гибкого и непрерывного управления ими.

Седьмой - дальнейшее качественное совершенствование и развитие СОН, ЯС, а также разведывательных систем, обеспечивающих их боевое применение. Создание научно-технического задела и определение программы технических, экономических, организационных и иных мер, реализация которых способна парировать возможные прорывы за рубежом в области развития стратегических наступательных и оборонительных систем.

Восьмой - поддержание у агрессора неопределенности относительно масштабов, времени, места и других особенностей применения СОН и ЯС.

Девятый - обеспечение максимально возможного уровня экологической безопасности на всех этапах разработки, создания и эксплуатации стратегического оружия. Исключение или минимизация негативных последствий применения стратегического, в первую очередь ядерного, оружия для войск, населения и окружающей среды РФ и ее союзников.

Десятый - соблюдение РФ международных обязательств, принятых в области стратегических вооружений, недопущение какого-либо вмешательства, в том числе в целях контроля, иностранных государств, их союзов и международных организаций в процесс разработки, создания, эксплуатации стратегического оружия и в другие виды деятельности, за исключением случаев, предусмотренных международными правовыми актами, принятыми РФ, и действующим российским законодательством. Реализация необходимого уровня гласности и открытости в отношении системы взглядов РФ на сущность, роль и место стратегического сдерживания в общей системе обеспечения национальной безопасности России и ее союзников, на условия и особенности применения стратегического оружия в интересах сдерживания.

Обобщенным критерием стратегического сдерживания является гарантированное нанесение агрессору в результате проведения стратегических действий заданного ущерба, объективно неприемлемого для него, в первую очередь для его экономики.

Показателями стратегического сдерживания являются: состав ВС РФ (СОН и ЯС, применяемые в интересах стратегического сдерживания); живучесть группировок ВС РФ; эффективность ВС РФ.

Первые два показателя наиболее убедительны для противника, так как могут быть оценены им количественно. Последний показатель не столь убедителен для агрессора, но именно он определяет реальный уровень сдерживания и используется для обоснования требований к боевым возможностям ВС РФ.

Для стратегического сдерживания на глобальном уровне количественные значения эффективности ВС РФ (СОН и ЯС, применяемых в интересах стратегического сдерживания) основаны на оценках сдерживающего ущерба, который может быть нанесен в результате ударов возмездия (массированных ударов) по военно-экономическому потенциалу эвентуального противника. Такой ущерб оценивается величиной потерь основных производственных фондов (здания и оборудование), обусловленных их непосредственным поражением (выходом из строя). В качестве дополнительных показателей результатов ядерного удара могут рассматриваться потери населения, а также время послевоенного восстановления экономики.

Эффективность стратегического сдерживания зависит от действенности механизма его реализации, под которым понимается система проводимых государством взаимосвязанных действий силового (военного) и несилового характера с четкой регламентацией их этапности, направленных на внушение военно-политическому руководству агрессора бесперспективности достижения поставленных целей насильственными методами из-за неприемлемых для него последствий сдерживающих действий обороняющегося.

В основе механизма стратегического сдерживания лежат сдерживающие действия ВС РФ. Данный механизм формируется на основе принятых в государстве военно-доктринальных взглядов на применение ВС РФ, изложенных в основополагающих документах в области обеспечения военной безопасности государства, и определяется: составом и структурой Вооруженных Сил, формами и способами применения армии и флота, боевыми возможностями систем вооружения и военной техники.

Механизм стратегического сдерживания должен функционировать не только в условиях мирного времени, которое подразделяется на период мирного сосуществования (мирных межгосударственных отношений) и угрожаемый период (состояние резкого ухудшения отношений с потенциальными агрессорами), но и в военное время.

Сдерживающие действия смирное время направлены на предотвращение возможной агрессии против РФ и ее союзников путем снижения вероятности и серьезности осуществления военных угроз; в военное время - на деэскалацию военных действий и их прекращение на условиях, выгодных для РФ, а в качестве крайней меры - на разгром агрессора.

Реализация силовых мер начинается последовательно с угрозы применения средств поражения, непосредственного использования обычных (высокоточных), а затем и ядерных средств поражения.

Сдерживание агрессии с применением обычных средств поражения основывается на угрозе нанесения заданного ущерба как группировкам войск, так и военно-экономическому потенциалу противника, а также на угрозе ядерной эскалации конфликта до массированного обмена ядерными ударами.

Сдерживание ядерной агрессии базируется на стратегии ядерного возмездия при определяющей роли стратегических ядерных сил. При этом сдерживание ядерной агрессии создает необходимые предпосылки для сдерживания агрессии с применением обычных средств поражения. Существует также и обратная связь.

Следует отметить, что в условиях снижения боевого потенциала СОН, обусловленного как сокращением ВС РФ, так и снижением уровня их оснащенности современными высокоэффективными системами обычных вооружений, которые могли бы стать альтернативой ядерному оружию, определяющую роль в обеспечении стратегического сдерживания и в целом военной безопасности РФ в ближайшей перспективе должно играть ядерное сдерживание.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации