К вопросу об организации заграждений железнодорожной сети фронта

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №3.2005 г (стр. 51-54)

К вопросу об организации заграждений железнодорожной сети фронта

Генерал-майор С.М. ВАГАЕВ

ВАГАЕВ Сергей Михайлович родился в 1959 году в г. Егорьевске Московской области. В Вооруженных Силах с 1976 года. В 1990 году окончил Военную академию тыла и транспорта. Прошел основные командные должности до заместителя командира железнодорожного корпуса.

В настоящее время - слушатель Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

АНАЛИЗ опыта последних войн позволяет сделать вывод, что развязывание агрессии происходит лишь тогда, когда нападающая сторона обеспечит себе превосходство над противником в силах и средствах (притом, как правило, не количественное, а за счет качества средств вооруженной борьбы).

Безусловно, в случае агрессии против Российской Федерации противник изначально будет иметь превосходство в силах и средствах. В связи с этим обеспечить устойчивость как тактической, так и оперативной обороны во фронтовой операции будет весьма проблематично. Высока вероятность того, что войскам фронта придется на ряде направлений отходить на оборонительные рубежи в глубине, оставляя часть территории противнику. При этом наши войска будут решать следующие задачи: применением всех имеющихся сил и средств, а также различными способами снижать темпы наступления противника, затруднять его дальнейшее продвижение, наносить ему поражение, тем самым создавать условия для проведения наступательных (контрнаступательных) операций или вынуждать противника прекратить военные действия на выгодных для себя условиях.

Немалый вклад в решение этих задач вносят заграждения железных дорог, которые необходимо считать частью общей системы инженерных заграждений фронта. Последняя, как известно, имеет основной целью затруднение использования противником захваченных железнодорожных участков, срыв подвоза и нормального обеспечения его войск материальными средствами. Заграждения ряда железнодорожных объектов имеют и тактическое значение, поэтому не только общий замысел заграждения на железных дорогах, но и их характер, расположение, применяемые способы должны увязываться с заграждениями на других путях сообщения и местности.

Организационно к заграждению железных дорог привлекаются железнодорожные и инженерные войска фронта. Задачи по заграждению железных дорог между железнодорожными и инженерными войсками распределяются в процессе разработки, согласования и утверждения плана заграждений, железных дорог фронта. В существующих руководящих документах, касающихся организации железнодорожной сети, принято, что основными исполнителями плана должны быть железнодорожные войска, а на инженерные войска могут возлагаться задачи по заграждению железнодорожных объектов на отдельных направлениях и рубежах, где по условиям обстановки не окажется железнодорожных войск.

Наиболее ответственной и сложной частью заградительных работ является приведение заграждений в действие, так как оно осуществляется непосредственно в процессе отхода войск в весьма сложной и неблагоприятной обстановке. Общий порядок приведения заграждений в действие устанавливается в зависимости от важности объектов (тактического значения), влияния их состояния и самих заградительных работ на действия своих войск. Решение о приведении заграждений в действие принимается командующим войсками фронта. Отдельные важные объекты, имеющие тактическое значение, должны сохраняться до момента отхода войск и заграждаться по приказу командующих (командиров) объединениями (соединений).

Во всех случаях продолжительность приведения заграждений в действие должна быть как можно меньше, а общие темпы работ по устройству заграждений не могут быть ниже темпов непосредственного продвижения войск противника. Поэтому не только в масштабе железнодорожной сети, но и на каждом из участков приведение заграждений в действие следует осуществлять на широком фронте, одновременно на ряде объектов, так как только в этом случае могут достигаться необходимые темпы заграждения.

Организационные функции общевойскового органа управления оперативного (оперативно-тактического) звена управления железнодорожными войсками при заграждении железных дорог относительно невелики, но весьма ответственны.

С одной стороны, их основной и, по существу, единственной задачей является отдача приказов на приведение заграждений в действие в порядке, установленном планом заграждения или исходя из складывающейся обстановки. С другой стороны, железнодорожные войска фронта подчинены заместителю командующего войсками фронта по тылу - начальнику тыла фронта и при подготовке заграждений действуют по его указаниям. Сочетание подчиненности железнодорожных войск начальнику тыла фронта с руководством их действиями при отходе войск общевойсковыми штабами является специфической особенностью управления силами и средствами при заграждении железных дорог фронта. Необходимо отметить, что в настоящее время в нормативно-правовых и других руководящих документах Вооруженных Сил отсутствует четкая регламентация решаемых задач, ответственности и вопросов взаимодействия различных органов управления и сил при планировании, устройстве заграждений и приведении их в действие.

При этом надо учитывать, что группировка железнодорожных войск, выполняя задачи в ходе оборонительной операции фронта, будет испытывать затруднения в управлении и обеспечении, так как оперативная информация (сигналы управления) из-за отсутствия армейской группировки железнодорожных войск будет проходить через несколько общевойсковых штабов и штабов тыла, следовательно, потребуется дополнительное время на организацию взаимодействия и различные согласования. В условиях стремительно меняющейся обстановки это недопустимо.

На наш взгляд, план заграждений железнодорожной сети, в котором отображаются решаемые задачи, привлекаемые силы и средства, сроки выполнения и другие сведения, целесообразно включить в план инженерного обеспечения оборонительной операции в качестве составной части. Это позволит в полной мере решать задачи заграждений железнодорожной сети фронта в единой системе и по единому замыслу. Поскольку органы управления инженерными войсками представлены в штабах фронта (армии, дивизии), исключаются промежуточные согласования, упрощается организация взаимодействия, повышается ответственность общевойсковых командиров (штабов) за решение задач заграждения железнодорожной сети.

При этом начальник железнодорожных войск фронта вырабатывает предложения по видам и характеру заграждений. После объявления командующим войсками фронта решения он завершает разработку плана заграждений железнодорожной сети фронта, который согласовывается с начальником инженерных войск фронта. Последний представляет общий пакет документов командующему войсками фронта на утверждение.

Возможен другой путь повышения качества организации заграждения железнодорожной сети фронта, например постановка указанной задачи инженерным войскам. Для этого необходимо организационно передать силы заграждения от железнодорожных войск инженерным войскам. Но этот путь, на наш взгляд, нецелесообразен, потому что специалисты инженерных войск не изучают особенности эксплуатации железнодорожной сети, а мероприятия транспортного обеспечения планируются и осуществляются в штабе тыла. Необходимое качество планирования заграждения и использования существующей железнодорожной сети фронта могут обеспечить только специалисты железнодорожных войск в составе группировки тыла фронта.

В заключение необходимо отметить, что изложенные в статье подходы ни в коей мере не претендуют на истину в последней инстанции. Они могут рассматриваться лишь как база для дискуссии, которую необходимо развернуть в интересах уточнения организации заграждения железнодорожной сети фронта.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации