Духовно-нравственное обеспечение строительства Вооруженных Сил Российской Федерации проблемы и пути их решения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2005, стр. 37-40

Духовно-нравственное обеспечение строительства Вооруженных Сил Российской Федерации: проблемы и пути их решения

Начальник направления ЦВСИ ГШ ВС РФ капитан 1 ранга Е.А. КИСЕЛЕВ

Заместитель начальника направления ЦВСИ ГШ ВС РФ

полковник М. В. ШИМАНОВСКИЙ,

кандидат технических наук

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ очень много слов говорится и очень много сил, энергии и времени тратится на обоснование перспективного облика отечественных Вооруженных Сил, определяются и декларируются актуальные задачи и приоритетные направления военного строительства. Это, безусловно, крайне важные и необходимые для государства вещи, ибо без армии государство вообще, а Россия тем более существовать не может. Однако удивительно, что при этом забывается или преднамеренно игнорируется, а в лучшем случае «ставится в конец списка» либо упоминается вскользь наиважнейший фактор - человеческий, определяющий успех практически во всяком деле, особенно в деле создания современной боеспособной армии.

Мы ни в коем случае не хотим сказать, что надо игнорировать определение перспективной структуры Вооруженных Сил РФ, боевого и численного состава, вооружения и военной техники и другие вопросы военного строительства. Однако люди - это главное. Иными словами, бессмысленно даже пытаться строить Вооруженные Силы, отвечающие современным требованиям, если во главу угла не поставить формирование у граждан страны высоких нравственных и духовных качеств.

Глубокое осознание этого факта побудило нас высказать свои соображения о проблемах духовно-нравственного обеспечения строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и путях их решения.

На наш взгляд, целью строительства Вооруженных Сил РФ в духовно-нравственной сфере является формирование у воинов высокого морального духа, патриотизма, верности своему Отечеству, воспитание почтительного отношения к национальным святыням и символам, отражающим специфику развития и образа жизни народов России, отечественной истории и культуры, миропонимания и веры.

В настоящее время реализация духовно-нравственного обеспечения строительства ВС РФ сталкивается с рядом сложнейших проблем, требующих безотлагательного решения. Основными из них, по нашему мнению, являются: отсутствие единой государственной идеологии, определяющей смысл и цели существования Российского государства и народов, проживающих на его территории; отсутствие единой общегосударственной системы формирования у граждан России высоких духовно-нравственных качеств на основе исконно российских ценностей и традиций, в том числе и воинских; девальвация духовных ценностей, потеря значительной частью общества нравственных ориентиров и, как следствие, катастрофически низкий духовно-нравственный уровень народа, утрата традиционно российского патриотического сознания, чувства долга перед Отечеством, особенно среди молодежи; постоянная и всесторонняя пропаганда в СМИ чуждого российскому народу американского образа жизни, культа насилия, разврата, исключительно потребительского отношения к государству, к военной службе, друг к другу; непрекращающаяся идеологическая экспансия со стороны различных деструктивных сект и оккультных учений, а также организаций экстремистского и даже фашистского толка, подрывающих и порочащих традиционные национальные ценности русского народа и других народов России; существенное снижение воспитательного воздействия на население со стороны образования, культуры и искусства; обострение криминальной обстановки и межнациональных отношений в государстве.

Справедливости ради необходимо отметить, что в последние два-три года указанным проблемам стало уделяться несколько больше внимания. К настоящему времени в направлении их решения сделан ряд конкретных шагов, а именно: Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года № 122 принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; в мае 2003 года одобрена Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая призвана стать основой деятельности государства и общества в области патриотического и военно-патриотического воспитания; в рамках программы, утвержденной Президентом РФ, осуществляется переход Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания; поставлена и выполняется задача - до 2005 года оптимизировать и унифицировать состав и структуру органов воспитательной работы и информационных структур федеральных органов исполнительной власти, имеющих войска и воинские формирования, провести их организационное и методическое укрепление.

Однако видимых результатов, к сожалению, пока нет.

Каковы же возможные пути решения этих проблем?

Первое (и главное) - это формирование российской национально-государственной идеологии, определяющей внутреннюю сущность, смысл и цели существования Российского государства, его место и роль в развитии человеческой цивилизации.

Второе - это воссоздание системы духовно-нравственного воспитания граждан в масштабе государства на традиционных национальных ценностях и всестороннее обеспечение ее функционирования.

И, наконец, совершенствование военно-патриотического воспитания населения, особенно молодежи.

В силу чрезвычайной сложности обсуждаемых проблем их решение, на наш взгляд, должно осуществляться в несколько этапов в соответствии с основными этапами строительства Вооруженных Сил РФ.

На первом этапе с учетом уже сделанных шагов представляется необходимым провести следующие мероприятия.

Первое. Проанализировать, соответствует ли в полной мере облику современных Вооруженных Сил созданная несколько лет назад система воспитательной работы.

Второе. Воссоздать стройную систему духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способную обеспечить решение задач по консолидации общества. Для этого необходимо скоординировать деятельность органов государственной власти и военного управления всех уровней, традиционных религиозных конфессий, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных организаций по решению всего комплекса проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики, с тем чтобы в Вооруженные Силы призывали молодежь, осознающую свой конституционный долг и обязанности по защите Отечества.

Третье. Решить проблему адаптации государственной программы духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации к особенностям воспитательной работы в Вооруженных Силах России.

Четвертое. Создать стройную систему подготовки и переподготовки офицеров-специалистов, отвечающих за военно-патриотическое воспитание военнослужащих.

Пятое. Организовать частичное комплектование Вооруженных Сил РФ по контракту за счет граждан стран СНГ (Белоруссия, Украина, Казахстан и др.).

На следующем этапе главными задачами в рассматриваемом направлении, по нашему мнению, должны являться: развитие российских исторических военных традиций, поддержка героико-патриотического направления в системе образования, в культуре и искусстве; обеспечение неразрывного единства военно-патриотического воспитания граждан в системе начальной военной подготовки их к военной службе (в образовательных учреждениях, на предприятиях, в организациях и заведениях всех форм собственности) с воинским и государственно-патриотическим воспитанием во время прохождения военной службы; обеспечение возможности функционирования общественных и религиозных институтов, и прежде всего Русской православной церкви, в воинских коллективах (опыт ведения военных действий в Чечне имеет в этом вопросе непреходящее значение, его необходимо всячески изучать и распространять); совершенствование этики воинских отношений, обеспечение верховенства законов, максимально допустимой открытости и гражданского контроля системы взаимоотношений военной организации с личностью и обществом, поддержание здорового морально-психологического состояния личного состава; плановая подготовка всех офицеров и прапорщиков по организации воспитательной работы с подчиненными военнослужащими; развитие информационно-рекламного сопровождения военного строительства.

Для успешного решения перечисленных задач, на наш взгляд, должны быть предусмотрены: мониторинг, анализ, оценка и прогнозирование духовно-нравственного состояния и моделирование процесса духовно-нравственного развития военнослужащих; научно обоснованное планирование патриотического воспитания; определение порядка взаимодействия органов военного управления с государственными органами власти и общественными объединениями в интересах духовно-нравственного воспитания военнослужащих; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Кроме того, для повышения значения военно-патриотического воспитания целесообразно определить социальный заказ на пропаганду военной службы.

Для этого необходимо постоянно поддерживать контакт со средствами массовой информации, оказывая различную поддержку, в том числе и финансовую, изданиям, защищающим интересы государства и Вооруженных Сил.

В дальнейшем необходимо воссоздание государственной системы военно-патриотического воспитания от дошкольного до зрелого возраста. При этом должны быть решены две важнейшие тесно связанные между собой задачи: во-первых, формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота России, способного активно участвовать в созидательном процессе укрепления и совершенствования основ нашего общества; во-вторых, целенаправленное формирование у современной молодежи готовности к успешному выполнению функций, связанных с обеспечением всесторонней безопасности общества и защиты государства от имеющихся и потенциальных угроз.

Основными мероприятиями, направленными на их решение, должны стать: издание и распространение научно-теоретических, методических и информационных материалов по проблемам военно-патриотического воспитания, развития духовно-нравственных ценностей у российских граждан, в том числе и вооруженных защитников; разработка и реализация долгосрочных планов показа кино- и видеофильмов, радиопрограмм по истории России, ее армии и флота; организация работы специальных еженедельных теле- и радиопередач для формирования духовности и патриотизма на примерах истории и передового опыта регионов России; разработка и реализация долгосрочного плана использования аудиовизуальных средств в целях повышения престижа военной службы и развития интереса молодежи к изучению истории Отечества; создание в центральных и местных газетах рубрик для освещения проблем нравственности и патриотизма, участия молодежи в выполнении гражданского и воинского долга; содействие созданию приключенческих, детективных, научно-фантастических фильмов, прославляющих и популяризирующих героизм, мужество, отвагу, самоотверженность российских граждан, особенно защитников Отечества; определение заказа полиграфическим издательствам на выпуск наглядных пособий, плакатов информационных и тематических бюллетеней, вымпелов, буклетов, отображающих патриотическую символику, историю и современность России; организация взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию граждан с местными органами власти, общественными организациями и объединениями патриотической направленности; привлечение на постоянной основе к духовно-нравственному воспитанию духовенства и церкви, работу которых строить таким образом, чтобы они не подменяли армейских и флотских офицеров, а дополняли их усилия по военно-патриотическому воспитанию военнослужащих и формированию у них готовности к защите Отечества.

В заключение считаем необходимым отметить, что духовно-нравственное обеспечение строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, безусловно, тесно связано с решением важнейшей проблемы - материального обеспечения и социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Однако это тема отдельного серьезного обсуждения.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации