Геополитические проблемы и возможности их решения в контексте обеспечения безопасности России

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2005, стр. 2-7

Геополитические проблемы и возможности их решения в контексте обеспечения безопасности России

Начальник ЦВСИ ГШ ВС РФ генерал-лейтенант В.И. ОСТАНКОВ,

доктор военных наук, профессор

НОВЫЕ РЕАЛИИ состояния нашей страны в изменившейся системе международных отношений требуют переосмысления многих устоявшихся приоритетов ее внутренней и внешней политики, а также всестороннего комплексного анализа новых геополитических возможностей России. В этой ситуации ей предоставляется исторический шанс использовать свое уникальное геополитическое положение. На своем гигантском евразийском пространстве Россия граничит со всеми основными цивилизациями планеты: западной католической, исламским миром на юге и конфуцианской китайской цивилизацией на Дальнем Востоке. Правильно выбрав концепцию национальной безопасности, страна может выступать в роли стабилизирующего звена не только на региональном, но и на глобальном уровнях.

Находясь в центре Евразии, Россия обладает возможностью связать воедино геополитическое пространство в треугольнике Атлантика - Тихий океан - Индийский океан. Используя и развивая возможности для транспортировки и транзита грузов по Северному морскому пути, Южному коридору, опираясь на собственную транспортную сеть, возможности нефте- и газопроводов, Российская Федерация способна не только эффективно эксплуатировать преимущества Хартленда для собственного экономического развития, но и создать своеобразный полигон для не-конфронтационного взаимодействия различных культур и цивилизаций.

Геополитическое положение РФ позволяет ей не только эффективно развивать собственное народное хозяйство, но и сформировать своеобразный геоэкономический регион, включающий наиболее крупные страны - Японию, Китай, Индию и др. Однако реализация такого проекта зависит не только от России. На западных и особенно на южных границах страны сформировался пояс нестабильных и относительно слабых государств, политика которых может, по нашему мнению, деградировать в сторону враждебности, учитывая расширение НАТО и освоение членами этого союза постсоветского пространства в связи с проведением антитеррористических операций.

Исходя из современных геополитических реальностей, обеспечение жизненно важных интересов Российской Федерации связано с развитием ее отношений с ближайшими соседями - в первую очередь с теми, которые входят в СНГ. Без налаживания на новых основах хозяйственных и транспортных связей, взаимоотношений в области обороны и охраны государственных границ, урегулирования этнополитических и территориальных конфликтов Россия не сможет нормально развиваться.

На пространстве бывшего СССР присутствуют жизненно важные интересы нашей страны в области экономики, обороны и безопасности. Кроме того, интеграция на этом пространстве является фактором противодействия центробежным тенденциям в самой России.

Главной целью политики Российского государства в постсоветском пространстве должна, на наш взгляд, стать ликвидация очагов военных конфликтов, реинтеграция значительной части бывшего СССР на приемлемых для всех государств условиях и создание жизнеспособного сообщества по типу Европейского союза. Реинтеграция пространства бывшего СССР должна происходить естественным путем и не в ущерб интересам РФ. Ее можно представить как постепенное складывание систем сообществ (так возникал нынешний ЕС). При этом государства, входящие в разнообразные сообщества, могут безболезненно интенсифицировать интеграционные процессы в рамках каждого из не совпадающих друг с другом по составу участников сообщества.

При выработке политики в сфере интеграции должны приниматься во внимание следующие факторы:

положение и интересы русскоязычного населения в бывших советских республиках;

безопасность РФ (в том числе внутреннее положение возможного союзника и его отношения с соседями);

экономические интересы;

демографические аспекты с точки зрения экономического и демографического баланса в РФ.

Мы считаем, что для России предпочтительными в сегодняшних условиях являются дифференцированные двусторонние и многосторонние связи с бывшими республиками СССР, а не воссоединение всех на единой основе. Не отбрасывая раньше времени такую форму, как СНГ, необходимо отказаться от попыток осуществлять интеграцию исключительно в его рамках, во многом фиктивных. Возможно, и желательно создание самых разнообразных объединений (союзов, ассоциаций и т. п.) в различных областях экономики, политики, в сфере безопасности: в них может вовлекаться широкий круг участников с разной степенью интеграции.

Подписанный с Белоруссией договор о союзе двух государств создает предпосылки для перехода на качественно новый уровень интеграции внутри СНГ. Однако для его реализации потребуется существенное сближение политической и экономической систем Белоруссии и России, четкое определение целей интеграционного процесса. Учитывая историческую и культурную близость народов двух стран, их чувство принадлежности к единой нации, в качестве такой цели можно было бы выбрать создание единого федеративного государства по примеру объединенной Германии.

Велика значимость отношений России и Украины, тесно связанных между собой не только исторически, но и экономически, и цивилизационно. Однако на данном этапе развития международных отношений значительная часть украинской политической элиты готова принести эти связи в жертву ради возможности обрести статус реального кандидата на членство в НАТО. Разноскоростное развитие отношений РФ и Украины с Североатлантическим альянсом способно значительно ускорить охлаждение отношений в СНГ, обострить двусторонние связи и привести к резкому усилению военного присутствия НАТО в акватории Черного моря.

Тесное сотрудничество трех славянских республик, а также ряда других постсоветских государств могло бы укрепить их позиции на международной арене, способствовало бы решению многих внутренних проблем.

В отношениях России с Казахстаном и Киргизией существуют неплохие перспективы расширения интеграции.

В развитии связей с Закавказскими государствами необходимо учитывать прежде всего геополитический аспект. Армения заинтересована в недопущении опасного роста влияния Турции в регионе, что совпадает с интересами России. Грузия и еще больше Азербайджан, этнически и конфессионально близкий к Турции, эволюционируют в сторону расширения связей с НАТО и отдельными его членами.

Во время встречи президентов России и Азербайджана в феврале 2002 года была достигнута договоренность о том, что Габалинская РЛС, работающая в режиме раннего оповещения о пусках баллистических ракет во всем Южном полушарии, является собственностью азербайджанской стороны. Боевую вахту на станции должны нести силы азербайджанской ПВО. Аренда РЛС Россией продлится 10 лет, в течение которых она будет платить Азербайджану по 7 млн долл. ежегодно.

Москва также взяла на себя обязательство осуществить модернизацию ПВО и ВВС Азербайджана. Российско-азербайджанские отношения носят характер стратегического партнерства и будут развиваться по нарастающей. Кроме того, стороны подписали межправительственное соглашение о долгосрочном экономическом сотрудничестве, предусматривающее значительное увеличение товарооборота.

Однако наряду с реверансами Баку в сторону Москвы делаются и прозападные заявления. Спикер Азербайджанского парламента М. Алексеров заявил о готовности Баку к размещению на своей территории турецких баз и о последующем предоставлении Турции информации с Габалинской РЛС.

В то же время Россию беспокоят вопросы, связанные с реализацией региональных экономических проектов, прежде всего касающихся добычи и транспортировки нефти из месторождений Каспийского моря. Российская Федерация может только приветствовать сближение Азербайджана, Грузии и Украины, если оно не строится в ущерб российским интересам.

Казахстан, Киргизия, Таджикистан наряду с Белоруссией и Арменией являются членами Договора о коллективной безопасности, подписанного в 1992 году. На территории Таджикистана находится 201-я российская дивизия, а границу с Афганистаном пока охраняют российские и таджикские пограничники. Преобразование в 2002 году Договора в полноценную военно-политическую организацию является шагом, направленным на консолидацию постсоветского пространства и повышение роли России как центра притяжения новых независимых государств.

Узбекистан вышел из Договора, сделав особую ставку на военно-политическое сотрудничество с США после 11 сентября 2001 года. Туркменистан провозгласил себя нейтральным государством, что предполагает неучастие в различных военно-политических союзах и коалициях. Несмотря на явное дистанцирование этих стран от РФ, представляется необходимым активизировать сотрудничество с ними, прежде всего в контексте мирного урегулирования в Афганистане.

Существование в латентной форме конфликтов в постсоветском пространстве и предпосылок их возникновения позволяет говорить о сохранении вероятности того, что территория бывшего СССР может превратиться в зону, где военная сила будет играть существенную роль в политике. Особенно это относится к конфликтам низкой интенсивности, которые могут иметь тенденцию к эскалации, что ведет к возрастанию опасности локальных войн.

Россия, как и другие государства, не сможет уйти от ответственности за развитие событий на территории бывшего СССР, особенно в связи с возможными вспышками экстремизма и терроризма.

В чрезвычайных обстоятельствах Россия не должна исключать для себя возможности применения политических и экономических санкций, а в крайнем случае, и прямых силовых действий, если речь идет о массовом и грубом нарушении прав человека (и не только прав так называемых русскоязычных меньшинств) и тем более о прямом насилии в отношении мирного населения.

Интернационализация конфликтов в постсоветском пространстве может иметь различные по своему характеру последствия. С одной стороны, привлечение к их урегулированию ООН, ОБСЕ и отдельных стран может привести к усилению взаимозависимости России и ее партнеров и, таким образом, создать основу для дальнейшего взаимодействия в решении других вопросов. Но, с другой стороны, это будет способствовать еще большему проникновению в постсоветское пространство крупных центров силы и повышению уровня зависимости от них России.

Насущным является проведение политической линии по предотвращению неоизоляции России от развитых стран. Западное направление остается приоритетным прежде всего в силу экономической и военной мощи этих государств. Вместе с тем необходимо компенсировать усиление изоляции РФ вследствие расширения НАТО и ЕС.

Основные интересы России в сфере военно-политического сотрудничества со странами Запада, по нашему мнению, состоят в следующем:

в снижении влияния НАТО, особенно на страны, граничащие с РФ;

в отказе от размещения ядерного оружия и инфраструктуры для его развертывания в странах, где оно раньше не размешалось;

в снижении общего уровня вооружений в Европе;

в отказе от размещения на постоянной основе крупных контингентов вооруженных сил иностранных государств и инфраструктуры для их развертывания на территории тех государств, где этих сил до сих пор не было;

в содействии перестройке НАТО из оборонительного союза в систему безопасности, направленную на обеспечение общих интересов безопасности и не направленную ни против кого.

Россия по-прежнему считает курс на расширение блока ошибочным. Сегодня необходимо минимизировать последствия этого шага и совместно выработать конструктивную альтернативу для создания эффективной системы европейской безопасности.

Для развития отношений с Западом целесообразно использовать совместные проекты в различных областях. Вместе с тем немаловажное значение имеет и грамотное использование «негативных» факторов, затрагивающих интересы Запада, в вопросах, касающихся его благополучия, в контексте недопущения развития острой кризисной ситуации в России. К числу проблем, которые могут вызвать заинтересованность Запада в конструктивном развитии отношений с РФ, следует отнести сохранение мощного и эффективного ядерного потенциала.

Но одностороннее равнение на Запад контрпродуктивно, тем более если оно сопровождается постоянными односторонними уступками. РФ теряет уважение не только вследствие политической и экономической слабости, но и из-за беспринципного подыгрывания Западу, саморазоблачений в межгосударственных отношениях, межпартийных связях, разведывательном сообществе и т.д. Все это приводит к тому, что формируется новый облик России, с которой нельзя вести серьезные дела. Повторения этих ошибок недавнего прошлого нельзя допустить.

Евразия все больше становится важным объектом геополитических и геоэкономических интересов США. Россия нужна Соединенным Штатам по ряду причин, но в первую очередь как противовес Китаю. По оценкам российских специалистов в области международных отношений, США никогда за всю эпоху новой и новейшей истории не строили модели обеспечения стабильности в Евразии на презумпции «сильного Китая».

Для безопасности США и РФ важно, чтобы КНР постепенно подключалась к процессу ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений. В настоящее время РФ и США являются союзниками в борьбе против международного терроризма, они также заинтересованы в сохранении международной стабильности, противодействии распространению ОМ П.

Однако общность интересов РФ и США в обеспечении стабильности небезгранична. Международный терроризм, вероятнее всего, в обозримой перспективе снова примет спорадический и очаговый характер, каким он был на протяжении последних десятилетий. Поэтому России не стоит особо надеяться на сотрудничество в рамках антитеррористической коалиции как на долгосрочный и продуктивный фактор в российско-американских отношениях. Кроме того, по мере укрепления позиций США в постсоветском пространстве все ощутимее будут становиться российско-американские противоречия.

Долгосрочный интерес РФ состоит в максимальном сближении с Европейским союзом, во вхождении в общее экономическое и политическое пространство. Расширение ЕС угрожает РФ изоляцией и ослаблением ее позиций, если она не сможет сблизиться с ним, заложить основу обоюдовыгодных, хотя и неравноправных отношений.

Интересам РФ отвечает постоянное балансирование между американским и европейским направлениями. Однако надежда на то, что особые отношения с Францией и Германией позволят России сформировать мощную коалицию, не ориентирующуюся в своей политике на США, беспочвенна. В решающий момент Бонн и Париж всегда сделают выбор в пользу Вашингтона, а не Москвы. Еще более фантастична идея превратить Россию в оплот всех антиамериканских сил. Это поставило бы под угрозу ее отношения с США в обмен на сомнительную благосклонность Ирака и Ирана.

Россия заинтересована в сохранении возможностей политического маневра. По этой причине, с одной стороны, она заинтересована во взаимодействии с крупнейшими европейскими державами - Англией, Францией и ФРГ, от которых во многом зависят ее возможности по урегулированию своих отношений с ЕС. С другой стороны, в геополитическом плане интересы РФ состоят в развитии сотрудничества с близлежащими странами - в первую очередь с Болгарией, Грецией, Польшей, Финляндией и некоторыми другими европейскими государствами. Очевидна необходимость усилий по активизации политики в отношении стран Центральной и Восточной Европы, особенно в сфере экономических, культурных и личных связей.

Китайское направление российской политики должно сравняться по приоритетности с европейским и американским.

Усиление военной, экономической мощи КНР, рост численности населения этой страны требуют огромных ресурсов. Поскольку другие ресурсные районы мира уже поделены, представляется весьма логичным, что вектор китайской экспансии будет обращен в сторону близлежащих районов России (Сибири, Дальнего Востока), Казахстана и других стран Центральной Азии. Нельзя также забывать, что геополитика Мао Цзэдуна, который по-прежнему считается выдающейся личностью в истории Китайского государства, откровенно искала пути расширения границ страны, в том числе за счет российских территорий.

Несмотря на стабильные в настоящее время отношения РФ и КНР, давние опасения по поводу крупномасштабного военного неядерного конфликта между двумя странами не исчезли.

В этой связи продолжает оставаться актуальной точка зрения известного русского географа профессора В.П. Семенова-Тян-Шанского, который отмечал, что «в пределах Евразии восточнославянская колонизация имеет вид постоянно сужающегося зазубренного меча, тончающего на своем восточном тихоокеанском конце, вклинившегося между суровыми в климатическом отношении территориями севера Азии и исконными землями самого обширного государства желтой расы - Китая. При всяком столкновении с внешними противниками очень легко отрубить конец такого меча».

Предотвращение такой возможности только политическими методами через налаживание дружественных отношений или через опору на мощь обычного оружия может оказаться неэффективным. Китайский фактор толкает к сохранению политической опоры на ядерное оружие и к стратегическому сотрудничеству с Западом.

К югу от границ бывшего СССР расположены относительно сильные государства, которые начинают борьбу за передел постсоветского пространства, за большее влияние на мировые дела. Происходит стремительное насыщение региона обычными вооружениями. Ряд стран имеет ракетное оружие, обладает способностью к созданию ОМП, в том числе ядерного оружия. Гонка ядерных и обычных вооружений в регионе может активизировать стремление Ирана к его производству, а также поставить под вопрос неядерный статус Японии и Германии.

Вызов, исходящий от этих государств, может усугубиться ростом нестабильности в бывшей советской Центральной Азии распространением на нее исламского фундаментализма.

Дальнейшее укрепление новых центров силы на юге объективно создает предпосылки для ущемления национальных интересов России. Для их военно-политического сдерживания необходимы гибкие силовые инструменты, способные поддержать дипломатию возможностью проведения демонстрационных действий, а также полицейских и миротворческих операций.

Вместе с тем страны Азии могут представлять для России особую ценность в том случае, если в ближайшие годы возникнут дополнительные сложности с выходом российского экспорта на западные рынки, а также, если Запад откажется участвовать в возрождении РФ, содействии в укреплении ее международных позиций.

России следует последовательно проводить линию на развитие политических и экономических отношений с важными с политической или выгодными с экономической точки зрения партнерами в Азии. Это - Индия, Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Иран. Партнерские отношения с этими странами укрепят позиции России в отношениях с Западом. Необходимы они и для регулирования ситуации в Среднеазиатских республиках и в Закавказье.

Вместе с тем нынешняя экономическая и политическая слабость России, гонка ядерных и обычных вооружений в ряде стран диктуют необходимость сохранения на обозримое будущее политической опоры на ядерное оружие, на стратегию ядерного сдерживания агрессии, а серьезные вызовы геополитическому положению России должны быть нейтрализованы растущей экономикой, эффективной дипломатией и мощью Вооруженных Сил.

Россия и современный мир. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2001. С. 18-19.

Независимая газета. 2002. 11 февр.

Преобразована в российскую военную базу// Красная звезда. 2004. 19 окт.

Богатуров А.Д., Кременюк В.А. Российско-американские отношения: между конфронтацией и партнерством. США и внешний мир: Материалы IV научной конференции изучения США. М., 2000. С. 137.

Безопасность России. XXI век. М.: Изд-во «Права человека». С. 39.

Семенов-Тян-Шанский В.П. Район и страна. Л., 1928. С. 191.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации