ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 11.2005 г. (стр. 33-38)

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №11.2005 г. (стр. 33-38)

Дезорганизация систем приема и передачи информации противника: методический аспект

Ведущий научный сотрудник ФГНИИЦ РЭБ ОЭСЗ МО РФ

полковник запаса Ю.Е. ДОНСКОВ,

доктор военных наук

Старший научный сотрудник ФГНИИЦ РЭБ ОЭСЗ МО РФ полковник запаса А.К. БОТНЕВ

АКТУАЛЬНОСТЬ усовершенствования и доведения до практической реализации методического аппарата, используемого при планировании дезорганизации перспективной системы приема и передачи информации (СППИ) противника, обусловлена как необходимостью учета качественных изменений, происходящих в ней, так и острой потребностью в обеспечении органов управления радиоэлектронной борьбой (РЭБ) объединений Сухопутных войск (СВ) методиками, позволяющими им планировать боевое применение в операциях разнородных сил и средств РЭБ и огневого поражения.

Анализ возможностей перспективной СППИ противника позволяет выявить ряд взаимосвязанных проблемных вопросов в организации и осуществлении ее дезорганизации в операциях объединений СВ, а также в методологии оценки эффективности совместного применения перспективных разнородных сил и средств РЭБ и огневого поражения. Рассмотрим, в чем же заключается сущность этих проблемных вопросов на оперативно-тактическом уровне.

Как известно, действующие руководящие документы относят задачу дезорганизации систем управления войсками (оружием) противника к числу важнейших оперативных (боевых) задач войск. При этом ни у кого не вызывает сомнения, что успешная борьба с системами управления невозможна без эффективной дезорганизации их систем приема и передачи информации. Однако сегодня такая дезорганизация осуществляется на уровне вида оперативного (боевого) обеспечения силами и средствами службы РЭБ объединений СВ, возможности которых ограниченны. Более того, применявшийся до настоящего времени зонально-объектовый метод подавления радиоэлектронных средств (РЭС) противника при существующей тенденции резкого увеличения их количества в СППИ не обеспечивает эффективного решения этой задачи.

Вместе с тем переход к выборочно-объектовому воздействию на СППИ наиболее важных элементов оперативного построения войск (боевого порядка) противника в операциях связан с необходимостью преодоления ряда трудностей методологического характера. Так, существующий методический аппарат распределения выделяемого неоднородного ресурса на дезорганизацию СППИ и оценки эффективности выполнения этой задачи ориентирован главным образом на совместное огневое поражение («фоновое») и традиционное радиоэлектронное подавление РЭС объектов только части ее подсистем (командная и порайонная подсистемы связи). При этом применяемый в настоящее время при оценке степени дезорганизации показатель ее эффективности - «среднее время задержки информации» - корректен только для способа разгрома противника ударами войск. На современном этапе это уже не соответствует тенденциям трансформации огневого поражения в основной способ разгрома и повышения значимости информационного обеспечения командующих (командиров) при непосредственном управлении ими боевыми действиями в ходе операции. Использовать в этом случае «среднее время задержки информации» в качестве показателя эффективности дезорганизации СППИ, на наш взгляд, совершенно недопустимо.

В 80-е годы XX века, когда степень огневого поражения основных пунктов управления и радиоэлектронных объектов планировалась на уровне от 0,3 и выше, а непосредственное распределение по ним огневого ресурса из-за их незначительного количества осуществлялось в группах планирования огневого поражения противника, роль органа управления РЭБ сводилась только к зональному распределению традиционного ресурса радиоэлектронного подавления. Это распределение осуществлялось, как правило, графически в виде соответствующих зон подавления, наносимых на план радиоэлектронной борьбы. На нем также отражались различные виды огневого воздействия по основным пунктам управления и радиоэлектронным объектам (РЭО). Для таких оперативно-тактических условий не было острой необходимости в развитии соответствующего методического обеспечения.

С переходом на выборочно-объектовый (избирательный) метод воздействия по СП ПИ противника для интегральной оценки эффективности ее дезорганизации с применением современных и тем более перспективных огневых и радиоэлектронных средств объединений СВ требуется решение целого комплекса взаимосвязанных методических задач (рис.).

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 11.2005 г. (стр. 33-38)

При этом оценка эффективности дезорганизации СП ПИ в силу многомерности задачи проводится итерационно, в несколько этапов с использованием как эвристических, так и строгих математических методов и предполагает решение следующих связанных между собой частных задач:

распределение неоднородного ресурса сил и средств по элементарным целям сложных объектов в подсистемах СППИ. Основным требованием при ее решении является обеспечение комплексности воздействия на сложный объект;

оценка эффективности различных видов отдельного и совместного воздействия на РЭС объектов конкретных подсистем неоднородными силами и средствами, привлекаемыми к дезорганизации системы приема и передачи информации. Камнем преткновения в ходе ее решения является выбор единого информационно-боевого показателя эффективности различных видов воздействия;

оценка эффективности функционирования каждой из подсистем СППИ в условиях комплексного воздействия на нее неоднородных сил и средств. Квинтэссенцией данной задачи является количественное определение значений интегрального показателя эффективности воздействия по каждой подсистеме СППИ;

оценка эффективности дезорганизации СППИ абонента (исполнительного элемента) в целом. Сложность решения такой задачи состоит в выборе оперативно-тактического критерия дезорганизации как оперативной (боевой) задачи в операции.

Для решения первой задачи применяется методика распределения имеющегося ресурса неоднородных сил и средств по соответствующим объектам воздействия. В ней использованы как общая формализованная постановка задачи на распределение неоднородного ресурса средств по объектам СППИ противника для получения максимального эффекта, так и системы соответствующих полуэвристических дисциплинирующих логических приемов, отражающих морфологические и функциональные особенности объектов воздействия и ограничительные параметры средств поражения (подавления).

Вторая задача решается с применением методик оценки эффективности как совместного, так и самостоятельного воздействия неоднородными средствами на сложные и простые РЭС конкретных подсистем СППИ, планируемых к дезорганизации в ходе операции (боя). Следует особо отметить, что при самостоятельном применении разнородных средств возможны различные типы «конфликтных взаимодействий». При этом для оценки эффективности воздействий в качестве информационно-боевых показателей используется «время задержки информации» (для традиционной техники РЭБ) и «время задержки информации из-за неработоспособности РЭС» (для средств огневого (радиоэлектронного) поражения).

Для конфликтных взаимодействий типа «линия радиосвязи - средство РЭП» оценка эффективности первоначально осуществляется по информационному показателю - вероятности обслуживания (Ро) - с использованием комбинаторно-вероятностного подхода на основе следующей формулы:

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 11.2005 г. (стр. 33-38)

где Ри - вероятность идентификации цели средством РЭП;

Рэд - вероятность энергодоступности данной цели.

При этом вероятность обслуживания одной линии радиосвязи в целом должна быть не ниже 0,8. Далее в качестве информационно-боевого показателя предложено принять время задержки сообщения (Р), которое рассчитывается с использованием графических зависимостей, полученных при статистическом моделировании процесса функционирования линии радиосвязи в условиях радиоэлектронного подавления.

Для конфликтных взаимодействий типа «радиоэлектронное средство - самонаводящееся на излучение оружие (ВТО РЭБ)» в настоящее время оценка эффективности первоначально осуществляется по такому информационному показателю, как вероятность поражения, получаемому на основе соответствующей статистической модели. В целях обеспечения построения единой системы методик предлагается в качестве базового информационно-боевого показателя выбрать время неработоспособности РЭС (РРЭС) как результат вывода его из строя. По всей видимости, количественно значения этого показателя будут равны времени замены РЭС на новое (резервное).

Для конфликтного взаимодействия «радиоэлектронное средство (средства) - сверхвысокоточное оружие» при оценке эффективности поражения целесообразно использовать два показателя. Первый (внутренний) показатель - это радиус зоны поражения РЭО. В качестве второго (внешнего) информационно-боевого показателя может быть принято время неработоспособности РЭС, которое будет равно времени его замены (восстановления).

Для конфликтного взаимодействия «радиоэлектронное средство - огневое средство» ранее в качестве показателя использовалась вероятность поражения. В целях обеспечения целостности системы методик предлагается по аналогии с рассмотренными выше конфликтными взаимодействиями ввести информационно-боевой показатель - время неработоспособности РЭС.

При возникновении сложных конфликтных взаимодействий типа «совокупность РЭС - совокупность средств воздействия» результирующий эффект целесообразно оценивать по минимальному значению общего временного информационно-боевого показателя. При этом для одного сложного радиоэлектронного объекта должно одновременно планироваться воздействие по его элементам не более двух средств традиционного радиоэлектронного подавления с вероятностью обслуживания не менее 0,9 для каждого. В противном случае может быть нарушен принцип гарантированности конечного результата.

Если возникает необходимость обязательно применять для подавления сложного радиоэлектронного объекта обычные средства огневого поражения, то в интересах экономии ресурса целесообразно исключить планирование воздействий на этот объект другими средствами. В этом случае для оценки эффективности результатов огневых ударов обычными средствами поражения предлагается в качестве информационно-боевого показателя использовать время неработоспособности радиоэлектронного объекта (tнРЭО), определяемое по формуле

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 11.2005 г. (стр. 33-38)

где toe - время огневого воздействия;

tШ - время шока личного состава, которое по опыту войск

обычно составляет половину времени огневого воздействия;

tвo - время выяснения обстановки (для определенного звена управления является величиной условно постоянной).

Определение интегрального времени задержки сообщений в каждой из подсистем СППИ составляет сущность третьей задачи. Если в подсистеме несколько сложных объектов, то результирующая эффективность будет определяться минимальным значением времени задержки информации на одном из сложных объектов. При обеспечении органа управления исполнительного элемента несколькими подсистемами СППИ конечная эффективность воздействия в целом будет оцениваться по минимальному ее значению в одной из подсистем, так как они функционируют параллельно и являются независимыми.

Для решения четвертой задачи применяется методика оценки состояния функционирования СППИ определенного абонента (исполнительного элемента) в условиях целенаправленного воздействия на нее в конкретной оперативно-тактической обстановке.

В прямой постановке такая задача оценки дезорганизации системы приема и передачи информации в операциях в целом не ставилась более 10 лет. Поэтому применительно к перспективным СППИ и ограниченному ресурсу сил и средств объединений СВ в качестве критерия при оптимизации распределения неоднородного ресурса на уровне операций предлагается использовать степень дезорганизации СППИ противника в целом или элементов оперативного построения его войск.

Как известно, степень дезорганизации СППИ может быть выражена через число нарушенных (сорванных) циклов непосредственного управления (ЦНУ), для осуществления которых она и функционирует. Чем больше таких циклов будет сорвано за день операции, тем выше степень дезорганизации СППИ. При этом по аналогии с дезорганизацией системы управления степенями дезорганизации СППИ могут быть следующие: «функционирование затруднено» (срыв 25-30 % ЦНУ за день операции), «функционирование нарушено» (50 %) и «функционирование сорвано» (более 75 %). Соответственно, число сорванных ЦНУ будет зависеть от имеющегося ресурса и радиоэлектронного оснащения СППИ элемента оперативного построения войск противника, выбранного (назначенного) для дезорганизации.

В целом предлагаемая в статье система методик оценки эффективности дезорганизации перспективной СППИ позволяет приступить к определению возможных способов ее дезорганизации, а также к разработке рекомендаций по способам и формам боевого применения разнородных сил и средств РЭБ совместно со средствами огневого поражения при осуществлении дезорганизации в интересах выполнения войсками основных задач в операции.

От редакции. Мы выражаем искреннюю благодарность всем ведущим ученым Федерального государственного научно-исследовательского испытательного центра радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности МО РФ, принявшим в год его Юбилея активное участие в обсуждении проблем радиоэлектронной борьбы, желаем им и всем сотрудникам Центра новых творческих успехов в вопросах создания средств РЭБ XXI века.

Военная Мысль. 2005. № 7. С. 42-48.

Так, только боевые действия одного армейского корпуса противника к 2010 году будут обеспечиваться более чем 100 тыс. радиостанций различного назначения.

Военная Мысль. 2005. № 8. С. 20-23.

Под конфликтным взаимодействием следует понимать процесс воздействия средства РЭБ на радиоэлектронный объект (РЭО) или РЭС в ходе операции (боя).

См.: Военная Мысль. 2005. № 6. С. 30-35; № 7. С. 42-48; № 8. С. 2-5, с. 10-13, с. 20-23; № 9. С. 16-24.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации