ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 10.2005 г. (стр. 39-43)

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №10.2005 г. (стр. 39-43)

В АРМИЯХ СОДРУЖЕСТВА

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВОЗДУШНОЙ СФЕРЕ

Полковник ВС Республики Беларусь С.Л. ЛЕМЕШЕВСКИЙ

ХАРАКТЕРНОЙ особенностью современного мира является наличие экономических, политических, этнических, территориальных и других противоречий между многими странами. Их разрешение зачастую осуществляется с применением военной силы, которая стала рычагом силового давления ведущими государствами при достижении своих национальных интересов.

Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов двух последних десятилетий показывает, что объектами нападения были сравнительно небольшие государства, имеющие относительно слаборазвитую экономику и недостаточно оснащенные и подготовленные вооруженные силы. При этом в основе замысла операций группировок войск США и их союзников в Ираке (1991, 1998, 2003), Югославии (1999), Афганистане (2001) лежала разработанная ими концепция воздушно-наземной операции. Ее главная особенность состояла в том, что решение основных задач отводилось стратегической, тактической и палубной авиации с широким применением крылатых ракет большой дальности морского и воздушного базирования, других высокоточных средств поражения. При этом с использованием значительного экономического преимущества создавалось абсолютное превосходство средств воздушного нападения над средствами борьбы с ними.

В настоящее время США не оставили попыток утверждения своего мирового лидерства. А независимая внешняя политика Республики Беларусь явно не соответствует их устремлениям к установлению своего лидирующего положения в Центрально-Европейском регионе. Это противоречие само по себе является источником потенциальной военной опасности, которая при определенных условиях может перерасти в прямую военную угрозу Белоруссии и привести к агрессии против нее. Кроме того, имеются и до сих пор не разрешены территориальные и другие противоречия с приграничными государствами - членами НАТО: Польшей и Литвой. Несмотря на это, Белоруссия не считает ни одно государство потенциальным противником и ни к кому не имеет никаких претензий. В основе политики республики - уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран, стремление к расширению экономических, культурных и других связей с ними. Она не собирается ни с кем воевать или решать возникающие проблемы силовыми методами. В памяти каждого белоруса сохранились разрушенные города и сожженные дотла вместе с жителями села в годы Великой Отечественной войны, миллионы погибших людей и сломанных судеб. Мы помним годы послевоенной разрухи и ценим мир.

Вместе с тем Республика Беларусь обладает пусть и небольшими, но достаточно боеспособными и боеготовыми вооруженными силами, которые оснащены современной техникой и оружием. В них сохранены традиции прошлых поколений, а личный состав, ощущающий постоянное внимание к проблемам армии со стороны руководства страны и пользующийся огромной поддержкой народа, имеет высокий моральный дух. И в случае развязывания любой агрессии против Республики Беларусь ее воины пойдут на любые жертвы и потери при защите своего народа и независимости страны.

Однако в условиях надвигающихся на республику «политических и экономических туч» было бы странным не думать о своей военной безопасности, в первую очередь в воздушно-космической сфере. Именно она является главной ареной вооруженной борьбы в современных и будущих войнах. Воздушные операции становятся первыми операциями начального периода любого вооруженного конфликта, конечные результаты которых, во многом будут определять ход и исход противоборства наземных группировок войск в целом.

Характерной особенностью современных программ развития средств воздушно-космического нападения (СВКН) становится активизация работ по перспективным технологиям. Техническое совершенствование СВКН может существенным образом изменить приемы, способы и формы их применения. В военных действиях против Ирака и Югославии это выражалось: в быстром наращивании боевого состава авиационной группировки; в более масштабной координации совместных действий авиации, базирующейся на обширных территориях; в повышении интенсивности боевых действий, возрастании пространственных параметров воздушных операций (кампаний), сокращении сроков выполнения поставленных боевых задач, изыскании новых способов достижения тактической внезапности нанесения ударов по объектам. Кроме того, успешные попытки управления СВКН в реальном масштабе времени привели к уменьшению сроков подготовки авиации к нанесению последующих массированных авиационных ударов. Этим достигались непрерывность воздействия по противнику и его изматывание. Можно с уверенностью констатировать, что при сохранении этих тенденций боевые возможности группировок СВКН наиболее развитых стран в дальнейшем будут значительно возрастать, даже при их количественном уменьшении.

Учитывая возрастающее значение господства в воздухе для достижения победы в любой войне и в целях более тесного интегрирования сил и средств, ведущих боевые действия в воздушной сфере, в Белоруссии в рамках очередного этапа военной реформы осуществлено объединение ВВС и Войск ПВО в единый вид вооруженных сил - ВВС и войска ПВО. Это позволило комплексно, с максимальной эффективностью использовать по единому замыслу силы и средства противоздушной обороны, авиации как при отражении воздушного нападения противника, так и при поддержке действий сухопутных войск, а также для решения других задач в вооруженном конфликте. Вместе с тем повышение боевой эффективности современных средств воздушного нападения (СВН) и совершенствование организационной структуры ВВС и войск ПВО Республики Беларусь привели к необходимости уточнения форм и способов их действий.

Что касается форм действий СВН, то основной из них, на наш взгляд, в обозримом будущем будут воздушные наступательные операции (ВНО). Их главная цель будет заключаться, вероятно, в завоевании превосходства в воздухе, нарушении системы государственного и военного управления, нанесении поражения войскам первого стратегического эшелона противника, его наиболее важным объектам (в первую очередь энергетики и инфраструктуры) и создании благоприятных условий для действий наземных группировок войск.

В каких же формах и какими способами вооруженные силы Республики Беларусь смогут решить проблему обеспечения военной безопасности в воздушной сфере?

Известно, что форма военных действий представляет собой внешнее выражение содержания действий войск и сил при решении ими поставленных задач. А внутреннее содержание военных действий представляется в способах (порядке и приемах) их применения при решении поставленных задач. Таким образом, форма военных действий обозначает определенную группу способов их ведения, выделенных по наиболее характерным признакам, сохраняющим устойчивые связи в различных условиях обстановки. Свойства такой группы способов составляют отличительные признаки (свойства) самой формы военных действий. Поэтому для выбора формы применения войск необходимо сначала найти наиболее рациональные способы действий войск при выполнении поставленных боевых задач, а затем соотнести эти способы с соответствующей формой.

Элементы способов боевых действий в зависимости от состава войск и решаемых ими задач имеют различные характеристики. Наиболее общими из них являются: уровень целей и задач военных действий; размах действий в пространстве и размеры районов сосредоточения усилий; продолжительность решения общих и частных задач; построение (оперативное построение) войск. При этом меняются также приемы (способы) выполнения задач подчиненными формированиями, количество маневрирующих сил, пространственный размах маневра и уровень командной инстанции, принимающей решение на маневр, т. е. масштаб маневра и др. (табл.).

По мере обострения конфликтной ситуации для адекватного реагирования на реальную угрозу первоначально могут использоваться либо одно из имеющихся оперативно-тактических командований (ОТК) ВВС и войск ПВО, либо ВВС и войска ПВО Республики Беларусь в целом. При этом основными формами боевого применения войск могут быть боевые действия ОТК ВВС и войск ПВО, а при определенных условиях (при разрастании приграничного конфликта) - боевые действия ВВС и войск ПВО в целом. При этом основным содержанием (способами) боевых действий могут быть: разведывательно-информационные действия; демонстрация силы (демонстрационные действия); воздушная блокада района вооруженного конфликта; угроза нанесения, а при определенных условиях и упреждающие авиационные удары и др.

В дальнейшем, по мере развития конфликта, содержанием боевых действий могут стать: воздушные и противовоздушные сражения и бои а также одиночные авиационные удары. Таким образом, появляются признаки операции. С учетом того, что данные военные действия имеют в основном оборонительную направленность, эту операцию можно определить как противовоздушную операцию ВВС и войск ПВО. Она будет представлять собой совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени воздушных и противовоздушных сражений, отдельных воздушных и противовоздушных боев, маневра войсками и силами, одиночных авиационных ударов, проводимых по единому замыслу и плану для отражения одиночных и групповых ударов воздушного противника. Именно поэтому в мирное время, когда не определен противник и объекты ударов нашей авиации, необходимо планировать противовоздушную операцию ВВС и войск ПВО - оборонительный компонент воздушной операции.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 10.2005 г. (стр. 39-43)

При перерастании приграничного вооруженного конфликта в локальную войну для отражения массированных авиационных и ракетных ударов противника могут использоваться все имеющиеся силы и средства ВВС и войск ПВО Республики Беларусь с учетом развертывания и усиления дополнительными соединениями и частями. К отражению ударов СВН будут привлечены соединения и части противовоздушной обороны и ударных сил ВВС. Размах действий может охватывать всю территорию Белоруссии или большую ее часть, а по времени такие действия не ограничиваются. В этом случае основной формой применения ВС Республики Беларусь, обеспечивающей отражение ВНО противника и военную безопасность страны в воздушной сфере в целом, может стать операция ВВС и войск ПВО (заблаговременно спланированные, согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту и времени воздушные и противовоздушные сражения и бои, одиночные и групповые удары авиации, проводимые в течение определенного времени по единому замыслу и плану в целях срыва, отражения или ослабления воздушной наступательной операции противника и поражения его войск (сил) и других объектов).

На отдельных этапах оборонительной операции Вооруженных Сил Республики Беларусь ВВС и войска ПВО могут применяться в форме боевых действий ВВС и войск ПВО (совокупность воздушных и противовоздушных боев, одиночных и групповых ударов по решению ряда последовательно возникающих оперативных, оперативно-тактических и тактических задач по обороне наиболее важных объектов и уничтожению отдельных объектов противника).

При разрастании локальной войны в региональную (крупномасштабную) войну, в которую могут быть втянуты Республика Беларусь и союзное государство Российская Федерация, на первом этапе стратегической оборонительной операции вооруженные силы Республики Беларусь совместно с объединениями, соединениями и частями различных видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации могут проводить воздушную операцию, которая будет представлять собой совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени операций (боевых действий) объединенной группировки авиации и ПВО ВС Республики Беларусь и Российской Федерации, боевых действий соединений и частей ракетных войск и артиллерии сухопутных войск, частей специальных войск, проводимых по единому замыслу и плану (при решающей роли ВВС и войск ПВО) для решения оперативно-стратегических и оперативных задач. Эти действия могут охватывать всю территорию Республики Беларусь, а их продолжительность может достигать нескольких суток. Для реализации рациональных способов действий потребуется оперативный маневр как войсками и силами противовоздушной обороны, так и ударными силами.

Таким образом, очевиден тот факт, что важнейшей формой обеспечения военной безопасности Республики Беларусь в воздушной сфере станет воздушная операция, которая будет составной частью стратегической оборонительной операции. Учитывая определяющую роль ВВС и войск ПВО в воздушной операции ВС, применение сил и средств ВВС и войск ПВО наиболее целесообразно в форме операции ВВС и войск ПВО, проводимой в наиболее напряженные периоды борьбы, как правило, при отражении ВНО противника.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации