ПО МНЕНИЮ АВТОРА

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №10/2003

ПО МНЕНИЮ АВТОРА

От редакции. Уважаемый читатель! Вашему вниманию предлагается так назы-ваемый пилотный вариант еще одной дискуссионной рубрики, которая в будущем, воз-можно, займет соответствующее место в ряду «рубрик-ветеранов». Но в отличие от них это будет своеобразная «авторская» рубрика, потому что мы планируем помещать здесь материалы в авторской редакции. Они могут содержать достаточно спорные положе-ния, ломающие привычные стереотипы и кажущиеся в какой-то степени неприемле-мыми. При этом мы отнюдь не снижаем планку требований, предъявляемых к публика-циям в нашем журнале (см. Военная мысль. 2003. № 1. Обложка. С. 4). Статьи не долж-ны содержать декларативных, голословных утверждений, преподносимых сухим, «казенным» языком научных отчетов и докладных записок. Все выводы и предложения, отражающие личную точку зрения автора, следует аргументировать, излагая свои мыс-ли предельно четко и ясно. Разумеется, редакция оставляет за собой право исключать из материала различного рода высказывания, не соответствующие тематической на-правленности журнала.

Ну а быть или не быть новой рубрике - во многом зависит от наших авторов, гото-вых и способных высказать «неожиданные» мысли, предложить новые, пусть даже «непра-вильные», на первый взгляд, идеи и аргументировать сделанные выводы. Слово и за Вами, уважаемый читатель. Ждем Ваших пожеланий и оценок этого начинания.

Нужна ли надводным силам ВМФ теория?

Капитан 1 ранга В.И. НАУМЕНКО,

кандидат военных наук

НА ПРОТЯЖЕНИИ многовековой истории вооруженной борьбы на море командир надводного корабля, отождествляя себя со своим ко-раблем, мог с полным основанием утверждать: «ФЛОТ - это Я». Прой-дя свой путь развития от гребных судов до атомных ракетных и авиане-сущих крейсеров, надводные корабли менее чем за полвека деклара-тивно утратили свой статус и даже не попали в категорию «главный род сил Военно-Морского Флота».

Хорошо это или плохо? Дает ли этому объяснение современная си-стема научных знаний о вооруженной борьбе на море? Нет, не дает! От-сутствие теории, как пустота, заполняется далеко не безобидным обы-денным знанием: «Не главный - значит обеспечивающий. А усилия (фи-нансовые, интеллектуальные и т.п.) нужно сосредоточить на главном направлении!».

Что есть надводные силы сегодня? Являются ли надводные корабли и суда с их органами управления и своей инфраструктурой надводны-ми силами в том понимании, которое мы вкладываем в этот термин? Существуют ли надводные силы как сложная боевая система? И нако-нец, надводные силы - это объективная реальность или абстрактное понятие? Ответы на эти, казалось бы, простые вопросы мы не находим ни в одном труде или документе, претендующем на источник научных знаний о надводных силах.

И здесь правомерен вопрос оппонентов: «А нужны ли ответы на эти вопросы? Почему в период, когда флот Советского Союза сформировался как океанский и число кораблей исчислялось сотнями, острой необходимо-сти формирования теории надводных сил как целостной системы научно-го знания не возникло, а сегодня при возможном перечислении надводных кораблей первого и второго ранга всего Военно-морского Флота поименно мы обосновываем необходимость разработки их теории?»

Если продолжить аналогию между кораблем и человеком, то ответ оппонентам будет выглядеть следующим образом: «Здоровому и разви-вающемуся организму абсолютно безразличны достижения медицины в различных областях, но, как только возникают проблемы с сердцем, мы обращаемся к кардиологии, и нам становится уже далеко не безразлично, на какой ступени развития находится теория и практика профилакти-ки, диагностики, лечения и реабилитации больных с поражениями сердеч-но-сосудистой системы».

Состояние наших надводных сил с определенной степенью отожде-ствления не многим лучше, чем в период 1905-1912 годов. Но сегодня история дает нам уникальный шанс - не торопиться. Перед нами не стоит, как перед офицерами флота начала прошлого столетия, призрак неминуемой мировой войны. В наших силах дать военной науке, мо-жет быть впервые, шанс выполнить свою основную функцию - про-лить свет на проблему развития всех родов сил Военно-Морского Фло-та - субъектов военно-морской деятельности государства.

Какой же системой научных знаний располагают надводные силы на сегодняшний день?

Мы имеем, а если быть точным, не имеем даже определения та-кому понятию, как «надводные силы». В Боевом уставе Военно-мор-ского Флота мы подвели его под ближайший род, забыв указать отли-чительный признак. Только ли перемещение на границе двух сред - подводной и воздушной отличает надводный корабль от подводной лодки? Но тогда правы те, кто утверждает, что «надводный корабль - это плохая подводная лодка, который даже погрузиться не может. А уж если погрузился, то самостоятельно не всплывет».

А ведь любые знания, и тем более научные, должны быть облечены в четкие и ясные понятия.

Мы имеем огромный пласт эмпирического знания, который включает в себя исторический опыт подготовки и применения флотов. На полках библиотек наиболее полно эти знания применительно к надводным силам представлены научными трудами по тактике линей-ного флота начала прошлого столетия, когда таранный удар в очеред-ной раз стал основной формой завершения морского боя, и трудами по развитию военно-морского искусства отечественного флота и флотов ведущих зарубежных государств во Второй мировой войне, когда на первый план вышли подводные лодки и морская авиация.

Особо следует подчеркнуть, что опыт применения надводных ко-раблей Военно-морского Флота России в военное время в составе раз-нородных группировок отсутствует. Заимствование же несистематизи-рованного по требуемым основаниям опыта зарубежных флотов не всегда позволяет получить желаемый результат.

Этому способствует наша национальная особенность - ссылаться на опыт зарубежных государств, игнорировать собственный опыт и продолжать поиски неизведанного пути. Доказательством тому служит сама история. После войны с Японией в декабре 1905 года член Петербург-ского военно-морского кружка лейтенант А. Щеглов опубликовал труд «Значение и работа штаба на основании опыта Русско-японской войны», в первой части которого автор сделал стратегический обзор Русско-японской войны, проанализировал систему подготовки к войне противни-ка, отметив при этом одну немаловажную деталь: огромные суммы в России тратили в основном на строительство кораблей, в то время как в Японии большую часть морского бюджета расходовали на развитие инф-раструктуры флота и на боевую подготовку. Япония значительно больше сил и средств выделяла для ведения разведки, которую в русском флоте практически игнорировали, а также на военно-морское образование, к которому в России относились с нескрываемым пренебрежением». Повлиял ли этот горький для нашего Военно-Морского Флота опыт на практику его строительства и применения? Ответ очевиден...

Мы имеем методологию обоснования способов действий боевых надводных кораблей и использования ими средств поражения при ре-шении свойственных задач. Данная методология базируется в большей свой части на методах математического моделирования, которые можно охарактеризовать «фундаментальной аксиомой XXI века, века космиче-ских систем обеспечения высокоточного оружия» - «попадание снаря-да в цель - есть событие случайное»! За исключением минно-заградительных действий и действий надводных кораблей при высадке войск морского десанта, это положение распространяется и на обоснование способов борьбы с минами, подводным и воздушным противником.

Мы имеем логику обоснования места и роли надводных сил в де-ятельности Военно-Морского Флота России.

Год 1805. Председатель Комитета для образования флота России граф Во-ронцов А.П.: «По многим причинам, физическим и локальным, России быть нельзя в числе первенствующих морских держав, да в том ни надобности, ни пользы не предвидится. Прямое могущество и сила наша должна быть в сухо-путных войсках; оба сии ополчения в большом количестве иметь было бы неце-лесообразно ни по числу жителей, ни доходам государственным. Довольно, ес-ли морские силы наши устроены будут на двух только предметах: сбережение берегов и гаваней наших на Черном море, имея там силы, соизмеримые турец-ким, и достаточный флот на Балтийском море, чтобы на нем господство-вать. Посылка же наших эскадр в Средиземное море и другие дальние экспеди-ции стоили государству много, делали несколько блеску и пользы никакой».

Год 1920. Роль флота в революции определялась лишь участием ре-волюционно настроенных матросов, а не надводных кораблей. А Кронштадтский мятеж чуть было окончательно не поставил крест на надводном флоте молодого государства. Комиссар при помощнике по морским делам при командующем ВС Республики Зоф В.И. (февраль 1922г.): «... в течение четырехлетнего существования советской власти у прави-тельства не было определенного, конкретного взгляда на флот главным образом потому, что вся политическая и военная обстановка за все четы-ре года не вызывала острой необходимости существования вооруженных сил на море, а требовала лишь наличия подсобной небольшой силы воору-женных судов на реках и озерах»... И только возможная необходимость экспорта революции за пределы Республики Советов позволила оста-вить эти силы в составе Российской Красной Армии.

Не от того ли столь категоричны в своих выводах высокопоставлен-ные чиновники от флота, что не было им научно обоснованной альтер-нативы, изложенной в трудах военных ученых?

Мы имеем в различных уставах и руководствах практическую ре-ализацию накопленного эмпирического знания по строительству и функ-ционированию надводных кораблей и судов.

Однако спор о том, кто же должен выявлять закономерности примене-ния надводных кораблей и судов в современной вооруженной борьбе на море, определять частные принципы их применения, выдвигать оперативно-так-тические требования к надводным кораблям и формулировать их оператив-но-тактические свойства, по-прежнему остается незавершенным.

Отсутствие результата в этой дискуссии приводит к тому, что мы строим безоружный «поющий фрегат», то обосновываем с тактической точки зрения необходимость размещения на фрегате противокорабельных ракет по формуле «чем больше, тем лучше»; то отправляем авианесущий крейсер в океан без корабельного самолета радиолокаци-онного дозора и радиоэлектронной борьбы; то ставим атомный ракет-ный крейсер на барьер позиционных радиогидроакустических буев в районе ответственности бригады кораблей охраны водного района...

Сказанное позволяет сделать вывод, что если можно не согласиться с предложенным подходом к анализу имеющихся знаний о надводных силах, то отсутствие должным образом разработанной теории этих сил как высшей формы организации научного знания на современном уровне не вызывает сомнения.

Следовательно, содержанием научной проблемы будет являться следую-щее противоречие. Органы управления субъектами военно-морской дея-тельности нуждаются в систематизированном научном знании о сущно-сти, содержании, закономерностях и принципах строительства и функци-онирования родов сил, в том числе и надводных сил в мирное и военное время при решении задач по защите и обеспечению национальных инте-ресов и безопасности Российской Федерации в Мировом океане. Это пра-ктическая потребность Военно-Морского Флота. В то же время такие си-стематизированные знания в военно-морской науке отсутствуют.

Получить эти знания в виде теории надводных сил Военно-морско-го Флота - значит разрешить указанное противоречие и решить акту-альную научную проблему в военно-морской науке.

При этом целью, объектом и предметом теории надводных сил могут быть следующие. Цель теории надводных сил ВМФ - описание объектив-ных процессов строительства и функционирования надводных сил в де-ятельности ВМФ РФ, их объяснение, прогнозирование и получение на их ос-нове новых знаний: об особенностях профессиональной подготовки кад-ров для надводных сил; о закономерностях, принципах и особенностях организации управления надводными силами; о закономерностях, прин-ципах и особенностях организации строительства надводных сил; о зако-номерностях, принципах, формах и способах подготовки и применения надводных сил ВМФ при решении задач по защите и обеспечению наци-ональных интересов и безопасности Российской Федерации в Мировом океане в мирное и военное время; о закономерностях, принципах, осо-бенностях организации всестороннего обеспечения процессов строи-тельства, подготовки, применения и ликвидации надводных сил.

Объект теории надводных сил ВМФ - деятельность Военно-мор-ского Флота. Предмет теории надводных сил ВМФ - род сил Военно-морского Флота - надводные силы как субъект военно-морской дея-тельности в процессе его строительства, подготовки, применения и ли-квидации.

Таким образом, теория надводных сил Военно-Морского Флота - си-стема научных знаний, дающая целостное, достоверное и развиваемое представление о сущности, содержании, закономерностях и принци-пах строительства и функционирования надводных сил в мирное и во-енное время в деятельности Военно-морского Флота по защите и обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации в Мировом океане.

Какие же направления развития теории надводных сил Военно-морского Флота по ее составным частям могут быть выделены на сего-дняшний день?

В области методологии теории направлениями развития должны стать поиски ответов на следующие вопросы. Какими должны быть уточненные цель, задачи и структура теории надводных сил Военно-Морского Флота? Какие общенаучные методы и методы военно-мор-ской науки должны быть использованы для исследования деятельно-сти ВМФ с целью формирования абстрактного субъекта этой деятель-ности и принятия его в качестве предмета теории надводных сил Военно-Морского Флота? Какие аксиомы и категории должны соста-влять базовые понятия рассматриваемой теории? По каким законам должно осуществляться образование и преобразование управляющей, исполнительной и обеспечивающей подсистем надводных сил? Как исследовать эволюцию строительства, подготовки и применения над-водных сил в деятельности ВМФ? Как обосновывать управленческие решения относительно надводных сил как субъекта военно-морской деятельности при практической реализации методологии?

Если будут даны ответы на перечисленные вопросы, то можно считать, что будет сформирован путь, который позволит систематизировать извест-ные и приобрести новые знания об одном из субъектов военно-морской деятельности - надводных силах - роде сил Военно-морского Флота.

В области определения категорий теории направлениями развития должны стать следующие. С одной стороны - исключение словотвор-чества и соблюдение иерархии категорий в рамках военно-морской на-уки посредством построения системы категорий, таких, как: порож-дающие (тип объединения, соединения; формы и способы примене-ния сил; задачи сил в операции, боевых действиях, морском бою; взаимодействие; район и время действий и др.); центральные (над-водные силы; подготовка и применение надводных сил; действия над-водных сил); порождаемые категории (соединение надводных ко-раблей (судов); органы управления надводными силами; количество и качество надводных сил, например Северного флота и др.). С другой стороны - обязательное соблюдение общефилософских требований к построению системы категорий теории и безусловное выполнение правил определения для вводимых понятий.

В области формирования эмпирической базы теории, требующей теоре-тического объяснения, направлениями развития могут стать систематиза-ция концепций строительства и систематизация опыта подготовки и при-менения надводных сил ВМФ России и ВМС зарубежных государств по ряду качественных и количественных параметров в различные историче-ские периоды. К таким параметрам могут быть отнесены: содержание, свойства и эволюция процессов строительства, подготовки и применения надводных сил; их критерии целесообразности, а также закономерности и принципы; функциональные свойства боевых надводных кораблей, ко-раблей специального назначения и судов обеспечения; организация упра-вления надводными силами и их обеспечения в мирное и военное время; содержание и уровень подготовки кадров для надводных сил. При этом рассматриваемые исторические периоды для ВМФ России и ВМС зару-бежных государств могут быть несимметричны (для ВМФ России: 1905- 1916; 1918-1939; 1940-1941; 1941-1960; 1961-1986 годы; 1986 год - по настоящее время; для ВМС зарубежных государств: 1900-1939; 1939- 1945; 1945-1960 годы; 1960 год - по настоящее время).

В области развития логики теории основным направлением должно стать разрешение противоречия между тенденцией к представлению субъекта военно-морской деятельности в виде сложной боевой системы как абстрактной модели предмета теории с соблюдением всей атрибутики системного подхода и отсутствием целостного рода сил в этой реальной деятельности.

Указанное противоречие может быть разрешено решением следую-щих частных научных задач:

поиском возможных и разработкой новых методов «расчленения» деятельности Военно-Морского Флота и последующим анализом в це-лях усвоения эмпирического знания о функционировании надводных сил в составе группировок сил флота в мирное и военное время с пос-ледовательной абстрактизацией этого знания на различных уровнях их применения;

построением функциональной модели надводных сил в целях сравне-ния и получения параметрического описания элементов и связей пред-мета теории при его развитии как «внутрь», т. е. по линии анализа строе-ния отдельных элементов, так и «вне» его, т. е. по линии анализа предме-та как элемента более широкого целого в рассматриваемой иерархии;

построением качественно новых моделей абстрактного характера функционирования надводных сил как самостоятельно, так и в соста-ве группировок сил флота, в том числе в составе многонациональных сил для синтеза полученных в ходе исследования моделей нижнего уровня с новыми оперативно-тактическими свойствами, обусловлен-ными их новой структурой и связями;

поиском возможных и разработкой новых методов, обеспечиваю-щих переход от абстрактных моделей к реальной деятельности Военно-Морского Флота для практической реализации выводов и следствий теории надводных сил.

В области практической реализации выводов и следствий теории на-правлениями ее развития может быть решение следующих задач.

В области строительства рода сил: обоснование оперативно-такти-ческих требований к боевым надводным кораблям и катерам, кораблям специального назначения, морским и рейдовым судам обеспечения;

обоснование организационно-технических требований к обслуживаю-щей подсистеме надводных сил; обоснование требований к содержанию и уровню профессиональной подготовки кадров для надводных сил.

В области функционирования рода сил: обоснование места и роли, ко-личества и качества надводных сил в деятельности Военно-морского Флота в мирное и военное время; обоснование организационных требо-ваний к системе управления надводными силами в деятельности ВМФ, в том числе к штабам и группам боевого управления командных пунктов различных соединений и временных формирований надводных кораб-лей и судов; определение задач, боевых возможностей, оперативно-так-тических нормативов, форм и способов подготовки и применения рода сил по всем его составляющим (подсистемам управления, исполнитель-ным и обеспечивающим подсистемам на всех уровнях их применения в мирное и военное время); разработка руководящих документов, регла-ментирующих процессы подготовки и применения надводных сил.

В завершение хотелось бы отметить, что если почти в каждой войне с участием флота России мы сами топим свои боевые корабли, то это не нормальная объективная реальность. Если в зарубежных флотах линко-ру Второй мировой находят место и роль спустя 50 лет, а мы не можем определить это место атомному ракетному крейсеру, принятому в со-став флота 10 лет назад, то действительно необходимо что-то изменить в теоретическом представлении этой реальности и дополнить сложив-шуюся систему взглядов на надводные силы системой научных знаний!

Доценко В.Д. История моего собрания. СПб.: ГИПП «Искусство России», 1998

Цветков И.Ф. Организационно-мобилизационные органы и организационные структуры ВМФ России (1695-1945). СПб.: МО РФ ГШ ВМФ, 2000

Подсобляев Е.Ф. Развитие теории войны на море и ее влияние на развитие воен-но-морского искусства (1918-1945). СПб.: СПб ВМИ, 2000

В самом общем виде логику теории надводных сил как последовательность правил вывода и доказательства можно охарактеризовать известным постулатом - «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»

1


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации