Педагогическая технология

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №03/2003, стр. 59-63

Педагогическая технология:

сущность и содержание

Полковник, в отставке М.Г. ДОБУШ,

кандидат военных наук

ПОДГОТОВКА специалистов высшей квалификации по многим специальностям в одном военном вузе в современных условиях подчинена достижению конкретной цели - гарантированному выполнению государственного заказа на подготовку офицеров с заранее заданным квалификационным уровнем профессионализма. Ввиду сложности и многоплановости вытекающих отсюда задач практически в каждом учебном заведении постоянно ведется активная и напряженная работа по поиску и реализации рациональных способов их решения. Основные усилия в настоящее время сосредоточены на повышении эффективности педагогических систем.

По мнению многих исследователей, сегодня назрел переход от общих описаний и рекомендаций по организации подготовки специалистов в военных вузах к конкретной практической реализации наработанных положений. Естественным путем они считают «технологизацию» педагогического процесса, которая охватила бы все основные виды деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава по планированию и осуществлению процесса подготовки специалистов.

По определению, технология (производственная) представляет собой «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции». Она предполагает и реализует конкретный технологический цикл при определенных исходных условиях (качество и количество сырья, конкретная техническая оснащенность производства, заданный временной режим и др.), строго заданных временных параметрах и требованиях к процессу, количеству и качеству продукции.

Переходя по аналогии от понятия производственной технологии к технологии педагогической, можно заметить, что лежащие в их основе процессы сходны, начиная с постановки цели (выпуск продукции гарантированного количества и качества). Далее, производственная технология - это выражение достигнутого научного, организационного, технического и технологического уровня развития производства, а педагогическая - уровня развития образовательного процесса.

В отличие от педагогического искусства, которое основывается на индивидуальности, интуиции педагога, педагогическая технология строится на широкой научной основе и практическом опыте. Искусством в педагогической деятельности владеют одиночки, а передовой технологией могут овладеть все преподаватели вуза.

Поскольку педагогическая деятельность охватывает большое многообразие взаимоотношений обучающих и обучающихся (определяются целями обучения, воспитания и развития обучающихся, содержанием образования и т.д.), то, очевидно, говорить о прямом переносе содержания понятия «производственная технология» на педагогический процесс вуза недопустимо. Тем не менее в педагогической деятельности руководящего и научно-педагогического состава любого вуза можно выделить ряд общих задач и видов деятельности, которые позволяют применить нормированные и формализованные действия, операции и процедуры, гарантирующие требуемый результат в обучении за конкретно обозначенный период времени.

Рассмотрим показатели «технологичности» педагогического процесса подготовки специалистов в военном вузе. К ним относятся:

гарантированная результативность педагогического процесса, выраженная в заранее заданных уровнях знаний, навыков, умений обучающихся по учебным дисциплинам и военно-профессиональной подготовленности офицера - выпускника вуза. Это предполагает государственную стандартизацию военного образования, определенную этапность и логику организации педагогического процесса, нацеленного на выполнение норм государственного образовательного стандарта по специальности и квалификационных требований к выпускнику;

целевая направленность на формирование у офицера требуемого уровня профессионализма и заданной теоретической основы для его самообразования и последующего профессионального роста в войсках;

системность и целостность, проявляющиеся во взаимосвязанности и взаимообусловленности применения в учебной, воспитательной и методической работе типовых форм, методов, средств и процедур обучения;

новизна и перспективность содержания образования специалиста, характеризующие педагогический процесс как непрерывно развивающийся, которому свойственны оперативное использование новых выводов военной и педагогической науки, новых технических достижений, опыта военных действий, боевой подготовки войск, обучения и воспитания в других вузах;

динамизм, рассматриваемый с позиции поиска и реализации новых рациональных форм, методов, средств и процедур учебной деятельности, используемых в решении текущих и перспективных задач учебной, воспитательной и методической работы, что обеспечивает высокий уровень обученности выпускников;

стандартизация, структурированность и воспроизводимость педагогического процесса, позволяющие проектировать определенную структурно-логическую последовательность процесса обучения будущего специалиста конкретного профиля на основе конкретных военных профессиональных образовательных программ; предъявлять к каждому обучающемуся типовые квалификационные требования, определяемые государственным образовательным стандартом; воспроизводить процесс подготовки специалистов по одним и тем же учебным планам и программам.

Все это, по нашему мнению, достаточно полно характеризует педагогический процесс подготовки военного специалиста в вузе как реализацию определенной технологии, которая, с одной стороны, гарантирует достижение заданного уровня профессиональной подготовленности офицера-выпускника, а с другой - в определенной степени формализует деятельность руководящего и научно-педагогического состава вуза и учебно-познавательную деятельность обучающихся.

На основании изложенного можно предложить следующую формулировку: педагогическая технология подготовки военного специалиста в вузе - это научно обоснованная и нормированная по цели подготовки, содержанию образования, месту и времени система форм, методов, средств и процедур, используемая при проектировании, организации и осуществлении совместной учебной деятельности обучающих и обучающихся для достижения заданного уровня обученности и подготовленности выпускника вуза за определенный срок обучения. Структурно она включает (см. рисунок): технологию проектирования педагогического процесса и технологию обучения военного специалиста в вузе.

Технология проектирования представляет собой алгоритмическую последовательность операций по разработке целей подготовки, содержания образования специалистов и организации их обучения. Результатом этого является проект военной профессиональной образовательной программы, который представляет собой одновременно проект педагогического процесса подготовки специалиста заданного профиля, специальности (специализации) и квалификации и проект технологии реализации этого процесса.

Педагогическая технология

Структура педагогической технологии подготовки военного специалиста в вузе

Технология обучения раскрывает процесс обучения по дисциплинам учебного плана и регламентирует формы, методы, средства и процедуры деятельности (преподавания и обучения) непосредственно при подготовке и проведении учебных занятий. Она включает технологию подготовки (проектирования) учебного занятия и технологию обучения на учебном занятии.

Такая структура педагогической технологии целостно охватывает организаторскую деятельность руководящего состава, военно-педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава, командиров подразделений слушателей (курсантов) по разработке военных профессиональных образовательных программ, планированию и организации учебной, воспитательной и методической работы преподавателей, кафедр, факультетов и собственно подготовку, проведение учебных занятий и других мероприятий со слушателями (курсантами). При этом не исключается творческий подход преподавателя к обучению. Он вправе применять методы и средства обучения, наиболее полно реализующие его индивидуальные качества и гарантирующие достижение цели обучения.

Научной основой педагогической технологии является педагогика высшей школы и ее важнейший раздел - методика обучения. Каково же соотношение методики обучения и педагогической технологии?

Методика обучения, исследуя закономерности обучения в конкретно-исторических условиях и разрабатывая рекомендации «как обучать», позволяет решить важнейшую практическую задачу - научно обосновать педагогический процесс применительно к той или иной учебной дисциплине. В свою очередь, педагогическая технология, используя эту основу,

проектирует конкретный педагогический процесс, устанавливает количественные и качественные параметры его процессуального и расчетно-аналитического компонентов. Технология оптимизирует конкретный процесс обучения, воспитания и развития слушателя (курсанта) в соответствии с фактическими условиями учебной среды. Она обеспечивает воспроизводимость, устойчивость, повторяемость педагогического процесса при аналогичных условиях (многократная подготовка специалистов по одним и тем же военным профессиональным образовательным программам), стабильность количественных характеристик процесса, его результатов, что позволяет совершенствовать организацию учебной и воспитательной работы, учебно-материальное обеспечение и другие условия учебной среды.

Посредством педагогической технологии реализуются основные функции должностных лиц - организаторов и участников педагогического процесса, нормированные уставными и другими нормативными требованиями к организации и качеству обучения, к уровню подготовленности военных специалистов. Это находит выражение в функциях педагогической технологии:

методологической, заключающейся в научной конкретизации цели подготовки и содержания образования специалиста, обосновании логики процесса обучения на основе современных форм, методов, средств и процедур преподавания и обучения;

организационно-правовой, реализующейся в целенаправленной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава по планированию и организации учебной, воспитательной и методической работы факультетов, кафедр, преподавателей; по оптимизации структурно-логических схем подготовки специалистов каждого профиля, специальности (специализации) и квалификации; по формированию и обеспечению функционирования конкретных педагогических систем;

психолого-педагогической, которая осуществляется преподавательским составом непосредственно на учебных занятиях. При этом заранее спроектированный процесс обучения, воспитания и развития превращается в процесс глубоких межличностных отношений обучающего и обучающихся, основанный на тесном взаимодействии и сотрудничестве субъектов педагогической системы. Наступают так называемые «субъект-объектные» отношения, что вызывает «педагогический резонанс», который и дает в созданных оптимальных условиях учебной среды наивысший результат в обучении;

программно-технологической, предоставляющей возможность управлять учебно-познавательным процессом, оптимизировать междисциплинарные связи учебных дисциплин, занятий в рамках учебной дисциплины, связи педагогической технологии с другими технологиями (информационными, производственными), что в итоге позволяет комплексно использовать в обучении достижения смежных наук, опыт боевых действий и боевой подготовки, эксплуатации вооружения и военной техники, а также контролировать и объективно оценивать результаты подготовки обучающихся.

Рассмотренные функции педагогической технологии взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга и могут быть реализованы в организаторской и учебной деятельности, только если для подготовки специалистов созданы необходимые условия.

Важнейшее требование к любой технологии - гарантированная завершенность технологического цикла. Следовательно, необходимо найти показатель, по которому можно было бы судить о достижении частной цели обучения, подготовки специалиста в целом. Таким показателем предлагается считать коэффициент усвоения знаний

(овладения навыками) - К. Он характеризует отношение фактически достигнутого уровня усвоения обучающимся знаний, навыков к уровню, заданному целью учебного занятия, целевой установкой дисциплины, квалификационными требованиями к офицеру-выпускнику. Исследования показали, что при К< 0,7 обучающийся не способен свободно применять в учебной или профессиональной деятельности полученные знания и навыки, не видит возможных способов их совершенствования. При К= 0,7 обучающийся допускает ошибки примерно в 30% случаев, однако он способен без внешней помощи их исправлять и самостоятельно находить способы решения учебных и профессиональных задач. Учитывая, что абсолютное большинство военных специалистов не имеет права допускать грубые ошибки в служебной и тем более в боевой деятельности, подготовку специалиста в военном вузе можно считать завершенной, если К> 0,85.

Это лишний раз подчеркивает необходимость строгой логической регламентации педагогического процесса подготовки военного специалиста в вузе, где каждый преподаватель, руководство кафедр знают цель подготовки специалиста и, реализуя принцип завершенности обучения, несут полную ответственность за достижение гарантированного (заданного) уровня военно-профессиональной подготовленности офицера-выпускника. Вот почему педагогическая технология, а не педагогический экспромт преподавателя, позволит избежать многих недостатков в подготовке выпускников.

Итак, для того чтобы педагогическая технология выполняла свои функции, повышала эффективность процесса подготовки специалиста, необходимо: количественно и качественно обосновать цель подготовки специалиста, определить структуру и логику процесса его обучения;

спроектировать образовательный процесс подготовки специалистов по каждому профилю, специальности (специализации), квалификации;

определить и количественно обосновать целевую установку учебной дисциплины, учебно-воспитательную цель на каждый ее раздел, тему и учебное занятие с указанием требуемого уровня усвоения знаний, навыков и умений; выбирать и применять на учебных занятиях методы, средства и процедуры, обеспечивающие максимальную (но безвредную для здоровья) интенсификацию преподавания и учебно-познавательной деятельности обучающихся; объективно контролировать и оценивать успеваемость, определять степень завершенности обучения на каждом этапе изучения дисциплин и подготовки специалиста; разработать и внедрить в учебную деятельность вузов объективные показатели и критерии оценки научности и практической направленности содержания образования, применяемых форм, методов и средств учебной деятельности, результатов деятельности преподавателей и слушателей (курсантов), а также завершенности цикла, этапа обучения, снизив до предела субъективизм; провести доподготовку преподавательского состава военных вузов по вопросам проектирования и применения в педагогическом процессе новых информационных и педагогических технологий; создать необходимые условия учебной среды, позволяющие обучающимся осознанно подходить к освоению военной профессиональной образовательной программы, а профессорско-преподавательскому и руководящему составу целенаправленно управлять их учебно-познавательной деятельностью.

В умелом применении педагогических технологий состоит одно из важных направлений совершенствования учебной, воспитательной и методической работы преподавателей, кафедр, улучшения качества подготовки офицеров - выпускников высших военно-учебных заведений.

Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 1341.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • &amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX"&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;InstaForex&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;/a&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации