Основные направления укрепления воинской дисциплины и формирования здоровой атмосферы в воинских коллективах

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №10/2003

Основные направления укрепления воинской дисциплины и формирования здоровой атмосферы в воинских коллективах

Заместитель командующего войсками

Приволжско-Уральского военного округа

по воспитательной работе

генерал-майор В.А. БАТМАЗОВ

ВОИНСКАЯ дисциплина - проблема, которой занимаются повседневно и постоянно командующий войсками округа, его заместители, военный совет, командиры всех степеней соединений и частей округа. Еще совсем недавно считалось, что преступность, пьянство, наркомания, самоубийства и другие виды отклонений от социальных норм - это пережитки далекого прошлого и что наступит момент в развитии общества, когда они совсем исчезнут. Еще в начале XX века французский социолог Э. Дюркгейм сделал вывод о том, что социальные отклонения, в том числе преступность, - такое явление, от кото-рого вполне избавиться никому никогда не удавалось и не удастся. Иными словами, в любом обществе были, есть и будут люди, которые в силу внутрен-них или внешних причин или их взаимосвязи нарушают, «отклоняются» от су-ществующих в обществе социальных норм. Для общества наиважнейшим яв-ляется то, чтобы социальные отклонения не набрали такой критической мас-сы, которая ставит под угрозу само его существование.

Закономерен вопрос: свойствен ли этот феномен социального отклоне-ния для Вооруженных Сил Российской Федерации? Безусловно да, ибо воо-руженные силы - это неотъемлемая часть государства и общества, а военно-служащие - составная часть народа. Во-первых, все позитивные и нега-тивные поведенческие тенденции и закономерности, присущие обществу, в полной мере проявляются в поведении военнослужащих. Во-вторых, ар-мия - один из социальных организмов общества, который сам может быть подвержен деформации. Отсюда и социальные отклонения в поведении во-еннослужащих. В-третьих, вооруженные силы с четкой регламентацией воинской службы - это социальный институт со своими специфическими со-циальными нормами (вдобавок к тем, что существуют в обществе). В армии поведение военнослужащих более жестко регламентировано в отличие от других институтов и ячеек общества. В связи с этим военнослужащие имеют большую вероятность отклониться от норм, поскольку ценностно-норма-тивная система вооруженных сил предъявляет им меньшую степень свободы в выборе поведения.

Уровень преступности в регионе дислокации войск Приволжско-Уральского округа остается, к сожалению, высоким. Наиболее неблагополучными в криминогенном отношении являются Свердловская, Оренбургская и Перм-ская области, Республика Марий-Эл. Так, по данным ГУВД, в 2002 году на территории Свердловской области зарегистрировано 90,6 тыс. преступлений, т.е. 1987 преступлений на 100 тыс. человек (снижение на 25%), из них 1188 убийств, 2722 случая умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Од-нако реальный уровень преступности оценить сложно, так как только в Свердловской области при работе Генеральной прокуратуры РФ было выявле-но 15 тыс. скрытых от учета правонарушений. На территории региона распо-ложено 336 исправительно-трудовых учреждений, в которых отбывают нака-зание более 390 тыс. заключенных. Это накладывает свой отпечаток и на уро-вень преступности в войсках округа.

Проблема комплектования войск округа в настоящее время очень остра. Ана-лиз хода призывов за последние пять лет показывает, что из года в год качест-венная характеристика призываемого в войска округа молодого пополнения. мягко говоря, не улучшается. Остается достаточно высоким количество при-зывников, воспитывающихся в неполных семьях (30%), из них без отца - 26%, без матери - 2,5% и 1,4% - без обоих родителей. Во многих семьях до-ходы родителей невысоки, имеются значительные социально-бытовые проб-лемы, злоупотребление алкоголем, а потому воспитанию детей не уделяется достаточного внимания. Отсюда социально-педагогическая запущенность данной категории военнослужащих, их отчужденность от коллектива, агрес-сивность и непредсказуемость поведения.

Среди вставших в строй осенью 2002 года 1571 человек имели дефицит ве-са, 1503 были направлены на обследование к психиатру, 553 имели приводы в милицию, 32 - судимость. Много таких, которые до службы в армии не рабо-тали и не учились (1640 человек). У значительного числа призывников слабые общеобразовательные знания, низкие нравственные качества. Опросы пока-зали, что большинство молодых солдат (до 40%) негативно настроены к воен-ной службе.

С учетом реального положения дел, опираясь на имеющийся опыт, воен-ный совет округа разработал и внедрил в практическую деятельность систему работы должностных лиц по укреплению воинской дисциплины, предупреждению гибели военнослужащих. На наш взгляд, она не только отвечает требованиям нынешнего дня, но и направлена на перспективу. Система сводит воедино де-ятельность военнослужащих различных категорий как по служебному поло-жению, так и по занимаемой должности. Мы стараемся придать воспитатель-ной работе гибкость и оперативность. Прогнозируем развитие ситуации, свя-занной с воинской дисциплиной. Центр тяжести перенесли на убеждение, заботу о людях, стимулирование добросовестного ратного труда.

При этом основные усилия командования, военного совета округа, ко-мандиров и начальников воспитательных структур сосредоточены на созда-нии безопасных условий военной службы, предупреждении гибели военно-служащих, недопущении хищения оружия и боеприпасов, другого государ-ственного и военного имущества, искоренении глумлений и издевательств над военнослужащими, недопущении бесчинств по отношению к местному населению.

С момента воссоздания Приволжско-Уральского военного округа вопросы воинской дисциплины неоднократно выносились на заседания военного со-вета, по ним принимались конкретные постановления. Вошло в практику за-слушивание командующим (его заместителями, начальниками управлений, родов войск и служб) командиров соединений (частей), отстающих по воин-ской дисциплине. На местах им оказывается практическая помощь, принима-ются меры по оздоровлению морально-психологической обстановки среди личного состава. Действует система ежемесячной персональной оценки деятель-ности офицеров управленческого звена по укреплению воинской дисциплины в подчиненных частях. Особое внимание уделяется работе с офицерскими кад-рами как объектами и субъектами воспитательного воздействия. На военном совете округа регулярно рассматриваются вопросы подготовки к встрече, раз-мещению и постановке в строй молодых офицеров - выпускников вузов и во-енных академий.

Время поставило перед нами следующую задачу: выработать и внедрить в процесс боевой учебы наиболее эффективные, подчас нетрадиционные фор-мы и методы поддержания необходимого уровня личной подготовки офице-ров, сохранив тем самым наиболее перспективных из них для Вооруженных Сил. Ясно и то, что, если офицер занимается с полной нагрузкой профессио-нальным делом, ему некогда совершать противоправные действия.

Военный совет округа, по достоинству оценивая огромный труд основной массы офицерского состава, принимает конкретные меры по стимулирова-нию честной и добросовестной службы. В 2002 году отмечены государствен-ными наградами 318 офицеров. Очередные воинские звания получили 3812 офицеров (в том числе 22 досрочно), шести офицерам присвоены звания на ступень выше занимаемой должности, а 4043 добросовестных офицера назна-чены на вышестоящие должности в порядке продвижения по службе.

Комплексом принятых мер совместно с работниками военных судов и военных прокуратур нам удалось в определенной степени сохранить и развить положитель-ные тенденции, добиться стабилизации состояния воинской дисциплины. Так, в 2002 году в войсках округа сокращено количество правонарушений на 17%, в том числе хищений военного и государственного имущества - на 39,8%, пре-ступлений в отношении гражданских лиц - на 20,7%, происшествий при экс-плуатации техники - на 14,3%, уклонений от военной службы - на 4,4%. Уровень преступности среди офицерского состава в округе снижен на 29,8%. Удалось добиться положительных результатов в борьбе с казарменным хули-ганством. Количество преступлений на данной почве снизилось на 19,9%. На 6% сократилось число получивших травмы в результате межличностных кон-фликтов.

Несмотря на уменьшение числа погибших военнослужащих (на 18,8%), эта проблема вызывает у военного совета особую озабоченность. Участились случаи нападений на военнослужащих из хулиганских побуждений. В ре-зультате в 2002 году погибло 12 человек, в том числе четыре офицера и три прапорщика.

Чтобы не допустить подобных трагедий впредь, командование округа сде-лало основную ставку на искоренение причин и условий, порождающих гибель, травматизм и увечье военнослужащих и гражданских лиц: командирам всех сте-пеней поставлена задача обеспечить действенный контроль за строгим и не-укоснительным соблюдением военнослужащими требований безопасности; перед началом каждого периода обучения, полевого выхода, выполнения хо-зяйственных и других работ со всем личным составом проводятся практиче-ские занятия по соблюдению требований безопасности с имитацией возмож-ных последствий их нарушения; приведены в соответствие с требованиями руководящих документов условия хранения и выдачи ядовитых и технических жидкостей, наркотических средств; проводятся ежемесячные массовые про-верки соблюдения правил и законности эксплуатации автомобильной техни-ки в гарнизонах, установлено взаимодействие служб ВАИ с органами ГИБДД; руководством округа налажены тесные связи с администрацией областей, ме-стными органами власти, территориальными структурами МВД Российской Федерации для пресечения преступных посягательств на жизнь военнослужа-щих. В целом проводится систематизированный комплекс мероприятий по сохранению жизни и здоровья людей.

Для повышения качества работы по укреплению воинской дисциплины наме-чается в перспективе решить следующие задачи.

Первая - добиться повышения личного влияния должностных лиц всех степеней на процессы, происходящие в воинских коллективах, самокритич-ной оценки ими результатов работы. Не допустить искусственного разделения единого процесса обучения и воспитания. Жизнь и практика убедительно до-казали, что обучение и воспитание тесно связаны между собой, их разделение совершенно противоестественно. Попыткам некоторых недальновидных ко-мандиров взять на себя только обучение, а офицерам воспитательных струк-тур оставить воспитание должен быть дан решительный отпор. «Растаскивание» единой учебно-воспитательной системы по сферам влияния не приносит успеха ни в обучении, ни в воспитании.

Вторая - учить командиров, штабы, работников воспитательных струк-тур умению своевременно и правильно оценивать складывающуюся ситуа-цию, оперативно вносить необходимые коррективы в стиль работы.

Третья - качественно улучшить обучение и воспитание офицерских кад-ров, особенно в звене рота-полк.

Четвертая - усовершенствовать и широко применять систему мораль-ного и материального стимулирования добросовестного ратного труда.

Пятая - поднять эффективность индивидуальной воспитательной рабо-ты с различными категориями военнослужащих, а также профилактической работы с лицами, склонными к совершению противоправных действий.

***

Заместитель командующего войсками

Ленинградского военного округа

по воспитательной работе

генерал-майор Р.Ш. НЕХАЙ

ВОИНСКАЯ дисциплина является одним из важнейших факторов, опре-деляющих боевую готовность и боевую способность армии. Эта истина не раз проверялась историей. Не случайно во все времена военачальники, полковод-цы рассматривали укрепление дисциплины в войсках как дело первостепен-ной значимости и важности. Наш великий соотечественник А. В. Суворов на-зывал дисциплину «матерью победы».

Армия, как известно, является «слепком» с общественного и государст-венного строя. В условиях преобразования российского общества военная организация также находится в сложном процессе реформирования, и все социальные процессы во всей своей противоречивости, как в зеркале, отра-жаются в сфере строительства Вооруженных Сил, в их молодом пополнении. Так, в войсках Ленинградского военного округа от призыва к призыву воз-растает количество молодых солдат с ослабленным здоровьем (весна 2002 го-да - 9,08%, осень 2002 года - 11,7%) и низким уровнем нервно-психиче-ской устойчивости (весна 2002 года - 7,47%, осень 2002 года - 14,8%). Ка-ждый пятый солдат и сержант до призыва в Вооруженные Силы не учился и не работал, до 80% призывников не имеют мотивации к военной службе, 4,5% от общего числа призванных в войска округа осенью 2002 года ранее были осуждены (весна 2002 года - 0,17%).

Предварительное изучение юношей, прибывших на доукомплектование войск округа весной текущего года, подтверждает устойчивость отчет-ливо просматриваемой от призыва к призыву тенденции к усилению аг-рессивности, озлобленности в молодежной среде. В то же время не сокра-щается число призывников (обычно из неполных семей), физически и морально не готовых к преодолению жизненных трудностей, к самостоятельной жизни в среде сверстников, нередко прошедших школу «крими-нального» воспитания.

Безусловно, все это, а также сложная социально-экономическая и кри-миногенная обстановка в Северо-Западном регионе не способствует дости-жению стабильных положительных результатов в работе по укреплению во-инской дисциплины и правопорядка. Однако, как показывает опыт передо-вых соединений и частей округа, специфическая организация воинской службы, жесткий контроль за соблюдением распорядка дня, требований уставов позволяют сделать обстановку в войсках достаточно автономной и создать ус-ловия для здорового воспитания юношей на фоне далеко не однозначных обще-ственных процессов.

Основные усилия командования, военного совета округа в работе по под-держанию воинской дисциплины и правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы сосредоточены на совершенст-вовании системы работы органов военного управления всех уровней по вы-полнению требований общевоинских уставов Вооруженных Сил, обеспече-нию необходимых условий жизни, быта и учебы войск, организации карауль-ной и внутренней служб, надежной охраны и защиты военных объектов, военного имущества, соблюдению уставного порядка.

Эта система позволяет объединить усилия и согласовать участие команди-ров, штабов, органов воспитательной работы и военной юстиции в сплочении воинских коллективов, искоренении происшествий и преступлений, связан-ных с гибелью и травматизмом личного состава, предупреждении нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольных оставлений воинских частей, суицидальных проявлений, хищений оружия, боеприпасов, финансовых и материальных средств. Основной упор делается на убеждение, заботу и стимулирование добросовестного ратного труда. Необ-ходимость такого подхода к проблеме дальнейшего укрепления воинской ди-сциплины и правопорядка диктуется самой жизнью, характером решаемых войсками округа задач.

В интересах поддержания устойчивого морально-психологического со-стояния личного состава и крепкой воинской дисциплины органами воен-ного управления, командирами, штабами и органами воспитательной ра-боты в 2003 году проведен комплекс организационных и воспитательных ме-роприятий:

на оперативно-мобилизационном сборе руководящего состава округа с при-влечением руководителей взаимодействующих объединений, соединений ВВС и ПВО, ЛенВМБ, Северного и Балтийского флотов, МЧС, Северо-Западного округа ВВ МВД РФ и других войск рассматривался широкий спектр вопросов практической направленности по проблемам поддержания высокого морально-психологического состояния, крепкой воинской дисциплины. Участникам сбора были выданы методические пособия, разработанные упра-влением воспитательной работы округа по воспитательной проблематике и воинской дисциплине;

на заседаниях военного совета неоднократно поднимались вопросы состо-яния воинской дисциплины, правопорядка, воспитательной работы, мо-рально-психологического состояния всех категорий военнослужащих в вой-сках округа. По результатам рассмотрения принимались конкретные поста-новления;

разработан и реализуется алгоритм работы управлений, служб и отделов округа по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка в соединени-ях, воинских частях и учреждениях;

внедряется типовая неделя работы командования бригады (ОУЦ), полка (БХВТ) и им равных по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в текущем учебном году;

на координационных совещаниях руководителей правоохранительных орга-нов и командования округа, объединения ВВС и ПВО, ЛенВМБ, Северо-За-падного округа ВВ МВД РФ и других силовых ведомств Северо-Западного ре-гиона обсуждены актуальные проблемы улучшения работы по предупрежде-нию хищений оружия и боеприпасов, противодействию проникновения наркотических и психотропных веществ в войска;

проводится системная работа психологической службы совместно с кабине-том медико-психологической коррекции психиатрического центра окружно-го военного клинического госпиталя по изучению процесса психологической адаптации молодых солдат к условиям военной службы. Такой работой преж-де всего охвачены соединения и части постоянной боевой готовности;

в ходе весеннего призыва текущего года продолжалось формирование под-разделений по «земляческому признаку» (в округе сформировано пять рот и семь взводов), комплектуемых военнослужащими, призванными из городов и районов, название которых носит подразделение;

ежемесячно с участием руководящего состава округа проводится подведе-ние итогов состояния воинской дисциплины и правопорядка в соединениях и воинских частях. Этому предшествуют анонимные анкетирования и опросы личного состава в целях выявления и оперативного устранения недостатков, негативно влияющих на моральный климат в подразделениях;

по итогам ежемесячного анализа состояния правопорядка и воинской дис-циплины определяются роты (батареи), отдельные взводы, в которых сложи-лось наиболее неблагополучное положение дел с дисциплиной;

в ежемесячном приложении «Ориентир» к окружной газете «На страже Ро-дины», а также в еженедельных ее выпусках публикуются материалы по воп-росам воинской дисциплины и правопорядка, выступления военного проку-рора округа и других руководителей правоохранительных органов региона. Следует отметить, что в окружной газете опубликованы номера «телефонов доверия» управления воспитательной работы и военной прокуратуры округа для оказания помощи военнослужащим в случаях морального или физическо-го оскорбления их со стороны сослуживцев или командного состава;

в целях улучшения морально-психологического состояния военнослужа-щих и социальной защиты семей военнослужащих, пострадавших или погиб-ших при исполнении воинского долга, было израсходовано (по состоянию на июль 2003 года) более 2 млн. рублей;

в округе закреплена система еженедельной персональной оценки эффектив-ности деятельности должностных лиц управленческого звена в решении задач укрепления воинской дисциплины. Вошло в практику направление письмен-ных обращений командующего войсками и военного совета округа к коман-дирам соединений и воинских частей, отстающих по воинской дисциплине.

Принятыми мерами удалось добиться снижения общего уровня преступности в войсках округа по сравнению с аналогичным периодом 2002 года на 21,7%, в том числе на почве уклонений от военной службы - на 45,9%, бесчинств по отноше-нию к местному населению - на 16,7% и злоупотреблений властью - в 2,2 раза. Количество участников преступлений уменьшилось на 34,2%. Без преступлений и происшествий выполняют учебно-боевые задачи и осуществляют повседнев-ную деятельность абсолютное большинство воинских коллективов округа.

Вместе с тем поставленные министром обороны РФ, главнокомандующим Сухопутными войсками и командующим войсками округа задачи по преду-преждению преступлений и происшествий, гибели и травматизма личного со-става в текущем году в ЛенВО выполнены не в полном объеме. По-прежнему «ахиллесовой пятой» остается недостаточный уровень профилактической ра-боты по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношения ме-жду военнослужащими. Подчас даже в офицерской среде имеют место факты происшествий и преступлений.

Важнейшее звено всей работы по укреплению правопорядка и воинской ди-сциплины - руководящий состав органов управления. О действенности рабо-ты должностного лица надо судить не по тому, сколько и каких фактов он «вскрыл» в той или иной части, а по тому, что он лично сделал для устране-ния недостатков и, главное, предупреждения негативных явлений. На пер-вый план выдвигается конкретная организаторская работа в частях (подраз-делениях). Между тем, как показывает практика работы в войсках, зачас-тую даже старшие офицеры, прослужившие не один десяток лет в армии, не владеют приемами руководства людьми, установления нормальных от-ношений в коллективе, имеют слабое представление о том, с какой сторо-ны подойти к решению той или иной воспитательной задачи. Пожалуй, это главная причина отсутствия должного уставного порядка и дисциплины в отстающих частях.

Таким образом, среди многих задач в области укрепления дисциплины, на наш взгляд, следует особо выделить: во-первых, обучение и воспитание вос-питателей (подчиненных генералов и офицеров); во-вторых, превращение роты (батареи) в центр индивидуальной воспитательной работы с военнослу-жащими, привлечение к этой работе руководителей всех уровней.

В работе с кадрами важны дифференцированный подход, учет уровня подготовки подчиненных и влияния на него процессов, связанных со сменя-емостью офицерского состава. Как показывает анализ, многие наши просче-ты обусловлены отсутствием достаточного резерва для назначения офицеров и прапорщиков на вакантные должности, низкой теоретической и практиче-ской подготовкой командного состава прежде всего в звене рота-батальон. Это подтверждают и цифры. Так, в войсках округа вакантными являются 12,2% должностей офицеров (в том числе 19,2% первичных) и 25,9% должно-стей прапорщиков.

Продолжает оставаться острой проблема комплектования должностей офицеров-воспитателей: укомплектованность составляет 76,2%, в том числе заместителями командиров рот (батарей) по воспитательной работе - 73,4%. При аяом59,1% первичных должностей в воспитательных структурах округа зани-мают офицеры - выпускники гражданских вузов, призванные в ВС РФ на два года из запаса, слабо знающие специфику военной службы, не имеющие практического опыта воспитания личного состава. К сожалению, и некото-рые офицеры органов военного управления порой не владеют методикой ор-ганизации воспитательной работы в роте (батарее). Они стремятся только вскрыть негативные явления, а должной настойчивости в их устранении не проявляют, нередко не зная, как это делать. Все это требует выработки опре-деленной системы подготовки офицеров, направляемых для проверки и ока-зания помощи подразделениям.

Успех воспитательного воздействия на все стороны жизни войск во многом за-висит от самого многочисленного отряда командиров - сержантов. Они посто-янно находятся с солдатами, непосредственно влияют на них. Большинство сержантов получают начальную подготовку в учебных частях. К сожалению, в ряде случаев она оказывается малоэффективной. Выпускники учебных под-разделений порой недостаточно подготовлены, не могут в полном объеме вы-полнять свои функциональные обязанности, поддерживать воинскую дисци-плину среди подчиненных. Нередко они и сами оказываются объектом пре-ступных посягательств.

Сегодня перед должностными лицами всех уровней стоит важная задача - сделать так, чтобы переход к добровольному принципу комплектования начался с формирования полноценного корпуса сержантов-контрактников, профессиона-лов своего дела, настоящих командиров и учителей для рядового состава. Для этого, на наш взгляд, надо внести определенные коррективы в систему подбо-ра и подготовки младших командиров из числа военнослужащих по призыву.

Видимо, следует изменить порядок комплектования учебных частей. Отоб-ранных военкоматами кандидатов вначале целесообразно направлять в вой-ска, где они пройдут курс молодого солдата. В этот период должны изучаться их индивидуальные качества, состояние здоровья. После завершения курса молодого солдата кандидаты в учебные части по специальностям будут отби-раться специально созданной комиссией и утверждаться командиром полка (отдельного батальона). Военнослужащие, направленные на учебу, должны числиться за своей частью и после окончания учебы возвращаться на прежнее место службы. Это заставит командование воинских частей следить за качест-вом отбора и подготовкой своих будущих младших командиров в учебных центрах.

Поддержанию высокого профессионального уровня сержантов несомнен-но способствовал бы порядок присвоения офицерского звания выпускникам ву-зов, прошедшим подготовку на военных кафедрах не ранее чем через полгода службы в должности младшего командира. В этом случае в войска приходили бы уже полноценные офицеры. Повышению авторитета сержантов способст-вовало бы такое положение, при котором сержантское звание присваивалось бы исключительно на должностях командиров отделений, экипажей, расче-тов, им равных, а также расширение дисциплинарных прав сержантов вплоть до объявления подчиненным дополнительных дней отпуска. Положитель-ный эффект, на наш взгляд, имело бы предоставление военнослужащим, бе-зупречно отслужившим по контракту не менее трех лет на сержантской долж-ности в войсках, гарантии поступления в высшее военно-образовательное учреждение.

Центр тяжести в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины должен быть перенесен на профилактику и предупреждение правонарушений. Это кратчайший путь к достижению коренного улучшения воинской дисципли-ны. Недостаточно провести совещание или издать приказ о наказании винов-ных. Практическая работа, как известно, включает целый комплекс воспита-тельных и организационных мероприятий, направленных на устранение предпосылок нарушения законов и уставов. Нужна повседневная, настойчи-вая, кропотливая и живая работа с людьми. Не всегда и не везде это делается на должном профессиональном уровне, поэтому и результаты оставляют же-лать лучшего.

Особенно это касается профилактической работы по предупреждению неус-тавных взаимоотношений между военнослужащими в подразделениях.

Анализ показывает, что этот вид правонарушений приобретает все более скрытный, устойчивый и опасный характер. В первую очередь надо вырабо-тать у военнослужащего уверенность в том, что командир стоит на страже его законных интересов, не формально, а искренне, всей душой заботится об ох-ране чести и достоинства починенных. Увы, пока еще не каждый офицер осознает пагубность неуставных взаимоотношений. Большинство понимает опасность этих уродливых явлений и стремится прививать уставные требова-ния в солдатской казарме. Часть должностных лиц, прежде всего низового звена, видят удручающее положение дел, но не знают, как его изменить и, не желая показывать свою несостоятельность, скрывают это зло от старших на-чальников. Некоторые офицеры не владеют обстановкой в подчиненных кол-лективах, а когда рано или поздно тайное становится явным - для них это полная неожиданность. Встречаются и такие должностные лица, которые в силу своей профессиональной некомпетентности и недальновидности счита-ют неуставные отношения «допустимыми в определенных пределах» (для «воспитания молодежи»). Факты неуставных взаимоотношений, естественно, не являются секретом ни для кого в подразделениях, а равнодушие к этому злу со стороны отдельных начальников пагубно сказывается на моральном кли-мате в воинском коллективе.

Таким образом, решение проблемы неуставных взаимоотношений, как и мно-гих других проблем в работе с личным составом, в значительной степени зависит от обучения и воспитания офицерских кадров. Разумеется, надо принимать во внимание и качество призывного контингента, и частую сменяемость солдат и сержантов в подразделении. Но главное - отношение к порученному делу командира, офицера-воспитателя.

В понятие «воинская дисциплина», как известно, включено требование со-блюдения законов. Соответственно каждое правонарушение должно быть расследовано, а виновные понести заслуженное наказание. Это аксиома. Вме-сте с тем опыт руководителей передовых воинских коллективов Ленинград-ского военного округа наглядно подтверждает, что лишь одних карательных мер недостаточно. Именно поэтому укрепление воинской дисциплины и фор-мирование здоровой атмосферы в воинских коллективах рассматривается во-енным советом округа как результат комплексного, всестороннего воздействия на военнослужащих всех категорий.

В современных условиях важнейшим средством обеспечения правопоряд-ка в войсках является правовое воспитание военнослужащих. Оно представляет тобой целеустремленное систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей для формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культу-ры, навыков и привычек уставного поведения.

Главная задача правового воспитания - добиться, чтобы военнослужащие знали, строго и точно соблюдали Конституцию Российской Федерации и фе-деральные законы, военную присягу, уставы, требования других нормативных Правовых актов и активно участвовали в их реализации. Войсковая практика показывает, что основной формой правового воспитания должна стать право-вая подготовка как обязательный предмет боевой (командирской) подготов-ки, поскольку изучать нормы права лишь в системе общественно-государст-венной подготовки явно недостаточно. На наш взгляд, введение нового пред-мета обучения позволит каждому военнослужащему овладеть правовым минимумом и изучить все руководящие документы в соответствии с занимае-мой должностью.

Вместе с тем одни правовые знания не решат проблемы поддержания пра-вопорядка и воинской дисциплины. Чтобы добиться существенных результа-тов командному составу необходима определенная подготовка в области крими-нологии. Как показывает практика, в ряде случаев преступления и происшест-вия не удается предупредить из-за неумения должностных лиц анализировать обстановку в подразделениях и частях, прогнозировать в подчиненных воин-ских коллективах противоправное поведение, выявлять причины, порождаю-щие это зло, а главное - принимать меры упреждающего характера. Соответ-ственно изучение этих вопросов должно быть включено в программы право-вой подготовки слушателей и курсантов вузов, командного состава воинских частей и подразделений.

В рамках одной статьи невозможно рассмотреть и даже обозначить все проблемы, от решения которых зависит уровень воинской дисциплины и ор-ганизованности в соединениях и частях, а в конечном счете - боеготовность современной Российской армии. Думается, что дискуссия на эту исключи-тельно важную тему будет продолжена на страницах журнала.

БАТМАЗОВ Виктор Александрович родился 8 апреля 1955 года в г. Свердловске. Окон-чил Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище (1976), ВПА имени В.И.Ленина (1986). Службу начинал в СибВО - заместителем командира роты по политической части, помощником начальника политотдела по комсомольской работе, заместителем командира ракетного дивизиона по политической части. Служил в Приволж-ском военном округе заместителем командира артиллерийского полка по политической ча-сти. В 1990 году - начальник политотдела, с 1991 по 1995 год - заместитель командира со-единения по воспитательной работе. В 1995 году назначен начальником управления воспи-тательной работы Уральского военного округа.

С декабря 2002 года - заместитель командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа по воспитательной работе - начальник управления.

1


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации