Организационные вопросы создания информационной службы ВС РФ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2003, стр. 45-49

Организационные вопросы создания информационной службы ВС РФ

Подполковник И.Н. АХМАДИШИН,

В.В.БАРАНЮК, кандидат технических наук

ПРОЦЕСС реформирования Вооруженных Сил в настоящее время проходит на фоне радикальных преобразований в информационной сфере. Наряду с изменением организационной структуры ВС, увеличением количества и сложности решаемых задач и сокращением личного состава органов военного управления (ОВУ) резко возрастают объем и разнородность обрабатываемой информации. В связи с этим особую значимость приобретает проблема совершенствования информационного обеспечения ОВУ.

В современных условиях существенное повышение гибкости, надежности и оперативности управления можно обеспечить за счет создания системы информационной поддержки процессов управления во всех областях деятельности ВС. Для этого необходимо систематизировать и упорядочить информационные ресурсы, необходимые для решения задач управления, определить правила и порядок их формирования, хранения и представления, разработать методы и унифицированные средства их использования, а также сформировать организационные структуры, обеспечивающие координацию всех работ в этой области. При этом основное внимание следует уделить решению не столько технологических, сколько методологических и организационных вопросов.

Методологические аспекты систематизации различных категорий информационных ресурсов ВС успешно апробированы при создании единых систем классификации и кодирования информации в различных министерствах и ведомствах Российской Федерации. Тем не менее решение задачи объединения и систематизации информационных ресурсов ВС требует разработки новых подходов и методов упорядочения и унификации разнородной информации.

В настоящее время наиболее слабо проработан организационный аспект. Существующий порядок обеспечения ОВУ и автоматизированных систем военного назначения (АС ВН) классификаторами информации различных категорий (далее - классификаторы) и нормативно-справочной информацией (НСИ) недостаточно эффективен, поскольку отсутствует четко организованная система согласованных действий органов, наделенных ответственностью за разработку, ведение, распространение и контроль за использованием классификаторов, НСИ и унифицированных форм документов (УФД). Это приводит к ухудшению качества информационного взаимодействия ОВУ, информационной несовместимости АС ВН, а также к увеличению затрат на закупку классификаторов и на разработку информационного, лингвистического и специального программного обеспечения.

Одним из путей решения этой сложнейшей проблемы является создание информационной службы Вооруженных Сил (ИСВС) как совокупности взаимодействующих органов (подразделений), осуществляющих координацию работ в области информационной поддержки процессов управления, а также функции своевременного и достоверного централизованного обеспечения ОВУ и АС ВН отдельными категориями информационных ресурсов. Основными целями создания такой системы, по мнению авторов, являются: обеспечение методологического и организационного единства работ в области информационной поддержки процессов управления в ВС; создание условий для обеспечения информационной совместимости АС ВН; формирование основ единого терминологического и кодового аппарата в ВС и единого информационного пространства ВС.

Можно определить следующие главные задачи ИС ВС: координация работ в области информационной поддержки процессов управления; создание и ведение информационного фонда, содержащего классификаторы, НСИ и УФД; централизованное обеспечение ОВУ, организаций и учреждений ВС необходимой информацией; установление единого перечня терминов и понятий, используемых в деятельности ОВУ, а также организаций и учреждений ВС.

Всю совокупность работ по созданию информационной службы ВС можно распределить по следующим основным группам: разработка и утверждение руководящих документов, определяющих цели создания ИС ВС, ее задачи, состав и порядок функционирования; создание системы взаимодействующих структурных подразделений, осуществляющих информационное обслуживание абонентов; создание и ведение информационного фонда; разработка и внедрение программно-технического комплекса ведения информационного фонда; формирование комплекта нормативно-методических документов по разработке, ведению, распространению и использованию классификаторов, НСИ и УФД.

В руководящих документах целесообразно определить перечень подразделений, структурно входящих в ИС ВС, их ответственность и основные задачи. Порядок функционирования должен учитывать все вопросы информационного обслуживания абонентов и взаимодействия подразделений ИС ВС с четким определением объемов, видов, форм и сроков взаимообмена информацией между ними. Кроме того, необходимо директивно установить порядок взаимодействия ОВУ и организаций ВС с подразделениями ИС ВС.

При выборе организационной структуры ИС ВС целесообразно обеспечить приемлемое территориальное размещение подразделений для достижения заданной оперативности и надежности работы ИС ВС.

Необходимость слаженного функционирования ИС ВС обусловливает создание ее организационной структуры в соответствии с оргструктурой системы управления ВС, для которой характерна централизация руководства в высших звеньях управления. Такая форма управления обеспечивает быстрый сбор и обработку необходимой информации, оперативную реакцию на изменения условий функционирования объектов, своевременный маневр ресурсами. При этом значительно упрощается решение вопросов взаимодействия, сокращается объем информации взаимообмена.

Следовательно, организационная структура ИС ВС также должна быть централизованной и иерархической, с четким определением перечня задач и ответственности каждого подразделения за их решение.

В соответствии с предлагаемой структурой системы (см. рис.) руководство ИС ВС осуществляет общую координацию и организацию работ в области информационной поддержки процессов управления.

Органы военного управления и организации ВС, ответственные за разработку классификаторов, нормативно-справочной информации и унифицированных форм документов, направляют их в головное информационное подразделение для включения в информационный фонд. Кроме того, в информационный фонд включаются международные, общероссийские и отраслевые классификаторы, полученные из организаций, ответственных за их ведение.

Основными функциями головного информационного подразделения являются поддержание информационного фонда в актуальном состоянии и информационное обслуживание нижестоящих подразделений ИС ВС и своих абонентов. Кроме того, оно взаимодействует с организациями, осуществляющими ведение общероссийских классификаторов, а также с ОВУ, осуществляющими разработку и ведение классификаторов военной информации и НСИ.

Информационные подразделения в органах военного управления могут представлять собой группы должностных лиц в рамках существующих подразделений автоматизации. Они получают копии фрагментов информационного фонда, осуществляют ведение этих копий и своевременное обеспечение своих абонентов актуальной информацией из фонда.

Научно-методический центр может быть создан на базе одного из научно-исследовательских учреждений МО. В рамках возложенных на него функций он проводит исследования по основным направлениям работ, связанным с совершенствованием информационной поддержки процессов управления в ВС, в том числе по разработке единой методологии проектирования информационного обеспечения АС ВН, а также осуществляет проведение экспертиз проектов классификаторов военной информации и системных классификаторов, НСИ и УФД для определения возможности их включения в состав информационного фонда.

Организационные вопросы создания информационной службы ВС РФ

Под абонентами понимаются органы управления, организации и автоматизированные системы, использующие информацию из фонда. Они могут быть внутренними и внешними. К внутренним абонентам относятся ОВУ, организации ВС и АС ВН. К внешним - органы управления и учреждения, не входящие в Министерство обороны, а также организации промышленности - разработчики АС ВН и др. Все абоненты регистрируются соответствующими подразделениями ведения информационного фонда, к которым они прикреплены. Информационное обслуживание абонентов осуществляется в соответствии с их информационными потребностями и уровнем полномочий. В этих рамках абонентам предоставляется перечень классификаторов, НСИ и УФД, входящих в фонд, и осуществляется снабжение контрольными экземплярами этих категорий информации в соответствии с установленным регламентом. Кроме того, предусматривается оказание консультативной помощи абонентам по вопросам, связанным с получением и использованием информации из фонда.

Необходимо подчеркнуть, что при реализации предложенной структуры органов ИС ВС не обязательно создавать новые организационные единицы, поскольку можно возложить некоторые дополнительные функции на существующие подразделения автоматизации в ОВУ, организациях и учреждениях ВС.

Следующим важным направлением работ является создание и ведение информационного фонда как совокупности взаимоувязанных классификаторов различных категорий, а также НСИ и УФД, используемых в деятельности ОВУ, организаций ВС и в АС ВН.

Создание информационного фонда является довольно трудоемким процессом, включающим детальный анализ информационных потребностей ОВУ, объединение всех необходимых классификаторов, НСИ и УФД, их систематизацию, упорядочение И унификацию форматов представления и хранения. Для решения этой проблемы необходимо проведение углубленных исследований и разработка специализированных программных средств.

Ведение информационного фонда заключается в постоянном поддержании в актуальном состоянии входящих в него классификаторов, НСИ и УФД. Данный процесс должен осуществляться централизованно головным информационным подразделением, а также информационными подразделениями в главных штабах видов ВС, штабах родов войск и специальных войск, штабе Тыла ВС РФ, главных и центральных управлениях МО РФ и штабах военных округов. При этом должен быть четко определен порядок получения копий классификаторов, НСИ и УФД от ОВУ, ответственных за их разработку. При обслуживании нижестоящих подразделений головное подразделение обязано снабжать их фрагментами информационного фонда (в части касающейся), программными средствами ведения этого фонда и нормативно-методическими документами.

Для качественного выполнения функций по ведению информационного фонда необходим соответствующий программно-технический комплекс. При его разработке следует использовать современные информационные технологии, позволяющие на достаточно высоком технологическом уровне реализовать функции хранения, актуализации и модификации классификаторов, НСИ и УФД, их тиражирования, взаимоувязки, защиты и др. В состав программно-технического комплекса должны войти и ранее упомянутые специализированные программные средства создания информационного фонда.

Нормативно-методические документы позволят обеспечить организационно-методологическое единство подходов к процессам разработки, утверждения, получения, ведения, использования классификаторов, НСИ и УФД. В комплект также целесообразно включить документы, регламентирующие порядок создания и ведения информационного фонда, информационного обслуживания абонентов, контроля за использованием классификаторов, защиты информации и др. Разработка нормативно-методических документов и программно-технического комплекса должна проводиться в рамках соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В заключение необходимо отметить, что создание информационной службы ВС станет серьезным шагом на пути совершенствования информационной поддержки процессов управления во всех областях деятельности Вооруженных Сил.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации