НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СООБЩЕНИЯ

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №10/2003

НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СООБЩЕНИЯ

В мае 2003 года состоялась научно-практическая конференция «Роль и место общественных объединений в обеспечении национальной безопасности России».

Ее организаторами выступили: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Общероссийское общественное дви-жение «Россия Православная» при участии Академии государственной службы при Президенте РФ, Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и Российской академии наук.

Научно-практическая конференция определила цели и задачи на дальнейшее объединение усилий общественных организаций, достижение гражданского мира и согласия всех слоев нашего общества, выработала предложения по формирова-нию негосударственной системы обеспечения национальной безопасности РФ. Ряд докладов на конференции вызвал большой интерес среди ученых, политиков и военнослужащих. Вашему вниманию предлагается выступление Председателя Центрального Совета ООД «Россия Православная» А.И. Буркина.

Общество и национальная безопасность России

А.И. БУРКИН

БУРКИН Александр Иванович родился в Москве в 1955 году. Закончил Московский го-сударственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова, Россий-скую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. В 1996 го-ду включен в состав Политического консульта-тивного совета при Президенте РФ. В 1997 году избран Председателем Центрального Совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная», созданного по благо-словению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. С 1990 года - генеральный дирек-тор открытого акционерного общества «Купи-на», отмеченного в честь 850-летия основания Москвы грамотой «Лучшая благотворительная организация». Известный церковный ктитор. Член Союза писателей России. Автор книг «На-чало», «Россия православная - стратегия пути» и др. Член Союза журнали-стов России. Главный редактор журнала «Россия Православная» и газеты «Де-сятина». Офицер запаса.

СОВРЕМЕННАЯ Россия переживает период мучительного осмысления собственных многовековых традиций. Она в поиске идейных основ своего грядущего бытия. И государственная власть, и общество остро осознают это. Нынешнюю переломную эпоху отличает формирование ценностных и нрав-ственных ориентиров, отвечающих национальному самосознанию и вызовам времени. Российская общественность, все мы не должны быть сторонними наблюдателями этого процесса.

Ключевым моментом нашего обсуждения является понятие «безопасность», уровень которой напрямую зависит от сознательной и заинтересованной дея-тельности всех членов общества по ее укреплению. В связи с этим особенно важно коротко осветить нашу позицию в отношении деятельности общест-венных объединений в системе обеспечения национальной безопасности Рос-сийской Федерации и попытаться обосновать законодательную и практическую необходимость и неизбежность широкого вовлечения в нее обществен-ных объединений страны.

Понятие «безопасность» обретает конкретное содержание и смысл только в связи с определенными объектами и сферами человеческой деятельности, положением человека и общества в окружающей среде, международном со-обществе и даже во Вселенной. Здесь нет оговорки. Просто расширение на-ших знаний об окружающем мире и о геологической истории Земли позволя-ет сегодня серьезно говорить о так называемых космических угрозах. Речь идет, конечно, не о фантастических пришельцах Герберта Уэллса, а о реаль-ных кометах и астероидах, с которыми, по мнению ряда ученых, может столкнуться наша планета в обозримом будущем. Но это всего лишь один из многих аспектов безопасности, а коснулись мы его только для того, чтобы за-свидетельствовать, что совершенно чужды обывательской позиции: «после нас хоть потоп».

Правовое определение понятия «безопасность» достаточно четко зафикси-ровано в Законе «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Безопасность - состо-яние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государ-ства от внутренних и внешних угроз. Граждане, общественные и иные организа-ции и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями неучастию в обеспечении ее в соответствии с законодательст-вом Российской Федерации.

В данном законодательном акте впервые в отечественной истории было провозглашено право общественных объединений на участие в обеспечении безопасности и таковое им даже вменено в обязанность. По прямому смыслу и букве Закона - общественные объединения причастны к защите жизненно важ-ных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Закон «О безопасности» еще до юридического оформления термина «на-циональная безопасность» фактически раскрыл определяемую им сферу. Формирование современной Концепции национальной безопасности, та-ким образом, было начато в 1992 году. В январе следующего года была утвер-ждена Концепция внешней политики, в ноябре - Основные положения Во-енной доктрины. В июне 1996 года в Обращении Президента к Федерально-му Собранию впервые в официальном государственном документе говорилось уже о понятии «национальная безопасность», а в декабре 1997 года после многочисленных согласований и переработок была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. С 2000 года ра-бота в этом направлении продолжалась, но уже более высокими темпами. В январе Президент России В.В. Путин утвердил новую редакцию Концепции национальной безопасности, в апреле - новую Военную доктрину, в сен-тябре - Доктрину информационной безопасности. В 2001-2002 годах бы-ли приняты Морская доктрина РФ, Основы государственной политики РФ по военному строительству. Основы политики в области развития науки и технологий. В эти же годы сложилась практика ежегодных посланий Прези-дента Федеральному Собранию, в которых политика обеспечения нацио-нальной безопасности конкретизируется данными текущего момента, вы-страивается официальная стратегия национальной безопасности. С 2000 го-да структура стратегических документов в этой области приобрела логическую последовательность - от Концепции к документам, раскрываю-щим и детализирующим ее важнейшие аспекты.

В Концепции национальной безопасности справедливо отмечается неус-тойчивое состояние экономики, несовершенство системы организации гос-власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация рос-сийского общества и криминализация общественных отношений, рост орга-низованной преступности, увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений и т.д.

Концепция утверждает; «Национальные интересы обеспечиваются инсти-тутами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными орга-низациями», что полностью соответствует статье 2 Закона «О безопасности».

Хотя в Концепции в равной мере уделено внимание вопросам немедленно-го реагирования на кризисные ситуации и проблемам их предупреждения, ре-альное же построение органов управления системой национальной безопас-ности проецируется в основном на борьбу с возникающими кризисами. Сама природа такой системы управления рассчитана на противодействие последст-виям кризисных и чрезвычайных ситуаций, но не на устранение их причин. Все это придает системам обеспечения то качество, которое можно назвать оборонительным характером действий, в то время как в наиболее развитых странах основной упор делается на активную профилактику кризисных ситу-аций, для чего широко привлекаются общественные организации и объедине-ния. Политики и политологи этих государств считают необходимым придать данной стратегии наступательный характер.

Нам могут возразить, что в странах Запада издавна существуют традиции общественной жизни и развитая структура общественных организаций и объ-единений, что, по мнению многих политологов (особенно зарубежных), не ха-рактерно для условий России. Заметим, однако, что довольно богатая тради-ция общественной жизни, безусловно, есть и у нас.

Обратившись к российской истории, нельзя не увидеть, что общественная жизнь, а в более древние времена - общинный быт имели громадное значение в формировании гражданского, национального и государственного самосоз-нания наших предков. Если же говорить о периодах государственных кризи-сов, то именно на плечи городских и сельских общин ложилась ответствен-ность за поддержание и восстановление не только общественного порядка, но и самой государственной системы. Достаточно вспомнить Смутное время на-чала XVII века, когда только высокоразвитое общинно-соборное самосозна-ние народов позволило нашему Отечеству буквально восстать из пепла.

Мы убеждены, что только деятельное и тесное сотрудничество государствен-ных и общественных структур на основе Закона «О безопасности» даст возмож-ность увидеть и осмыслить многие современные угрозы, приблизить системное решение этого вопроса.

В демократическом обществе граждане формируют государственные стру-ктуры, а потому с полным правом должны участвовать в обустройстве и защи-те своего государства. В теории российской политологии уже поставлен воп-рос о негосударственной системе обеспечения национальной безопасности. Ак-тивную работу в этом направлении ведет кафедра национальной безопасности Российской академии госслужбы при Президенте России. Там эта система признается неотъемлемой составной частью национальной безопасности.

Закон «Об общественных объединениях» (1998) декларирует: «Право граж-дан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения об-щих целей». Согласно данному Закону, общественные объединения имеют право участвовать в выработке решений госорганов власти и органов местно-го самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты; представлять и защищать свои права, членов и участников; вносить предложения по улучшению работы органов государственной власти.

Потенциал общественных объединений в обеспечении национальной безопас-ности огромен, но задействован он в настоящее время в самой слабой степени. Причины такого положения коренятся зачастую в недоверии госорганов к об-щественности. К сожалению, некоторые государственные структуры до сих пор практически ничего не делают для преодоления данного отчуждения.

А теперь обратимся к практическому участию нашего общества в процессах, зафиксированных в Концепции.

Экономическая безопасность. Основными субъектами общественной ак-тивности в области экономики, конечно же, призваны стать профессиональ-ные союзы. Сейчас они постепенно превращаются в те структуры, которыми и должны быть общественные объединения, охватывающие по горизонтали все уровни экономической организации от классических объединений рабочих, ставящих перед собой цели борьбы за улучшение условий труда и подня-тие престижа рабочей силы, до всевозможных ассоциаций, союзов, клубов, организаций руководителей производства, борющихся за повышение конку-рентоспособности своей продукции и кооперирование производств. Возни-кают и такие объединения, как общества потребителей и отечественных про-изводителей.

Социальная безопасность. В данной области первостепенными задачами яв-ляются оптимизация распределения доходов и борьба с обнищанием подавля-ющего большинства населения, с криминализацией общества, преступностью и коррупцией, формирование мер социальной профилактики и воспитания граждан для жизни в обществе. В создании атмосферы нетерпимости по отно-шению к криминалу следует отметить прежде всего казачьи организации, су-мевшие бескомпромиссно включиться в борьбу с преступностью, а также со-юзы и ассоциации ветеранов различных военных конфликтов, спецслужб, Во-оруженных Сил.

Политическая безопасность. По определению, политическая безопасность - основная область деятельности общественных объединений. Она направле-на на превращение продекларированной демократии в реальное народоправ-ство, организацию работы федеральных и региональных органов исполни-тельной власти в интересах обеспечения национальной безопасности, прове-дение взвешенной федеральной и региональной политики, достижение внутриполитической стабильности в России, совершенствование федератив-ных отношений, консолидацию усилий по борьбе с терроризмом, нелегаль-ной эмиграцией и многое другое.

Духовная безопасность. Мы считаем, что большинство общественных объединений выступают за сохранение культурного, духовно-нравственно-го наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. Они ак-тивно демонстрируют неприятие уродливых антикультурных явлений, по-рождаемых, к сожалению, зрелищной индустрией страны. По их мнению, здесь необходим контроль в виде общественных комитетов по этике, наде-ленных определенными функциями в данной сфере. В этом плане надо от-метить работу профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, а так-же комитета по общественным объединениям и религиозным организаци-ям. Более успешно общественные объединения участвуют в реставрации культовых зданий и сооружений, в создании и функционировании незави-симых органов прессы, телевидения и радиовещания, в пропаганде нацио-нальных культур и т.д.

Информационная безопасность. Суть деятельности общественных объеди-нений в этой области сводится к борьбе некоммерческих, преследующих культурные и духовные цели средств массовой информации общественных объединений с «ангажированными» СМИ, идущими по пути пропаганды ан-тикультуры зрелищной индустрии. Конечно, экономические возможности обоих направлений несравнимы, противостояние в этой сфере очевидно.

Экологическая безопасность. В области экологической безопасности внеш-не дела обстоят вроде бы благополучно - в Российской Федерации действует множество экологических организаций. Однако большинство из них концеп-туально довольно близки «Гринпису», акции которого во многом чужды рос-сийскому менталитету, к тому же нередко носят скандальный характер.

Военная безопасность. Цели основной массы общественных объединений Российской Федерации полностью совпадают как с правительственными, так и с общенациональными, а поэтому все свои усилия они направляют прежде всего на пропаганду патриотизма, верного служения Отечеству в рядах Воору-женных Сил и других силовых ведомствах, активное содействие подготовке кадров для них. В этой сфере плодотворно работают Движение поддержки Флота, Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, Централь-ное казачье войско и многие другие.

Отдельно скажу об уникальной деятельности Движения «Россия Право-славная», которое, по благословению его Святейшего Патриарха, семь лет служит традиционным идеалам нашей Отчизны. Для нас понятие «Россия Православная» - это прежде всего любовь к земному уделу, народам, проживающим в дружной семье, безотносительно их вероисповедания и этническо-го происхождения. Наше Движение участвует в государственных, межгосу-дарственных и собственных программах, проводит Рождественские фестива-ли (на них уже побывали более 30 тыс. военнослужащих и членов их семей), организует ежегодные научно-практические Покровские чтения, тесно взаи-модействует с органами государственной власти, Вооруженными Силами и другими силовыми структурами, ведет патриотическую работу, налаживает информационно-коммуникационное пространство, издавая журнал «Россия Православная», газету «Десятина» и фотоприложение к ней, а также детскую газету «Купина».

Важнейшие аспекты деятельности Движения последовательно рассматри-вались на конференциях по вопросам духовной безопасности России, проводи-мых совместно с Синодальным миссионерским отделом Московского патри-архата под руководством высокопреосвященнейшего архиепископа Белго-родского и Староосколького Иоанна в городе Перми (2000) и в Кузбассе (2002). Последняя организовывалась совместно с администрацией Кемеров-ской области и участием Священноначалия и духовенства пяти епархий: Ке-меровской, Омской, Красноярской, Барнаульской и Новосибирской. По ее итогам был принят ряд документов, в том числе и обращения к Президенту РФ и его Святейшеству.

Движение последовательно ведет борьбу с сепаратистскими проявлениями в Российской Федерации. Сторонники Движения считают, что, каким бы эконо-мическим потенциалом и богатыми природными ресурсами не располагало наше многонациональное государство, в случае отсутствия внутренней граж-данской стабильности оно сразу переходит к низким темпам развития и дегра-дации всех сторон жизни общества.

В программных документах Движения одним из приоритетных является положение о том, что без крепкой семьи, без целенаправленного воспитания под-растающего поколения, без должного внимания к детям у России не может быть уверенности в будущем. При этом нельзя оставлять без внимания и физическое здоровье народа. Движение стремится развивать и поддерживать традицион-ные виды спорта, участвует в разработке комплексов оздоровительных про-грамм, пропагандирует стремление к телесной чистоте и силе. Мы помогаем воспитывать у подростков, юношей и мужчин мужество и воинскую доблесть, у девушек и женщин - одухотворенность, целомудрие, счастье материнства, ответственность за тех, кого они носят под сердцем, кому дают новую жизнь.

В этом же русле лежит и благотворительная программа Движения, имею-щая в России глубокие корни. Наградная символика Движения (медали «За-щитник Отечества», «За жертвенное служение», «Благодатное небо», «Андре-евская», Свиридова, Ильина) является выражением общественного призна-ния выдающихся заслуг наших сограждан, пользуется авторитетом во всех слоях общества.

В целях тесного взаимодействия и сотрудничества с Вооруженными Сила-ми РФ нами подписано более 20 соглашений.

Движение ведет духовно-просветительную работу в подразделениях и учреж-дениях силовых структур. Активно выступает против огульной критики Воору-женных Сил и правоохранительных органов в СМИ; поддерживает своими де-лами усилия иерархов Русской православной церкви по духовному окормлению армии и правоохранительных органов; стремится противостоять духу пораженчества и злокачественного «пацифизма»; считает, что понятие «наци-ональная безопасность» должно впитываться в сознание ребенка еще со школьной скамьи, что надежным гарантом нашей безопасности всегда были, есть и будут Вооруженные Силы России. Заметим, что многие офицеры и ге-нералы, состоящие на действительной военной службе и уволенные в запас, являются активными участниками «России Православной».

Духовная и информационная области национальной безопасности, по опреде-лению, являются основной сферой нашей деятельности. Свою стратегическую цель мы видим в духовном преображении российской жизни во всей ее пол-ноте. Участники Движения всегда отдают себе отчет в том, что они ведут свою деятельность в условиях глобального информационного противоборства.

«Россия Православная» по праву относится к общественным объедине-ниям, которые сознательно и последовательно участвуют в обеспечении на-циональной безопасности Отечества не только традиционными методами, характерными для большей части таких объединений, но и с использовани-ем совершенно новаторских форм по налаживанию в обществе разветвлен-ных духовных взаимосвязей, установлению прочных технологических ком-муникаций.

Оценивая деятельность общественных объединений в обеспечении нацио-нальной безопасности Российской Федерации, можно, на наш взгляд, сделать следующие выводы.

Первый - законодательная основа по данному вопросу начинает только формироваться. Положения статьи 2 Закона РФ «О безопасности», в которой декларируется субъектное качество общественных объединений и сограждан в деле обеспечения национальной безопасности, слабо отражены в подзакон-ных документах исполнительной ветви государственной власти, научно-мето-дическая основа участия общественных объединений в стратегических про-граммах по обеспечению национальной безопасности также находится в ста-дии разработки.

Второй - большинство ныне существующих общественных объединений в массе своей разделяет широко распространенное мнение о низкой дееспо-собности государственных структур в вопросах обеспечения национальной безопасности. Многие государственные органы относятся к общественным объединениям с недоверием, недооценивают их возможности в сфере соци-ально-политической, экономической, экологической и информационной де-ятельности.

Третий - гражданская позиция общественных объединений должна отли-чаться последовательной и законодательно обоснованной требовательностью к представителям государственной власти, которая понуждала бы их сотруд-ничать с общественными объединениями в деле обеспечения национальной безопасности. В своем подавляющем большинстве общественные объедине-ния не ведут диалога по вопросам обеспечения национальной безопасности не только с правительственными структурами, но и друг с другом. Каждое из них пытается решать эти вопросы самостоятельно, что ведет к недопустимому распылению сил, низкой эффективности деятельности, а порой и некомпе-тентности.

Данные выводы можно и должно оспаривать, дискуссии по ним будут очень полезными и нужными в этом деле. Но при всем этом, на наш взгляд, бесспорным является вопрос о необходимости и неизбежности широкого привлечения общественных объединений к сотрудничеству с государствен-ными органами в деле обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Красная звезда. 2000. 20 января.

Там же. 12 мая.

Российская газета. 2000. 28 сентября.

1


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации