К новому облику Вооруженных сил России

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №03/2003, стр. 2-5

К новому облику Вооруженных сил России

Генерал-полковник А.С. РУКШИН,

кандидат военных наук

Начальник ГОУ ГШ ВС РФ РУКШИН Александр Сергеевич родился 1 апреля 1949 года в городе Бар Винницкой облает. Окончил Киевское общевойсковое командное училище (1972), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1978), Военную академию Генерального штаба (1990). Прошел последовательно все должности от командира взвода до начальника штаба - первого заместителя командующего армией. В Генеральном штабе с 1992 года (первый заместитель начальника управления, начальник управления, заместитель, первый заместитель начальника ГОУ).

С сентября 2001 года.- начальник Главного оперативного управления - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

КАРДИНАЛЬНЫЕ сдвиги в военно-политической обстановке в мире и в геостратегическом положении России обусловили изменения как спектра, так и направленности угроз национальным интересам государства. В связи с этим назрела необходимость корректировки подходов к обеспечению безопасности Российской Федерации, формированию нового облика Вооруженных Сил, адаптивного к вызовам современности.

С теоретической точки зрения под обликом Вооруженных Сил (ВС) принято понимать совокупность определенных количественно-качественных показателей, характеризующих: структуру ВС, видов и родов войск ВС, войск, не входящих в виды ВС, Тыла ВС; их состав; численность военнослужащих в целом и по категориям, в том числе проходящих службу по призыву и контракту; техническую оснащенность вооружением и военной техникой (ВВТ); состав и состояние систем управления, комплектования, прохождения военной службы, подготовки кадров, подготовки и накопления мобилизационных резервов (мобилизационных людских ресурсов и запасов материальных средств), боевой и мобилизационной готовности, а также инфраструктуры ВС и системы их всестороннего обеспечения.

Следует отметить, что существенное влияние на формирование облика Вооруженных Сил оказывает целый ряд внешних и внутренних условий. Так, в военно-политическом и оперативно-стратегическом отношениях оно проявляется прежде всего через расстановку военно-политических сил в мире; наличие военных угроз национальным интересам государства; содержание военно-доктринальных установок сторон; характер военных конфликтов; состав и состояние существующих и возможных группировок вооруженных сил вероятного противника на континентальных и океанских (морских) ТВД; направленность оперативной подготовки и строительства его вооруженных сил; развитие военной инфраструктуры, ВВТ и т.п. Влияние социального и финансово-экономического факторов предопределяется способностью государства удовлетворять потребности ВС в различных видах ресурсов как в мирное, так и в военное время. Своеобразное воздействие на направленность строительства

КАРДИНАЛЬНЫЕ сдвиги в военно-политической обстановке в мире и в геостратегическом положении России обусловили изменения как спектра, так и направленности угроз национальным интересам государства. В связи с этим назрела необходимость корректировки подходов к обеспечению безопасности Российской Федерации, формированию нового облика Вооруженных Сил, адаптивного к вызовам современности.

С теоретической точки зрения под обликом Вооруженных Сил (ВС) принято понимать совокупность определенных количественно-качественных показателей, характеризующих: структуру ВС, видов и родов войск ВС, войск, не входящих в виды ВС, Тыла ВС; их состав; численность военнослужащих в целом и по категориям, в том числе проходящих службу по призыву и контракту; техническую оснащенность вооружением и военной техникой (ВВТ); состав и состояние систем управления, комплектования, прохождения военной службы, подготовки кадров, подготовки и накопления мобилизационных резервов (мобилизационных людских ресурсов и запасов материальных средств), боевой и мобилизационной готовности, а также инфраструктуры ВС и системы их всестороннего обеспечения.

Следует отметить, что существенное влияние на формирование облика Вооруженных Сил оказывает целый ряд внешних и внутренних условий. Так, в военно-политическом и оперативно-стратегическом отношениях оно проявляется прежде всего через расстановку военно-политических сил в мире; наличие военных угроз национальным интересам государства; содержание военно-доктринальных установок сторон; характер военных конфликтов; состав и состояние существующих и возможных группировок вооруженных сил вероятного противника на континентальных и океанских (морских) ТВД; направленность оперативной подготовки и строительства его вооруженных сил; развитие военной инфраструктуры, ВВТ и т.п. Влияние социального и финансово-экономического факторов предопределяется способностью государства удовлетворять потребности ВС в различных видах ресурсов как в мирное, так и в военное время. Своеобразное воздействие на направленность строительства Российской армии, выбор приоритетов в развитии того или иного вида ВС и рода войск (сил) оказывают и другие факторы.

Таким образом, состав, структура, численность ВС, их техническое оснащение, оперативная и боевая подготовка определяются объективными условиями существования государства, его местом и ролью в мировом сообществе, системе международных отношений. Когда здесь происходят те или иные перемены (в частности, изменение геополитической ситуации или военно-политической обстановки), неизбежно возникновение определенного несоответствия между параметрами вооруженных сил и возлагаемыми на них задачами. В таком случае военная реформа становится объективной необходимостью.

Все вышесказанное в полной мере относится к ситуации в России и в наших Вооруженных Силах. Так, основными причинами проводимых в ВС РФ преобразований стали следующие.

Первая. За последние 10-15 лет коренным образом изменилась расстановка военно-политических сил на мировой арене. Сегодня продолжается процесс активизации геостратегического переустройства мира и становления новой системы обеспечения глобальной и региональной безопасности. Это сопровождается, с одной стороны, углублением международной интеграции, формированием глобального экономического и информационного пространства, а с другой - обострением конкурентной борьбы мировых экономических и военно-политических центров силы (США, ведущие страны Европы и Азиатско-тихоокеанского региона).

В условиях общего снижения вероятности развязывания крупномасштабной войны против Российской Федерации существенно возрастает опасность обострения существующих или возникновения новых вооруженных конфликтов локального масштаба с возможным вовлечением в них России и ее союзников. При этом угрозы национальной безопасности нашего государства в оборонной сфере во все большей степени приобретают комплексный характер, когда помимо военных усиливаются военно-технические, военно-экономические, информационные и другие нетрадиционные внешние вызовы. Значительное влияние на обострение военно-политической обстановки в отдельных регионах мира оказывают расширение масштабов международного терроризма, незаконной торговли оружием и оборота наркотиков, рост сепаратизма, национального и религиозного экстремизма. Такая ситуация характерна и для Российской Федерации.

Вторая - изменение форм и способов вооруженной борьбы. Появление новых видов оружия, массированное применение высокоточных средств поражения, использование новых информационных технологий в информационно-управляющих системах (особенно обеспечивающих управление боевыми действиями в реальном масштабе времени), а также необходимость организации тесного взаимодействия войск (сил) на межведомственном и межвидовом уровнях потребовали не только корректировки форм и способов их применения, но и проведения соответствующих преобразований в структурной, организационной, военно-технической и других областях.

Третья - серьезные проблемы в состоянии парка ВВТ, вызванные негативными тенденциями последних лет (значительное количество вооружения и военной техники оказалось технически неисправным, доля современных образцов составляет не более 30%). Основной причиной сложившейся ситуации стало крайне недостаточное финансово-экономическое обеспечение Вооруженных Сил. Начиная с 1992 года их ежегодные минимальные потребности в ассигнованиях законодательно обеспечивались не более чем на 60-65%, при этом реальное финансирование не превышало 80-85% от утвержденных объемов. В результате структура расходов по статье «Национальная оборона» деформировалась в сторону увеличения доли ассигнований на содержание Вооруженных Сил (до 70%) в ущерб их развитию. Это не позволяло создавать задел на перспективу, осуществлять переоснащение войск и сил современными образцами вооружения и военной техники.

Кроме того, необходимость принятия неотложных мер по реформированию Вооруженных Сил, приведению их в соответствие с уровнем и характером задач по обеспечению безопасности России предопределяли и такие факторы, как. ухудшение демографической ситуации в стране и вызванное этим снижение количества призывного контингента, понижение престижа военной службы, что непосредственным образом сказалось на состоянии укомплектованности войск (сил).

Каким нам видится новый облик Вооруженных Сил?

Во-первых, они должны иметь трехвидовую структуру, позволяющую реализовать комплексное применение войск (сил) по сферам вооруженного противоборства: суша, воздух-космос, море. При этом действиям войск (сил) должен быть присущ межвидовой характер.

Во-вторых,в состав ВС РФ должны входить мобильные, безусловно, мощные силы общего назначения, основу которых составят соединения и части постоянной готовности, способные к немедленному адекватному реагированию на возникающие угрозы и быстрому наращиванию усилий на всех стратегических направлениях. Стратегические ядерные силы как элемент политического влияния необходимо иметь на минимально достаточном уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание от развязывания ядерной и крупномасштабной обычной войны против России и ее союзников.

В-третьих, Вооруженным Силам в их новом облике должны быть присущи высокая степень укомплектованности профессионально подготовленным личным составом и соответствующая техническая оснащенность ВВТ (в том числе современными системами и образцами до уровня 60-70%).

В настоящее время работа по становлению таких Вооруженных Сил развернута, переведена в плоскость практической реализации. Основы программных установок по вопросам строительства и развития Российской армии (важнейшие направления по формированию будущего облика Вооруженных Сил) изложены в решениях Совета Безопасности Российской Федерации, заседания которого состоялись в августе и ноябре 2000 года. Они также нашли отражение в утвержденных Президентом России Плане строительства и развития Вооруженных Сил на 2001-2005 годы, Государственной программе вооружения на 2001- 2010 годы, Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года и других документах.

Уже с позиций сегодняшнего дня можно констатировать, что результаты деятельности за два последних года, по существу, создали реальные условия для достижения ряда основных параметров перспективных ВС:

с 2001 года Вооруженные Силы переведены на трехвидовую структуру (Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-Морской Флот). Такой вид ВС, как Ракетные войска стратегического назначения, преобразован в два рода войск - РВСН и Космические войска. Придание самостоятельности последнему, обусловленное повышением роли космоса в обеспечении военной безопасности России, создало объективную основу для использования космических сил и средств в интересах всех видов и родов войск Вооруженных Сил;

воссоздано Главное командование Сухопутных войск, что позволило централизовать руководство этим видом Вооруженных Сил, его строительством и развитием, обеспечить проведение единой кадровой, военно-технической и военно-научной политики;

система центральных органов военного управления ВС приведена в соответствие со структурой, составом и численностью Вооруженных Сил. В стратегическом звене сформировано единое поле функционально-управленческой деятельности руководящего состава Министерства обороны;

оптимизированы система военно-административного деления территории Российской Федерации и количество военных округов (Приволжский и Уральский военные округа объединены в Приволжско-Уральский военный округ);

значительный объем организационных мероприятий проделан в Военно-воздушных силах, Военно-Морском Флоте, родах войск, структурах Тыла и других составляющих Вооруженных Сил. Немало сделано для устранения дублирующих и параллельных структур, что позволило обеспечить значительную экономию финансовых средств;

завершено создание группировок войск (сил) на стратегических направлениях, проведено их усиление прежде всего для нейтрализации угроз России на Северном Кавказе и в Центральной Азии;

принимаются действенные меры по повышению качества оперативной выучки штабов и боевой подготовки войск (сил), проведения полномасштабных войсковых (флотских) учений.

В сфере военно-технической политики ведется активная работа по формированию научно-технического и технологического задела в области создания новейших систем и образцов ВВТ, соответствующих лучшим мировым стандартам. Параллельно проводится модернизация существующего вооружения и военной техники, создаются основы для развертывания серийного производства современных ВВТ для перевооружения в первую очередь соединений и частей постоянной готовности.

В области военного образования начато решение задач первого этапа федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Ее реализация позволит привести количественные и качественные параметры системы военного образования в соответствие с задачами, структурой и численностью Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Развернута работа по совершенствованию системы комплектования ВС и военной организации государства путем поэтапного перехода к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими службу по контракту. В настоящее время в соответствии с поручениями Президента и Правительства России идет разработка соответствующей федеральной целевой программы. Ее готовность намечена на середину 2003 года, а переход к практической реализации - на начало 2004 года.

С июля 2002 года осуществляется реализация мер социальной направленности, призванных поднять статус и престиж военной службы: повышено денежное содержание военнослужащих до уровня должностных окладов государственных служащих, проводится комплекс мероприятий по развертыванию накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих, созданию фонда служебных жилых помещений.

Таковы лишь первые шаги, подготавливающие основу для новых Вооруженных Сил. Конечно, работа ведется и по другим направлениям строительства и развития Вооруженных Сил, затрагивающим все важнейшие сферы их деятельности. Мы понимаем, что процесс этот крайне сложный. Эффективность проводимых мероприятий будет во многом определяться состоянием и возможностями экономики государства, его оборонно-промышленного комплекса. По мере стабилизации финансово-экономической ситуации в России появятся реальные предпосылки для повышения качественных характеристик ВС РФ.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации