К вопросу о господстве на море

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2003, стр. 43-51

К вопросу о господстве на море

Капитан 1 ранга в отставке Е. В. ВАСИЛЬЕВ

ВАСИЛЬЕВ Евгений Владимирович родился 8 декабря 1936 года. На военной службе - с 1955 го-да. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище, Военно-морскую академию, Военную ака-демию Генерального штаба.

Службу проходил на подводных лодках Север-ного флота от первичных корабельных должностей до командира подводной лодки. Далее служба в Главном оперативном управлении Генерального штаба, а с 1985 года - преподавательская деятель-ность в Военной академии Генерального штаба.

АНАЛИЗ словарных дефиниций понятия «господство» показывает, что в его основе ле-жит власть -- право, сила, воля (способность осуществлять свои желания) по отношению как к деятельности, поведению людей, так и к материальным объектам. Следовательно, в

общем случае господство на море означает власть над соответству-ющими морскими или океанскими территориями, способность осущест-влять свои намерения в их пределах, а борьба за господство на море отража-ет стремление к власти над ним.

Философы, социологи, психологи по-разному объясняют причины из-вечного стремления человека к власти. Большинство из них сходится на том, что эту черту человеческого характера заложила природа, а ее «совер-шенствованию» способствовало большое количество факторов самого раз-личного происхождения. Наиболее драматические и распространенные события в летописи развития человеческого общества связаны именно с борьбой за власть над территориями, людьми, богатствами различного происхождения. Не обошла эта борьба и морские, и океанские простран-ства. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры были сделаны попытки обосновать право обладания теми или иными водными территориями. А в начале XVII века голландский социолог и государственный деятель Гроций (Греции Гуго де Гроот) в трудах «Свободное море» и «Право войны и мира» разрабатывает, в частности, правовую основу использования морей и рек и приходит к мысли о том, что море не может быть собственностью.

В течение веков, тысячелетий человек ведет ожесточенную борьбу за море, которая поглотила огромное количество человеческих жизней, потребовала колоссальных материальных затрат, самым жестоким обра-зом повлияла на судьбы многих народов, породила морской разбой. Од-нако и в настоящее время вопрос о власти над морем как в теоретиче-ском, так и практическом плане остается таким же актуальным, как и много веков назад.

В середине XIX века вице-адмирал Ф.Х. Коломб - английский военно-морской теоретик и историк, автор теории «владения морем», приходит к выводу, что «борьба за обладание морем представляет сама по себе пред-приятие столь глубоко серьезное, что оно не допускает попыток достигнуть одновременно еще какой-либо другой цели»1.

Коломб рассматривал три состояния моря относительно десантных экспедиций и действий войск на берегу как категории стратегических .ус-ловий jmo/w: индифферентности моря, при котором никакая мор-ская сила (в собственном смысле этого термина) не участвует ни в атаке, ни в обороне, а операции совершаются всецело сухопутными войсками и на суше; сомнительного обладания морем, при котором экспеди-ция может встретить препятствия со стороны морских сил противника на пути своем к месту нападения на территорию, или во время этого нападе-ния, или даже после успешной атаки, оказавшись отрезанной упомянуты-ми силами от сообщения с моря; обеспеченного обладания мо-рем, при котором совершенно невозможно вмешательство какой бы то ни было враждебной морской силы в операцию нападающей стороны или есть основательная вероятность того, что никакая морская сила не может успеть появиться на месте операций, прежде чем будут достигнуты все на-меченные перед нападением цели. Кроме того, возможен вариант «мест-ного обладания морем», когда сил не хватает для обладания всем районом (акваторией, регионом).

После Коломба и Мэхэна* достаточно серьезных исследований по во-просам господства и владения морем не проводилось, хотя их необходи-мость вряд ли подлежит сомнению. Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков по этому поводу справедливо замечал: «Такая категория во-енно-морского искусства, как завоевание господства на море, продолжа-ет сохранять актуальность, поэтому разработка ее во всех аспектах приме-нительно к настоящему времени составляет одну из важнейших задач во-енно-морской науки»2.

В Военно-морском словаре трактовка понятия «господство на море» идентична его определениям, изложенным в других официальных источ-никах. Господство на море - «решающее превосходство одной из воюю-щих сторон над другой на морском (океанском) ТВД или в отдельном его районе (зоне), которое обеспечивает ей благоприятные условия для успеш-ного выполнения боевых задач без существенного противодействия про-тивника. Господство на море предусматривает одновременно и господство в воздухе. Достигается оно главным образом путем разгрома основных группировок сил флота противника. По масштабам может быть стратеги-ческим, оперативным, тактическим»3.

В этой сложной дефиниции применены более простые понятия, значение большинства из которых допускает, на наш взгляд, несколь-ко толкований или содержит большую степень неопределенности. Вот некоторые из них: «решающее превосходство», «благоприятные усло-вия», «существенное противодействие», «главным образом». Выделен-ные в них слова для военного человека практически не несут конкрет-ной нагрузки. Кроме того, для завоевания господства достаточно «раз-громить основные группировки ... противника», но по существующим нормативам он, как правило, считается уничтоженным, уже начиная с поражения половины противостоящих сил. Само же отнесение к ос-новным группировкам тоже достаточно произвольно - зависит от ре-шаемых задач (обеспечение боевой устойчивости РПЛСН, защита или нарушение морских коммуникаций, защита системы базирования флота и промысловой деятельности и др.). С другой стороны, господ-ство на море «по масштабам может быть стратегическим, оператив-ным, тактическим». Возникает вопрос: к чему относится масштаб - к пространству, к группировке, ко времени или другим параметрам? В этой связи не лишним будет вспомнить примеры из военной истории, когда владение относительно небольшими проливными зонами, ограни-ченными (по своему количеству и качеству) морскими группировками, оказывало существенное влияние на решение не только стратегических военных, но и политических задач.

При внимательном и вдумчивом прочтении определения «господство на море» можно сделать и такой необычный (парадоксальный) вывод: для того чтобы разгромить противника, его необходимо сначала разгромить в рамках борьбы за господство, т.е. решить эту задачу дважды. И может быть, самое главное - в нем фактически поставлен знак равенства между поня-тиями «господство» и «превосходство», хотя первое выражает абсолют-ность, а второе относительность (определяется в долях или процентах).

С учетом изложенного предлагается новое понимание господства на море, которое, по нашему мнению, исключает отмеченные выше противо-речия и недостатки: господство на море - такое состояние в ходе военных действий противоборствующих сторон, когда в определенном (назначенном) морском или океанском районе отсутствуют военные группировки одной сто-роны или они лишены возможности вести военные действия, а силы противо-положной стороны надежно (гарантированно) обеспечивают боевую устойчи-вость любых своих группировок сил и войск, систем управления, базирования и всех видов обеспечения, а также защиту от воздействия противника всех ви-дов производственной деятельности гражданских ведомств. Оно может быть постоянным или временным. Зона господства должна находиться в преде-лах районов господства в воздухе, объявленных районов военных действий на море, полного контроля за оперативным режимом и обстановкой. Для завоевания и для удержания господства создаются соответственно насту-пательные и оборонительные разнородные группировки сил и войск.

Сформулируем и перечислим некоторые основные условия и при-знаки господства на море. Большинство из них не требуют специаль-ных доказательств.

Первое. Господство на море завоевывается и удерживается, как правило, для защиты конкретных объектов на море и на суше как военного, так и гражданского назначения, т.е. оно по своему характеру и содержанию яв-ляется в основном оборонительным. Вместе с тем история знает примеры, когда целью господства в определенном морском районе являлось уничто-жение (разрушение) сил (объектов) флота противника. Так, в ходе Второй мировой войны господство противолодочных сил союзников с 1944 года в Бискайском заливе практически привело к массовой гибели и в конечном счете к прекращению боевой деятельности подводных лодок фашистской Германии. Этим подтверждается и то, что господство на море может уста-навливаться для решения только одной задачи. Необходимость в господ-стве на море должна тщательно обосновываться. Понятие «господство на море» теряет свою смысловую основу в случае, когда противник не имеет задач воздействовать по объектам в зоне и во время господства.

Второе. Господство - это отсутствие противника, т.е. последний унич-тожается до его подхода к зоне господства или создаются такие условия, при которых противник сам отказывается входить и действовать в данной зоне; господство на море не может быть гарантировано в районе моря или океана, примыкающем к побережью, занятому противником. При обнару-жении противника в районе господства оно считается утраченным или прерванным до уничтожения или вытеснения сил противоборствующей стороны за пределы зоны господства на дальность применения им (про-тивником) своего оружия. Группировки сил и войск для завоевания гос-подства и для его удержания по своему составу, потенциалу и построению должны быть разными, причем последняя, как правило, сильнее первой, так как для контроля за районом господства необходимы непрерывные, высокоэффективные и динамичные поисково-ударные действия. Бес-смысленно завоевывать господство, если нет сил его удерживать.

Третье. Господство всегда ограничено во времени и пространстве, так как требует большого напряжения сил. Подвижные зоны господства, начиная с конвоев, десантных отрядов, предпочтительней (при прочих равных ус-ловиях) неподвижных, поскольку экономят силы. Район господства дол-жен находиться внутри зоны обеспечения господства. Господство «сило-вое» без господства в области освещения обстановки, управления, опера-тивного, технического, тылового и других видов обеспечения, базирования, системы разведки и контрразведки существовать не может. Без развитой и устойчивой системы освещения обстановки нет господства на море. Эта система должна обнаруживать противника в воздухе, над во-дой, под водой и на прилегающей суше с вероятностью, близкой к едини-це, как в зоне господства, так и в районе его обеспечения.

Господство может быть: реальным, т.е. соответствующим условиям, изложенным в предложенной формулировке; демонстративным - для демонстрации силы в определенном районе моря или океана; абсо-лютным (устойчивым) - в интересах решения только одной исключи-тельно важной задачи за счет многократного превосходства над противни-ком ударных и всех видов обеспечивающих возможностей своих сил, пре-дельного напряжения их использования с полным расходом ресурсов, выделенных для решения этой задачи; относительны м (неустойчи-вым), когда противник по тем или иным причинам против господства не борется, но возможность такой борьбы у него сохраняется; скрытым, когда требуется скрыть от противника группировку сил и поиск, обеспечи-вающую господство, ее состав, построение, время, район, в котором реша-ются важные задачи; ложным - для введения противника в заблуждение; мнимым, когда система разведки и целеуказания недостаточна для полного контроля за обстановкой и гарантированного наведения оружия в реальном масштабе времени; фактическим - только в военное время; потенциальным - как в военное, так и в мирное время.

Что же находится в основе возможности государства реализовать гос-подство на море в том или ином стратегически или оперативно важном ре-гионе Мирового океана? Ответ ясен - соответствующим образом ориен-тированная морская политика государства, опирающаяся на динамично раз-вивающуюся экономику, на будущие интересы государства в Мировом океане, на строительство и содержание военно-морского флота, способного в опреде-ленных условиях завоевать и защитить господство в необходимых районах и оправдать тем самым затраченные на флот средства.

Был период, когда Великобританию называли «владычицей морей». Это состояние ей обеспечила долговременная внешняя и внутренняя поли-тика, направленная прежде всего на защиту морских и океанских комму-никаций, соединяющих метрополию с ее заморскими территориями. По-литическая борьба за океанские и морские пространства постоянно идет. Пока область этой борьбы распространяется на континентальные шельфы и проливные зоны. Однако есть все основания ожидать, что в недалеком будущем спорные районы в Мировом океане будут активно расширяться, а их количество расти. В этом отношении примечателен спор между Рос-сией и США по поводу богатого нефтью континентального шельфа, в рай-оне Аляски - он возник почти через сто лет после ее продажи. Набираю-щий силу научно-технический прогресс неизбежно во много раз расширит доступ к недрам Мирового океана и в других районах, что приведет к оже-сточенной борьбе за их богатства и, следовательно, за господство в мор-ских и океанских районах. В будущем по мере «выдвижения» экономиче-ских интересов государства от побережья в моря и океаны (это также неиз-бежно) господство на море будет приобретать значение задачи общегосударственного масштаба, что потребует создания в специальных районах специальных группировок военно-морких сил (флота), соответст-вующих систем управления, всех видов обеспечения и базирования, вы-полнения крупномасштабных маневров силами и средствами.

Господство в важных районах открытого моря (океана) - это прежде все-го политическая задача, решаемая военными средствами и методами, так как речь идет о распространении суверенитета государства на определенные морские (океанские) территории со всеми вытекающими последствиями в части обеспечения правового статуса всего того, что (кто) находится в пре-делах господства.

С учетом военных притязаний на море ведущих государств перед Воен-но-Морским Флотом нашей страны может стоять целый ряд исключитель-но важных задан, среди которых не последнее место занимают такие, как обеспечение боевой устойчивости ракетных подводных лодок, защита морских коммуникаций, районов морских промыслов, системы базирова-ния флота, судостроения, судоремонта. В отдельных случаях для качест-венного и надежного их решения может потребоваться завоевание и удер-жание господства в определенных (назначенных) районах морей и океа-нов. Все это определяет необходимость исследования и развития форм применения группировок различных видов ВС в борьбе за господство, эта-пов этой борьбы, научного обоснования и создания системы «господства на море».

Рассмотрим некоторые аспекты необходимости обеспечения господства на море в глобальном масштабе или в отдельных районах (регионах).

В ходе военных действий будут осуществляться воинские и экономиче-ские морские перевозки, значение которых может возрастать из-за разру-шения и вывода из строя мостов и тоннелей автомобильных и железных

дорог, аэродромной сети, нефте- и газопроводов. На их восстановление, очевидно, будет требоваться много времени, сил и средств. При угрозе на-рушения морских коммуникаций или прямом противодействии против-ника их защита будет осуществляться, как правило, организацией конвой-ной службы на всем протяжении линий морских коммуникаций или толь-ко на опасных участках; созданием оперативного прикрытия с наиболее опасных направлений; постоянными противоминными действиями тральных сил флота.

Организация и проводка конвоев приводят к движению экономических и военных грузов с определенной дискретностью и периодичностью, труд-но согласуемыми с нуждами сил и войск в условиях быстро меняющейся военной обстановки. Кроме того, в условиях проводки конвоев коэффи-циент использования транспортных судов значительно снижается из-за ожидания ими назначенного времени сбора судов и формирования конво-ев, выполнения необходимых подготовительных мероприятий (трениро-вок и обучения совместному плаванию, маневру, всем видам обороны и т.д.), следования по наименее опасным, но не всегда самым коротким мар-шрутам. Для увеличения интенсивности, безопасности и стабильности мор-ских перевозок может потребоваться завоевание и удержание господства, в ус-ловиях которого суда после окончания погрузки (выгрузки) могут сразу выходить в море и совершать самостоятельный переход по кратчайшему маршруту, а также обеспечивается стабильная и ритмичная работа портов, пунктов погрузки и выгрузки грузов и войск.

Для государства, ведущего активные боевые действия, исключительно важным является решение сырьевой и продовольственной проблем, в том числе и за счет морского промысла и разработок недр континентального шельфа. Однако стационарные и плавучие технические сооружения для добычи полезных ископаемых с морского дна, а также промысловые и ис-следовательские суда гражданских ведомств в силу своей низкой живуче-сти и подвижности будут постоянно являться объектами ударов морских и воздушных сил и средств нападения противника. Очевидно, что только господство в районах производственной деятельности может обеспечить необ-ходимые уровень и бесперебойность добычи полезных ископаемых, рыбный промысел и исследовательские работы.

На успешность боевых действий в море и океане будет оказывать суще-ственное (а в ряде случаев и решающее) влияние боевая устойчивость сис-темы базирования сил флота, защищенность от воздействия противника морских районов отработки задач боевой подготовки, испытания вооруже-ния и техники, районов судостроения и судоремонт. Не требует специаль-ного доказательства и то, что восстановление боеспособности возвратив-шихся из районов боевых действий кораблей, ввод в строй вновь постро-енных и модернизированных кораблей, подготовка их жипажей, освоение новых видов вооружений и техники, отработка мероприятий оперативной и боевой подготовки в ходе военных действий буду! осуществляться более качественно и в максимально сжатые сроки при отсутствии боевого воз-действия противника, т.е. в условиях господства u /xiitom1 базирования сил флота.

При переходе войск в наступление после отражения вторжения и в хо-де контрнаступательных операций на приморском направлении в тыл про-тивника будут высаживаться морские десанты. Для исключения больших потерь на первых этапах морской десантной операции (сосредоточение и посадка войск, формирование десантных отрядов, тренировка высадки, переход морем) может завоевываться господство в назначенных морских районах, в которых проводятся все или часть из вышеперечисленных меро-приятий и действий. Кроме того, условия господина на море могут стать крайне необходимыми для обеспечения боевой уетойчивост ракетных подводных лодок стратегического назначения, воспрещения ударов противника по объектам группировки войск, действующей на приморском направлении.

Таким образом, целью завоевания и удержания господства может быть обеспечение гарантированной безопасности от нападения морского и воз-душного противника: сил, средств и объектов флота в районах патрулиро-вания и базирования РПЛСН, действий приморских объединений и со-единений Сухопутных войск, важных морских и океанских коммуника-ций, народнохозяйственных комплексов в определенных районах, войск и сил высадки в морских десантных операциях. Кроме того, в отдельных слу-чаях господство может устанавливаться в проливных зонах в целях воспре-щения маневра (развертывания, переразвертывания) корабельных группи-ровок противника.

В зависимости от значения в военном или экономическом отношении района господства и находящихся в его пределах народнохозяйственных и военных объектов, морских (океанских) коммуникаций, проливных зон и заливов господство может носить стратегический, оперативный или такти-ческий характер. При этом продолжительность господства и размеры его района существенного значения не имеют. Например, во Второй мировой войне господство союзников на небольшой акватории Английского кана-ла в относительно небольшой промежуток времени имело стратегическое значение, так как позволило высадить стратегический десант и открыть долгожданный второй фронт. А господство в будущих войнах (если они бу-дут развязаны) на огромных водных пространствах южной части Тихого или Индийского океана даже в течение продолжительного времени на-звать стратегическим нельзя, поскольку боевые действия в этих районах будут носить эпизодический характер и какого-либо влияния на исход сра-жений на других театрах войны оказать не смогут.

Исключительно трудными в военной теории и практике являются воп-росы реализации международно-правовых норм в зоне завоевания и удержа-ния господства. Согласно современному международному праву, военные действия должны вестись с соблюдением действующих законов и обычаев войны независимо от масштабов и характера военных операций. При веде-нии войны на море двумя или несколькими государствами должны ува-жаться и соблюдаться права невоюющих стран, которые гарантируются, в частности, Женевской конвенцией об открытом море 1958 года. По ней невоюющие страны могут осуществлять свободные судоходство, рыболов-ство и полеты над открытым морем. Соблюдение указанной Конвенции воюющими государствами имеет целью исключить обвинения в их адрес со стороны нейтральных государств в нарушении ими морского права и тем самым устранить условия и предпосылки для увеличения числа участ-вующих в вооруженных столкновениях государств. Это особенно важно сейчас, когда одна из главных задач начального периода войны заключает-ся в недопущении втягивания в вооруженный конфликт новых государств.

Зона господства на море, установленная одной из воюющих сторон, бу-дет являться частью театра морской войны, понимаемой как все водное пространство, в пределах которого вооруженные силы воюющих госу-дарств могут вести военные действия. Сюда относятся: открытое море (признание свободы открытого моря не исключает права воюющих госу-дарств вести военные действия в его пределах), территориальные и внут-ренние воды воюющих государств. Из театра военных действий, а следова-тельно, и из зон господства должны исключаться территориальные и вну-тренние воды нейтральных государств, а также демилитаризованные районы.

Зона господства на море может устанавливаться и объявляться зоной боевых действий. Нейтральные страны уведомляются о негарантирован-ной безопасности плавания их судов в указанном районе. Для предотвра-

щения поступления грузов морем в неприятельские порты, а также мин-ных постановок в зоне господства должны осуществляться осмотр и обыск всех приближающихся к району господства судов, что вытекает из права воюющего захватывать на море неприятельскую собственность и контра-бандные товары, провозимые на торговых судах. Последнее определено Лондонской декларацией 1909 года. При этом право осмотра и обыска принадлежит только военным кораблям воюющих государств.

Мэхэн и Коломб основными способами достижения господства на мо-ре (владения морем) считали генеральное сражение и блокаду. Если гене-ральные сражения в силу революционных изменений в области военно-морских вооружений ушли в прошлое, то блокадные действия в определен-ных условиях остаются достаточно эффективным способом действий военно-морских группировок, в том числе и при завоевании и удержании гос-подства на море (в ограниченном его районе).

Поскольку в международном морском праве господство на море как разновидность военных действий не рассматривается, то, на наш взгляд, представляется возможным применить к господству на море и правовые положения Лондонской декларации 1909 года, относящиеся к морской блокаде. Основные правовые аспекты морской блокады, а следова-тельно, и господства на море заключаются в следующем.

Право блокады принадлежит воюющим. Блокаде подвергаются непри-ятельские берега, а также нейтральное или собственное побережье, занятое неприятелем. Не должны быть блокируемыми берега нейтральных госу-дарств, а также части открытого моря или открытого пролива. Однако в практике известны случаи, когда блокада устанавливалась невоюющим го-сударством, охватывала большие пространства открытого моря и создава-ла препятствия для судоходства нейтральных государств. В качестве при-мера может служить блокада ВМС США Кубы в 1962 году, Ирака в 1991 - 2003 годах.

Блокада, чтобы быть юридически признанной, должна быть формально объявленной. Это объявление должно содержать дату начала блокады, гра-ницы блокируемого побережья, срок, предоставляемый судам нейтраль-ных стран для оставления блокируемого района (обычно 1-4 суток). Пос-кольку глубина блокадных действий не оговариваемся, следовательно, они могут простираться на достаточно большие расстояния в открытом море, и в определенных условиях районы блокадных действий будут смыкаться с районом господства. Блокада применяется одинаково к судам всех стран, находящимся в блокируемом районе. В морской войне воюющий может захватить судно нейтрального государства за попытку прорвать блокаду, за провоз контрабанды для неприятеля или совершение иных действий в его пользу.

Каковы же отличительные черты блокады в сравнении с господством?

Во-первых, блокада побережья противника или проливной зоны может иметь ограниченные цели и задачи: блокада только против подводных лодок, блокада только против надводных кораблей, против торгового судо-ходства противника или против воинских и экономических перевозок. Эффективность блокадных действий, их направленность может быть раз-личной и будет находиться в прямой зависимости от количества, качества и предназначения выделяемых сил и средств. Блокадные действия, как правило, носят демонстративный (не скрытый) характер и могут распро-страняться только на водную или только на воздушную среду. Господство же в назначенном районе предусматривает абсолютное превосходство сил флота над противником под водой, над водой и в воздухе, воспрещение действий всех его военно-морских сил, всех видов морских перевозок и промыслов.

Во-вторых, блокада, как правило, имеет прнлнн1 отношение к неприятельскому побережью. Зона блокады с одной или нескольких сторон огра-ничивается берегом, принадлежащим противнику, с расположенными на нем военно-морскими базами, пунктами базирования сил флота, портами и промыслами в прибрежной зоне. Зона же господства на море, наоборот, будет примыкать к неприятельскому побережью только в исключительных случаях, так как со стороны берега противник имеет возможность нарушать господство береговыми силами и средствами. Постоянная угроза срыва господства определит необходимость держать в районе господства в высо-кой степени боевой готовности и активности крупные силы и средства флота.

В-третьих, блокада обычно осуществляется в форме систематиче-ских боевых действий сил флота. А борьба за господство на море имеет все признаки совместных операций (действий) и должна проводиться единой группировкой, включающей соединения и объединения всех видов воору-женных сил.

В-четвертых, построение сил флота при блокадных действиях осуще-ствляется, как правило, на определенной линии, охватывающей блокируемый район, а при завоевании и удержании господства на море элементы их груп-пировки распределены по всему району господства.

К сожалению, вопросы общей теории, подготовки и ведения блокадных действий силами флота нашей военной наукой фактически не разработа-ны, что является существенным препятствием к освоению указанных дей-ствий на практике. А ведь в условиях реализации требований оборонитель-ной доктрины блокадные действия могут применяться практически на всех морских и океанских театрах военных действий. Особое значение при этом приобретают вопросы обоснования состава блокадных группировок, их построения, способов действий в ближней и дальней зонах блокады. Например, при блокаде Порт-Артура в 1904-1905 годах японцы создавали такие группировки военно-морских сил, как блокадный дозор (минонос-цы), силы поддержки дозора (крейсера) и основные силы флота на случай прорыва блокады русской эскадрой. Разрушение (поражение, уничтоже-ние) одного из элементов этой системы неизбежно приводит к потере гос-подства. Это необходимо учитывать при определении направления сосре-доточения усилий и в ходе борьбы с господством противника на море. Кро-ме того, в область (теорию) знаний о господстве на море и принципах применения сил ВМФ для его завоевания и удержания должна, на наш взгляд, войти самостоятельным разделом и теория борьбы с господством на море противника.

В заключение целесообразно отметить следующее. Достижение господ-ства на море - реально, актуально и имеет перспективу повышения своей зна-чимости. В связи с бурным развитием дальнобойного высокоточного ра-кетного оружия и авиации различного предназначения борьба за господ-ство на море во многом будет зависеть от господства в воздухе (в космосе). Господство на море может остаться мифом для* России (и, следовательно, реальностью для наших потенциальных морских противников), если оно не будет вписываться в рамки реальной морской, (внешней и внутренней политики нашего государства, если уже сейчас не начнут разрабатываться и создаваться военно-морские системы, по своему статусу, составу, органи-зации достаточные для ведения борьбы как за завоевание, так и удержание господства в конкретных жизненно важных для страны районах Мирового океана.

1 Коломб Ф.Х. Морская война. М. -Л.: Воениздат, 1940. С. 184.

* Мэхэн Альфред Тайер (1840-1914), американский военно-морской теоретики исто-рик, контр-адмирал, разработчик (наряду с Ф.Х. Коломбом) так называемой теории «мор-ской силы».

2 Горшков С.Г. Морская мощь государства. М.: Воениздат, 1976. С. 380.

3 Военно-морской энциклопедический словарь. М.: «Стерлинг (Р) Труп С.А.», 2002. С. 316.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации