ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №09/2003, стр. 13-15

информатизация вооруженных сил

Военно-техническая революция: информационный аспект

Капитан I ранга В. В. ПЫЖ,

кандидат политических наук

Капитан 1 ранга Л.М. ДУЛИЧ,

кандидат исторических наук

СОВРЕМЕННОЕ общество находится на одном из самых крупных переломов в своей истории. Он соотносится со становлением качественно нового технического и технологического уровня развития, обусловленного переустройством всей общественной системы на информационной основе. Содержанием этого процесса являются преобразования, связанные с поиском, накоплением, автоматической обработкой, машинным хранением, передачей, преобразованием и практическим использованием непрерывно нарастающего потока информации во всех сферах общественной жизни. Все это составляет сущность информатизации общества.

Технической основой этого процесса выступает тотальная компьютеризация всех областей и сторон человеческой деятельности. Недаром современный и этап научно-технической революции - научно-технологический этап многие называют «компьютерной революцией». Она формирует материальную, техническую основу информатизации общества. При этом ключевое значение приобретает технологическое обеспечение. Применение информационных технологий становится определяющим условием преобразования всех новейших наукоемких видов деятельности, а информация превращается и решающий фактор социального развития. Она уже в основном определяет уровень перспективных технических, технологических, социальных, в том числе военных, решений и достижений. Массовая компьютеризация, пне; 1рение и развитие информационных технологий привели к рывку в образовании, экономике, науке, социальной жизни и военном деле. Последнее уже приобрело ярко выраженный информационный характер.

Анализ сущности военно-технической революции как многопорядкового феномена на новом ее этапе (это 80-е годы XX века - начало XXI века) и сравнительные характеристики по ряду позиций основных элементов военно-технического развития и его социальных последствий на ее предыдущем папе (50-70-е годы XX века) позволяют сделать ряд выводов методологического плана.

Во-первых, сегодня очевидно, что военно-техническая революция на ее ионом, информационно-технологическом этапе приводит к усилению взаимосвязи таких факторов, как экономика; наука, техника, производство, пронизывает все уровни и подсистемы военной техносферы, вовлекая в область своего влияния не только собственно военную технику, но и системы управления, военно-профессиональной подготовки, организацию военной науки и военного производства.

В настоящее время строительство вооруженных сил практически всех' развитых государств осуществляется с учетом основных особенностей этой революции в военном деле. Ее характерными чертами являются широкое использование космических систем, разработка нового, так называемого нелетального оружия и новых поколений эффективных средств высокоточного оружия и систем управления войсками (силами), постепенный переход от управления войсками к управлению вооруженной борьбой, а также радикальный пересмотр взглядов на место и роль, формы и способы военного, информационного и психологического противоборства.

Во-вторых, следует подчеркнуть, что именно информационно-технологическая составляющая современной военно-технической революции дала основание на рубеже XXI века многим военным теоретикам, политологам, философам различных стран заявить о выработке принципиально новых концепций ведения войны или существенном уточнении старых. Практически все они предусматривают завоевание информационного превосходства над противником.

В-третьих, если в рамках предыдущего этапа военно-технической революции анализ воинской деятельности осуществлялся применительно к системе «человек - военная техника» и сводился в основном к исследованию и оптимизации функциональных отношений между ее элементами, то сегодня, видимо, надо вести речь о расширении данной системы до вида «человек - военная техника - информация».

Специалисты считают, что в будущем действие «информационных» законов и закономерностей усилится, поэтому новый этап военно-технической революции заставляет признать, что необходим поиск и использование новых методологических принципов исследования системы «человек - техника - информация».

В-четвертых, в современных условиях, как и в ближайшей перспективе, повышение эффективности управления вооруженными силами в целом и их отдельными военными системами требует достижения качественно нового уровня их информатизации.

Это связано, в частности, с разработкой и применением перспективных методов выявления, описания и анализа информации, информационного моделирования объектов (ситуаций), дальнейшего наращивании потенциала систем искусственного интеллекта. К примеру, известно, что и проблематике искусственного интеллекта объектом исследований является творческая деятельность человека. Но продуктивность и качество последней определяются не только интеллектом, рассудочной деятельностью человека, но и его волей, эмоциональным состоянием1.

Современные исследования в психологии, философии, логике свидетельствуют, что творческая деятельность должностного лица любого органа управления связана с обработкой не только каких-то данных, определенных знаний, но и смыслов. Анализ процесса мышления в целом и принятия решения в частности показывает, что фактически человек в конкретной ситуации исходит из вопроса «зачем?», а не «что?» и «как?», т.е. идет от смысла. Не сформировав для себя смысла того или иного процесса, явления, человек оказывается не в состоянии решать сложные проблемы. В связи с -л им перспективные интеллектуальные средства управления военными системами должны обеспечивать обработку не только знаний и данных, но и смыслов. А это в свою очередь обусловливает необходимость моделирования как рациональной умственной деятельности должностного лица органа управления, так и включения в указанный процесс его воли и эмоций2.

В-пятых, на новом этапе военно-технической революции информационная составляющая человеко-машинных систем не устраняет противоречия между возможностями человека и техники. Напротив, проблемы оптимизации, согласования отношений между компонентами единой системы «человек - военная техника - информация» обостряется. Военно-информационный компонент этой системы резко увеличивает нагрузки на человека, его физические, физиологические, морально-психологические свойства и характеристики, творческие способности.

Массовая компьютеризация, создание различных информационно-поисковых, расчетно-логических систем, основанных на экспертных знаниях, позволяет широко использовать ЭВМ в качестве интеллектуального помощника человека. Но машинные сигналы лишь тогда расцениваются как носители информации, когда они воспринимаются пользователем и существуют для него. Подобно тому как рельсы, по которым не ходят поезда, не являются железной дорогой, так сигнально-символические системы, не воспринятые и не осознанные человеком, не являются знаниями. В связи с этим автоматизация всех уровней войсковой иерархии вплоть до солдата (матроса) есть стержень, определяющий то принципиально новое, что привносят современные, а главное, будущие военно-информационные средства в военное дело.

Как показывают эмпирические исследования, искусство программирования и систематическая работа с компьютерами начинает заметно влиять на мировоззрение человека, специфическое понимание им различных сторон природы, общества и человеческого интеллекта. Достижения последних лет в области изучения умственной деятельности в значительной степени связаны с ее информационным представлением и компьютерным моделированием. Но все это порождает и целый спектр физических, коммуникативно-психологических, физиологических и иных проблем и прежде всего проблему адаптации человека к значительно возрастающим потокам информации и изменению ее качества. Так, переход к компьютерной графике делает информацию доступной на уровне образов, а не понятий. Она становится все более легко воспринимаемой. Однако прекрасно действуя в плане увеличения объема и скорости накопления и распространения информации, компьютерные системы еще крайне неэффективны в плане «смыслообразования».

Если понятийный текст предоставляет человеку возможность аналитического отбора информации, то аудиовизуальные компьютерные средства могут вести к не контролируемому отдельным человеком восприятию и усвоению информации. Это создает очень удобные условия для манипулирования сознанием, что и используется в информационных войнах. Поэтому средства информационного противоборства в военных системах XXI века будут занимать определяющее положение.

1 Военная мысль. 1998. № 6. С. 41-46.

2 Там же. 1999. № 1.С. 29.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации