Правовое воспитание военнослужащих вопросы организации и проведения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4(7-8)/2002

Правовое воспитание военнослужащих: вопросы организации и проведения

Подполковник В.В. ИСАЕВ,

кандидат технических наук

Подполковник юстиции

С.И. ПУСТОВАЛОВ

СЛУЖБА в армии носит строго упорядоченный характер. Ни одна область общественных отношений не регламентирована правом так обстоятельно и подробно, как это имеет место в Вооруженных Силах. Конституцией РФ, международными конвенциями и соглашениями, федеральными законами, указами Президента, постановлениями пра-вительства, воинскими уставами, приказами министра обороны и иными нормативными правовыми актами определены все аспекты жизни, быта, службы и правового статуса военнослужащих. Поэтому твердое знание законодательства является для них необходимым усло-вием четкой организации служебной деятельности и успешного вы-полнения функциональных обязанностей.

С конца 70-х и до начала 90-х годов в Вооруженных Силах действо-вала выверенная система правового воспитания, охватывавшая все ка-тегории военнослужащих. Правовоспитательная работа проводилась как во внеучебное время, так и в процессе плановых занятий. С приня-тием в 1975 году Устава внутренней службы ВС СССР проведение пра-вового воспитания стало служебной обязанностью командиров (на-чальников). Приказом министра обороны 1989 года № 200 «Об органи-зации юридического всеобуча и улучшении правовой работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» были определены право-вые минимумы для различных категорий военнослужащих и порядок организации правового обучения в войсках.

При этом следует заметить, что офицер должен был знать в обязатель-ном порядке всего один закон - «О всеобщей воинской обязанности», а также общевоинские уставы ВС СССР и ряд нормативных правовых ак-тов Министерства обороны. Конституция СССР вообще не была вклю-чена в правовой минимум военнослужащих. Подобный подход в какой-то степени оправдывался тем, что на тот момент правовое регулирование военной службы в основном осуществлялось ведомственными норма-тивными актами. И такого объема правовых знаний офицеру было дос-таточно для успешного выполнения служебных обязанностей.

С принятием в 1993 году Конституции РФ началось формирование принципиально новой нормативно-правовой базы демократического госу-дарства: впервые человек, его права и свободы были признаны высшей ценностью, а нормы международного права и международные догово-ры Российской Федерации стали частью ее правовой системы.

В результате проделанной работы по созданию новой нормативно-правовой базы в области обороны были приняты основополагающие законы, регулирующие в том числе вопросы правового статуса военно-служащих, призыва, прохождения военной службы и др.

В рамках проводимой в России судебной реформы важным собы-тием явилось принятие в 1999 году Федерального закона «О военных судах Российской Федерации». Тем самым на законодательном уров-не завершилась реорганизация военно-судебной системы и создание независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов. При этом изменился подход к деятельности судов по правовому воспитанию военнослужащих. Ранее в соответствии с Положением о военных трибуналах Министерство юстиции СССР осуществляло организационно-методическое руко-водство работой военных трибуналов по пропаганде правовых зна-ний и разъяснению законодательства, оказанию правовой помощи товарищеским судам, а в обязанность председателей военных трибу-налов армии (флотилии), соединения и гарнизона вменялась орга-низация подобной работы в соответствующих подразделениях сов-местно с командованием, политическими органами и военной про-куратурой. В настоящее время проведение правовой пропаганды и разъяснение законодательства в обязанность судей не входит. Такие же изменения произошли и в законодательстве, регулирующем дея-тельность военной прокуратуры. Положением о военной прокурату-ре, утвержденным Указом Верховного Совета СССР 4 августа 1981 года, было определено, что Главный военный прокурор и подчинен-ные ему прокуроры принимают участие в разработке мер по укрепле-нию законности и правопорядка, предупреждению правонаруше-ний, правовому воспитанию военнослужащих. Ныне действующим Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» уча-стие прокуроров в разработке и проведении мероприятий правового вос-питания в воинских частях не предусмотрено, а в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ отменена установленная ранее обя-занность командиров (начальников) организовывать и проводить правовое воспитание подчиненных.

Таким образом, можно констатировать, что за последнее время, с од-ной стороны, существенно увеличилось количество законов и иных нор-мативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области обороны, а с другой - значительно уменьшилось число должностных лиц, которые ранее в силу своих служебных обязанностей занимались правовым воспитанием.

Возможно, этим объясняется тот факт, что многие офицеры, по-лучившие правовую подготовку в начале 90-х годов и ранее, не в пол-ной мере оказались готовыми к выполнению служебных обязанно-стей в новых социально-политических и экономических условиях. Некоторые военные руководители оказались не способными осуще-ствлять эффективное управление подразделениями со старым бага-жом правовых знаний, так как уровень их правовой подготовки пе-рестал отвечать новым требованиям. Об этом свидетельствуют, к примеру, многочисленные обращения военнослужащих в различные газеты и журналы с вопросами на военно-юридические темы и, как следствие, появление в большинстве изданий специальных рубрик, где публикуются ответы юристов на злободневные вопросы, а также повышенный спрос на военно-юридическую литературу. Получает-ся, что через газеты, журналы или путем обращения в юридические консультации военнослужащие вынуждены восполнять недостаток правовых знаний, полученных ими в вузе. Помощники командиров воинских частей по правовой работе, безусловно, оказывают нема-лую помощь в решении наиболее сложных юридических проблем, но они не в состоянии каждому военнослужащему в конкретной ситуа-ции дать совет, как ему поступить с точки зрения закона. Каждый во-еннослужащий, и прежде всего офицер, отныне обязан сам соотно-сить принимаемые решения с действующим законодательством.

Изучение публикаций в открытой печати о деятельности военных судов за период с 1995 по 2001 год также показывает, что значительный рост количества жалоб, обращений военнослужащих в вышестоящие инстанции вызван не столько повышением их правовой грамотности, сколько неудовлетворительным состоянием дел в войсках в области правового воспитания. Отвечая на вопросы корреспондента «Красной звезды», заместитель Генерального прокурора России - Главный воен-ный прокурор генерал-полковник юстиции М.К. Кислицын отметил, что «за 6 месяцев 2000 года было проведено более 21,5 тысячи прокурор-ских проверок, в ходе которых выявлено свыше 28 тысяч нарушений за-конов, в том числе около 4,5 тысячи незаконных актов, изданных орга-нами военного управления». Одной из причин такого положения дел, по оценке Главного военного прокурора, является то, что в последнее время вопросы, связанные с правовым воспитанием, забыты, хотя «ко-гда-то правовой всеобуч в Вооруженных Силах начал проводиться раньше, чем в стране».

Важным этапом в совершенствовании правовой работы в войсках явилось введение в действие в 2001 году Наставления по правовой рабо-те в Вооруженных Силах Российской Федерации, в котором системати-зированы и обобщены основные нормативные правовые акты, регу-лирующие жизнь и деятельность войск как в мирное время, так и в пе-риод участия их в боевых действиях или вооруженных конфликтах. Один из разделов наставления непосредственно посвящен организа-ции правовой подготовки и воспитанию личного состава Вооружен-ных Сил Российской Федерации. Большую помощь военнослужащим в повышении уровня правовых знаний, защите прав и законных инте-ресов оказывает журнал «Право в Вооруженных Силах». Немалое ко-личество очень нужной военно-юридической литературы выпускает общественное движение «За права военнослужащих». С 2001 года по-лучить военно-правовую информацию стало возможно через Интер-нет по адресу: http://www/voenpravo.km.ru., где размещен субпортал «Военное право».

Таким образом, нормативно-правовая база совершенствования ра-боты по правовому воспитанию в Вооруженных Силах РФ в целом сформирована. Несмотря на то что остаются еще определенные проб-лемы с принятием нужных для Вооруженных Сил законов и иных нор-мативных правовых актов, первоочередной задачей сегодня является реализация на практике уже принятых решений. Особая роль здесь должна отводиться военным вузам, поскольку их выпускники после завер-шения обучения сами становятся субъектами правового воспитания воен-нослужащих в войсках.

Определенный опыт по совершенствованию правового обучения и воспитания курсантов накоплен в Военном институте радиоэлектро-ники (Воронеж). В частности, в вузе разработана система мер органи-зационно-управленческого характера, направленных на создание со-ответствующих психолого-педагогических условий в целях повышения эффективности мероприятий правового воспитания военнослужащих. Для решения наиболее сложных юридических вопросов и координа-ции работы по правовому воспитанию курсантов в институте создана постоянно действующая внештатная правовая группа под ру-ководством заместителя начальника института по воспитательной ра-боте. Ее задача - координация всей правовоспитательной работы в ву-зе. Определены и временные параметры в учебном процессе по право-вому воспитанию курсантов.

Так, при поступлении в институт в ходе профессионального психо-логического отбора путем тестирования будущих курсантов выявляет-ся степень сформированности их правового мировоззрения.

В период проведения занятий по программе подготовки молодого сол-дата предусмотрено изучение конституционных основ обороны стра-ны, правового статуса военнослужащих, а также основных положений федеральных законов, регулирующих порядок прохождения военной службы, социальные гарантии, права и ответственность военнослужа-щих. Только после усвоения этого материала курсанты приступают к изучению общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ.

На втором курсе будущие офицеры заключают контракт с Мини-стерством обороны РФ о прохождении военной службы на период обу-чения и на пять лет военной службы в войсках после окончания вуза. Для того чтобы они сознательно отнеслись к поступлению на службу по контракту, в этот период с ними проводятся факультативные заня-тия, где им разъясняют порядок заключения и особенности прохожде-ния военной службы по контракту.

В течение третьего курса правовое обучение и воспитание курсан-тов проводится в ходе учебных занятий по дисциплине «Правоведе-ние», где с ними более детально изучается законодательство о военной службе, практически отрабатываются вопросы проведения расследова-ния, дознания, привлечения военнослужащих к юридической ответст-венности, порядок оформления служебных документов и др. В ходе многочисленных бесед с военнослужащими, обращающимися за юри-дической консультацией по тому или иному вопросу, выяснилось, что большинство из них знают, какими нормативными правовыми актами регулируются интересующие их правоотношения, однако самостоя-тельно найти ответы на возникающие вопросы они не всегда могут. В целях восполнения этого пробела сегодня значительно больше време-ни на практических занятиях отводится решению ситуационных и проблемных задач. Понимая, что выпускник вуза должен не только хо-рошо знать действующее законодательство, но и уметь самостоятельно анализировать и изучать новые правовые документы, большое внима-ние в институте уделяют овладению методиками самообучения. В этой связи использование в учебном процессе специализированной юридиче-ской справочно-информационной системы позволяет компенсировать недостаток необходимого количества экземпляров законодательных и иных нормативных правовых актов как на занятиях, так и в ходе само-стоятельной работы курсантов. Обращаясь к вышеупомянутой систе-ме, они получают возможность не только изучать действующее законо-дательство, но и, используя ее широкие поисковые возможности, са-мостоятельно находить ответы на многие правовые вопросы.

На четвертом и пятом курсах военнослужащие, уже получившие знания в области правоведения и определенные навыки работы с во-енно-юридической литературой, приобретают личный опыт участия в правовом воспитании путем публичных выступлений на младших курсах.

При этом очень важно, чтобы военнослужащие в повседневной дея-тельности постоянно ощущали, что все стороны жизни и быта войск четко урегулированы нормами права. Для этого в институте на рабочих местах должностных лиц (лиц суточного наряда) размещена информация, ко-торая содержит выписки из основных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с исполнением служебных обязанностей. В подразделениях оборудованы правовые уголки, а на кафедре гумани-тарных и социально-экономических дисциплин - кабинет военного законодательства. Органы военной юстиции гарнизона также не оста-ются в стороне от правового воспитания военнослужащих. В соответст-вии с совместным планом проведения этой работы они оказывают ко-мандованию института содействие в информационном обеспечении мероприятий по правовому воспитанию курсантов.

Для оказания командирам подразделений помощи в правовом ин-формировании и воспитании военнослужащих, оперативном доведе-нии до сведения сослуживцев изменений в федеральном законодатель-стве по вопросам прохождения военной службы, а также в целях совер-шенствования наглядной агитации по военно-правовой тематике в подразделениях института создан и активно работает правовой актив из числа наиболее подготовленных курсантов (по одному человеку от каждой учебной группы). Общее руководство правовым активом осу-ществляет помощник начальника института по правовой работе.

На заключительном этапе этой работы проводится оценка уровня правовой подготовки курсантов. Для этого в вузе разработана рейтинговая система, позволяющая оценить не только уровень правовых знаний выпускника, но и степень его убежденности, солидарности с нормами права, что находит свое отражение в его поведении. Кроме того, непо-средственно перед выпуском курсантов проводится зачет по знанию правового минимума офицера, определенного Директивой министра обо-роны РФ 1999 года № Д-6. Результаты сдачи зачета, а также практиче-ское исполнение курсантом требований нормативных правовых актов в период обучения в вузе отражаются в итоговой аттестации и учитыва-ются при его распределении и назначении на воинскую должность.

Как нам представляется, все вышеперечисленные мероприятия в определенной мере способствуют повышению уровня правового вос-питания курсантов, а в дальнейшем помогают выпускнику вуза успеш-но выполнять служебные обязанности в строгом соответствии с дейст-вующими нормами права.

Под правовым воспитанием военнослужащих Вооруженных Сил РФ понимает-ся целеустремленное и систематическое влияние на их сознание, чувства, психологию в це-лях формирования глубоких, устойчивых правовых представлений, убеждений и воспита-ния высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Красная звезда. 2000. 9 авг.

Там же.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации