ПРАВО И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4(7-8)/2002

ПРАВО И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Закономерности и принципы строительства органов военной прокуратуры

Полковник юстиции О.В. ДОКУЧАЕВ

РАЗВИТИЕ организационных структур, их совершенствование и ви-доизменение является одной из важнейших составных частей строитель-ства органов военной прокуратуры. В связи со своеобразием организаци-онно-правовой природы этих органов оно органично включается, с одной стороны, в процесс строительства системы правоохранительных органов, а с другой - военного строительства и представляет собой совокупность экономических, социально-политических, правовых, организационно-штатных и технических мероприятий, направленных на повышение эф-фективности деятельности государственных органов.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Россий-ской Федерации» военные прокуратуры (Главная военная прокуратура, военные прокуратуры окружного и гарнизонного звеньев) занимают особое положение в системе органов прокуратуры, а их организацион-ное строительство проводится во взаимодействии с центральными ор-ганами военного управления. Однако из-за отсутствия всестороннего правового регулирования механизм этой деятельности в полной мере не выработан и целостного научного осмысления правовых основ ор-ганизационно-штатной деятельности не осуществлялось. Поэтому од-на из основных задач теории и практики строительства органов воен-ной прокуратуры заключается в выработке принципов их построения на основании исследования закономерностей и факторов развития, влияю-щих на их организационную и функциональную структуру, так как в теории административно-правовой организации управления эти поня-тия до настоящего времени не определены.

На наш взгляд, к числу указанных выше факторов следует отнести форму государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти и судебной системы в условиях мир-ного или военного времени, уровень экономического развития стра-ны, численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, степень законодательного урегулирования механизма организационно-штатной деятельности, состояние преступности и законности в обществе и войсках, в прямой зависимости от которых находится служебная нагрузка на личный со-став военных прокуратур.

Практика организационного строительства не может эффективно реализоваться без опоры на теоретические разработки - научное ос-мысление конституционных норм, действующего федерального зако-нодательства, концепций правовой реформы и национальной безопас-ности, программы борьбы с преступностью, военной доктрины, тео-рий военного строительства, реформирования органов прокуратуры, судебной системы и всего комплекса правоохранительных органов. Ес-ли практический опыт организационного строительства дает возмож-ность на эмпирическом уровне обнаружить множество устойчивых, повторяющихся связей и отношений, то его теоретическое осмысление позволяет с высокой степенью достоверности выявить закономерности, систематизировать их, установить иерархическую зависимость и на этой основе выработать принципы и научно обоснованные методы для практи-ческой деятельности.

Организационное строительство в органах военной прокуратуры, так же как создание любых других социально-политических институ-тов и систем, подчинено общим закономерностям. Однако важно пом-нить, что закономерности не являются неизменными, они дополняют-ся и уточняются по мере развития органов военной прокуратуры. На определенных этапах некоторые из них приобретают первостепенное значение, а другие, наоборот, отступают на второй план.

Рассмотрим, например, такую закономерность, как зависимость способов проведения следственных действий, надзорных мероприятий и их эффективности от криминогенной обстановки, а также от численно-сти личного состава органов военной прокуратуры, количества и качест-ва криминалистической, организационной и автомобильной техники, средств связи.

Данная закономерность проявляется в том, что возникновение новых способов и видов преступлений, а также изобретение совре-менной криминалистической техники, оснащение ею военных про-куратур неизбежно приводят к необходимости модификации право-вых форм и способов следственных действий, тактических приемов, методик надзорной деятельности, мер реагирования, предупреди-тельных мероприятий и т.п. Так, рост коррупции, незаконного обо-рота наркотиков и оружия, заболеваемости СПИДом, числа различ-ных катастроф (авиационных, морских, техногенных, авто- и желез-нодорожных) предопределил разработку соответствующих методик проведения следственных действий, надзорных мероприятий, изда-ние организационно-распорядительных правовых актов и создание новых организационных структур. В наше время особенно актуаль-ны борьба с международным терроризмом и связанные с ней преду-предительные надзорные мероприятия на объектах хранения оружия массового поражения и других, а также создание соответствующих организационных структур.

Существует и такая закономерность, как обусловленность масшта-бов и направленности строительства организационных структур целями правовой реформы. Так, в результате развития судебной системы изме-нились функции структурных подразделений, предназначенных обес-печивать участие военных прокуроров в рассмотрении дел в судах. Су-дебная практика по уголовным делам и связанная с ней потребность укрепления доказательственной базы в стадии предварительного рас-следования определили необходимость образования криминалистиче-ских подразделений и вертикальной управленческой структуры кри-миналистической службы органов военной прокуратуры.

Одной из основных закономерностей организационного строитель-ства является зависимость организационно-правовых форм, функцио-нальных, структурных и военно-экономических характеристик организа-ционного строительства органов военной прокуратуры от установок во-енной доктрины, направленности военной политики государства и военно-политической обстановки в мире.

Новые функциональные характеристики компонентов военной ор-ганизации страны повлекли изменение общей видовой структуры Во-оруженных Сил Российской Федерации, образование новых федераль-ных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе воин-ские формирования, создание мобильных формирований, соединений и частей постоянной готовности для выполнения миротворческих миссий, что, в свою очередь, в значительной степени повлияло на структурное построение органов военной прокуратуры.

Воздействие на организационное строительство органов военной прокуратуры оказывают также объем и характер прогнозируемых внешних угроз, которые обусловили реформирование военно-админи-стративной системы страны, изменение структуры и численности группировок войск на основных стратегических направлениях и за ру-бежом. В данном случае важно подчеркнуть, что наряду со спецификой и целями предназначения вновь создаваемые и преобразуемые органи-зационные структуры были и остаются не чем иным, как наиболее эф-фективными формированиями, способными выполнять прокурорско-следственные задачи в различных экстремальных условиях.

Такая закономерность, как обусловленность качественно-количест-венных параметров организационных структур органов военной прокура-туры возможностями экономики очевидна и на практике прослежива-ется без особого труда. Военная экономика может оказать и определен-ное косвенное влияние на организационное строительство и качество кадрового состава органов военной прокуратуры - через зависимость пополнения кадров от размера денежного содержания и предоставле-ния иных установленных законодательством видов обеспечения.

К числу глубоких и устойчивых закономерностей строительства орга-нов военной прокуратуры можно отнести его зависимость от прогнозиру-емого изменения структуры и уровня преступности, а также правопоряд-ка в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках, воинских формированиях и органах. Общая структура Главной военной прокурату-ры и подчиненных ей органов напрямую связана с тем объемом задач, который они обязаны выполнять в мирное и военное время. Однако при всех обстоятельствах количественно-качественный состав органов воен-ной прокуратуры должен гарантированно обеспечивать эффективное и успешное выполнение служебных задач и функций по всем направлени-ям деятельности. Попытки определения потребной штатной численно-сти этих органов на мирное время в зависимости от выделяемых из бюд-жета финансовых средств или от количества личного состава ВС по меньшей мере несостоятельны. Криминальной среде только на руку от-сутствие в нашем распоряжении достаточных сил и средств для опера-тивного и качественного раскрытия и расследования преступлений, вы-явления и устранения иных нарушений законодательства.

Естественно, что средства, выделяемые государством на содержание органов военной прокуратуры, не безграничны и должны всегда учи-тываться при определении численности личного состава и оснащения. В данном вопросе уместен системный подход, предполагающий согла-сование служебных потребностей и возможностей бюджета.

ПРАВО И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

На основе закономерностей можно сформулировать принципы упра-вленческой деятельности по созданию и совершенствованию организаци-онных структур.

Принцип не только отражает объективную действительность, но и нацеливает на то, как следует действовать в конкретных условиях для решения стоящих задач. В нем проявляется единство объективного и субъективного. Нередко принципы формулируются под воздействием опыта, еще до познания лежащих в их основе законов и закономерно-стей. При этом в одних случаях принцип обусловливается рядом зако-номерностей, а в других - из одной закономерности вытекает не-сколько принципов.

На современном этапе строительства органов военной прокуратуры можно рассматривать общие принципы создания организационных структур, а также выделить ряд специальных принципов, применимых для разработки организационной структуры отдельно взятой военной прокуратуры (таблица).

Содержание и формы выражения каждого из приведенных принци-пов меняются и уточняются, подобно закономерностям, под воздейст-вием объективных и субъективных причин и условий.

Как для нормотворчества, так и для правоприменительной деятель-ности выделение и изучение указанных факторов, закономерностей и принципов в сфере организационного строительства является важной теоретической основой, познание которой позволит исключить ошиб-ки при создании организационных структур и повысить эффектив-ность деятельности органов военной прокуратуры как в мирное, так и в военное время.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало-М, 2001. С. 334-340.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации