О соотношении норм международного права и отечественного законодательства в военной области

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2(3-4)/2002, стр. 70-73

О соотношении норм международного права и отечественного законодательства в военной области

Лейтенант юстиции А.А. ТИМОШЕНКОВА

АКТИВНОЕ вовлечение России в международные отношения на основе взаимовыгодного сотрудничества, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, преодоление глобального военного противостояния обусловили расширение межгосударственного сотрудничества в военной области, что вызвало необходимость приведения норм международного и национального законодательства к «единому знаменателю».

В Российской Федерации правовыми основами функционирования военной организации являются нормы как международного, так и внутригосударственного права. В Военной доктрине отмечается, что при обеспечении своей военной безопасности Российская Федерация исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Принципы международного права - это основополагающие правила поведения субъектов международного права, представляющие собой наиболее важные, коренные общепризнанные международно-правовые нормы, обладающие высшей юридической силой и носящие универсальный характер. Принципы международного права содержатся в Уставе ООН (1945), Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), Заключительном акте Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Они включают: нерушимость государственных границ, территориальную целостность государств, неприменение силы или угрозы силой, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, суверенное равенство государств, мирное урегулирование международных споров, невмешательство во внутренние дела государства, уважение прав человека и его основных свобод, добросовестное выполнение международных обязательств, сотрудничество между государствами.

В определенных случаях для решения той или иной правовой ситуации наряду с нормами российского законодательства требуется привлечение соответствующих норм международного права. Например, Федеральный закон «Об обороне» (ст. 10, п. 2, 3) определяет, что Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами. Привлечение войск (сил) к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, при решении вопроса о применении ВС РФ по назначению может возникнуть необходимость определить понятие «агрессия». Резолюция, принятая XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН, устанавливает, что «агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН». В ней же содержится перечень конкретных действий, совершение которых, независимо от факта объявления войны, квалифицируется в качестве акта агрессии: вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее; бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские или воздушные флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп или регулярных сил, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Что касается российского законодательства, то впервые в Федеральном конституционном законе «О военном положении», подписанном Президентом РФ 30 января 2002 года, в соответствии с указанными выше нормами международного права конкретизируются действия, которые можно квалифицировать в качестве акта агрессии против России.

Вооруженная защита неприкосновенности и территориальной целостности государства, подвергшегося агрессии, предполагает объявление «состояния войны». В соответствии с международным правом состояние войны - это прекращение с государствами (группой государств) мирных отношений с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора. Объявление состояния войны влечет за собой ряд юридических последствий, а именно:

начало войны означает конец мирных отношений между государствами, т.е. между ними прерываются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года);

начало войны влияет на действие международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (например, Женевские конвенции 1949 года). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами;

к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим, их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст. 41,42 Женевских конвенций 1949 года о защите гражданского населения во время войны);

имущество, принадлежащее непосредственно государству-противнику, конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» (ст. 19, п. 2) состояние войны объявляется в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. В этот период во внутренней жизни страны вступают в действие специфические законы военного времени. В частности, уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время, определяется законодательством военного времени.

Важное значение для деятельности военной организации имеет правовое регулирование статуса военнослужащих - совокупности установленных законодательством и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих. Между тем правовые основы такого статуса определяются нормами и национального права РФ, и международного права.

Так, нормы международного права закрепляют ограничение военнослужащих в некоторых правах в связи с особым характером исполнения обязанностей военной службы. Их влияние прослеживается и в действующем отечественном законодательстве о статусе военнослужащих. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, закрепляя право на создание профессиональных союзов и участие в их деятельности, отмечает, что это не препятствует введению законных ограничений пользоваться этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства. Возможность введения законных ограничений на право создавать политические объединения и профсоюзы для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции, предусматривает и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 22). Здесь же отмечается, что никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду, но оговаривается (ст. 8, п. 3), что термином «принудительный или обязательный труд» в данном случае не охватывается какая бы то ни было служба военного характера.

Влияние подобного подхода к регулированию статуса военнослужащих прослеживается и в российском законодательстве. Федеральный закон «Об обороне» (ст. 24) запрещает деятельность в Вооруженных Силах РФ политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 6, п.1) право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Этот же закон ограничивает реализацию права военнослужащих на свободу слова неразглашением государственной и военной тайны, а также запрещает обсуждать и критиковать приказы командира (ст. 7).

В качестве примера взаимодействия норм международного и национального права можно привести правовое регулирование положения российских военнослужащих на территориях других государств. Оно осуществляется на основе российского законодательства о статусе военнослужащих, а также многосторонних и двусторонних международных договоров, поскольку, пребывая за пределами страны, например в составе военного контингента при проведении операции по поддержанию мира, они выполняют задачи на территории, находящейся под юрисдикцией других государств.

Таким образом, нормы российского и международного права широко применяются для урегулирования целого комплекса внутригосударственных и международных отношений в военной области, что определяет их практическое значение не только для юристов-международников и иных узких специалистов, но и для командиров (начальников) и всех военнослужащих ВС РФ. Не случайно Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (ст. 26) устанавливает, что воинский долг обязывает военнослужащих среди прочего соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Данные требования относятся к общим обязанностям, т.е. налагаются на всех без исключения военнослужащих независимо от воинского звания и занимаемой должности.

В свою очередь, изучение соотношения норм международного права и отечественного законодательства в военной области является необходимым условием обеспечения законности как важнейшего принципа государственной и общественной жизни (в том числе и военной службы как государственной службы особого вида), способствует правомерной и эффективной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации по защите Отечества.

Действующее международное право. М., 1999. Т. 2. С. 200

Российская газета. 2002. 2 февраля.

Котляров И.И. Военное право. М., 1997. С. 38.

Действующее международное право. Т. 2. С. 13-14.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации