О национальной морской политике России

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №1(1-2)/2002

О национальной морской политике России

Адмирал флота В.И. КУРОЕДОВ,

доктор политических наук

Капитан 1 ранга запаса М.В. МОСКОВЕНКО,

кандидат исторических наук

НАЦИОНАЛЬНЫЕ интересы России в Мировом океане, которые она исторически имеет во всех основных сферах своей деятельности: в политической, экономической, научной и военной, распространя-ются и на внутренние воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф, а также на про-странства Мирового океана, находящиеся за пределами юрисдикции прибрежных государств.

Объективно сложилось так, что российское руководство издавна от-давало приоритет развитию военного флота, видя в нем основу реше-ния проблем, связанных с интересами страны на море. Именно военно-морской флот внес основной вклад в изучение и освоение Мирового океана, развитие кораблестроения, торгового мореплавания, систем навигации, парового флота. При этом государство стимулировало стро-ительство последнего, считая его важнейшим мобилизационным резер-вом. Поэтому морская деятельность России находилась если не под прямым руководством, то всегда под непосредственным вниманием Адмиралтейств-коллегий, а затем Военно-морского министерства. В то же время процесс создания торгового флота, сосредоточение судового состава в крупных акционерных обществах, неуклонное возрастание грузооборота портов и необходимость развития береговой инфраструк-туры требовали введения системы централизованного управления сложным морским хозяйством. В связи с этим при Военно-морском министерстве в 1856 году был создан Комитет для развития торгового флота. Однако, несмотря на широкий круг проблем и вопросов, кото-рыми он занимался, его деятельность по отношению к флоту не носила директивного характера и не могла внести существенных изменений в развитие морского потенциала. Руководство морской деятельностью в определенной степени пытался принять на себя Совет по делам торгово-го мореплавания, в котором в первые годы XX века председательствовал великий князь контр-адмирал Александр Михайлович. Под его нача-лом разрабатывались мероприятия, направленные на развитие отечест-венного судоходства, судостроения и портового хозяйства. Дальней-шим шагом в совершенствовании управления морской деятельностью стало учреждение в 1902 году Главного управления торговым мореплава-нием и портами как высшего государственного органа, ответственного за коммерческий флот, а в 1905 году - Министерства торговли и промыш-ленности, в состав которого вошло и Главное управление. Совет по делам торгового мореплавания, председателем которого стал министр торгов-ли и промышленности, превратился в совещательный орган. Членами его являлись представители от министерств финансов, внутренних дел, военного, морского, юстиции, путей сообщения, главного управления земледелия и землеустройства, а также от купечества приморских горо-дов и от пароходных компаний. Подобная структура просуществовала вплоть до 1917 года.

В советский период интенсификация морской деятельности прохо-дила в русле общего экономического развития СССР и обеспечения его обороноспособности по единым народнохозяйственным планам, что не требовало разработки конкретной морской доктрины. Советский Союз в течение длительного периода достаточно последовательно утверждал себя в качестве ведущей морской державы. Особенно активно этот про-цесс протекал в 50-70-х годах, когда энергично укреплялась матери-ально-техническая база всех отраслей морского хозяйства, постоянно возрастал их научный и кадровый потенциал, бурно росла береговая инфраструктура, успешно осуществлялась деятельность практически во всех районах Мирового океана.

Однако, как показала практика, такой подход не всегда соответствовал объективным требованиям системности, которые диктуются важнейшими особенностями Мирового океана как весьма сложного объекта природополь-зования. Во-первых, Мировой океан еще недостаточно изучен с точки зрения геологии, биологии, физики, химии, экологии, а также предельно допустимых уровней изъятия (эксплуатации) тех или иных морских ресур-сов, прежде всего возобновимых. Во-вторых, ресурсы и пространства Мирового океана лишь частично находятся под юрисдикцией России, а это требует учета международных законодательных актов при реализации морской деятельности. В-третьих, производственный аппарат отраслей морского хозяйства и военно-морские силы нашей страны, как правило, действуют на океанических акваториях одновременно и совместно с ана-логичными объектами зарубежных государств (пользователей), что вы-двигает особые требования к их конкурентоспособности и организации их использования. Наконец, технологии и технические средства освоения многих новых природных богатств (углеводороды и минералы дна, недр океана, энергетические приливно-отливные, волновые явления и др.) на-столько важны и специфичны, что осуществление НИОКР, создание про-изводственных мощностей для их разработки имеет стратегический харак-тер для развития народного хозяйства в целом. Кроме того, в организа-ции текущей и перспективной морской деятельности не была учтена возможность резкого изменения геополитического положения страны, международных условий в Мировом океане и других факторов.

Поэтому, несмотря на масштабное развитие всех видов морского хо-зяйства, в СССР так и не была создана единая, опирающаяся на серь-езное научное сопровождение общегосударственная система регулиро-вания и управления этим процессом. Нет такой системы и в современной России, хотя серьезные предпосылки к ее образованию появились буквально в самое последнее время. Бессистемный подход к выбору и защите позиций РФ при столкновении с реальными экономическими и политическими интересами зарубежных стран, особенно в прибреж-ных районах Мирового океана, все чаще оборачивался крупными эко-номическими потерями.

События последнего десятилетия резко изменили геополитическую рас-становку сил в области мировой морской деятельности, крайне негативно повлияли на морской потенциал Российской Федерации, его экономиче-скую и военную составляющие, прежде всего транспортный, промысло-вый, военно-морской и научно-исследовательский флоты, науку об океане, различные отрасли промышленности, систему базирования и терминалов, кадры ученых, конструкторов, инженеров, техников и тем более моряков с их многообразными и уникальными специальностями. Существенно сократилось число наиболее важных для морского судо-ходства и, следовательно, экономики страны выходов к морю, особен-но балтийских - самых коротких и дешевых для связи со странами За-падной Европы. Транспортные возможности России на Черном море сократились более чем вдвое. Около 50% портово-прибрежной инфра-структуры осталось в других странах СНГ. Почти 40% внешнеторговых морских перевозок обслуживают порты Балтии и Украины. Доля рос-сийских экспортно-импортных грузов в общем объеме морского тран-зита через Прибалтику составляет 70-80%. Доходы этих стран от вы-полнения такой работы превышают 30% их валового национального продукта, а потери России - более 2 млрд. дол. США ежегодно. Особен-но это сказывается на Военно-Морском Флоте, который единствен-ный способен реально обеспечить и защитить наши интересы в Миро-вом океане. Резко, почти в четыре раза, сократился боевой корабель-ный состав, возросли сложности с судоремонтом, нарастает процесс старения флота, хроническое недофинансирование ВМФ отражается прежде всего на постройке новых кораблей.

Сложившийся ведомственный подход к освоению водных про-странств и ресурсов с неизбежностью привел к противоречиям и кон-фликтам между различными отраслями морского хозяйства, видами морской деятельности, регионами их базирования, центрами разме-щения инфраструктуры. Ярчайшим примером этого является недав-нее столкновение с применением оружия между российскими погра-ничниками и рыбаками на Дальнем Востоке. Такое состояние мор-ской деятельности Российской Федерации, а главное - отсутствие до недавнего прошлого реальных шагов к восстановлению позиций Рос-сии в Мировом океане сказалось на возрастании реальных и потен-циальных угроз ее национальной безопасности с морских и океан-ских направлений.

Перечисленные проблемы требуют неотложного практического ре-шения и поэтому стали в последнее время объектом пристального внимания Президента и Правительства России. Было признано, что основной причиной указанных негативных тенденций является недо-оценка как значения морской деятельности для экономического раз-вития страны и обеспечения ее безопасности, так и необходимости единого общегосударственного управления всеми видами этой дея-тельности. Хозяйственная сфера и возможности военно-стратегиче-ского использования сил в океане продолжают расширяться, морское хозяйство превращается во все более сложный многоотраслевой ком-плекс, все виды производства и защиты которого взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Постепенно сформировалось понимание того, что важнейшей це-лью освоения Мирового океана является долговременная эксплуатация его пространств и ресурсов на основе единого системного подхода к определению стратегии развития, размещения, организации и упра-вления всей морехозяйственной деятельностью; выбора эффектив-ных направлений укрепления и наращивания морского потенциала РФ; сочетания совокупности сил и средств как для экономического использования, так и для защиты национальных интересов.

С целью восстановления позиций России как морской державы в 1997 году была ратифицирована Конвенция ООН по морскому пра-ву, в 1998-м утверждена федеральная целевая программа «Мировой океан», в 1999-м Российская Федерация присоединилась к Хартии океанов. Но действительно реальными шагами к реализации нацио-нальных интересов России в Мировом океане стали изданные в 2000 году Указ Президента РФ «О совершенствовании морской деятель-ности Российской Федерации» и постановление Правительства РФ «О мерах по совершенствованию морской деятельности Российской Федерации». Во исполнение принятых решений была разработана и 27 июля 2001 года утверждена Президентом РФ Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года как совокупность науч-но обоснованных взглядов на цели, задачи и характер развития дея-тельности государства в Мировом океане и прилежащих акваториях (включая пресноводные), а также способы ее реализации и обеспе-чения с учетом экономических возможностей страны, кораблестрое-ния и судостроения, действующего международного права и нацио-нальных интересов; утверждены Основы политики Российской Феде-рации в области военно-морской деятельности до 2010 года, в которых изложены основополагающие принципы и положения морской по-литики государства в целях сохранения и развития Военно-Морско-го Флота; в сентябре 2001 года принято постановление Правительст-ва РФ о создании при нем Морской коллегии для координации всей морской деятельности России и реализации Морской доктрины; на-чалась разработка законопроектов, регулирующих морскую деятель-ность, и организован на постоянной основе системный анализ ее со-стояния и тенденций развития, результаты которого предусматрива-ется ежегодно докладывать Президенту Российской Федерации.

Впервые в России на государственном уровне положено начало фор-мированию национальной морской политики как долговременной, ком-плексной и системной государственной политики в области морской деятельности, консолидации внутригосударственных и международ-ных интересов России в сфере освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана. Морская политика наряду с внеш-ней, внутренней, социальной, военной, экономической и другими, традиционно существующими в государстве, во многом дополняя и обогащая их, получила свое законное право на существование.

Разработка и принятие Морской доктрины были обусловлены многими факторами, но главными и определяющими являлись зна-чение Мирового океана для устойчивого развития Российской Фе-дерации, потребность защиты жизненно важных национальных ин-тересов и необходимость формирования в государстве и обществе морской культуры. Необходимость принятия доктрины диктовалась также осознанием реальной угрозы утраты тех позиций, которые были достигнуты в изучении, освоении и использовании морских ресурсов и пространств.

Основное назначение доктрины состоит в том, чтобы в ходе ее последовательной реализации координировать и направлять деятель-ность государства на эффективное совместное применение всех име-ющихся сил, средств и возможностей для обеспечения своих нацио-нальных интересов в Мировом океане как совокупности сбаланси-рованных интересов личности, общества и государства в сфере морской деятельности.

Превалирующим фактором, определяющим реальность восстанов-ления морского потенциала РФ, является создание с помощью поли-тико-дипломатических, экономических, информационных и других невоенных средств благоприятных внешнеполитических условий для разрешения противоречий, устранения угроз и осуществления дея-тельности России в Мировом океане.

Обеспечение государственных интересов во многом будет зависеть от участия в различных международных организациях и совместных предприятиях хозяйственного, научного и военного характеров, при этом деятельность российской стороны в Мировом океане должна быть подчинена национальным интересам и задачам, вытекающим из общего внутреннего и международного положения страны и ее соци-ально-экономического развития.

Ограниченность экономических ресурсов и возможностей государ-ства требует сконцентрировать их прежде всего на защите, политиче-ском и международно-правовом обеспечении национальных интере-сов в Мировом океане; комплексном исследовании морской среды, ре-сурсов и пространств Мирового океана и их научно-техническом обеспечении; использовании минеральных и топливно-энергетических ресурсов Мирового океана, в первую очередь Арктики и Антарк-тики; расширении потенциала государства за счет использования оке-анических пространств, процессов и подводных территорий; развитии жизненно важных сфер государственной деятельности (включая обо-ронное строительство, военное сотрудничество, экологическую безо-пасность и др.); информационном противоборстве, направленном на создание международного общественного мнения в пользу России; взаимодействии ВМФ со всеми участниками процесса морехозяйственной деятельности как ее силовой основы, в том числе и использо-вании конверсионного потенциала предприятий, производящих воен-но-морскую технику.

К национальным интересам Российской Федерации в Мировом океане отнесены: незыблемость ее суверенитета, распространяющегося на вну-тренние морские воды, территориальное море, а также на воздушное пространство над ними, на дно и недра; обеспечение суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации, осуществляемых в ее исключи-тельной экономической зоне и на континентальном шельфе в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих во-дах, управления этими ресурсами, производства энергии путем исполь-зования воды, течений и ветра, создания и использования искусствен-ных островов, установок и сооружений, морских научных исследова-ний, защиты и сохранения морской среды; свобода открытого моря, включающая свободу судоходства, полетов, прокладки подводных ка-белей и трубопроводов, рыболовства, научных исследований; охрана человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения морской среды, обеспечение контроля за функционированием жизненно важ-ных морских коммуникаций, создание условий, способствующих из-влечению выгоды из морской хозяйственной деятельности населением, особенно ее приморских регионов, а также государством в целом.

Национальная морская политика реализуется последовательно и преемственно путем выполнения краткосрочных и долгосрочных за-дач, согласованных по функциональным и региональным направле-ниям. К функциональным направлениям относятся: морские перевозки, освоение ресурсов и пространств Мирового океана, морская наука, во-енно-морская и другие области морской деятельности. Региональные направления - это наиболее значимые для Российской Федерации тер-ритории и акватории, объединенные общими физико-, экономико-, политико- или военно-географическими характеристиками. Главными из них являются: Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское, Кас-пийское и Индоокеанское направления.

Национальная морская политика Российской Федерации строится исходя из специфических особенностей ее географического положе-ния и в соответствии со следующими основными принципами: соблю-дение общепринятых норм международного права и международных договоров Российской Федерации при осуществлении морской дея-тельности; поддержание составляющих морского потенциала страны на уровнях, соответствующих ее национальным интересам, в том чис-ле обеспечение присутствия российского флота в удаленных районах Мирового океана и российских исследователей на Антарктическом континенте; взаимодействие и координация усилий в вопросах фор-мирования и реализации национальной морской политики органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, орга-нов местного самоуправления и заинтересованных общественных объединений; консолидация усилий и координация научных исследо-ваний по проблемам формирования и реализации национальной мор-ской политики; государственный контроль над судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, государствен-ный портовый контроль, контроль за состоянием и использованием природных ресурсов внутренних морских вод, территориального мо-ря, исключительной экономической зоны и континентального шель-фа Российской Федерации; проведение комплексных морских науч-ных исследований; развитие систем мониторинга за состоянием мор-ской природной среды и прибрежных территорий.

Задачи национальной морской политики будут формировать исходя из ее принципов и в пределах своей компетенции органы государст-венной власти Российской Федерации (Президент, Федеральное Соб-рание, Правительство). При этом должны учитываться результаты вы-полнения федерально-целевой программы «Мировой океан», а также состояние и тенденции развития морской деятельности Российской Федерации и в мире в целом под влиянием политических, экономиче-ских, военно-стратегических, научно-технических и других факторов.

Решение задач национальной морской политики осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления через организации, находящиеся в их ведении и сфере деятельности, а также действующими на основе Конституции и законо-дательства Российской Федерации заинтересованными общественны-ми объединениями. Обобщенными критериями эффективности нацио-нальной морской политики являются: степень реализации поставленных краткосрочных и долгосрочных задач; степень реализации торговым, промысловым, научно-исследовательским и другими специализиро-ванными флотами суверенных прав Российской Федерации в ее исклю-чительной экономической зоне, на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря; способность военной составляющей морского потенциала России во взаимодействии с видами Вооруженных Сил, другими войсками, воинскими формированиями и органами обеспе-чить защиту и национальную безопасность страны.

Согласно Морской доктрине совокупность сил и средств государства и возможностей их использования для реализации национальной морской политики составляет морской потенциал Российской Федерации, основой которого являются Военно-Морской Флот, органы морской охраны Фе-деральной пограничной службы, гражданский морской флот, а также ин-фраструктура, обеспечивающая морскую хозяйственную и военно-мор-скую деятельность, их функционирование и развитие.

В этом документе раскрыты содержание и меры по реализации ос-новных направлений совершенствования морской деятельности в об-ласти морских и океанских перевозок, освоения минеральных, энерге-тических и биологических ресурсов Мирового океана, международно-правовых отношений, экологии, морской науки и т.д. Причем все указанные сферы морской деятельности определены конкретно, с уче-том специфики региона и его проблем.

Специальный раздел в доктрине посвящен военно-морской деятельно-сти, которая представляет собой деятельность государства по изучению, освоению и использованию Мирового океана в интересах обороны и без-опасности страны с участием военной составляющей ее морского потен-циала (Военно-Морского Флота и органов морской охраны ФПС Рос-сии). Как и в Военную доктрину, в Морскую доктрину включено положе-ние, что задачи по защите национальных интересов в Мировом океане, а также главные цели, принципы и приоритетные направления военно-морской деятельности Российской Федерации изложены в Основах поли-тики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года.

Военно-морская деятельность, связанная с защитой и обеспечением национальных интересов и безопасности Российской Федерации в Ми-ровом океане, отнесена к категории высших государственных приорите-тов. Решение задач парирования угроз и гарантированного обеспечения национальных интересов и безопасности РФ и ее союзников в Мировом океане базируется на поддержании достаточного военно-морского по-тенциала страны. Военно-морской Флот, как указано в Морской докт-рине, является главной составляющей и основой морского потенциала Рос-сии, одним из инструментов ее внешней политики и предназначен для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-полити-ческой стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасно-сти с морских и океанских направлений. При этом подчеркивается, что ВМФ осуществляет сдерживание от применения военной силы или уг-розы ее применения в отношении Российской Федерации, защиту воен-ными методами суверенитета России, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориаль-ное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря. Кроме то-го, Военно-морской Флот создает и поддерживает условия для обеспе-чения безопасности морехозяйственной деятельности, обеспечивает во-енно-морское присутствие Российской Федерации в Мировом океане, демонстрацию флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ, участие в осуществляемых мировым сообществом военных, миротвор-ческих и гуманитарных акциях.

Силовой основой решения задач морской политики Российской Фе-дерации на соответствующих региональных направлениях являются оперативно-стратегические объединения ВМФ - Северный, Тихо-океанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия.

Их количественный и качественный состав поддерживается на уровне, адекватном угрозам национальной безопасности Российской Федерации на конкретном региональном направлении, и обеспечива-ется самостоятельными инфраструктурами базирования, судостроения и судоремонта.

При защите и охране государственной границы на море, охране внут-ренних морских вод, территориального моря, исключительной экономи-ческой зоны и континентального шельфа, их природных ресурсов преду-сматриваются: обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы и пограничного режима; охра-на внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и их природных ресур-сов; выполнение задач Пограничной службы по координации деятельно-сти федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих ох-рану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресур-сов; контроль за деятельностью судов иностранных государств во внут-ренних морских водах, в территориальном море, исключительной эконо-мической зоне и на континентальном шельфе; реализация достигнутых двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами по расширению мер доверия в пограничной области, обмену информа-цией по нелегальной миграции и пресечению контрабанды оружия, взрывчатых и наркотических веществ.

В целом по структуре и содержанию Морская доктрина представляет собой направления комплексного решения проблем освоения и эффектив-ного использования Мирового океана в интересах экономического разви-тия и обеспечения безопасности страны на основе последовательного претворения в жизнь национальной морской политики. В доктрине увязывается деятельность федеральных органов исполнительной вла-сти, имеющих в ведении и в сфере деятельности флот, с деятельностью органов власти приморских субъектов федерации.

По замыслу доктрина является логическим продолжением действу-ющих в государстве нормативных документов (Концепции националь-ной безопасности, Военной доктрины и др.) и основой для проведения национальной морской политики во всех областях морской деятельно-сти, в том числе и военно-морской.

Принятие обоснованных решений, направленных на реализацию мор-ской политики Российской Федерации, невозможно без соответствующе-го информационного обеспечения. Необходимо развитие глобальных ин-формационных систем, обеспечивающих морскую деятельность России, в том числе систем навигационно-гидрографического, гидрометеороло-гического и других видов обеспечения, единой системы информации об обстановке в Мировом океане, единой государственной системы освеще-ния надводной и подводной обстановки, создаваемых на базе сил и средств Министерства обороны, Федеральной службы России по гидро-метеорологии и мониторингу окружающей среды и других заинтересо-ванных федеральных органов исполнительной власти в целях интеграции и рационального использования систем, комплексов и средств различно-го ведомственного подчинения.

Реализация положений Морской доктрины будет способствовать дос-тижению высокой эффективности морской деятельности, обеспечению устойчивого развития государства, защите и обеспечению его национальных интересов и безопасности в Мировом океане, укреплению междуна-родного авторитета.

Важная роль здесь отводится Морской коллегии при Правительстве Рос-сийской Федерации. В соответствии с Положением о Морской коллегии (см. таблицу) она является постоянно действующим координационным органом, обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации, научных, общественных, промышленных и других организаций, в том числе различных форм собственности, связанных с морехозяйственной деятельностью, по решению государственной задачи особой важности - обеспечению национальных интересов и безопасности страны в Мировом океане.

В состав Морской коллегии входят руководители головных координи-рующих органов в области морской деятельности РФ в системе федераль-ных органов исполнительной власти, а также руководители федеральных органов исполнительной власти, федеральных округов, научных и других организаций, непосредственно связанных с изучением, освоением и ис-пользованием ресурсов и пространств Мирового океана. Работу Морской коллегии возглавляет Председатель Правительства Российской Федера-ции. Создание впервые в истории страны полномочного органа, ответст-венного за формирование и реализацию морской политики, должно спо-собствовать восстановлению морской мощи России, занятию ею достой-ного места в ряду ведущих морских держав.

При выборе долговременной государственной политики в области ис-пользования ресурсов и пространств Мирового океана морской по-тенциал государства правомерно рассматривать как систему, для которой характерно не только наличие связей между ее компонентами (транспортный, рыбопромысловый, военный, научно-исследователь-ский флот и т.д.), но и неразрывное единство со средой - океаном. Более того, в единой системе необходимо рассматривать и увязывать в соответ-ствии с интересами государства деятельность федеральных органов ис-полнительной власти, имеющих в ведении и в сфере деятельности флот, и органов власти приморских субъектов Российской Федерации, непо-средственно участвующих в морехозяйственной деятельности.

В настоящее время морское хозяйство представляет собой комп-лекс, все многочисленные отрасли которого связаны рядом общих черт и признаков, основными из которых являются: осуществление произ-водства на одной физико-географической основе (Мировой океан);

пространственное перемещение в процессе производства большей ча-сти основных производственных фондов; наличие в составе основных фондов сходных по экономическому назначению средств (суда, порты, верфи, доки, судостроительные и судоремонтные заводы и др.); одина-ковое территориальное размещение береговых предприятий; анало-гичная специализация и идентичный профессионально-квалификаци-онный состав значительной части производственных кадров; близкая (а зачастую общая) научная основа производства; единое информаци-онное пространство; единая силовая основа - Военно-Морской Флот и органы морской охраны ФПС России; единая научная основа - на-учные технологии и научно-исследовательский флот и т.п.

Все это определяет необходимость научно обоснованного выбора эф-фективных направлений укрепления и наращивания морского потенциа-ла Российской Федерации через системные проекты, что предполагает рациональное сочетание совокупности средств освоения Мирового океана и средств защиты государственных интересов. По нашему мнению, эти проекты должны включать в себя систему крупномасштабных научно обоснованных решений, направленных на достиже-ние принципиально важных долговременных целей в области мор-ской деятельности, в ходе которой последовательно координируется функционирование всех субъектов морской политики в интересах эффективного совместного применения имеющихся сил, средств и возможностей для защиты национальных интересов России в Миро-вом океане.

Системные проекты должны разрабатываться на основе Морской доктрины Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной, с учетом решений, принятых по результатам ежегодных докладов Пре-зиденту Российской Федерации о состоянии морской деятельности, и реализовываться Морской коллегией через государственные про-граммы развития всех составляющих морского потенциала России, законодательные и другие акты в области морской и военно-морской деятельности.

В целом принятые меры по усилению государственного регулирова-ния морской деятельности заложили организационные основы для реа-лизации национальной морской политики и защиты жизненно важных ин-тересов России в Мировом океане.

Претворение в жизнь положений Морской доктрины, а также органи-зация работы Морской коллегии потребуют длительных, серьезных уси-лий Президента, Правительства, Федерального Собрания, руководства государственных органов власти - словом, всех, кому дороги интересы и авторитет России. Успех может быть обеспечен только при наличии поли-тической воли и осознании в государстве и обществе необходимости и важности морской деятельности для развития нашего Отечества. Только тогда Морская доктрина, даже в условиях ограниченного финансирова-ния, станет действенным инструментом общегосударственной политики, будет во многом способствовать достижению общесистемного экономи-ческого эффекта и реализации национальных интересов России в целом, а также содействовать укреплению ее международного авторитета как морской державы. Необходимым условием для этого, по мнению авторов, является создание соответствующего механизма управления.

В настоящее время ни одна из государственных структур не имеет орга-нов, ответственных за формирование и реализацию политики РФ в Миро-вом океане. Поэтому процесс разработки и реализации морской политики продвигается крайне медленно, а разобщенные и весьма ограниченные усилия в области морской деятельности ни в коей мере не соответствуют ни потребностям страны, ни тем возможным экономическим и политиче-ским выгодам, которые могли бы быть получены при централизации сис-темы федерального руководства морской деятельностью.

Переход к формированию механизма реализации морской политики предлагается осуществить поэтапно.

На первом этапе (2001-2004 годы):

организация работы Морской коллегии (видимо, все другие межве-домственные комиссии, координирующие сегодня различные области морской деятельности, а также планируемые к созданию, следует рассма-тривать в качестве самостоятельных направлений деятельности Морской коллегии (например, межведомственная комиссия по ФЦП «Мировой океан») или ее рабочих групп по научно-исследовательскому флоту, рыбо-промысловому и др.);

создание основ государственного механизма реализации Морской доктрины, руководства и управления национальной морской политики, такой, разработки и выполнения законов, указов, постановлений и программ в отношении морской деятельности, для чего необходимо сформировать: в Администрации Президента Российской Федера-ции - Главное управление морской политики РФ (начальник управ-ления - советник Президента по морской политике); в Аппарате Совета Безопасности РФ - управление (отдел) морской безопасно-сти (безопасности с морских и океанских направлений); в Аппарате Правительства РФ - департамент морской деятельности (как рабочий орган Морской коллегии); в Совете Федерации - комис-сию по морской политике; в Государственной Думе - комитет по морской политике. В федеральных органах исполнительной власти (МИД, Минэкономразвития, Минпромнауки, Минэнерго, Минатом и т.д.) проблематику, связанную с морской деятельностью, выделить в самостоятельные направления. В руководящие органы приморских регионов ввести заместителей по вопросам, связанным с морехозяйственной деятельностью в регионе.

Воспитание морской культуры государства объективно требует при-влечения всего отечественного духовного потенциала, возможностей православной церкви и других религиозных конфессий.

Без этих конкретных шагов любые принимаемые решения в облас-ти морской политики, тем более военно-морской деятельности, оста-нутся на уровне деклараций.

О национальной морской политике России

О национальной морской политике России

На втором этапе (2005-2010 годы) на основе опыта деятельно-сти Морской коллегии, реализации Морской доктрины и ежегодных государственных докладов Президенту Российской Федерации о мор-ской деятельности, результатов проведения морской политики и функ-ционирования специально созданного государственного механизма по управлению морской деятельностью, анализа эффективности внедре-ния системных проектов перейти к формированию федеральных орга-нов руководства морской деятельностью, необходимость в которых бу-дет диктоваться уровнем экономического развития страны, характером ее деятельности в Мировом океане и задачами обеспечения безопасно-сти с морских и океанских направлений. Только после этого можно пе-реходить к разработке и принятию закона о государственном регулиро-вании морской деятельности Российской Федерации - Закона о Рос-сийском флоте.

В дальнейшем - дорабатывать Морскую доктрину РФ и на ее ос-нове проводить постоянную, целенаправленную, скоординированную, преемственную государственную морскую политику, продолжать нара-щивать усилия и совершенствовать механизм государственного регули-рования морской деятельности в направлениях: активизации деятель-ности России в Мировом океане с учетом целей и задач развития стра-ны; ориентации морской деятельности на получение конкретных практических результатов как в ближайшей, так и в отдаленной перспе-ктиве; сохранения принадлежащих России ресурсов и богатств Миро-вого океана; обеспечения максимальной координации и повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов власти приморских регионов и российских деловых кругов; экономического развития страны, поддержания военно-поли-тической стабильности на морских и океанских пространствах, обеспе-чения военной безопасности и нейтрализации угроз с морских направ-лений, укрепления международного авторитета России.

По нашему глубокому убеждению, судьба России как морской дер-жавы будет во многом зависеть от выполнения недавно принятых госу-дарственных решений, перечисленных в указанных выше документах. Утвердив Морскую доктрину, Президент Российской Федерации четко и ясно дал понять, что Россия, объявляя национальную морскую полити-ку, намерена решительно и твердо укреплять свои позиции среди ведущих держав.

Большое значение будет иметь всестороннее освещение морской деятельности России и поддержание ее авторитета как морской держа-вы средствами массовой информации и общественными организаци-ями. Постоянное внимание общества к проблемам национальных ин-тересов в Мировом океане должно способствовать воспитанию «мор-ского мышления» в органах государственной власти, выработке у руководства страны, в государственном аппарате не только политиче-ской воли и способности к созданию всех составляющих морской си-лы, но и умения эффективно применять их.

В сегодняшних условиях морская политика России может стать одним из основных экономических и политических факторов, опре-деляющих устойчивое экономическое развитие страны. Морская де-ятельность должна стать новым реальным сектором экономики РФ.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации