Некоторые проблемы организации взаимодействия сил и средств оперативной разведки в противодесантной обороне побережья

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 06(11-12)/2002, стр. 36-42

Некоторые проблемы организации взаимодействия сил и средств оперативной разведки в противодесантной обороне побережья

Полковник А.В. НИКОЛАЙЧУК

ОРГАНИЗАЦИЯ и поддержание непрерывного взаимодействия являются важнейшей составной частью общего комплекса подготовки и ведения операций и одной из основных функциональных обязанностей командующих (командиров) и штабов различных звеньев управления. Необходимо отметить, что действующие уставы, наставления и другие руководящие документы достаточно полно регламентируют порядок работы всех должностных лиц по организации взаимодействия в основных видах боевых действий войск (сил). Однако, как показывает опыт локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий XX века, реальное воплощение в боевую практику уставных положений сталкивается с рядом существенных проблем, которые значительно усложняют выполнение поставленных задач.

Из всего многообразия форм ведения боевых действий оперативными (оперативно-стратегическими) объединениями вооруженных сил, по нашему мнению, наиболее сложной в вопросах организации взаимодействия является проводимая совместными усилиями объединений СВ, ВМФ и ВВС в пограничной области трех физических сфер (суши, воды и воздуха) противодесантная операция (ПДО), которая сегодня приобретает все больший вес и значимость.

Достаточно отметить, что уже после Второй мировой войны США и их союзники высадили 94 морских и воздушных десанта различного масштаба. Одной из крупнейших морских десантных операций явилась Инчхонская, в ходе которой в сентябре 1950 года на побережье Корейского полуострова было высажено более 40 тысяч американских, английских и южнокорейских солдат и офицеров. В 1982 году вооруженные силы Великобритании провели успешную морскую десантную операцию на Фолклендских (Мальвинских) островах. В ходе войны коалиционных сил против Ирака в зоне Персидского залива в 1991 году в полном объеме была подготовлена и проведена операция по высадке морского десанта на острова Файлака и Бубиян.

Известно, что противодесантная операция является совместной операцией видов ВС и представляет собой совокупность согласованных по цели, задачам, месту и времени боевых действий войск фронта и сил флота, проводимых по единому замыслу и плану вместе с объединениями ВВС и ПВО в целях воспрещения вторжения противника с моря, срыва (отражения) высадки его морских и воздушных десантов и удержания обороняемого побережья с находящимися на нем важными объектами. По нашему убеждению, в согласовании усилий разновидовых группировок войск заключается главный смысл организации взаимодействия, и именно данная часть работы командующего (командира) и штаба - основа успеха противодесантной обороны.

Об этом свидетельствует опыт прошлых войн и вооруженных конфликтов. Например, высадка морского десанта немецких войск в сентябре 1944 года на о. Сурсари (Гогланд), находящийся в центральной части Финского залива, была сорвана в результате нанесения поражения противнику благодаря четкой организации взаимодействия между авиацией и силами Балтийского флота. Используя данные морской разведки, 9-я и 11-я штурмовые авиационные дивизии блокировали воздушное прикрытие немецкого десанта на аэродромах в Реквере и нанесли шесть мощных ударов по походному ордеру десанта противника. В итоге оказались потопленными девять десантных судов, транспортное судно, несколько десантных барж, поврежденными два корабля и сбитыми 22 истребителя.

В качестве противоположного примера можно привести противодесантную операцию вооруженных сил Японии на Филиппинских островах в октябре 1944 года. Из-за отсутствия взаимодействия между сухопутными войсками, отдельными группами кораблей и авиацией, в первую очередь разведывательной, ПДО японцев, располагавших крупными силами, окончилась полным провалом.

Характерно то, что оба приведенных примера напрямую связаны не только с особенностями организации взаимодействия между соединениями различных видов вооруженных сил, но и с такой его важнейшей составной частью, как взаимодействие сил и средств разведки.

В современных условиях в противодесантной операции кроме сухопутных войск, ВМФ и ВВС активное участие будут принимать другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности государства военными методами, а также органы управления ими: внутренние войска и другие формирования Министерства внутренних дел, пограничные войска Федеральной Пограничной службы, формирования Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы Железнодорожных войск РФ, Службы внешней разведки (в дальнейшем для краткости - другие войска). Кроме того, на отдельных операционных направлениях непосредственное и активное участие в организации и ведении ПДО могут принимать вооруженные силы государств - союзников России. Следует отметить, что пока структура, вооружение и основы оперативного применения большинства из них аналогичны российским. Казалось бы, что особых проблем в организации и поддержании непрерывного взаимодействия между воинскими формированиями наших государств быть не должно. Однако опыт проведенных мероприятий оперативной подготовки с участием представителей армий стран СНГ, Вооруженных Сил и других войск РФ свидетельствует, что в организации их взаимодействия существует немало проблем как объективного, так и субъективного характера.

Субъективные - обусловлены личностными индивидуальными особенностями командующих (командиров), начальников штабов и других руководителей, а также коллективов штабов. По нашему мнению, наиболее характерным и общим недостатком в их работе является недооценка роли и значения разведки как важнейшего вида оперативного обеспечения, недопонимание прямой зависимости ее эффективности от своевременной организации и непрерывности ведения различными силами и средствами.

Объективные проблемы в организации взаимодействия сил и средств разведки, в свою очередь, можно разделить на две большие группы: организационные и технические. Среди проблем организационного плана прежде всего следует отметить отсутствие единого подхода в разработке руководящих документов, регламентирующих порядок и последовательность организации взаимодействия сил и средств разведки различных силовых структур. Главное противоречие при этом заключается в межведомственных барьерах, не позволяющих осуществлять полный и эффективный обмен разведывательной информацией в интересах подготовки ПДО.

Основой организации взаимодействия между Вооруженными Силами и другими войсками, и в том числе их силами и средствами разведки, является решение Верховного Главнокомандования, а также приказы, директивы, указания министра обороны и руководителей других министерств и ведомств.

В угрожаемый период предусматривается переподчинение военным округам той части других войск, которая дислоцирована на их территории. При этом решение многих вопросов организации взаимодействия значительно упрощается, так как вся деятельность привлекаемых войск (сил) будет осуществляться под непосредственным руководством командующих войсками военных округов, наделенных правами оперативно-стратегических командований. Однако подобное переподчинение безнадежно запаздывает. Для эффективного применения сил и средств разведки взаимодействие между разведками Вооруженных Сил и других войск целесообразно организовывать на более ранней стадии, т.е. еще в мирное время. Основой, регламентирующей вопросы организации такого взаимодействия как в военное, так и в мирное время, должны стать межведомственные руководства, инструкции, утвержденные соответствующими руководителями силовых структур.

Сегодня подобного рода руководящие документы разработаны только для Вооруженных Сил и федеральной пограничной службы РФ, но и в них, на наш взгляд, вопросы организации и поддержания взаимодействия между силами и средствами разведки ВС и ФПС детально не отражены.

Специфика решаемых различными ведомствами задач предусматривает конфиденциальность получаемой информации, а поэтому полный обмен ею между структурами, не подчиненными друг другу, не только не возможен, но и зачастую вреден. Однако именно механизм взаимодействия разведок разновидовых, разноведомственных сил и средств должен быть разработан уже на период мирного времени. Он может включать в себя комплекс различных мероприятий, но главная его цель - дать недвусмысленные ответы на вопросы: кто организует взаимодействие в интересах разведывательного обеспечения выполнения тех или иных задач? Как (каким образом и способом) организуется и поддерживается взаимодействие? Когда (в какой период и в какие сроки) осуществляется организация взаимодействия.

Как показывает боевая практика, организация и поддержание взаимодействия сил и средств разведки осуществляются на основе личных контактов должностных лиц соответствующих силовых структур без опоры на четкую правовую базу. Поэтому эффективность таких мероприятий напрямую зависит от субъективного человеческого фактора и не может полностью отвечать требованиям, предъявляемым к организации и проведению современной совместной операции.

В этой ситуации не лишним было бы вспомнить и применить на практике богатый опыт Великой Отечественной войны, когда суровая действительность выдвинула острую необходимость срочной разработки руководящих документов по организации взаимодействия. Так, уже в 1943 году к началу стратегического наступления наши Вооруженные Силы получили для руководства единое «Наставление по совместным действиям Сухопутных войск с Военно-Морским Флотом и военными речными флотилиями», сыгравшее свою значительную роль в последующих операциях фронтов и флотов.

На наш взгляд, для сокращения сроков и качественной разработки правовых основ взаимодействия необходимо сформировать рабочие группы с привлечением не только офицеров Генерального штаба, но и представителей всех органов федеральной исполнительной власти.

Другая, не менее важная проблема организационного плана, которая непосредственно пересекается с предыдущей и практически вытекает из нее - отсутствие единого органа управления силами и средствами разведки различных органов федеральной исполнительной власти в интересах подготовки и проведения операции на стратегических направлениях. Необходимость его создания продиктована усилением роли и значения системы раннего предупреждения о возможной агрессии противника. Особенно важно заблаговременное создание единого органа управления разведкой на изолированных стратегических направлениях, где возможны все формы применения Вооруженных Сил, в том числе противодесантные операции.

На наш взгляд, единые центры управления разведкой наиболее целесообразно формировать на базе разведывательных управлений военных округов. В мирное время их главной задачей станет организация взаимодействия между силами и средствами разведки различных органов федеральной исполнительной власти, а в угрожаемый период и в военное время - управление всеми разведывательными органами и поддержание непрерывного взаимодействия в интересах оборонительной операции фронта. Следовательно, общее руководство войсками всех органов федеральной исполнительной власти в этот период будет осуществлять непосредственно командующий войсками военного округа (фронта).

Однако некоторые военные специалисты полагают, что при проведении ПДО общее руководство войсками и силами должно возлагаться на командующего флотом, так как именно на эту структуру ложится основная тяжесть борьбы с противником на всех этапах морской десантной операции (за исключением последнего - непосредственного отражения высадки десанта и боевых действий на берегу). Вопрос о руководстве войсками на приморских направлениях особенно обострился в последнее десятилетие XX века в связи с реформированием ВС РФ, в ходе которого часть сухопутных войск некоторых военных округов была переподчинена флоту. Соответственно управление силами и средствами разведки и организация взаимодействия между ними должны быть возложены на разведывательное управление флота.

История Второй мировой войны знает много примеров различного решения этой проблемы. Так, 22 ноября 1941 года директивой Ставки ВГК было создано единое командование войск Крыма с подчинением ему 51-й Отдельной и Приморской армий, всех частей на Крымском полуострове и в оперативном отношении - Черноморского флота. Возглавлял единое командование заместитель наркома ВМФ вице-адмирал Г.И. Левченко, а заместителем по сухопутным войскам был назначен командующий 51-й ОА генерал-лейтенант П. И. Батов, хотя штаб и Военный совет войск Крыма создавались на армейской основе. Отсутствие в штабе 51 -и ОА морского отдела и специалистов морской разведки затрудняло конкретное планирование использования сил и средств разведки3.

В апреле 1942 года Ставка ВГК сформировала Главное командование Северо-Кавказского направления под руководством Маршала Советского Союза С.М. Буденного. Ему были подчинены войска Крымского фронта, Севастопольского оборонительного района, Северо-Кавказского военного округа, Черноморского флота и Азовской флотилии. При штабе направления была создана морская группа численностью 26 человек, которая включала (помимо офицеров-операторов) связистов, тыловиков, офицеров разведки, а также специалистов из числа старшинского и рядового состава, что существенно повышало эффективность разведюг.

Опыт ведения совместных боевых действий показал, что при решающей роли Сухопутных войск на приморских направлениях флот мог оперативно подчиняться фронту, штаб которого, имея морской отдел, обеспечивал грамотное использование морских сил и взаимодействие с силами и средствами разведки флота. Для захвата портов и баз противника Черноморскому флоту в оперативное подчинение передавалась сухопутная группировка.

Подобный принцип руководства совместными группировками войск и сил, на наш взгляд, целесообразен и в современных условиях. Необходимо еще раз подчеркнуть, что наибольшая эффективность руководства войсками на приморских направлениях достигалась при создании объединенных штабов, включавших представителей от воинских формирований всех видов Вооруженных Сил, действующих в данном регионе. Попытки приспособить для этой цели имеющиеся штабы, как правило, не давали желаемых результатов. Причины такого положения дел обусловливаются прежде всего отсутствием в штатах общевойсковых штабов специалистов видов Вооруженных Сил, готовых приступить к выполнению поставленных задач немедленно.

Об этом же свидетельствует и современный практический опыт оперативной подготовки военных округов, который показывает, что временные объединенные органы управления, создаваемые на период командно- штабных учений и тренировок по принципу выделения оперативных групп от всех войск федеральной исполнительной власти, с огромным напряжением справляются с возложенными на них задачами из-за отсутствия слаженности. Особенно остро указанная проблема стоит в системе управления разведкой.

С предыдущей напрямую связана и третья проблема, суть которой заключается в том, что большинство офицеров штабов военных округов, в том числе и офицеры-разведчики, слабо представляют себе предназначение, структуру и возможности непосредственно взаимодействующих с ними органов разведки флота, ВВС и ПВО, а также других войск и органов федеральной исполнительной власти. Анализ результатов командно-штабных учений показывает, что большая часть времени представителей оперативных групп других войск уходит на доведение до офицеров штабов именно этих вопросов, а не на работу по организации и поддержанию взаимодействия. Тематика действующих в ВС программ командирской подготовки офицерского состава не предусматривает изучения организационно-штатной структуры, задач и возможностей других войск. Поэтому решение данной проблемы видится в ознакомлении офицеров с взаимодействующими силами и средствами разведки в ходе самостоятельной подготовки под руководством непосредственных начальников, а также с привлечением представителей разведывательных структур соответствующих органов федеральной исполнительной власти непосредственно перед проведением командно-штабных учений, тренировок и в период, предшествующий планированию разведки на предстоящий календарный год.

Существенное место в вопросах организации и поддержания непрерывного взаимодействия в ПДО занимают технические проблемы, касающиеся прежде всего средств связи и автоматизированной системы управления.

Имеющиеся на вооружении средства связи не обеспечивают надежное и скрытное управление разновидовыми и разноведомственными группировками войск даже в условиях мирного времени, а выделение дополнительных каналов в военное время предусмотрено только для высшего руководящего звена. По нашему мнению, возникает острая необходимость разработки и внедрения в жизнь целевой программы обеспечения связи взаимодействия на мирное и военное время. Она должна включать в себя детальный расчет потребного количества радиосетей, радионаправлений, а также технических средств связи не только по основному, но и по дублирующему, а также резервному вариантам взаимодействия. До окончательной реализации данной программы требуется пересмотреть распределение имеющихся средств связи для наиболее полного обеспечения ими взаимодействия между силами и средствами разведки.

Другая проблема технического плана при организации взаимодействия сил и средств разведки - отсутствие сопряженных между собой автоматизированных центров сбора и обработки разведывательной информации. Создание таких центров позволит принимать сведения о противнике в интересах подготовки и проведения операций от всех добывающих органов, осуществлять их первичную обработку, анализ и выдавать информацию в автоматизированном режиме не по заявкам, а прямым вхождением потребителя в сеть.

Важность и эффективность таких автоматизированных центров (особенно на приморских направлениях) уже давно оценили разведывательные структуры вооруженных сил многих зарубежных государств. В частности, только в Тихоокеанской зоне США развернули три центра, которые принимают, обрабатывают, квалифицируют информацию по важности и времени получения и выдают по запросам потребителей в автоматическом режиме. Создание аналогичных центров (автоматизированных систем) значительно повысило бы возможности командующих и штабов по своевременному принятию решений на поражение важных объектов и группировок войск (сил) противника.

Серьезным препятствием в организации взаимодействия сил и средств разведки в ПДО остается разобщенность разведывательной инфраструктуры. Ведь в некоторых регионах России субъекты взаимодействия удалены друг от друга на сотни, а то и на тысячи километров. Частично ее можно решить за счет выделения разведывательным структурам, организующим взаимодействие, дополнительных каналов закрытой связи гарантированной стойкости.

В заключение следует отметить, что в статье отражены лишь некоторые аспекты взаимодействия сил и средств разведки в противодесантной операции. Дальнейшая дискуссия на страницах журнала, по нашему мнению, поможет в более полном объеме вскрыть весь спектр и глубину рассматриваемой проблемы.

История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Т. 4. М.: Воениздат, 1962. С. 459. С.

История второй мировой войны. Т. 9. М.: Воениздат, 1978. С. 352.

ЦАМО РФ, ф. 132, oп. 2642, д. 29, л. 91.

ЦВМА, ф. 83, д. 6104, л.4.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации