Некоторые подходы к повышению боевой готовности ВВС

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №1(1-2)/2002

Некоторые подходы к повышению боевой готовности ВВС

Полковник в отставке А.Б. КРАСНОВ,

доктор военных наук

ВЫСОКАЯ боевая готовность ВВС является одним из важней-ших факторов, обеспечивающих национальную безопасность госу-дарства. Это объясняется переносом центра тяжести вооруженной борьбы в воздушную сферу, в связи с чем наибольшую угрозу груп-пировкам Вооруженных Сил и объектам тыла страны будет предста-влять авиация агрессора, способная раньше других сил и средств на-носить мощные массированные удары. Эффективно противостоять такой угрозе способны ВВС, обладающие высокой мобильностью, боевой мощью и возможностью быстрой концентрации большей ча-сти сил на любых направлениях для достижения паритета с против-ником в воздушных (противовоздушных) операциях, особенно в на-чальный период войны.

Особую озабоченность сегодня вызывает не только состояние са-молетного парка, аэродромной сети, но и сокращение числа плано-вых масштабных учений и критически низкий уровень подготовки личного состава. За годы, прошедшие с начала реформирования, в ВВС выросло поколение командиров и летчиков, не знающее напря-женной боевой подготовки, опыта боевого дежурства. Выпускники авиационных военных училищ (институтов), прослужив 4-5 лет, по-степенно утрачивают профессиональные навыки. Так, из молодых летчиков, пришедших после 1994 года в ВВС, лишь треть готова вы-полнять боевые задачи, а каждый четвертый после выпуска из учили-ща вообще не поднимался в воздух. Поэтому комплексная и много-плановая проблема поддержания высокой боевой готовности ВВС со-храняет свою остроту.

Прежде всего необходимо найти ответы на жизненно важные воп-росы: каким образом в условиях крайнего дефицита финансовых средств поднять уровень готовности к выполнению боевых задач объ-единений, соединений и частей до максимального, как наиболее ра-ционально использовать выделяемые материальные, денежные и дру-гие ресурсы и исключить затраты, без которых можно обойтись?

Анализ факторов, влияющих на боевую готовность ВВС, позво-лил определить приоритетные направления, на которых должны быть сосредоточены усилия и финансовые возможности. Такими направлениями, по мнению автора, являются оперативно-тактиче-ское, учебно-методическое, структурно-организационное и инже-нерно-техническое.

Оперативно-тактическое. Главной целью на этом направлении яв-ляется всемерное увеличение времени, которым располагают командую-щие и командиры всех рангов для принятия решений на приведение авиации в требуемую степень боеготовности. Это может быть достиг-нуто, с одной стороны, за счет высокой эффективности систем преду-преждения и оперативности передачи информации заинтересован-ным инстанциям, а с другой - ускорением всех процессов организа-ции подъема авиации с аэродромов за счет сокращения временных затрат на принятие решений, оповещение, сбор личного состава и подготовку авиатехники к вылетам, а также повышения уровня боевой слаженности и натренированности офицеров штабов и летного соста-ва. Особое место сегодня принадлежит новым автоматизированным системам управления разнородовыми силами авиации и ПВО, освое-ние и эффективное использование которых окажет прямое влияние на все перечисленные выше слагаемые. В перспективе изменению ситу-ации к лучшему будет способствовать сопряжение органов управле-ния этих систем в регионах и на стратегических направлениях.

Учебно-методическое направление - изыскание более эффективных и приемлемых по экономическим соображениям методик обучения личного состава, обеспечивающих ускорение процессов перехода ВВС с мирного на военное время, а также разработка научно-методического аппарата для оценки факторов, влияющих на боеготовность.

Здесь потребуется решение двуединой задачи: во-первых, совер-шенствование форм и методов подготовки штабов и органов управ-ления оперативного звена как основных организаторов и руководи-телей боевых действий и, во-вторых, разработка более совершенных методик оповещения, сбора, подготовки к вылету и подъема частей и подразделений на выполнение боевых задач. В основу решения этой задачи должна быть положена единая методология подготовки офицерского состава ВВС.

Основными формами подготовки офицеров штабов и расчетов пунктов управления могут оставаться проверенные временем ко-мандно-штабные учения, военные игры на картах, точнее, их пер-вые этапы с привлечением по возможности сил обозначения. Такие формы не являются новыми и в своей основе хорошо известны офицерам оперативного звена. Но не менее известно и то, что эти формы не обеспечивают воспроизведения напряженной воздушной обстановки, а также жесткой стыковки с тактическими звеньями, где используется соответствующая имитационная аппаратура. Ключевая роль здесь принадлежит новым компьютерным техноло-гиям, обеспечивающим переход к компьютерным КШУ (играм, тренировкам, летучкам).

Не останавливаясь на содержании методик подготовки личного состава авиационных частей и частей обеспечения, следует, однако, напомнить, что мероприятия по достижению высокой боевой готовности - лучший способ сохранения и развития у военнослужащих профессиональных навыков. Это должно подкрепляться созданием соответствующих условий и высокой оплатой ратного труда, удовле-творением материальных, духовных потребностей и, наконец, соци-альной защищенностью военнослужащих и членов их семей.

Структурно-организационное направление. В соответствии с кур-сом государства на создание «компактных» высокопрофессиональ-ных Вооруженных Сил целесообразно провести оптимизацию авиа-ционных формирований по структуре и уровням боевой готовности, тем более что такой опыт уже накоплен в частях (соединениях) по-стоянной готовности.

В этой связи было бы логично в авиационных частях иметь по од-ной эскадрилье, подготовленной к немедленному выполнению задач по предназначению. Эти эскадрильи должны быть полностью укомплек-тованы личным составом, техникой, вооружением и средствами обеспечения, для них могут быть выработаны повышенные нормати-вы, строго регламентирован порядок несения боевого дежурства и составлены типовые сценарии применения в кризисной обстановке и с началом военных действий.

Перевод остальных подразделений в более высокие степени бое-вой готовности займет больше времени, что предопределяет их мес-то во втором или последующих эшелонах авиационной группировки.

Поскольку пока еще нет возможности содержать на необходимом уровне боеготовности все силы авиации, такой подход сможет как-то компенсировать нынешние издержки и обеспечит пусть не одновре-менный, но близкий к нему последовательный ввод соединений и частей в бой.

Инженерно-техническое направление. Решить проблему боевой го-товности ВВС будет очень трудно без четкой организации инженерно-авиационной службы, технического оснащения ее высокопроизводи-тельными средствами механизации и автоматизации работ по обслу-живанию авиационной техники. В этой связи есть потребность в разработке наземно-бортовых автоматизированных систем контроля и диагностики технического состояния самолетов, обеспечивающих высокую надежность работы двигателей, бортового оборудования и минимальные сроки приведения их в готовность. Нужна и такого ро-да техника, которая способствовала бы достижению экологической безопасности окружающей среды на аэродромах при массированном базировании авиации.

Однако куда большее значение приобретает создание новых, бо-лее совершенных машин с высокими технологическими, взлетными характеристиками и боевыми свойствами, обеспечивающими дли-тельное нахождение авиационной техники в боеготовом состоянии, своевременный подъем по тревоге и выполнение внезапно возника-ющих задач, а также быструю подготовку к повторным вылетам. В соответствии с этим назревает необходимость уточнения приорите-тов в технической политике ВВС. [Сегодня в целях экономного расходования выделенных ресурсов она направлена на модернизацию состоящих на вооружении самолетов и создание на их базе много-функциональных авиационных комплексов для решения широкого круга задач. Однако такая модернизация является только полумерой. Было бы разумнее, по мнению автора, наряду с высокими темпами модернизации имеющегося самолетного парка фронтовой авиации придать не меньшую приоритетность созданию и принятию на вооружение ВВС относительно автономных комплексов и систем, обладающих малой заметностью (и, главное, высокоточным оружием с повышенной дальностью действия), выполняющих полет к объектам поражения на предельно малых высотах.

Инженерно-техническое направление непосредственно связано с устранением проблем в оборонно-промышленном комплексе. У нас остался сильный научный потенциал, есть и разработки упомянутых образцов авиационной техники, некоторые из них пока не имеют аналогов в других странах. Однако они не запущены в производство не только по причине недостаточного финансирования, но и соглас-но принятому распределению выделенных средств, большая часть которых используется для модернизации существующей техники и вооружения.

Среди других проблем следует отметить, например, необходимость повышения боеготовности авиационных формирований в вооруженных конфликтах малой интенсивности. В отличие от широкомасштабных войн эти конфликты характеризуются меньшими внешними и внут-ренними угрозами, составом привлекаемых сил авиации, а в контр-террористических и миротворческих операциях еще и неявно выра-женным противником, но все это отнюдь не снижает значимости бо-еготовности. Так, на начальном этапе контртеррористической операции на Северном Кавказе недостатки в сфере боевой готовно-сти приводили к нарушению взаимодействия авиации с войсками и запаздыванию в выполнении боевых задач. В результате неоднократ-но упускались возможности своевременного нанесения ударов по незаконным вооруженным формированиям, которые успевали уйти от возмездия, а войска лишались эффективной авиационной под-держки. Поэтому боевая готовность всех взаимодействующих ин-станций должна быть той связующей нитью, которая обеспечит сог-ласование их усилий в различных ситуациях.

Не вписывается в общую проблему и требует особого подхода го-товность ВВС к участию в ликвидации последствий чрезвычайных си-туаций, возникших в результате природных стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, а также крупных терактов и др. При этом нужно принять во внимание, что в ликвидации последст-вий участвует авиация разных министерств и ведомств (МЧС, граж-данской авиации, частных и других компаний). Каждое ведомство имеет различный уровень технической базы, свои правила полетов, традиции. Решение проблемы в общем плане видится в заблаговре-менном определении задач авиации (выявление районов бедствий и степени разрушения объектов, доставка сил спасения и материаль-ных средств, эвакуация пострадавших и др.), разработке опорных ва-риантов действий с учетом наличия и возможностей других сил и средств, а также рекомендаций по приведению в готовность выделя-емых сил и их последующим действиям.

В целом рассмотренные выше направления повышения боевой готовности ВВС не являются новыми. Сегодня необходима их пра-ктическая реализация исходя из реального экономического поло-жения страны. Однако в какую бы сторону ни повернулся ход собы-тий, ослабление планомерной оперативной и боевой подготовки ведет к невосполнимой утрате боеготовности, дополнительные же расходы на ее достижение окупятся даже при значительном сокра-щении ВВС.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации