НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СООБЩЕНИЯ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4(7-8)/2002

НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СООБЩЕНИЯ

Уважаемые читатели! В ваших ответах на вопросы анкеты вы-сказываются пожелания освещать на страницах журнала состояние и развитие техники и вооружения как наших Вооруженных Сил, так и армий зарубежных государств. Мы согласны, что подобного рода материалы могут быть полезны не только для расширения общего кругозора, но и служить исходной информацией при разработке но-вых форм и способов применения родов войск (сил), организации их взаимодействия в современных и возможных будущих военных кон-фликтах. Вместе с тем, учитывая специфику журнала, а также на-личие в других военных изданиях специальных рубрик «техническо-го» характера, считаем целесообразным информировать вас лишь по наиболее общим вопросам в этой области.

Состояние и тенденции развития мирового корабельного состава

Контр-адмирал И.Г. ЗАХАРОВ,

доктор технических наук

БОЕВЫЕ корабли являются важнейшим компонентом военно-морской мощи государства. Они создавались всеми морскими державами фактически на протяже-нии всей истории существования цивилизации. Период конца XIX - начала XX века стал для военного кораблестроения этапом бурного развития, все более широ-кого внедрения результатов технического прогресса. Он ознаменовался появлени-ем у кораблей стальных корпусов, механических средств движения и др. Сегодня боевой корабль - это сложная социотехническая система, в которой сконцентри-рованы разные стороны человеческой деятельности. В этом инженерном сооруже-нии находят применение практически все последние достижения науки и техники - от пленочных и лазерных технологий до ракетного оружия, авиации и спутнико-вой связи. Создание корабля ведется в течение длительного времени, требует зна-чительных затрат и привлечения многих предприятий промышленности.

Основное предназначение военных кораблей - ведение вооруженной борьбы на море. Формы и способы их применения определяются задачами, которые ста-вятся перед флотом политическим и военным руководством страны в зависимости от состояния межгосударственных отношений. Эти задачи соответствуют либо ус-ловиям прямого военного противостояния (стратегическое сдерживание, ведение борьбы на морских коммуникациях, нанесение ударов по объектам на берегу, бло-кадные и противоблокадные действия и т.д.), либо периоду мирного времени (ох-рана побережья, проливных или экономических зон, выполнение пограничных функций и т.д.).

Создание и содержание военных флотов никогда не ограничивались прагмати-ческими соображениями военного характера. Боевые корабли всегда были симво-лом незыблемости и силы государственной власти, демонстрировали технический уровень и промышленные возможности своих стран на всех морях и океанах, вы-полняли дипломатические и военные функции.

Поэтому вопрос о содержании военного флота и его параметрах для любого госу-дарства выходит далеко за рамки решения лишь военных задач.

Оценивая мировой корабельный состав, который будет находиться в строю в начале XXI века, можно все сообщество морских государств в зависимости от мас-штаба военно-морской мощи распределить по нескольким уровням. Нижний от-вечает такому этапу развития военного флота, когда он состоит из кораблей и ка-теров, предназначенных исключительно для несения охранной и патрульной служб. Это характерно для 70-80 стран (около 50% от всех морских государств).

Следующий уровень представлен странами, имеющими достаточно крупные над-водные боевые корабли. Таких сегодня более 30 (примерно 20%). Качественно из-меняется военный флот с введением в его состав дизельных (обычных) подводных лодок (ПЛ). К этой категории относятся флоты около 40 стран (более 25%). Нако-нец, немногочисленная элита морских держав (около 5%) обладает наиболее до-рогостоящими классами кораблей - авианосцами и атомными ПЛ.

Динамика изменения мирового корабельного состава свидетельствует, что в ближайшее десятилетие произойдет существенное снижение доли многоцелевых атомных подводных лодок, десантных кораблей и корветов и, наоборот, значительное усиление позиций дизельных подводных лодок, фрегатов и тральщиков.

Учитывая предназначение, состав оружия и водоизмещение, существующие системы классификации боевых кораблей, мировой корабельный состав можно условно разделить на десять классов (см. таблицу).

Распределение мирового корабельного состава

Класс кораблей

Доля в общем составе,%

Ракетные АПЛ стратегического назначения

Многоцелевые (ударные) АПЛ

5

Дизельные (обычные) ПЛ

10

Авианосцы

Десантные корабли

10

Эскадренные миноносцы

9

Фрегаты

1

Корветы

17

Катера

1

Тральщики

20

Что касается количественного состава мирового флота, то в буду-щем он значительно уменьшится. Если ведущие морские государства сегодня имеют более 2500 боевых кораблей, а за период с 1996 по 2001 годы прирост составил около 280, то исходя даже из завышенно-го 30-летнего срока их службы можно ожидать после 2015 года со-кращение численности корабель-ного состава до 1300-1400 единиц. Боевые возможности флотов при этом не изменятся, так как значи-тельно улучшится система обеспе-чения сил, произойдет наращива-ние ударной мощи кораблей за счет более широкого использования информационно-управляющих си-стем, внедрения новых технологий.

Подводные лодки появились в период Первой мировой войны и сразу заняли одно из ведущих мест в системе военно-морских сил. К 2000 году во всех флотах мира их было более 500. Они представлены тре-мя основными классами: ракетные атомные подводные лодки страте-гического назначения, многоцелевые (или ударные) атомные и дизельные подвод-ные лодки. На вооружений-флотов стран, входящих в мировой «ядерный клуб» (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай), находятся ракетные и мно-гоцелевые атомные ПЛ. Лидирующие позиции по числу этих кораблей занимают США и Россия, состав участников «клуба» стабилен и не имеет тенденции к рас-ширению во многом из-за высокой стоимости ПЛ подобного типа.

Количество ракетных ПЛ, как правило, определяется необходимостью надеж-ного решения задач сдерживания и выполнения условий действующих договоров по ограничению стратегических вооружений. Развитие указанного процесса поз-воляет предположить, что со временем содержание подводных лодок с баллисти-ческими ракетами будет диктоваться не военными, а политическими целями, для достижения которых важна сама возможность нанесения ответного (ответно-встречного) удара по агрессору (в интересах стратегического сдерживания). Это способно привести в будущем к существенному изменению численного состава и основных тактико-технических характеристик ракетоносцев, например сокраще-нию на них количества ракетных шахт (сейчас 12-24) и боевых зарядов. Наиболее современными представителями данного класса являются ПЛ типа «Огайо» (США), «Вэнгард» (Великобритания), «Триумфан» (Франция). Россия и Китай за последнее десятилетие не завершили строительства ни одного ракетоносца ново-го типа (у нас продолжается строительство кораблей типа «Юрий Долгорукий»).

Первые атомные подводные лодки решали те же задачи, что и дизельные, т.е. главным образом противокорабельные. Со временем все более актуальной для них становилась борьба с подводным противником, что положило начало формированию класса многоцелевых (ударных) атомных ПЛ. При этом особое внимание уделя-лось снижению их шумности, совершенствованию гидроакустических комплексов для увеличения дальности обнаружения целей в пассивном режиме и повышения эффективности обработки информации. В конце 70-х годов ПЛ стали оснащаться противокорабельным ракетным оружием. Качественные изменения в задачах атом-ных подводных лодок произошли в результате оснащения их крылатыми ракетами большой дальности (типа «Томагавк») для поражения наземных объектов.

В перспективе в развитии этих кораблей будет, вероятно, наблюдаться тенден-ция к снижению затрат на их постройку при сохранении достигнутого уровня так-тико-технических характеристик, поскольку наращивание последних ведет к зна-чительному росту водоизмещения, а следовательно, и стоимости ПЛ. Уже сегодня многоцелевая атомная подводная лодка ВМС США «Сивулф» имеет водоизмеще-ние более 9000 т и стоит более 2 млрд долл. Поэтому достаточно сложной, но, ви-димо, актуальной задачей станет снижение их водоизмещения до 5000-6000 т за счет применения нетрадиционных проектных решений и всего спектра передовых технологий.

Ведущее положение в мире в области создания данного класса ПЛ занимают США, обладающие наиболее совершенными лодками типа «Сивулф» и «Вирджиния». В последние 5 лет кроме США строительство многоцелевых ПЛ осуществ-ляла только Россия.

В последнее десятилетие интенсивно развивается строительство дизельных под-водных лодок, что обусловлено их относительно небольшой стоимостью, уменьше-нием экологических проблем из-за отсутствия реакторов, а также неприятием ря-дом стран кораблей с ядерной энергетикой. Ведущее место в мире по разработке и строительству этих ПЛ занимают Германия, Россия, Франция, Япония, Швеция (США и Великобритания вообще не проводят такие работы). Одной из наиболее современных является германская подводная лодка проекта 212, ввод в строй ко-торой ожидается в 2003 году. В России тоже ведется строительство таких кораблей нового поколения.

Дизельные ПЛ характеризуются относительно небольшим водоизмещением (1500-2500 т) и значительно более низкими боевыми возможностями по сравне-нию с атомными, прежде всего меньшей скрытностью из-за необходимости пери-одически всплывать на перископную глубину (или в надводное положение) для подзарядки аккумуляторных батарей. В настоящее время в ряде стран (в том чис-ле и России) ведутся работы по освоению анаэробных энергетических установок (функционирующих без забора воздуха из атмосферы), но их применение пока еще не выходит за рамки опытной эксплуатации. Лодки этого класса способны эффективно действовать в мелководных районах. Здесь главную опасность для них представляет авиация, оснащенная магнитометрической аппаратурой и не-акустическими средствами поиска и слежения. Одной из контрмер может стать применение в конструкции корпусов специальных материалов (маломагнитная сталь, титановые сплавы и т.п.). В целом перспективы обычных подводных лодок прямо зависят от внедрения передовых технологий (особенно в энергетике).

Применение военно-морских флотов (в первую очередь в локальных конфликтах) тесно связано с проведением воздушно-наземно-морских операций в прибрежных районах, а также действиями сил быстрого реагирования в любом районе Мирового океана. Ядро таких сил составляют надводные корабли, способные обеспечить базирова-ние и боевое применение палубной авиации - авианосцы. Их создание и содержание в составе национальных ВМС было и остается чрезвычайно престижным с политиче-ской точки зрения и целесообразным по военно-экономическим соображениям. В настоящее время различают три подкласса авианосцев: многоцелевые (так называе-мые полномасштабные), средние и легкие.

Единственным и наиболее крупным флотом из 12 многоцелевых авианосцев обладают США. Не будет преувеличением утверждение, что их строительство - часть национальной идеи американцев. К наиболее современным относятся ко-рабли типа «Нимитц», ввод в строй которых продолжается. Они имеют водоизме-щение более 100 000 т, авиационное крыло в составе 80-100 самолетов и вертоле-тов различного назначения, обеспечивающих решение противолодочных, проти-вовоздушных и других задач. Из-за высокой стоимости многоцелевые авианосцы по меньшей мере еще 15-20 лет будут строиться только в США. Учитывая, что це-на современного серийного образца уже превышает 6 млрд долл., в ближайшие го-ды следует ожидать появления государственной программы, нацеленной на огра-ничение ее роста.

В связи с изложенным все большую привлекательность приобретают средние авианосцы. В период «холодной» войны, когда одним из основных тактических па-раметров считалось время, необходимое для подъема в воздух основной части авиакрыла, казалось, что адекватной замены «полномасштабным» авианосцам не существует. Однако наступившая разрядка международной напряженности, уменьшение вероятности развязывания ядерной войны, применение палубной авиации в локальных конфликтах в основном в форме систематических боевых действий снизили «планку» этого параметра. В результате появилась концепция создания среднего авианосца водоизмещением от 30 000 до 60 000 т, незначитель-но уступающего многоцелевому по боевым возможностям, но требующего в 2-3 раза меньше затрат на строительство.

В настоящее время такие корабли находятся только в составе флота Франции. Их самым последним представителем является атомный «Шарль де Голль», окон-чательный ввод в строй которого состоялся в 2000 году. Единственный сегодня в российском ВМФ тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов» по своим тактико-техническим характеристикам также мо-жет быть отнесен к средним авианосцам.

Легкие авианосцы, приобретающие все большее распространение в мире в связи с их относительно низкой стоимостью (в настоящее время имеются в ВМС Великобри-тании, Испании, Италии, Индии и Таиланда), получили свое право на существование во многом благодаря появлению самолетов укороченного (вертикального) взлета и посадки. Отказ от катапульт и аэрофинишеров, ограниченный состав палубной авиа-ции позволил и существенно уменьшить их водоизмещение (до 20 000 -25 000 т и ме-нее). Очевидно, что перспективы данного подкласса непосредственно связаны с со-вершенствованием упомянутых летательных аппаратов.

Для обеспечения боевой устойчивости авианосцев и повышения эффективно-сти борьбы с подводным, надводным и воздушным противником в океанской и морской зонах в недалеком прошлом предназначались специализированные ко-рабли: вертолетоносцы, крейсера ПВО, эскадренные миноносцы, эскадренные миноносцы управляемого ракетного оружия и т.д. Однако необходимость унифи-кации, снижения общей стоимости постройки кораблей и содержания флота при-вела к отказу от этой идеи в пользу сужения спектра классов, близких по характе-ристикам кораблей.

Эта тенденция сначала развивалась достаточно медленно, но уже в 90-е годы окончательно сформировалась концепция «многоцелевых» кораблей (эскадренных миноносцев и фрегатов), на которые возлагается решение вышеуказанных задач.

Основные направления совершенствования вооружения таких кораблей видят-ся в объединении оружия, систем разведки и управления в единые многофункцио-нальные комплексы с приданием им возможности взаимодействия в рамках кора-бельного соединения (группы). Большое внимание уделяется развитию систем по-лучения, обработки и передачи информации в масштабах операционной зоны боевых действий, наращиванию ударной мощи кораблей за счет увеличения ракет-ного боезапаса и размещения на них универсальной артиллерии среднего калибра, применяющей управляемые, снаряды, повышению эффективности противовоз-душной обороны путем развития систем управления и наведения, сокращения вре-мени реакции огневых средств и расширения их боевых возможностей, оснаще-нию вертолетами в первую очередь для обеспечения противолодочных действий.

Рид стран неоднократно пытались реализовать данные направления в базовом ме-ждународном проекте. Это свидетельствует о все более интенсивном развитии коопе-рации государств в области создания морского оружия и техники, стремлении сделать строительство достаточно крупных кораблей доступным для потенциальных заказчи-ков. Однако из-за различных трудностей в настоящее время перспективы имеет толь-ко программа «Horizon», проводимая в интересах ВМС Франции и Италии.

Длительное время эскадренные миноносцы был» одним из наиболее многочис-ленных классов надводных кораблей. Еще в конце 80-х годов их насчитывалось более 300. В последние годы ситуация резко изменилась. Строительство эсминцев продолжают только США, Япония, Россия, Индия и Китай. Стремление к нара-щиванию боевого потенциала кораблей обусловливает постепенное увеличение их водоизмещения. Этот параметр уже достиг уровня 7500-9000 т и, скорее всего, таким и останется по меньшей мере в течение всей первой четверти XXI века. На-иболее современными представителями этого класса являются «Орли Берк» (США) и «Конго» (Япония). Один из последних эсминцев России (по классифи-кации ВМФ - большой противолодочный корабль) «Адмирал Чабаненко» был персям флоту в 1999 году.

В ближайшее десятилетие на развитие и облик надводных кораблей существенное влияние окажут фрегаты. В настоящее время по различным националь-ным классификациям к ним относят самую многочисленную и неоднородную группу кораблей водоизмещением от 1200 до 5000 т. Они имеются у всех развитых морских государств, образуя самый многочисленный класс боевых надводных кораблей, насчитывающий в совокупности более 350 единиц. В начале 90-х годов в силу экономических ограничений некоторые ведущие морские державы стали рассматривать фрегаты как наиболее крупные корабли серийной постройки. Выд-вижение фрегатов на первый план в программах развития многих флотов повлек-ло за собой существенные изменения их облика. Сегодня это уже многоцелевой корабль водоизмещением 4500-5000 т, вооруженный новейшими образцами мор-ского оружия и способный решать широкий круг задач как в морской, так частич-но и в океанской зоне. Наиболее современными здесь являются: «Заксен» (Герма-ния) и «Альваро де Базан» (Испания), которые планируется передать в состав на-циональных ВМС уже в текущем году, а из уже плавающих - «Норфолк» (Великобритания) и «Лафайет» (Франция).

Помимо деятельности в удаленных морских и океанских зонах всегда сохраня-ется, а в настоящее время и возрастает актуальность выполнения задач в ближней морской зоне, направленных на поддержание благоприятного оперативного режи-ма, охрану портов, военно-морских баз, районов рыболовства, зон экономиче-ских интересов, обеспечение безопасности разработки полезных ископаемых и др. Для этого в последние десятилетия многие флоты мира широко используют малые боевые надводные корабли, к которым относятся корветы и катера. Их прогресс свя-зан прежде всего с достижениями в области снижения массогабаритных характе-ристик вооружения, относительной дешевизной постройки.

Корветы представляют собой в определенной мере универсальные корабли, хотя и с несколько ограниченными возможностями, обусловленными их относи-тельно небольшим водоизмещением. При этом если считать, что кораблем наи-меньшего водоизмещения, в рамках которого всегда можно реализовать концеп-цию многоцелевого корабля, является фрегат, то под корветом сегодня понимает-ся малый боевой надводный корабль водоизмещением от 400 до 2000 т, имеющий необходимый состав вооружения для решения одной или нескольких задач (про-тиволодочной, противокорабельной и др.). К числу лучших можно отнести корвет К 130 (Германия), создание которого планируется завершить в скором времени.

Что касается катеров, то наибольшее распространение в ближайшие годы, скорее всего, получат ракетные катера водоизмещением от 250 до 400 т, крупные (более 100 т) сторожевые катера, являющиеся эффективным и сравнительно недо-рогим средством для охраны прибрежной и частично морской зон, а также быст-роходные (со скоростью хода до 50 узлов) катера водоизмещением от 5 до 100 т. Тенденции в их развитии в большой степени будут определяться развитыми стра-нами, имеющими выход к шхерным морским районам (Швеция, Германия, Нор-вегия), и странами «третьего мира». Однако если первые делают акцент на внедре-нии последних достижений науки и техники (технологии «Стелт», принципа мо-дульного построения вооружения, информационных технологий и др.), то вторые больше внимания уделяют мощи ракетно-артиллерийского вооружения, скорости полного хода и т.п.

Катера на подводных (управляемых) крыльях и воздушной подушке из-за их высо-кой стоимости, сложности обслуживания, низкой надежности и мореходности массовое распространение без нового качественного скачка на ключевых направ-лениях технического прогресса вряд ли получат. Исключение составят только кате-ра, используемые в качестве десантных высадочных средств.

Анализ современного состояния военного флота в целом позволяет заключить, что под влиянием общих мировых тенденций, сложившихся к началу XXI века, он будет в большей степени ориентирован на выполнение сдерживающих функций, реальную поддержку политико-экономических решений и в меньшей степени - на ведение крупномасштабных войн. Этот флот хотя и уменьшится по составу, но бу-дет иметь широкие боевые возможности за счет новых кораблей, при строительстве которых используются самые передовые технологии. Создание таких кораблей в на-стоящее время уже развернуто, и положение того или иного национального флота, государства во многом будет зависеть от того, какими темпами будут осуществлять-ся его кораблестроительные программы.

Военная мысль. 2002. № 1. С. 79-80.

Шхеры - скопление в прибрежном водном районе небольших, преимущественно ска-листых островов, надводных и подводных скал и камней, разделенных узкими проливами.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации