Мотивация деятельности младших командиров в военном вузе

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №3(5-6)/2002

Мотивация деятельности младших командиров в военном вузе

Подполковник А.Л. ДЕМБРОВСКИЙ

ЧТО заставляет некоторых курсантов военно-учебных заведений исполнять в течение всех пяти лет учебы обязанности младших командиров? Что побуждает сержантов в курсантских подразделениях нести ответственность не только за себя, но и за своих товарищей, воспитывать и учить их, помогать в решении служебных и житейских проблем, зная при этом, что все они, независимо от того, кем были простыми курсантами или еще и командирами, по выпуску получают одинаковое воинское звание и назначаются на одинаковую должность командира взвода? На что опираться педагогическому коллективу вуза в ходе воспитательной работы с сержантами-курсантами? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо рассмотреть понятие «мотивация командной деятельности», проанализировать ее аспекты, выделить особенности военного учебного коллектива, выявить мотивы, побуждающие курсантов выполнять обязанности младших командиров, определить действенные рычаги формирования у них устойчивого стремления к командованию подчиненными.

Мотив, мотивация (от motif (франц.) побуждение) это побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация означает совокупность внешних и внутренних условий, стимулирующих активность субъекта, а также предмет или объект, на который она направлена, будучи осознаваемой или неосознаваемой. В социологии мотив рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ, желательных условий деятельности.

Психологическую сущность мотивации деятельности широко трактует философский словарь, но нас больше интересует ее социологический аспект, так как командная деятельность предполагает в первую очередь коллектив и взаимоотношения в нем, которые можно проанализировать, используя объективные параметры социологического инструментария (оценка состояния воинской дисциплины, количество отчисленных за период обучения, успеваемость и т.п.).

Командная деятельность в армии это руководящая работа командиров разных уровней, регламентированная жесткими рамками особых условий службы с присущим ей принципом единоначалия, постоянным риском для жизни военнослужащих, предоставлением (в установленных случаях) права применения оружия. Командование подчиненными предполагает отдачу четких, законных, целесообразных приказов, исключающих двоякое толкование. Чтобы успешно осуществлять руководство, командир должен осознавать, что перед отдачей приказа ему необходимо всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по его выполнению, что он несет ответственность за отданный приказ, его соответствие существующему законодательству, возможные последствия, а также за злоупотребления и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению.

Командная деятельность является достаточно сложной и требует соответствующего опыта, а для управления учебными отделениями и взводами (на должности заместителя командира взвода) назначаются курсанты из числа тех, кто вместе со всеми поступил в вуз и, как правило, такого опыта не имеет. Если порядок подготовки и назначения на офицерские должности отработан и успешно действует уже многие годы, то процедура назначения на сержантские должности из вновь поступивших курсантов не определена ни наставлениями, ни приказами. Возможно, в этом кроется первопричина того, что до сих пор практикуется чрезмерная ротация младших командиров. Система «испытательных сроков» без присвоения сержантских званий назначенным на командные должности курсантам приводит к тому, что в некоторых подразделениях в течение первого курса они меняются по нескольку раз. Кадровая чехарда будоражит курсантские коллективы, не дает возможности наладить полноценный учебно-воспитательный процесс.

В Новосибирском военном институте предпринята попытка исправить такое положение. Суть эксперимента заключается в том, что приказом начальника института определен порядок подбора кандидатов на должности сержантов и краткосрочной их подготовки сразу после вступительных экзаменов. Именно на первом этапе учебы и службы огромную роль в успешности становления руководителя играет позитивное воздействие на мотивацию его деятельности. Например, победители конкурса на сержантские должности сразу получают специальные нашивки, которые носятся над левым карманом полевой куртки (сержантские звания могут присваиваться только после принятия военной присяги, но в вузе установлено, что младший командир должен иметь хоть какое-то отличие от подчиненных именно в первые дни своей командирской деятельности). Эти временные нашивки торжественно вручаются им на период общевойсковой подготовки. А через полтора месяца службы в день приведения первокурсников к присяге младшим командирам уже в установленном порядке присваиваются сержантские звания. Таким образом, они с первого дня выделяются из общей массы если не окладом, то знаками отличия и особым доверительным и заботливым отношением к ним офицеров. Кроме того, в их деятельности реализуется естественное желание молодого человека самоутвердиться, которое необходимо учитывать в качестве «фундаментальной мотивационной силы, определяющей поведенческие эффекты». Добросовестное исполнение обязанностей младших командиров служит именно рациональной «утилизации энергии фундаментального влечения стремления к превосходству».

После принятия решения о зачислении абитуриентов командование института производит отбор лучших из них на замещение сержантских должностей. Все это позволяет в корне пресечь «неофициальные конкурсы», выдвигавшие теневых лидеров, и ошибочное назначение случайных людей. Направить стремление к лидерству заслуженно назначенных младших командиров на эффективную организацию учебного процесса во взводах и отделениях первокурсников одна из главных задач педагогов института.

В настоящее время, отобрав лучших курсантов по нервно-психической устойчивости, физической подготовленности, интеллектуальному уровню развития, военно-профессиональной мотивации, командиры подразделений не тратят, как раньше, силы на выявление неформальных лидеров и борьбу с их влиянием. Уже само назначение на официальную командную должность является реализацией одного из мотивов деятельности лидера стремления к превосходству. Но иногда это качество даже у бесспорных лидеров курсантских коллективов, хорошо справляющихся со своими сержантскими обязанностями, под воздействием тех или иных обстоятельств пропадает. Некоторые оказываются на грани психологического срыва и готовы добровольно сложить свои властные полномочия, чтобы не нести никакой дополнительной ответственности за подчиненных и заниматься только собственной учебой. Увещевания о святости выполнения воинского долга здесь ни к чему не приводят, так как молодой человек готов служить Родине, но уже не в должности командира, а рядовым. Угрозы взыскания или отчисления за невыполнение служебных обязанностей в данном случае не дают никакого эффекта, наоборот, они могут спровоцировать сержанта на неадекватные действия, когда он будет самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации. На что же опереться воспитателю, чтобы устранить дезориентацию младшего командира в мотивационном пространстве? Каким определить основной духовный мотив добросовестного исполнения им своих обязанностей при отсутствии материального стимулирования?

Иерархию мотивов образно можно представить в виде дерева: корни (концепция жизни, система ценностей) плавно переходят в ствол добровольное, осознанное стремление стать настоящим офицером, добросовестно служить Родине, а для этого приобретать соответствующие знания, навыки и умения в стенах вуза (данное сравнение вполне вписывается в философскую иерархию мотивов). При этом на «корни» основное влияние оказывают семья, школа, которые остаются за стенами института. Осознанное стремление стать офицером является «мотивационным стволом» деятельности курсантов. Следовательно, для сохранения и усиления мотивов в стенах военного вуза необходимо укреплять в первую очередь «ствол». Для этого еще на стадии военно-профессиональной ориентации до каждого потенциального курсанта должна быть доведена простая мысль: чтобы стать хорошим офицером-командиром, необходимо быть отличным курсантом, а лучше младшим командиром, на должности которого уже в курсантском коллективе получить навыки командования подчиненными. В условиях недостаточного финансирования, нисколько не умаляя значимость и необходимость методов воздействия на «ветви» и «листья» (например, организация сержантских судов чести, придание особого статуса при убытии в увольнение, выделение особых мест для проживания и т.д.), мы считаем, что особую роль в сохранении полноценных «деревьев» мотивации занимает педагогическое воздействие на курсанта-командира убеждением: хочешь успешно служить офицером - впитывай, как губка, навыки командира в стенах военного института на должности сержанта; борись с трудностями, закаляй характер на командирской должности; учись на практике ежедневно, ежечасно и ежеминутно командовать в своем подразделении.

Такая формула подкрепляется анализом служебной деятельности выпускников, исполнявших в стенах института обязанности сержантов. Исследования, проведенные в частях Новосибирского гарнизона, и поступающие из войск отзывы показали, что те, кто выполнял обязанности замкомвзводов или командиров отделений, быстрее остальных адаптируются на первичной офицерской должности, успешнее служат, получают больше поощрений, их быстрее выдвигают на вышестоящие должности. Опыт контртеррористической операции на Северном Кавказе показал, что командирами отрядов специального назначения с первого раза на спецзадание отправляли самостоятельно только лейтенантов, исполнявших в институте обязанности заместителей командиров взводов; остальные лейтенанты по два-три раза вели разведку в составе разведгруппы дублерами штатного командира более опытного офицера. Не имея достаточной практики командирской деятельности, бывшие «простые» курсанты вынуждены доучиваться командовать подчиненными в боевой обстановке. Поэтому убеждение в том, что практика управления людьми на должности сержанта сыграет большую положительную роль в становлении его в войсках уже на должности офицера, является основным инструментом воздействия педагогов военного вуза на младшего командира.

В заключение подчеркнем, что же, на наш взгляд, следует помнить и делать офицерам-воспитателям военного вуза, чтобы создать условия для формирования устойчивых мотивов управленческой деятельности у курсантов, проходящих службу на сержантских должностях. Во-первых, надо добиваться существенного увеличения денежного вознаграждения за выполнение ими обязанностей младших командиров. Во-вторых, на должности младших командиров, несмотря на жесткий дефицит времени, необходимо подбирать лучших из числа всех кандидатов, качественно готовить их, оказывать всяческую поддержку в период становления и в ходе дальнейшей службы в стенах военного вуза, постоянно помня, что подобранный, подготовленный и назначенный на должность младший командир пользуется особым статусом. В-третьих, сержантские звания следует присваивать всем старательно исполняющим обязанности младших командиров строго в день принятия военной присяги, не растягивая «испытательный срок» на неопределенное время, учить сержантов методам командования личным составом, строго соблюдать субординацию в отношении с ними, всячески укреплять их авторитет. И наконец, надо постоянно убеждать младшего командира в том, что практика управления людьми сыграет большую положительную роль в период его становления и в ходе дальнейшей службы в войсках уже на офицерских должностях.

Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 167.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 380.

Розов А. И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений//Психологический журнал.1993. № 6. С. 134.

Там же. С. 141.

Философский энциклопедический словарь. С. 344.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации