К вопросу о ядерном сдерживании

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 06(11-12)/2002, стр. 19-26

К вопросу о ядерном сдерживании

Полковник В. И. ЛУМПОВ,

кандидат военных наук

Полковник Н.П. БАГМЕТ,

кандидат военных наук

В ПОСЛЕДНЕЕ десятилетие XX века, точнее, начиная с середины 90-х годов, в результате происшедших коренных изменений в военно-политической и геостратегической обстановке зарубежная и отечественная военно-научная мысль приходит к окончательному осознанию необходимости в полной мере использовать сдерживающий потенциал ядерного оружия, но уже в принципиально новых условиях - в условиях поддержания минимального уровня ядерного паритета между государствами, обладающими таким оружием. Ядерные силы рассматриваются большинством ведущих мировых держав как наиболее эффективное и решающее средство стратегического сдерживания, предотвращения и деэскалации возможной агрессии. Именно поэтому существенно возросли размах и активность исследований в области обоснования принципиально новых, «безущербных» форм и способов их использования при решении таких задач.

Главное содержание военно-политических курсов и военных стратегий ведущих мировых держав составляет активизация усилий по поддержанию стратегической стабильности в мире, предотвращению возможных войн и вооруженных конфликтов. Мы полагаем, что под стратегической стабильностью мировой политической системы понимается такое устойчивое состояние отношений между субъектами политики, когда они не создают взаимных угроз друг другу, получают обоюдную выгоду, заинтересованы в сохранении и дальнейшем их укреплении, т.е. стратегическая стабильность характеризуется прежде всего бескризисным развитием межгосударственных отношений и устойчивым равновесием сил во всех сферах взаимодействия (политической, экономической, военной и др.). Инструментом ее поддержания выступает стратегическое сдерживание субъектов политики от использования силовых средств (в первую очередь военной силы) при решении любых спорных вопросов.

Под стратегическим сдерживанием, на наш взгляд, следует понимать совокупность согласованных мер в политической, дипломатической, экономической, военной и других сферах, предпринимаемых государством в одностороннем порядке или на коалиционной основе и направленных на убеждение потенциального агрессора в невозможности достижения им политических целей насильственными методами из-за неприемлемых для него последствий ответных действий. В интересах реализации данной задачи органами государственного и военного управления осуществляется широкий комплекс мер как невоенного, так и военного характера. При этом делается все возможное для предотвращения любого конфликта: ведутся переговоры по дипломатическим каналам, предпринимаются экономические санкции, проводятся мероприятия по укреплению межгосударственных связей и внутриполитической обстановки в стране, усилению охраны Государственной границы и особо важных объектов, осуществляется взаимное информирование о возможных действиях силового характера.

В качестве главных классификационных признаков стратегического сдерживания могут рассматриваться характер, решительность целей и предпринимаемых мер.

Основу несилового стратегического сдерживания составляют меропри ятия невоенного характера: политические, дипломатические, правовые, экономические, духовно-нравственные и другие, направленные на достижение компромисса в решении спорных военно-политических вопросов. Весь этот комплекс осуществляется с недекларируемой официально и опосредованной опорой на военную, в том числе и ядерную мощь государства. Они проводятся на всех этапах зарождения и развития конфликта политическим руководством страны, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в тесном взаимодействии с международными институтами (СБ ООН, ОБСЕ, ЕС и др.).

Силовое стратегическое сдерживание может рассматриваться как осуществление комплекса «непопулярных» для конфликтующей стороны согласованных политических, экономических, идеологических, научно-технических, военных и иных действий, проводимых последовательно или одновременно для демонстрации решимости политического руководства использовать все имеющиеся потенциальные возможности государства (коалиции государств) для стабилизации военно-политической обстановки, сдерживания (локализации) вооруженного конфликта и предотвращения возможной агрессии. На наш взгляд, к мерам силового характера относятся: непровоцируемое наращивание боеспособности, боевой и мобилизационной готовности вооруженных сил, контролируемое применение войск (сил) для сопровождения политико-дипломатических и экономических акций; силовое изменение расстановки военно-политических сил, создание и совершенствование военно-политических блоков; экономическая блокада; ускоренная разработка и внедрение перспективных военно-экономических технологий; разведывательно-информационные действия; меры по обеспечению безопасности экономической деятельности страны; миротворческие акции; мероприятия по противовоздушной обороне, охране и защите государственной границы в воздушном пространстве, подводной среде, на суше и на море военными способами, а также действия Вооруженных Сил по демонстрации решимости политического руководства на адекватное применение боевой мощи в кризисной ситуации.

Основным средством стратегического сдерживания являются силы стратегического сдерживания, представляющие собой совокупность: органов государственного управления; политико-дипломатических, информационных и экономических структур; боеготовых контингентов вооруженных сил и других войск, воинских формирований и органов; выделенной части научного и промышленного комплексов, деятельность которых направлена на обеспечение обороны и безопасности страны. Важнейшие задачи компонентов сил стратегического сдерживания показаны на рис. 1.

В силовом стратегическом сдерживании особую роль играет военное сдерживание, под которым понимается система согласованных по целям, задачам, месту и времени действий сил и средств видов и родов войск ВС РФ, осуществляемых по единому замыслу и плану ВГК, под общим руководством ГШ ВС и непосредственным управлением соответствующих главнокомандующих (командующих) и главных штабов (штабов) видов ВС (родов войск) для решения задач стратегического сдерживания (рис. 2).

Суть военного сдерживания заключается в создании угрозы неотвратимости получения эвентуальным противником неприемлемого для него ущерба в ответных (ответно-встречных) действиях. Основное содержание военного сдерживания могут составить действия Вооруженных Сил и других войск по сопровождению политико-дипломатических и экономических акций, демонстрации решимости политического руководства к применению военной силы для защиты жизненно важных интересов страны.

К вопросу о ядерном сдерживании

К вопросу о ядерном сдерживании

Военное сдерживание в мирное время осуществляется в целях недопущения любого вида агрессии (попыток силового давления) против Российской Федерации и ее союзников, а в случае ее развязывания - прекращения военных действий на возможно ранней стадии на приемлемых для России условиях и недопущения их эскалации путем создания угрозы неотвратимости получения противником неприемлемого ущерба.

Цели военного сдерживания достигаются: поддержанием готовности СЯС на уровне, обеспечивающем гарантированное нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки; поддержанием готовности и боевого потенциала сил общего назначения мирного времени для решения внезапно возникающих задач и отражения нападения противника на любом стратегическом направлении, а также надежного прикрытия объектов государственного и военного управления, экономики, коммуникаций и Вооруженных Сил от ударов с воздуха, из космоса и с моря; своевременным проведением мероприятий по переводу страны с мирного на военное положение и стратегическому развертыванию ВС РФ адекватно прогнозу развития обстановки; практическим освоением органами управления и войсками эффективных форм и способов применения ВС; непрерывностью, активностью и решительностью осуществления продекларированных сдерживающих мер.

Военное сдерживание осуществляется силами общего назначения и ядерными силами на глобальном и региональном уровнях. Основу сил военного сдерживания составляют ядерные силы и войска постоянной готовности сил общего назначения, способные обеспечить гарантированное отражение внезапной ядерной и неядерной агрессии и нанести при необходимости неприемлемый ущерб агрессору.

Анализ задач и содержания деятельности ВС РФ при последовательной эскалации военно-стратегической ситуации показывает, что в современных условиях можно выделить две характерные глобальные сферы их применения: первая - это действия по военному сдерживанию, вторая - ведение вооруженных конфликтов, обычных и ядерных войн (если их не удалось предупредить).

Каждый этап эскалации военно-стратегической обстановки, очевидно, будет иметь свое содержание и соответствующие формы сдерживающих действий.

В мирных условиях на этапе формирования и обозначения факторов военной опасности (до появления непосредственной военной угрозы) одерживающий эффект в большей мере достигается наличием в ВС РФ группировок сил общего назначения (способных нейтрализовать вооруженный конфликт и участвовать в военном сопровождении политических акций государства), достаточной группировки ядерных сил для ответного возмездия ядерному агрессору, различных резервов и планов их применения (статическое сдерживание), а также проведением отдельных мероприятий по изменению исходного положения и состояния войск (сил) без нарушения договорных обязательств и сложившегося стратегического паритета (частичное динамическое сдерживание).

На этапе эскалации военной опасности в военную угрозу основу сдерживающих действий могут составить действия по демонстрации решимости военно-политического руководства применить военную силу наращиванием группировок ВС РФ мирного времени для защиты национальных интересов, военного сопровождения невоенных мер, участия в миротворческих операциях, а также для нейтрализации, блокирования и прекращения приграничных вооруженных конфликтов.

На этапе возникновения и эскалации приграничного конфликта сдерживание достигается решительными действиями по его нейтрализации (блокированию и прекращению военных действий), а также демонстрацией готовности к усилению существующих и формированию новых группировок ВС РФ на стратегических направлениях за счет изменения исходного состояния и положения группировок сил общего назначения и компонентов нестратегических ядерных сил на угрожаемых направлениях.

На этапе возникновения регионального военного конфликта (региональной обычной войны) и недопущения перерастания его (ее) в крупномасштабную войну сдерживание может достигаться осуществлением комплекса мероприятий по частичному или полномасштабному стратегическому развертыванию ВС РФ, приведением нестратегических и стратегических ядерных сил в соответствующие степени боевой готовности, ограниченным их применением путем нанесения демонстрационных и деэскалационных ударов средствами в различном боевом оснащении.

На этапе критического развития ситуации (при перерастании конфликта в крупномасштабную войну и при непосредственной угрозе применения противником ядерного оружия) сдерживающий эффект, на наш взгляд, способна обеспечить демонстрация готовности использования всего имеющегося потенциала ядерных сил для нанесения противнику неприемлемого ущерба.

Эскалация военно-стратегической обстановки будет сопровождаться поэтапным повышением решительности сдерживающих действий при одновременном возрастании масштабов, интенсивности и разнообразия используемых форм и способов вооруженной борьбы. Переход к новому этапу конфликтной ситуации, по всей видимости, может происходить скачкообразно, с утратой значения предпринятых на предыдущем этапе сдерживающих мер. Одновременно с этим при обострении обстановки и расширении масштабов и интенсивности действий возможно резкое снижение порога перехода к крупномасштабной войне, в том числе и ядерной. Как показывают исследования, военное сдерживание (особенно на первых этапах) носит исключительно комплексный характер и реализуется как силами общего назначения, так и ядерными. Неядерное сдерживание осуществляется до перехода сторон к применению ядерного оружия, а ядерное - на всех этапах эскалации военно-политической обстановки или военных действий.

Все это позволяет судить о возможности целенаправленной плановой организации и поэтапного осуществления сдерживающих мер в масштабе ВС РФ и под общим руководством ВГК, а это, в свою очередь, дает основание говорить о правомочности включения в систему стратегических действий новой формы - «стратегические сдерживающие действия».

Стратегические сдерживающие действия ВС РФ следует рассматривать как специфическую форму их применения в целях демонстрации способности военной поддержки политических, дипломатических, экономических и других невоенных мер при урегулировании возникших конфликтных ситуаций.

Несмотря на исключительно большое разнообразие возможного содержания стратегических сдерживающих действий ВС РФ, особая роль в них должна, по нашему мнению, отводиться мерам ядерного сдерживания. Это обусловливается в первую очередь высокой степенью неопределенности перехода противника к внезапному применению ядерного оружия в ходе конфликтной ситуации, глобальностью создаваемого ими сдерживающего эффекта, универсальностью и решительностью декларируемых мер, необратимостью и катастрофичностью последствий их реализации.

Ядерное сдерживание представляет собой важнейшую составную часть предотвращения и сдерживания военных угроз, возникновения и эскалации военных конфликтов, внезапного развязывания неядерных и ядерных войн. Оно осуществляется ядерными силами проведением сдерживающих действий в тесном взаимодействии с силами общего назначения, а также шагами, предпринимаемыми политическими, экономическими, информационными и другими государственными структурами. Все это, на наш взгляд, своеобразный способ вовлечения большинства государств в урегулирование конкретной конфликтной ситуации через показ опасности ее разрешения военными средствами применительно к ядерной стране.

Под сдерживающими действиями ядерных сил предлагается понимать совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени действий их группировок, осуществляемых по единому замыслу и плану ядерного сдерживания под общим руководством Верховного Главнокомандующего.

Специфика предпринимаемых сдерживающих действий зависит от целей и задач, решаемых ядерными силами на различных этапах эскалации военно-политической обстановки, и определяется в первую очередь четкой идентификацией того, что сдерживаем (ядерную или неядерную агрессию), кого сдерживаем (неядерное или ядерное государство, коалицию государств) и на каком этапе эскалации осуществляется сдерживание. По глубине (масштабному уровню) и типу привлекаемых ядерных средств можно различать глобальное ядерное сдерживание стратегическими ядерными силами глобально удаленного противника и региональное ядерное сдерживание, проводимое нестратегическими ядерными силами в границах театра военных действий.

Все это предопределяет формирование цели сдерживающих действий ядерных сил как комбинации частных целей (задач) из рассмотренной их совокупности применительно к конкретной обстановке.

Для ядерных сил основное содержание их действий при осуществлении регионального сдерживания может быть следующим: в мирное время - поддержание минимального состава ядерных сил в установленных степенях боевой готовности, несение боевого дежурства; в угрожаемый период - ужесточение режимов боевого дежурства СЯС, повышение боевой готовности и организация боевого дежурства в группировках НСЯС и сил, обеспечивающих их боевое применение; выдача ядерных боеприпасов силам постоянной готовности и постановка части сил на боевое дежурство; наращивание ядерного потенциала группировки сил общего назначения; рассредоточение и вывод ракетных частей и подразделений в районы (на маршруты) боевого патрулирования, передислокация соединений (частей), оснащенных нестратегическим ядерным оружием, и их развертывание на угрожаемых направлениях; проведение войсковых учений с имитацией применения ядерного оружия; наращивание боевого состава и проведение отдельных мероприятий по повышению готовности стратегических ядерных сил к применению, полномасштабный или частичный перевод всех или определенной их части в высшие степени боевой готовности; подготовка к нанесению нестратегическими и стратегическими . Ядерными силами одиночных и групповых демонстрационных и деэсксалационных ракетно-ядерных и ракетно-огневых (ракетно-специальных) ударов.

При определении конкретного содержания и характера сдерживающих действий ядерных сил применительно к сложившейся обстановке нельзя не учитывать воздействия ряда факторов. Во-первых, наличия нескольких конфликтных ситуаций с государствами и их коалициями, каждая из которых может характеризоваться своей ступенью «лестницы эскалации». Поэтому меры сдерживания одной конфликтной ситуации не должны провоцировать обострение другой. Во-вторых, на каждом уровне развития конфликта ядерные силы одновременно решают задачи сдерживания и ядерной, и неядерной агрессии. Поэтому сдерживание последней должно осуществляться с учетом интересов сдерживания ядерной агрессии и сопровождаться определенными действиями, снижающими опасность ее провоцирования.

Таким образом, ядерное сдерживание несомненно является главной составной частью военного сдерживания потенциального агрессора от развязывания крупномасштабной обычной (ядерной) войны и представляет собой комплекс мер, направленных на поддержание и упреждающее (адекватно прогнозу развития военно-политической обстановки продекларированное, дозированное) наращивание готовности ядерных сил (прежде всего стратегических) к гарантированному нанесению ему заданного ущерба в ответных действиях.

Необходимым условием объективной реализуемости функции сдерживания является наличие достаточных по численности, составу, структуре и возможностям ядерных сил, способных с учетом имеющихся форм и способов их применения выполнить все возлагаемые на них задачи в крупномасштабной обычной и ядерной войнах. Главным глобальным средством предупреждения попыток ядерного диктата и сдерживания неядерной и ядерной агрессии на всех этапах эскалации конфликтных ситуаций должны оставаться стратегические ядерные силы, обладающие соответствующим потенциалом и достаточной боеготовностью для нанесения агрессору в ответных действиях неприемлемого ущерба в любых условиях военно-стратегической обстановки.

Взаимозависимость и строгая взаимоподчиненность понятий «стратегического сдерживания», «военного сдерживания», «ядерного сдерживания» и «сдерживающих действий ядерных сил» обусловливается общими для них принципами и требованиями, которыми необходимо руководствоваться при планировании и осуществлении сдерживающих действий (мер). В качестве основных принципов ядерного сдерживания могут быть выделены следующие: иерархическая подчиненность целей сдерживания, непровоцируемость, убедительность, превентивность, комплексность и др.

Принцип строгой иерархической подчиненности целей сдерживания обеспечивается высокой централизацией управления непосредственной подготовкой и осуществления сдерживающего ответа на возможную эскалацию стратегической обстановки и военных действий.

Принцип непровоцируемости характеризуется: неагрессивностью сдерживания, т.е. разумной достаточностью группировок ядерных сил и ненаступательностью осуществляемых ими мер; адекватностью реагирования на прогнозируемые изменения стратегической обстановки, адаптивностью предпринимаемых ядерными силами сдерживающих действий к ответной позитивной реакции конфликтующей стороны на результаты их осуществления; относительной открытостью системы запланированных мер сдерживания и заблаговременностью их декларирования перед реализацией; дозируемым и контролируемым характером использования сил, средств, форм и способов сдерживания в цепи военно-конфликтной эскалации; предсказуемостью мер сдерживания, исключающей неоднозначность восприятия противником ожидаемых результатов их осуществления.

Принцип убедительности предъявляет к сдерживанию такие требования, как: реальность и реализуемость сдерживающих мер, предполагающих наличие у сдерживающей стороны достаточных сил и средств, отработанных форм и способов осуществления продекларированных действий при отсутствии ожидаемой реакции противника на их объявление; подтверждаемость сдерживания, т.е. обязательное осуществление продекларированных сдерживающих мер при утрате ими сдерживающего эффекта; решительность и активность в их осуществлении; непрерывность и систематичность сдерживающих действий; всестороннее информационное сопровождение, исключающее неполное, искаженное или неоднозначное восприятие противником политической декларации о предпринимаемых мерах.

Принцип превентивное ни заключается в предвосхищении сдерживающей стороной возможного развития военно-политической и стратегической обстановки, в определении, декларировании и осуществлении мер, упреждающих агрессивные планы и замыслы конфликтующей стороны и обеспечивающих ожидаемые результаты от их реализации.

Принцип комплексности обеспечивается разумным сочетанием и использованием всех имеющихся сил, средств, форм и способов для достижения целей и задач сдерживания.

Вышеперечисленные принципы и требования составляют методологическую основу обоснования механизма ядерного сдерживания, реализуемого действиями ядерных сил.

Основной формой реализации ядерного сдерживания противника являются сдерживающие действия ядерных сил, в основе которых лежит демонстрация строго адекватной реакции на изменение состояния его ядерных сил, готовности и решимости к нанесению ядерных ударов.

Таким образом, ядерное сдерживание является принципиально новой функцией государства и специфической сферой деятельности ядерных сил РФ, предполагающей использование ими особых форм и способов опосредованного и прямого применения войск (сил).


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации