ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ООРУЖЕННЫХ СИЛ

Военная мысль №05(09-10)/ 2002, стр.42-46

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ООРУЖЕННЫХ СИЛ

Информационное обеспечение автоматизированных систем обоснования перспектив развития ВВТ

Полковник В.М. БУРЕНОК,

доктор технических наук

Полковник И.Д. МЕЛЬНИКОВ,

доктор технических наук

ВЫСОКАЯ динамика военно-политической обстановки, реформирования ВС РФ, изменения форм и способов боевого применения войск (сил) ужесточают требования к информации, необходимой для принятия решений в военной области, к средствам и методам ее обработки, увеличивается «цена» самих решений, возрастает важность тщательного обоснования каждого из них. Одно из направлений решения данной проблемы - создание автоматизированных систем, позволяющих проводить сбор и анализ исходной информации, осуществлять синтез решений и оценку их влияния на развитие процессов в военной и примыкающих к ней областях. Предложения по разработке таких систем уже публиковались и были направлены на рассмотрение путей и методов создания межвидового моделирующего комплекса, позволяющего отрабатывать новые способы и формы военных действий, обеспечивать планирование операций, осуществлять оперативную подготовку личного состава и др. Очевидно, подобного рода автоматизированную систему необходимо использовать и при обосновании перспектив развития вооружения и военной техники (ВВТ), формировании соответствующих долгосрочных программ и краткосрочных планов.

Планирование развития ВВТ характеризуется большой неопределенностью используемых исходных данных и дефицитом времени, что повышает вероятность принятия неадекватных решений. В условиях же недостаточного финансирования ущерб от неправильного решения фактически удваивается: деньги тратятся не просто впустую, а в ущерб другим мероприятиям, от которых пришлось отказаться на этапе планирования. Кроме того, появляется необходимость в расширении критериальной базы исследований и, соответственно, в увеличении объема перерабатываемой информации, что еще больше повышает общую неопределенность при принятии решений. Например, при значительных закупках ВВТ колебания их объема мало сказываются на рентабельности производства, поэтому допускается не принимать во внимание требования по минимальной загрузке предприятий в процессе разработки государственной программы вооружения (ГПВ) или государственного оборонного заказа (ГОЗ). В современной же ситуации так поступать нельзя, поскольку единичное производство ведет к резкому возрастанию цены образца, а следовательно, к нерациональному расходованию и без того скудных средств. Вместе с тем получить достоверную информацию о рентабельности, структуре цены продукции и накладных расходах предприятий в существующих условиях чрезвычайно сложно.

Таким образом, неопределенность исходных данных, ограниченные сроки планирования и расширение критериальной базы оценок формируемых проектов планов обусловливают многократное увеличение информации, циркулирующей между организациями (органами управления), вовлеченными в процесс разработки ГПВ и ГОЗ. Это зачастую не только не способствует принятию правильных решений, но и является причиной ошибок из-за дублирования данных и неоднозначности представляемой информации. Как разрешить указанное противоречие при построении автоматизированных систем поддержки принятия решений (АСППР), используемых в процессе обоснования перспектив развития ВВТ?

Во-первых, нельзя требовать от нижестоящих организаций как можно больше информации (так сказать, на всякий случай). Запрашиваться должны только действительно необходимые данные. Примером не совсем удачного информационного обмена могут служить некоторые табели срочных донесений, где количество и детальность информации таковы, что полное и корректное заполнение всех позиций затруднительно. Кроме того, составить их могут только высококвалифицированные и опытные специалисты, которые в условиях существующего кадрового дефицита являются редкостью. В результате табели заполняются некачественно, а при перекрестной их проверке выявляются существенные противоречия, что вынуждает организацию, отвечающую за их обработку и обобщение, повторно запрашивать недостающие данные, а значит, дополнительно тратить время и ресурсы.

Во-вторых, информация нижестоящей организации должна быть структурирована таким образом, чтобы при ее передаче в базу данных автоматизированной системы вышестоящей организации исключить процедуры преобразования структуры и форматов, при выполнении которых возможно искажение информации.

В-третьих, общее и специальное программное обеспечение АСППР нижестоящей и вышестоящей организаций должны быть совместимы. Требование очевидное, но в современных условиях трудно реализуемое из-за существенных различий в техническом оснащении организаций. Быстро провести унификацию технических и программных средств в условиях недостатка ассигнований невозможно, но необходимо хотя бы поэтапное движение в этом направлении, начиная с ключевых звеньев планирования и управления развитием ВВТ.

В-четвертых, система обмена данными должна быть нормативно утверждена и находиться под жестким административным контролем в целях полного, своевременного и корректного представления данных (упомянутые табели срочных донесений, вводимые в действие приказом министра обороны, в целом являются важнейшей основой нормативного обеспечения информационного обмена).

В-пятых, система обмена информацией должна быть управляемой, т.е. работать в режиме двустороннего обмена.

К настоящему времени накоплен определенный опыт разработки и эксплуатации АСППР, используемой на межведомственном уровне при обосновании перспектив развития ВВТ. В данной системе учтены указанные выше требования и программно реализована методическая база обоснования ГПВ и ГОЗ, описанная в ранее опубликованных статьях (она уже применялась при разработке Государственной программы вооружения на 2001-2010 годы). Общие принципы построения АСППР, конкретные технические и программные решения по ее информационному обеспечению, думается, могут быть использованы при разработке подобных систем видового уровня, а также стать предметом конструктивной дискуссии по проблемам их совершенствования.

Функционирование разработанной АСППР предполагает участие в процессе подготовки и принятия решений органов государственного и военного управления, а также научно-исследовательских организаций Министерства обороны и оборонной промышленности. На рисунке приведено одно из окон управления автоматизированной системой, которая состоит из 11 подсистем - автоматизированных рабочих мест (АРМ). Структура АРМ обусловлена, во-первых, спецификой методического аппарата, используемого в каждом из них, во-вторых, необходимостью разграничения доступа к информации, в-третьих, целесообразностью уменьшения громоздкости интерфейса и упрощения работы операторов (пользователей). Все АРМ имеют аналогичную архитектуру, различаясь только по составу используемых исходных данных и набору программно реализованных методик - модулей расчетов. Многие модули используются одновременно в нескольких АРМ.

В верхней части экрана размещены кнопки входа в то или иное АРМ (ГПВ ВВТ, ГОЗ НИОКР и т.д.). Изображенное окно соответствует подключенному АРМ технико-экономического обоснования ГПВ. Ниже кнопок подключения АРМ, а также по периметру окна справа и слева размещены кнопки для входа в соответствующие модули сбора и обработки исходных данных (ИД). Внутри окна помещены кнопки модулей расчетов технико-экономических показателей ГПВ (нажатием на них вызывается на экран описание соответствующей методики). Все кнопки объединены связями, показывающими характер взаимодействия модулей.

Модули сбора и обработки исходных данных, кнопки подключения которых помещены в окне слева (объединены названием «Актуализация долгосрочных целей развития ВВТ»), обеспечивают сбор сведений, представляемых правительственными органами и органами военного управления: лимиты ассигнований - Минэкономразвития; параметры развития системы вооружения - Министерством обороны (начальником вооружения - заместителем министра обороны); уровень развития ВВТ и научно-технического задела - управлением начальника вооружения и т.д. В этой связи данные модули можно назвать модулями целеполагания, поскольку они обеспечивают определение целей ГПВ, задач, на решение которых она должна быть направлена, и принципов ее подготовки.

Ввод в АРМ исходных данных, например по лимитам ассигнований, осуществляется после представления Министерству обороны соответствующих результатов социально-экономического прогнозирования Министерством экономического развития и торговли. Если таких данных нет (что характерно для начальных этапов разработки ГПВ), система сама генерирует три варианта объемов финансирования: максимальный - обеспечивающий развитие ВС РФ на уровне передовых зарубежных стран (берутся параметры технической оснащенности военнослужащего, характерные для Франции или Великобритании); рациональный - соответствует минимально необходимым потребностям ВС РФ (поставки ВВТ - не менее 5% от штатной численности в войсках и на складах, их ремонт - в объемах выхода техники из строя, НИОКР - по всей номенклатуре ВВТ, которые в программном периоде достигнут точки морального старения); текущий - соответствует сложившимся тенденциям финансирования (определяется по данным о финансировании за последние шесть лет с пролонгированием тенденции на основе регрессионных зависимостей).

Модули подготовки исходных данных, объединенные названием «Система исходных данных технико-экономического обоснования ГПВ» («Система ИД ТЭО ГПВ»), предназначены для сбора и обработки информации, получаемой от научно-исследовательских организаций МО РФ и оборонной промышленности. Учитывая, что программное и техническое оснащение привлекаемых организаций различно, сбор данных осуществляется с помощью специализированного модуля, разработанного в виде самораскрывающегося загрузочного файла. Такой модуль обеспечивает сбор данных практически в любой программной среде, имеющейся у исполнителей.

Оперативно-стратегические ИД используются для решения важнейшей задачи программного планирования - предварительного (начального) распределения ассигнований между видами и типами ВВТ (фактически между заказывающими управлениями Министерства обороны). Суть применяемого методического подхода такова. В зависимости от характера войны (конфликта) меняется характер и интенсивность применения ВС РФ и соответственно ВВТ. На основе данных о перечне стоящих задач и вкладе каждого из типов ВВТ в их решение определяются пропорции в финансировании развития ВВТ (с учетом стоимости производства и разработки того или иного его образца). Затем с помощью содержащихся в базе данных классификаторов производится перерасчет пропорций для определения доли того или иного заказывающего управления МО РФ. Отсюда вытекают основные требования к составу оперативно-стратегических исходных данных: характер войн (конфликтов), в которые может быть втянута Россия в программном периоде, задачи ВС РФ, вклад ВВТ в решение этих задач. Последнее может быть интерпретировано как необходимый состав группировок войск с указанием штатной численности ВВТ, чем и определяется рациональный объем финансирования ГПВ.

Другие модули «Системы ИД ТЭО ГПВ» обеспечивают поступление и предварительную обработку исходных данных, непосредственно необходимых для работы модулей расчетов технико-экономических показателей ГПВ. Сбор дополнительных сведений не предусматривается, поскольку модули подготовки исходных данных и модули расчетов технико-экономических показателей ГПВ жестко связаны между собой по полю базы данных, что делает запрос таких сведений излишним. За счет этого выполнено требование исключения информационной избыточности.

Необходимо также отметить, что в ряде АРМ реализована процедура изменения количества подключаемых к расчетам модулей в зависимости от состава и полноты исходных данных, которые межвидовой орган получает от видового. Естественно, при увеличении объема информации и, соответственно, количества формализованных процедур анализа и синтеза, точность и корректность используемых в расчетах данных возрастает. Характерной особенностью АРМ формирования ГОЗ является использование в процессе расчетов результатов технико-экономического обоснования ГПВ для оценки параметров госзаказа и содержания предложений в ГОЗ, поступающих от заказывающих управлений МО РФ. Другими словами, информационное обеспечение АРМ осуществляется не только извне (от организаций МО РФ и оборонной промышленности), но и изнутри - от других АРМ, результаты расчетов в которых заносятся в единую базу АСППР. В целом система позволяет автоматизировать процесс разработки ГПВ и ГОЗ, начиная с момента ввода исходных данных и заканчивая выдачей проекта планового документа на бумажном носителе. Дальнейшее ее совершенствование видится в подключении к информационному обмену других организаций, в том числе структурных подразделений аппарата Совета Безопасности РФ, Генерального штаба и военных округов. Дополнение АСППР соответствующими модулями обработки данных в итоге должно обеспечить автоматизацию всего процесса программного планирования развития ВВТ: от анализа военно-политической обстановки и определения целей развития системы вооружения до подготовки совокупности плановых документов. Это позволит решить одну из основных задач военного строительства - обеспечить устойчивое и адекватное складывающейся ситуации управление развитием системы вооружения ВС РФ.

Военная мысль. 1999. № 5. С. 42-44.

Военная мысль. 2000. № 1. С. 44-48; № 2. С. 42-46; 2001. № 4. С. 31-35.

Национальная безопасность. 2001. № 7-8. С. 19-21.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ООРУЖЕННЫХ СИЛ


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации