ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 06(11-12)/2002, стр. 60-64

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Интеллектуальные технологии в информационно-аналитической деятельности органов военного управления: проблемы внедрения

Генерал-лейтенант В. И. ЛАКТИОНОВ,

кандидат военных наук

А.С. ЛАКАЕВ,

кандидат технических наук

СОВРЕМЕННЫЕ требования к уровню эффективности и качества информационно-аналитической деятельности органов военного управления (ОВУ) могут быть удовлетворены внедрением в их автоматизированные системы новых, так называемых интеллектуальных информационных технологий, интегрирующих как общие технологии управления знаниями, деловой разведки, управления деловыми процессами и документами, так и ряд других интеллектуальных технологий к средств, специально развиваемых для военных приложений. Данные технологии в настоящее время становятся базовыми для автоматизации управления большими организационными системами, к которым в первую очередь относятся ОВУ. В системах такого рода имеется возможность реализовать автоматическую подготовку информации о рассматриваемой области, предмете, процессе и осуществить интеграцию этих «формальных» знаний с неформальными знаниями группы лип (руководителей, специалистов, экспертов), которые принимают решение. Хотя в различных источниках эти системы называются по-разному («системы поддержки принятия решений», «ситуационные центры» или «центры принятия стратегических решений» и др.), они обладают, в частности, следующими общими концептуальными свойствами:

концентрация всей необходимой для принятия решений информации в едином информационном хранилище, повышение ее качества (полноты и достоверности), обеспечение быстрого и эффективного доступа к ней лиц, принимающих решения (ЛПР);

автоматическое выделение критически важной информации, характеризующей качественное изменение ситуации в предметной области;

объединение аналитических средств системы и интеллектуальные возможностей ЛПР и экспертов, включаемых в систему в качестве ее активных элементов;

накопление коллективного опыта решения проблем, использование его для решения новых проблем, обеспечение преемственности в управлении. Такой опыт и знания должны аккумулироваться в разрабатываемых моделях предметной области, а также в регистрируемых в системе сценариях коллективного решения проблем;

предоставление ЛПР и экспертам средств поддержки процедур коллективной выработки и принятия решений, а также широкого спектра инструментов, необходимых для создания моделей решаемых проблем;

предоставление ЛПР и экспертам информации и результатов моделирования в виде интерактивных визуально-ориентированных динамические моделей (системы визуальных образов) решаемых проблем, позволяющее вовлекать в решение задач интуитивные возможности человека.

В настоящее время в полной мере проявилась тенденция как количественных (многократное возрастание), так и качественных изменений обрабатываемых информационных потоков. Наряду с традиционными видами данных (числовая, текстовая и знаковая информация) сейчас требуется хранить и обрабатывать мультимедиа- и гипермедиаинформацию (тексты, числа, графики, карты, аудио- и видеоматериалы, чертежи, данные спутниковой и аэрофотосъемки, физические и абстрактные образы и т.д.), объединенную в единое целое сложной сетью семантических отношений - моделями предметной области решения конкретных задач.

Соответственно характеру изменений обрабатываемых информационных потоков изменяются и способы обработки информации, появляются инновационные технологии, которые позволяют:

во-первых, выделять полезную информацию по решаемой проблеме из огромного объема данных, имеющих к ней, казалось бы, самое отдаленное отношение;

во-вторых, собирать и обобщать информацию, необходимую для принятия стратегических решений;

в-третьих, интуитивно находить, проверять и уточнять любые гипотезы или даже не сформулированные до конца идеи о наиболее важных факторах, влияющих на решение проблемы;

в-четвертых, исследовать информацию для выявления скрытых тенденций и схем, которые невозможно обнаружить с помощью традиционных способов анализа.

Иначе говоря, такие технологии позволяют перейти от фактов и знаний типа «знать где», «знать кто» к технологичным знаниям: «знать как», «знать почему», «знать что».

В то же время эти технологии поддержки процессов получения и сохранения технологичных знаний требуют дополнительных усилий по преобразованию (форматированию, кодированию, классификации) обрабатываемой системой информации, а также создания соответствующего информационного и лингвистического обеспечения. В частности, необходимы такие средства кодирования и классификации данных, которые позволяли бы создавать так называемые многомерные кубы данных и обеспечивать основные составляющие структуры информационных хранилищ - таблицы фактов и таблицы измерений, а также тезаурусы, поддерживающие мощные системы отношений между понятиями предметной области.

Говоря о решающем значении интеллектуальных технологий в достижении нового качества информационно-аналитической деятельности ОВУ, необходимо признать, что в настоящее время их широкое внедрение в российские управленческие структуры невозможно без существенного совершенствования концепции АСУ как базовой для автоматизации управленческой деятельности. Ключевое противоречие, позволяющее сделать такое утверждение, вытекает из двух следующих обстоятельств:

Первое. Природа интеллектуальных технологий такова, что польза от их применения не измеряется количественно (больше хранить или быстрее считать), а носит качественный или, точнее, содержательный характер (помочь разобраться в существе проблемы, обеспечить поиск скрытой информации, выявить наиболее значимую «ли противоречивую информацию). При этом для получения полезных результатов необходимы существенные интеллектуальные и временные затраты.

Второе. Парадигма автоматизации управленческой деятельности, которая сформировалась в России несколько десятков лет назад и фактически не изменялась, ориентирована на прагматичные подходы к оценке эффективности инноваций в целом и, как следствие, требует не качественных, а явных критериев полезности внедряемых информационных технологий.

Основные принципы автоматизации формировались в период, когда доминировала «концепция АСУ». В результате выросло целое поколение специалистов, которые научились хорошо разрабатывать и внедрять командно-специальные системы различного уровня. Для этих специалистов, и сейчас составляющих основное ядро «автоматизаторов», любая информационная технология имеет право на существование только в контексте решаемых в АСУ задач, чьи формулировки далеки от качественных задач интеллектуальных технологий. Для тех же, кто занимается созданием и сопровождением информационных систем, понятными, имеющими смысл являются задачи, улучшающие поиск информации, включая в первую очередь поиск в базах данных. Специалисты по АСУ и информационным системам представляют в настоящее время практически весь спектр потенциальных заказчиков информационных технологий, фактически формирующих и реализующих реальную политику внедрения средств информатизации.

В этих условиях интеллектуальные технологии неизбежно воспринимаются людьми, от которых зависит их реальное внедрение, как нечто сложное, надуманное, требующее большой и длительной подготовительной работы. Учитывая, что дополнительная нагрузка (психологическая, организационная, информационная), с которой сопряжено внедрение интеллектуальных технологий при неочевидном конечном результате, не может являться потребностью нормального человека, то естественно, что большинство попыток продвинуться вперед заканчиваются на первом шаге - экспериментальном решении отдельных задач в основном силами отдельных энтузиастов.

Все это происходит на фоне абсолютно правильных в общем, но не конструктивных в данном случае подходов («двигаться поступательно, шаг за шагом, от простого к сложному»), превалирующих в отношении внедрения интеллектуальных технологий. В результате, как показывает практика, первый шаг остается единственным. К тому же специалистам, непосредственно отвечающим за развитие АСУ и информационных систем, гораздо проще обосновать и отчитаться за варианты развития систем, связанные с заменой технических средств или базовых программных продуктов, чем за создание сложных, малопонятных прикладных технологий. Изложенные обстоятельства делают обоснованным ранее сформулированное утверждение о невозможности в настоящее время обеспечить широкое внедрение современных интеллектуальных технологий по причинам организационно-методического характера.

Сравнение отечественных и зарубежных интеллектуальных технологий показывает, что зарубежные средства, как правило, более просты в использовании, поскольку в них превалирует роль автоматических режимов, не требующих дополнительных усилий от ЛПР. В свою очередь, отечественные технологии более функциональны, они позволяют в значительной степени «подключать» к процессу получения аналитических результатов опыт и интуицию пользователей и, естественно, требуют более напряженной, сосредоточенной работы от ЛПР, чем зарубежные. На наш взгляд, будущее - именно за интеллектуальными наукоемкими технологиями, которые обеспечивают максимальное использование интуиции и развивают ассоциативное мышление ЛПР.

Если сегодня не принимать меры к изменению общей парадигмы информатизации управленческой деятельности, то в перспективе возникнет стратегическая угроза интеллектуальной зависимости от зарубежных технологий в наиболее важной государственной сфере - управлении, когда через методы и средства обработки информации навязываются стиль и способы принятия решений.

Необходимы срочные шаги по изменению отношения к использованию новых (и в первую очередь интеллектуальных) информационных технологий в управленческой деятельности. По существу, стоит задача дополнить, а фактически развить «концепцию АСУ» в части поддержки аналитической деятельности как необходимого условия повышения эффективности государственного и военного управления.

В этой связи предлагается рассмотреть новый подход к целевой задаче автоматизации управленческой деятельности в целом. Вместо доминирующих в настоящее время целевых установок (заменить или облегчить труд специалистов-управленцев) приоритетной задачей следует считать обеспечение максимальной интенсивности использования интуитивного и ассоциативного мышления руководителей и специалистов-аналитиков в процессе обработки управленческой информации.

Главная идея предлагаемой стратегии заключается в концентрации усилий на такой организации информационных процессов, при которой обеспечивается максимальное использование уникальных возможностей человека по семантической обработке и интерпретации информации и при которой не тратятся большие силы и ресурсы на трудоемкие и приводящие к неясному конечному результату задачи по обработке значительных объемов информации.

С учетом вышеизложенного предлагается следующая стратегия внедрения информационных технологий:

Первое. Автоматизированные режимы использования технологии должны иметь приоритет перед автоматическими.

Второе. Следует сконцентрировать усилия на вторичной и последующей обработке информации, а не на ее сборе и поиске.

Третье. Надо более широко задействовать потенциал специалистов среднего звена, который сейчас используется крайне слабо.

Четвертое. Целесообразно создать подразделения технологов, оснащенных максимальным набором информационных технологий, отвечающих за промежуточную обработку и анализ информации по конкретным проблемам и. обеспечивающих «интенсивную подпитку» специалистов-аналитиков потенциально значимыми соображениями, идеями, гипотезами.

Пятое. Идею организации ситуационных центров надо распространить на всех специалистов-аналитиков (на каждого аналитика работают несколько технологов, но при этом в административном порядке технологи подчиняются главному аналитическому подразделению).

Предлагаемый подход позволяет задействовать на практике гораздо более широкий, чем сейчас, спектр технологий и обеспечить при этом их регулярную ротацию. Он принципиально важен для решения проблемы безопасности аналитической деятельности, так как исключает зависимость от какой-либо одной или нескольких технологий.

Для руководителей различного уровня данная задача интерпретируется как обеспечение более рационального использования имеющегося кадрового потенциала за счет повышения уровня специализации сотрудников и большей гибкости организационной структуры. В результате изменяется в нужную сторону соотношение числа обеспечивающих специалистов и специалистов, выдающих аналитическую продукцию (сейчас это соотношение 3:1, а может стать 1:3). При этом должны быть сформированы группы специально подготовленных технологов-системщиков, в задачу которых входит анализ информации по конкретным проблемам, выявление потенциально значимых соображений, идей, гипотез и обеспечение этой содержательной информацией специалистов-аналитиков, отвечающих за подготовку решений по конкретной проблеме или управленческой ситуации. Оснащение указанных групп технологов-системщиков современными интеллектуальными технологиями и их обучение в условиях, максимально приближенных к боевым, является одной из актуальных задач автоматизации органов военного управления.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации