Топогеодезическое и навигационное обеспечение войск вопросы реформирования

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2000 стр. 34-39

Топогеодезическое и навигационное обеспечение войск: вопросы реформирования

Генерал-майор В.Г.ЕЛЮШКИН, доктор технических наук

Полковник Е.И.ДОЛГОВ, кандидат военных наук

Полковник В. С.ВДОВИН

ОПЫТ ведения боевых действий последних лет еще раз подтверждает, что эффективность применения современных систем вооружения в значительной мере зависит от состояния топогеодезического и навигационного обеспечения войск. Сегодня, когда реформирование Вооруженных Сил осуществляется в условиях ограниченного финансирования, необходимость в совершенствовании этих видов обеспечения ВС РФ, а также МВД, ФСБ, ФАПСИ, МЧС, ФПС и железнодорожных войск не только сохраняется, но и возрастает.

В настоящее время топогеодезическое обеспечение (ТГО) включает: создание, накопление, обновление запасов топографических карт, каталогов геодезических и гравиметрических пунктов, доведение их до войск; изготовление цифровых и электронных карт для автоматизированных систем управления войсками (силами) и оружием; подготовку геодезической основы для обеспечения пусков ракет, полетов авиации, стрельбы артиллерии и боевого применения радиотехнических комплексов различного предназначения; изготовление специальных карт, фотодокументов местности, боевых графических документов и других средств топогеодезической информации; выполнение геодезических, топографических и картографических работ в интересах военной инфраструктуры.

Важно подчеркнуть, что сегодня нужна не «какая-нибудь» информация, а весьма точная и порой очень специфичная, представленная в нетрадиционной графической или цифровой форме (электронные карты различного вида и масштаба, трехмерные и проблемно ориентированные модели местности, матрицы плановых изображений, цифровые ортофотопланы и др.).

Практика топогеодезического обеспечения в современных условиях определяется рядом принципиальных положений, которые устанавливают связь между развитием вооружения и содержанием топогеодезического обеспечения, включая необходимые на него затраты. Так, обязательным условием функционирования систем управления, разведки, навигации, наведения на цели, базирующихся на новейших информационных технологиях, является наличие геопространственной информации. Материальные и финансовые затраты на ее получение на 90% зависят от требуемой точности самой информации и размеров территории, на которой планируется применение войск, и только на 10% - от состава группировки. Это требует сохранения необходимых объемов затрат на ТГО независимо от состава и численности ВС РФ (сокращение затрат может быть осуществлено только через сокращение решаемых задач).

Еще одно важное принципиальное положение, которое следует учитывать при организации топогеодезического обеспечения, - это объективное расширение номенклатуры геопространственных данных с одновременным повышением требований к их точности, современности и стандартности по мере перехода от верхнего уровня планирования и ведения боевых действий к нижнему. Эта особенность проявляется в увеличении объема и изменении структуры геопространственной информации за счет данных, доводимых до самых низших звеньев управления войсками, где необходима более высокая детализация, точность и достоверность сведений о местности.

Реализация указанных положений в условиях ограничения материальных ресурсов требует как привлечения дополнительных источников геопространственной информации, имеющихся в других ведомствах и структурах, так и доведения ее до всех потребителей (в том числе до пользователей тактического звена управления) на основе единого подхода к использованию цифровых данных.

Практическое решение перечисленных задач в интересах обороны и безопасности, по нашему мнению, может быть осуществлено в рамках единой системы ТГО ВС РФ и федеральных ведомств ( МВД, ФСБ, МЧС, ФПС, железнодорожных войск и т.д.). Все это потребует организации работ по нескольким направлениям (рис. 1).

Одним из них является создание эффективной системы получения исходных геопространственных данных. При этом главной проблемой, которую предстоит решить, будет организация работы космических средств разведки местности, включающих геодезический и картографический компоненты. Первый реализуется с помощью геодезического комплекса, а второй - с помощью космических картографического и разведывательного комплексов. Эти компоненты являются информационной составляющей самой системы ТГО. К сожалению, сегодня наблюдается замедление темпов их разработки, кроме того, практически утрачена возможность по производству отдельных технологических узлов.

Важнейшим и пока нерешенным вопросом является создание эффективной системы организации и контроля за формированием и использованием ресурсов геопространственных данных. Сегодня формирование ресурсов картографической информации происходит в рыночных условиях. Это приводит к тому, что различные государственные и коммерческие организации создают образцы отдельных листов электронных карт (как правило, по топографическим картам Генерального штаба), которые не могут быть использованы совместно с электронными картами, изготавливаемыми Роскартографией и Топографической службой Вооруженных Сил.

По нашему мнению, настало время осуществлять топогеодезическое обеспечение ВС РФ и других войск в рамках Федерального плана. Геопространственные данные, как один из видов информации, используемой в федеральных системах управления, являются объектом информационного воздействия вероятного противника. Поэтому очень важно обеспечить информационную безопасность баз данных и систем управления различного назначения и уровня. Для этого целесообразно создать систему сертификации геопространственных данных и технологии их получения, которая позволит шире использовать негосударственные (коммерческие) организации и при определенных условиях минимизировать затраты на формирование ресурсов геопространственных данных.

Навигационное обеспечение - важнейший вид оперативного (боевого) обеспечения. Оно организуется и осуществляется в целях своевременного определения местоположения, направления, скорости перемещения мобильных объектов (войск) и включает: создание и поддержание искусственных навигационных полей с заданными характеристиками по точности, непрерывности и пространственному охвату; оснащение войск (сил) специальными комплексами получения и обработки навигационной информации; подготовку навигационной информации и доведение ее до войск (сил).

Основой существующего и будущего навигационного обеспечения ВС РФ, силовых ведомств и других федеральных органов власти является система ГЛОНАСС, которая используется в интересах отечественных и некоторых зарубежных гражданских потребителей. К настоящему времени сформировался определенный порядок поддержания, развития, управления и использования системы ГЛОНАСС, который, на наш взгляд, не в полной мере отвечает современным требованиям по навигационному обеспечению войск (сил).

Это объясняется тем, что координация работ по развитию и совершенствованию радионавигационных систем, созданию интегрированных радионавигационных полей и обеспечению гражданских и военных потребителей навигационной информацией возложена на различные ведомства и структуры. В результате возникли проблемы, которые не позволяют: создать единую систему навигационного обеспечения ВС РФ и федеральных ведомств; организовать функционирование и управление единым радионавигационным полем Российской Федерации, развивать и поддерживать его функциональные дополнения; обеспечить необходимый уровень национальной безопасности и защиты государственных интересов в области навигационного обеспечения.

Отсутствие единой системы навигационного обеспечения - главная причина того, что в нашей стране в явочном порядке происходит интенсивное внедрение американской спутниковой навигационной системы GPS, ее шкалы времени, соответствующей аппаратуры потребителя, а также использование американской системы координат WGS-84. Все это, по нашему мнению, в будущем создаст определенные угрозы национальной безопасности России:

Вооруженные Силы Российской Федерации могут резко и невосполнимо отстать от вооруженных сил блока НАТО по эффективности навигационного и координатно-временного обеспечения как в части целевого использования различных видов вооружения и военной техники (от межконтинентальных баллистических ракет до средств ведения всех видов боевых действий), так и в части создания высокоточного оружия нового поколения, базирующегося на использовании системы ГЛОНАСС. Без системы ГЛОНАСС такое оружие не может быть создано в принципе;

вынужденное переориентирование на традиционные (морально и технически устаревшие) средства навигационного и координатно-временного обеспечения в условиях экономического кризиса повысит аварийность эксплуатации воздушных и морских транспортных средств, а во многих случаях сделает ее невозможной;

спутниковая навигационная система GPS конструктивно предусматривает возможность селективного доступа к ней только тех потребителей, которые имеют на это право. Кроме того, в ней заложена возможность загрубления точностных характеристик навигационного сигнала, что может препятствовать использованию технологии GPS в военных целях, привести к авариям и катастрофам на транспортных средствах. Поэтому реализация отмеченного права для российских военных и гражданских пользователей системы GPS повлечет политическую и экономическую зависимость России от США. Переход в ближайшие годы воздушного и морского транспорта России на использование системы GPS сделает его мобилизационно непригодным;

Российская Федерация может утратить национальную единую шкалу синхронизированного времени. Это крайне отрицательно скажется на распределенных компьютерных информационно-вычислительных сетях и автоматизированных системах управления государственного значения;

Россия может утратить национальные системы координат (общеземную ПЗ-90 и референтную СК-42) и будет вынуждена перейти на использование американской системы координат WGS-84. Это повлечет за собой необходимость пересоставления всех каталогов координат, переиздания всех топографических карт, и, что самое неприятное, потребуется переход геодезического производства, землеустройства, изысканий, сейсмологии, геодинамики на так называемые GPS-технологии;

может произойти развал сложившейся за десятилетия кооперации космической и радиоэлектронной промышленности и науки, прекращение производства отечественной навигационной аппаратуры для гражданских целей, необратимая потеря рабочих мест высококвалифицированных специалистов в этих областях. Возможное отставание России от США в разработке, серийном производстве и оснащении потребителей навигационной аппаратурой повлечет за собой значительные экономические потери в виде упущенной выгоды от внедрения и использования спутниковой навигации, приведет к утрате существующих и будущих рынков сбыта радионавигационной аппаратуры и услуг в области спутниковой навигации, вытеснению России из мировых транспортных систем.

В результате наша страна может попасть в зависимость от США в области навигационного обеспечения войск и, более того, утратить доступ к мировому рынку высоких навигационных технологий.

По нашему мнению, главная причина возникновения перечисленных выше угроз национальной безопасности Российской Федерации заключается в отсутствии действующего на постоянной основе органа государственного управления, отвечающего за поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС в интересах военных и гражданских российских потребителей, иностранных пользователей. До настоящего времени не найдено комплексного решения проблемы координации деятельности различных ведомств по поддержанию и развитию системы. По-прежнему каждое ведомство решает только свои проблемы, а существующая структура управления системой ГЛОНАСС не охватывает все стадии ее жизненного цикла и поэтому малоэффективна.

Кроме того, не созданы механизмы государственного льготного нормативно-правового режима использования системы ГЛОНАСС по двойному назначению. Реализацию таких механизмов целесообразно осуществлять в рамках единой системы навигационного обеспечения, предназначенной для решения широкого круга задач (рис. 2).

Военная геодезия и навигация - «родственные» области практической деятельности в части решения задач по координатным определениям. В обоих случаях требуется определение своего местоположения в пространстве относительно выбранной системы координат. Поэтому вполне логичным представляется объединение управления топогеодезическим и навигационным обеспечением всех пользователей Министерства обороны и других федеральных органов РФ на базе Топографической службы ВС РФ. Для координации решения топогеодезических и навигационных задач в интересах ВС РФ, других силовых ведомств и федеральных органов власти имеются все необходимые условия: создана космическая геодезическая сеть с погрешностью взаимного положения пунктов порядка 20 см; определены с высокой точностью геодезические параметры Земли и на этой основе разработаны модели ее гравитационного поля; существует высокоразвитая инфраструктура производственных частей Службы и накоплен многолетний опыт топогеодезического обеспечения ВС РФ, в том числе входе военных действий федеральных сил на Северном Кавказе; имеются высокоэффективные спутниковые технологии геодезических и навигационных координатных определений.

Топогеодезическое и навигационное обеспечение войск вопросы реформирования

Рис.2. Цели создания и задачи, решаемые единой системой навигационного обеспечения

Кроме того, возможность создания на базе Топографической службы ВС РФ новой структуры - Службы топогеодезического и навигационного обеспечения при Министерстве обороны Российской Федерации обусловлена следующими факторами:

во-первых, практически все топогеодезические и геоинформационные ресурсы России являются продукцией двойного назначения и составляют мобилизационный резерв страны. Топографические карты и каталоги координат геодезических пунктов, используемые в Вооруженных Силах и федеральных органах власти, в подавляющем большинстве созданы и изданы Топографической службой в интересах Генерального штаба ВС РФ;

во-вторых, ядро перспективного топогеодезического и навигационного обеспечения потребителей - система ГЛОНАСС разрабатывалась по заказу Министерства обороны и принята на вооружение Российской армии. Система предоставлена для использования в интересах отечественных и зарубежных гражданских потребителей, ей придан статус системы двойного назначения;

в-третьих, геодезической основой современного топогеодезического и навигационного обеспечения деятельности военных и гражданских потребителей является общеземная геоцентрическая система координат ПЗ-90. Она была создана Топографической службой ВС РФ и вошла в качестве опорной в новую референцную систему координат СК-95 (взамен СК-42), а в настоящее время внедряется в качестве государственной.

Деятельность службы топогеодезического и навигационного обеспечения должна быть направлена на подготовку и своевременное доведение до Вооруженных Сил и других федеральных структур топогеодезической и навигационной информации, необходимой для эффективного решения государственных задач в военной и гражданской областях, а также для обеспечения прав и обязанностей физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами геодезии и навигации.

На Службу топогеодезического и навигационного обеспечения, по нашему мнению, должны быть возложены следующие основные задачи: организация топогеодезического и навигационного обеспечения Вооруженных Сил, силовых ведомств и других федеральных органов власти; разработка и внедрение новых технических средств, методов и технологий такого обеспечения; участие в размещении государственного оборонного заказа на разработку, производство, поставку вооружения и военной техники топогеодезического и навигационного назначения, а также в планировании и использовании (эксплуатации) космических средств топогеодезического и навигационного назначения в интересах Российской Федерации; обеспечение и координация выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по топогеодезической и навигационной технике военного назначения, совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности - по космической топогеодезической и навигационной технике двойного назначения; координация деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по созданию и использованию единого радионавигационного поля ГЛОНАСС и его функциональных дополнений на всей территории страны; мобилизация геоинформационных и радионавигационных ресурсов Российской Федерации в особый период и в военное время; обеспечение приоритета производства отечественных средств геоинформатики и радионавигации в РФ в соответствии с государственной научно-технической политикой; организация военно-технического сотрудничества с иностранными государствами по вопросам геодезии и навигации, участие совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в реализации международных проектов и программ Российской Федерации в области геодезии и навигации.

Основная задача новой службы - выработка и проведение единой научно-технической политики в области разработки навигационной аппаратуры и наземных средств навигации военного назначения, а именно: обобщение требований видов ВС РФ и силовых ведомств к навигационной аппаратуре; формирование заказов на разработку навигационной аппаратуры военного назначения (с учетом требований силовых ведомств), сопровождение разработки, ее испытаний и сертификации; организация разработки стандартов на навигационную аппаратуру и наземные средства навигации; обеспечение унификации навигационной аппаратуры, создаваемой в интересах военных потребителей, силовых ведомств и федеральных органов РФ; организация разработки интегрированных систем навигации; поставка и модернизация навигационной аппаратуры военного назначения; обеспечение комплексных систем, оснащенных навигационной аппаратурой, цифровой информацией о местности и электронными картами; проведение мероприятий по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы и техническим средствам разведки иностранных государств. Наряду с этим потребуется создание комплексных средств навигации, включающих кроме навигационных приемников средства связи и отображения местоположения.

Исходя из задач топогеодезического и навигационного обеспечения, можно предположить, что новая служба (наряду с традиционными элементами структуры Топографической службы ВС РФ) должна иметь: центр сбора, анализа и обработки измерительной информации; 15-20 широкозонных дифференциальных подсистем, развернутых на пунктах космической геодезической сети; центр управления единой сетью спутниковых дифференциальных подсистем; комитет топогеодезического и навигационного обеспечения федеральных органов РФ; соответствующие подразделения в Генеральном штабе ВС РФ, штабах военных округов, армий и соединений.

Для полного правового обеспечения деятельности новой службы, на наш взгляд, потребуется принятие Закона Российской Федерации «О навигации», выпуск новых и корректировка действующих подзаконных нормативных актов, регулирующих деятельность органов исполнительной власти в области навигации и смежных областях (геодезия, картография, связь, транспорт, строительство и др.).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что создание Службы топогеодезического и навигационного обеспечения будет отвечать интересам всех федеральных ведомств, испытывающих потребность в качественной и недорогой информации о местности. Успешное функционирование новой службы, основанной на традициях топографов Генерального штаба и в полной мере использующей современные наукоемкие космические технологии, позволит на высоком уровне решать задачи топогеодезического и навигационного обеспечения Вооруженных Сил и других силовых министерств и ведомств.

Военная мысль. 1998. № 3. С. 4.

Такая система в миниатюре была апробирована в ходе чеченского вооруженного конфликта (1994-1996), когда части и подразделения внутренних войск и других ведомств из состава Объединенной группировки федеральных сил обеспечивались картами со складов топографических карт Северо-Кавказского военного округа.

Топогеодезическое и навигационное обеспечение войск вопросы реформирования


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации