ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6(11-12)/1999

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Морально-психологическое обеспечение: проблемы и пути их решения

Генерал-полковник В.Ф.КУЛАКОВ,

доктор военных наук,

академик Академии военных наук

СЕГОДНЯ Российская Федерация оказалась в центре геополитических и региональных изменений экономического, социально-политического и военного характера. В связи с этим сохранение стратегической стабильности имеет для нее кардинальное значение. Военно-политическое руководство России выработало новую официальную оценку потенциальных опасностей в мире и непосредственных угроз безопасности государству, что нашло отражение в Концепции национальной безопасности РФ, Основах (Концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству до 2005 года и проекте военной доктрины.

На решение задач обеспечения обороноспособности страны оказывают влияние внешние и внутренние факторы. В числе внешних впервые после 1991 года отдельно выделена нравственно-психологическая экспансия как серьезная угроза национальной безопасности. Глобальный характер приобретает информационное противоборство, которое ведется как в мирное, так и в военное время. К внутренним факторам, на наш взгляд, относятся обострение социально-политической, криминогенной и информационной обстановки, борьба различных религиозных течений за влияние, возросшая социальная напряженность, сужение социальной базы военной организации, опасность возникновения новых конфликтов.

Социально-политическая обстановка в стране характеризуется как нестабильная, что может осложнить выполнение задач приведения войск в боевую готовность и их отмобилизования. Наиболее острые кризисные процессы происходят в северных районах Западного региона. В Восточном регионе низкий жизненный уровень способствует усилению оттока трудоспособной части населения, в том числе военнообязанных запаса. Отмечается высокая активность общественно-политических движений экстремистской направленности.

Криминогенная обстановка в областях Западного и Восточно-Азиатского, а также в ряде мест Центрально-Азиатского и Северо-Кавказского регионов является сложной, что отрицательно сказывается на состоянии дисциплины и правопорядка в войсках (силах), дислоцированных в этих районах, и качестве мобилизационных ресурсов.

Религиозная и межнациональная обстановка в целом способствует выполнению Вооруженными Силами боевых задач. Вместе с тем влияние исламского фактора, и прежде всего фундаменталистского течения - ваххабизма, чревато открытым противостоянием части населения и попытками противодействия войскам. На последних отрицательно могут воздействовать существующие на территории Российской Федерации многочисленные секты западной ориентации, религиозные секты антивоенного толка западной и восточноазиатской направленности. Их деятельность наносит заметный ущерб морально-психологическому состоянию призывного контингента, провоцирует появление «отказников».

Опыт учений, а также применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации в региональных и внутренних конфликтах в новых геополитических условиях показал, что требуется дальнейшее совершенствование содержания, форм, нормативно-правовой базы морально-психологического обеспечения (МПО) ВС РФ, приведение их в соответствие с требованиями военной доктрины, Основами (Концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству и Концепцией строительства ВС РФ на период до 2005 года.

Морально-психологическое обеспечение - это принципиально новый, комплексный вид обеспечения, который интегрирует все основные виды и способы организованного воздействия на сознание и психику военнослужащих при проведении мероприятий, направленных на поддержание боевой и мобилизационной готовности, в процессе выполнения боевых задач мирного времени (боевое дежурство и боевая служба, караульная служба, миротворческие миссии и др.), а также в ходе операций и боевых действий. Цель МПО - достижение такого уровня морально-психологического состояния Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, который гарантировал бы выполнение ими поставленных задач мирного времени и отражение агрессии в случае развязывания войны против РФ. Она реализуется посредством информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы, защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника.

МПО организуется на основании решения военно-политического руководства страны и требует тесной увязки между военными округами, видами Вооруженных Сил, родами войск, главными и центральными управлениями МО РФ и Генерального штаба, исходя из того, как подчинены соответствующие объединения, соединения и части командующему войсками военного округа (непосредственно, оперативно, по специальным вопросам).

МПО планируется и осуществляется на стратегическом, оперативном и оперативно-тактическом уровне во взаимодействии с органами воспитательной работы (по работе с личным составом) ФПС, МВД, ВВ МВД, ФСБ, МЧС, ФАПСИ, ФС ЖДВ Российской Федерации, а также вооруженных сил государств-союзников в составе коалиционных (региональных) группировок.

Сегодня одной из главных проблем является обострение морально-нравственной ситуации в стране, нарастание духовного кризиса. За умы и души людей, в том числе военных, сражаются средства массовой информации, литература, наука, искусство, культура. В связи с этим нематериальная, морально-психологическая сторона вооруженной борьбы должна стать предметом глубоких теоретических исследований, составной частью военной науки и, самое главное, военной практики, делом военных профессионалов. При этом методологией МПО на стратегическом и оперативно-стратегическом уровне, на уровне общей теории военной безопасности, подготовки и применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации должна заниматься не только военная, но и наука в целом, ибо организация МПО - это не сугубо ведомственная проблема, а проблема государственного масштаба.

На государственном уровне морально-психологическое обеспечение представляет собой комплекс согласованных мероприятий, проводимых государственным и военным руководством страны, всеми органами военного управления, должностными лицами армии и флота в целях достижения необходимого духовно-нравственного и психологического состояния личного состава Вооруженных Сил и населения страны. На данном уровне оно охватывает политические, экономические и собственно военные аспекты и осуществляется всеми государственными и военными органами, командирами, штабами и воспитательными структурами Вооруженных Сил с активным использованием средств массовой информации, достижений науки, литературы и искусства и других возможностей воздействия на сознание и поведение людей.

В то же время на военном уровне МПО означает единый и неразрывный процесс формирования и поддержания у воинов высокого боевого духа, устойчивого психологического состояния, развития других морально-психологических и боевых качеств, которые необходимы для успешного выполнения всех задач в мирное время и ведения боевых действий по защите государственных интересов в условиях современной войны. На таком уровне морально-психологическое обеспечение организуется и осуществляется главным образом командирами, штабами, воспитательными структурами Вооруженных Сил. Напомним, что собственно военный уровень охватывает стратегический, оперативный и тактический масштаб.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема организации МПО при локализации вооруженных конфликтов и в ходе локальных войн. В этом случае основные усилия в работе с личным составом необходимо сосредоточивать в объединениях и соединениях, предназначенных для прикрытия государственной границы, в оперативно подчиненных частях и соединениях ВДВ, а также действующих совместно с ними объединениях (соединениях) видов ВС и других войск и воинских формирований Российской Федерации. Первоочередное внимание должно уделяться надежному информационно-пропагандистскому обеспечению и психологической поддержке войск (сил), созданию благоприятной социально-политической обстановки в районе боевых действий.

Важной особенностью организации МПО в ходе локализации приграничных и иных вооруженных конфликтов является то, что задачи по их разрешению преимущественно будут выполняться до применения средств вооруженной борьбы - в рамках информационного противоборства, а также проведения мероприятий стратегической и оперативной маскировки.

Локализация вооруженных конфликтов может осуществляться без введения чрезвычайного положения, т.е. войскам придется действовать в условиях правового поля мирного времени. Немаловажную роль при этом будет играть социальная, общественно-политическая и криминогенная обстановка в районе конфликта. Социальное и имущественное расслоение общества, высокая активность различных движений экстремистской направленности, наличие религиозных сект западной и восточно-азиатской ориентации, а также антивоенного и антиармейского толка могут затруднить, а в отдельных случаях поставить под срыв выполнение войсками задач. В связи с этим особенно остро встают вопросы поддержания воинской дисциплины и правопорядка, решения социально-правовых проблем военнослужащих, организации информационно-воспитательной и контрпропагандистской работы, взаимодействия с общественными и религиозными структурами, средствами массовой информации.

Особую важность приобретает организация МПО в тактическом звене, что подтверждает опыт войны в Афганистане, боевых действий в зоне грузино-абхазского конфликта, на Балканах, в Чеченской Республике, Дагестане.

Одной из основных нерешенных проблем в деятельности органов военного управления является то, что в условиях локальных и региональных войн, приграничных и внутренних конфликтов МПО осуществляется без учета кардинальных изменений во внутренней и внешней политике, в геостратегическом положении Российской Федерации, социальном составе российского общества и Вооруженных Сил. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим военными округами, флотами, родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации необходимо включать вопросы МПО как самостоятельного комплексного вида обеспечения в директивы и планы, учитывать предложения ГУВР ВС РФ при разработке боевых документов по применению Вооруженных Сил Российской Федерации, а также боевой и мобилизационной готовности, отрабатывать вопросы организации МПО при проведении всех видов командно-штабных учений, тренировок и других мероприятий оперативной подготовки.

Следует отметить, что в период локальных войн и вооруженных конфликтов особое значение приобретает общественная поддержка действий вооруженных сил. При ее отсутствии, проявлении антивоенных настроений и попытках возложить вину за происходящее на армию резко снижается уровень морально-психологической готовности личного состава к выполнению боевых задач и воинской дисциплины.

Тенденции развития современной военно-политической обстановки делают актуальной проблему МПО стратегического развертывания Вооруженных Сил. Здесь, на наш взгляд, основные усилия необходимо сосредоточить:

при переводе Вооруженных Сил с мирного на военное время - на морально-психологической подготовке военнослужащих к этому, обеспечении психологической устойчивости войск (сил), всесторонней ускоренной психологической адаптации призываемых мобилизационных ресурсов, эффективной защите войск от информационно-психологического воздействия противника, развертывании предусмотренной на военное время системы социально-правовой защиты военнослужащих и их семей;

в ходе оперативного развертывания войск (сил и средств) - на достижении морально-психологического превосходства над противником, поддержании психологической устойчивости войск (сил), снижении психогенных потерь, удовлетворении духовных и культурных потребностей военнослужащих;

при развертывании первоочередных стратегических резервов - на создании морально-психологической, информационной обстановки и общественного мнения, направленных на успешное выполнение поставленных задач, и обеспечении реализации социальных гарантий военнослужащих и их семей;

в ходе стратегических перегруппировок - на объективном и оперативном информировании личного состава о военно-политической обстановке, на обеспечении высокой бдительности, психологической подготовке личного состава к выполнению боевых задач.

Главными задачами МПО стратегического развертывания необходимо считать налаживание системы информирования личного состава ВС РФ и гражданского населения, эффективное использование мобилизационных мощностей государства, ускоренный ввод в строй офицеров-воспитателей, призванных из запаса, а также развертывание системы военно-патриотической работы с населением в военное время. Существующая законодательная база не позволяет, к сожалению, с достаточной степенью эффективности решать вышеуказанные задачи. Не отлажено взаимодействие с министерствами и ведомствами на федеральном и региональном уровне. Не полностью решены вопросы накопления мобилизационных ресурсов воспитательных структур. Значительно снизилась укомплектованность по прямым учетным специальностям. Не ведется работа по перепрофилированию военных кафедр гражданских высших учебных заведений.

Кроме того, требуют решения вопросы обеспечения войск периодической печатью; функционирования электронных средств массовой информации; использования местной полиграфической базы, учреждений культуры и досуга; психологической помощи и реабилитации; перевода системы социальной защиты на режим военного времени.

Сложность МПО стратегического развертывания заключается также в отсутствии достаточного количества современных технических средств. Неприкосновенный запас состоит в основном из морально устаревшей техники, снятой с производства 10-12 лет назад. Доля современных образцов равна 3%. Более 45% походных технических средств выслужили установленные сроки эксплуатации или длительного хранения и требуют замены. В настоящее время принимаются меры по ускорению научно-исследовательских и конструкторских работ.

В комплексе задач стратегического развертывания Вооруженных Сил важное место занимают проблемы МПО стратегических и оперативных перегруппировок войск. Для их решения необходимо принятие дополнительных мер по улучшению взаимодействия в центре и регионах с местными государственными органами, Министерством путей сообщения, органами ВОСО. Требуется значительная переработка нормативно-правовой базы, материального и финансового обеспечения.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема морально-психологического обеспечения операций, роль и значение которого в современной войне (особенно в первых операциях) сильно возрастают. Надо учитывать, что противник в целях подрыва морального духа войск будет осуществлять массированное информационно-психологическое воздействие с использованием специальных средств. Большое влияние на результаты операции окажут психогенные потери. Расчеты показывают, что в ходе боевых действий с применением обычных средств поражения они могут достичь 50%, а в случае использования ОМП (или его угрозы) - 70-75%, при этом санитарные составят 8-10%. В то же время при наличии подготовленных специалистов и центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации имеется возможность на уровне полков (бригад) восстанавливать до 65% психогенных потерь, на уровне дивизии - до 28% со сроком реабилитации от суток до десяти.

Таким образом, заблаговременная психологическая подготовка, постоянная поддержка, помощь и реабилитация военнослужащих являются важнейшей задачей морально-психологического обеспечения. Кроме того, необходима разработка комплекса мероприятий по срыву идеологических диверсий противника, проведению информационно-пропагандистских акций совместно с государственными органами, общественными и религиозными организациями, развертыванию системы взаимодействия со средствами массовой информации при введении чрезвычайного положения и в ходе боевых действий. На наш взгляд, следует также коренным образом изменить информационную политику в стране, способы и систему ее реализации, создать единое информационное пространство на территории государств - участников СНГ.

В современных условиях на всех этапах операции командующий, штаб, управления и службы должны учитывать выводы из оценки социально-политической, морально-психологической и информационной обстановки, участвовать в организации и управлении МПО, а также в информационно-воспитательных мероприятиях, проводимых в органах управления и войсках.

Важным фактором поддержания морального духа личного состава является создание благоприятной социально-психологической обстановки в районах выполнения войсками задач. В этих целях могут быть использованы, как подтверждает опыт Афганистана, боевые агитационно-пропагандистские отряды и группы. В их состав должны входить организаторы идеологической и культурно-досуговой работы, медики, юристы, специалисты по работе с местным населением, а также усиленные мотострелковые подразделения обеспечения и обслуживания.

В заключение хотелось бы остановиться на тех первоочередных задачах, без решения которых нельзя добиться повышения эффективности морально-психологического обеспечения ВС РФ.

Первая. Требует серьезного пересмотра система подготовки кадров, и прежде всего в вопросах преподавания теоретических и практических основ МПО в вузах Министерства обороны РФ. На наш взгляд, МПО необходимо выделить в отдельную учебную дисциплину и включить ее в число сдаваемых на государственных экзаменах на профилирующих факультетах ввузов. В войсках обучение МПО должно вестись в системе профессиональной подготовки.

Вторая. Следует активизировать научно-исследовательскую работу по вопросам духовного и социально-правового обеспечения военной безопасности страны. Теорию МПО целесообразно рассматривать как самостоятельную часть военной науки, необходимую для подготовки военных кадров по вопросам планирования, организации и управления МПО в ходе боевого дежурства (боевой службы), боевой и оперативной подготовки, при выполнении боевых задач и действиях в составе миротворческих сил.

Третья. Важно совершенствовать систему управления морально-психологическим обеспечением, привести ее в соответствие с условиями военно-стратегической обстановки. Это связано с тем, что в настоящее время как в целом в управлении войсками, так и в руководстве морально-психологическим обеспечением особое значение приобретает фактор оперативности.

Решение указанных задач позволит создать единую, отвечающую современным требованиям систему МПО не только в масштабе Вооруженных Сил, но и всей страны.

Во Второй мировой войне соотношение психогенных потерь к физическим было 36:100; во время войны в Ливане в отдельных частях израильской армии - 86:100; в период операции «Буря в пустыне» психогенные потери в английском контингенте значительно превысили физические, что потребовало проведения длительных реабилитационных мероприятий.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации