Взаимодействие силовых структур в вооруженном конфликте

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6(11-12)/1999

Взаимодействие силовых структур в вооруженном конфликте

Генерал-майор в отставке И.Н.ВОРОБЬЕВ,

академик АВН

СРЕДИ проблем, возникших в ходе вооруженных конфликтов на территории России за последнее время, одной из главных остается организация взаимодействия между войсками различных силовых структур при проведении специальных операций по борьбе с незаконными вооруженными формированиями (НВФ). Объективных и субъективных причин здесь много, но, пожалуй, важнейшей из них является то, что с распадом СССР единая военная организация государства, прошедшая испытания в годы Великой Отечественной войны, была разделена на независимые друг от друга части: собственно Вооруженные Силы и воинские формирования прочих министерств и ведомств Российской Федерации (МВД, ФПС, ЖДВ, ФСБ, МЧС, ФАПСИ и др.). На наш взгляд, проведенная реорганизация существенно усложнила процесс военного строительства государства, поскольку нарушила главнейший его принцип - централизацию руководства. В силу этого возникает необходимость выработать ряд мер, которые помогут исправить создавшееся положение.

События в Чечне и Дагестане показывают, что основными причинами, затрудняющими согласованные действия разноведомственных силовых структур, участвующих в вооруженном конфликте, являются: несоответствие нормативно-правовой базы целям и принципам их совместного применения; отсутствие единых (объединенных) систем управления, всестороннего обеспечения, а также прогнозирования и отслеживания военно-политической, стратегической и оперативной обстановки в потенциально взрывоопасных регионах; несогласованность ведомственных программно-уставных документов по подготовке войск (сил) и органов к совместным действиям в случае возникновения кризисной ситуации; разобщенность инфраструктуры военной организации государства. Устранение недостатков должно осуществляться на государственном уровне.

К числу первоочередных задач относится разработка законодательных актов, устанавливающих роль и место ВС, МВД, ФПС, других войск, воинских формирований и органов в обеспечении безопасности, защиты территориальной целостности и национальных интересов России. Данными документами должны быть определены: государственные органы и должностные лица, имеющие право принимать решения о привлечении формирований ВС для содействия внутренним войскам (ВВ) МВД в наведении общественного порядка, борьбе с терроризмом и НВФ; последовательность доведения решения до непосредственных исполнителей; меры по политико-идеологическому обеспечению военных акций на государственном уровне; порядок подчиненности и взаимодействия федеральных сил при проведении специальной операции.

Следующая безотлагательная задача - разработка теории конфликтологии для выявления источников и причин возникновения конфликтов, определения методов их предотвращения (разрешения), роли и места силовых структур, а также порядка организации их взаимодействия в ходе вооруженных конфликтов.

Различают следующие виды взаимодействия: внутреннее (внутриведомственное) и внешнее (между различными силовыми структурами). Оно может организовываться на оперативно-стратегическом уровне (между министерствами) и оперативно-тактическом (между соединениями и частями) - на стадии возникновения пограничного инцидента, при осложнении военно-политической ситуации в регионе, с вводом чрезвычайного положения, в ходе выполнения задач по охране и обороне государственных (военных) объектов, а также ликвидации НВФ.

Практика показывает, что основными формами совместного применения силовых структур в вооруженном конфликте могут быть: осуществление организационно-политических, миротворческих акций в целях предотвращения, локализации и нейтрализации национально-этнических, религиозных и других противоречий на стадии их возникновения; борьба с разведывательной, диверсионной, террористической деятельностью экстремистских сил; демонстрация военной силы; усиление охраны государственной границы; установление и поддержание режима чрезвычайного положения; боевые действия, проводимые в совместной специальной операции объединенной группировкой войск (ОГВ) по разгрому НВФ; оперативные и служебно-боевые мероприятия внутренних войск и ФПС, обеспечивающие действия соединений и частей видов ВС, родов войск и специальных войск; информационно-психологические операции.

Наиболее сложной и вместе с тем наименее изученной и освоенной формой совместного применения силовых структур в борьбе с НВФ является совместная специальная операция. Данный вид действий зародился во время Великой Отечественной войны, когда советскому военно-политическому руководству пришлось организовывать борьбу с националистическим подпольем и бандформированиями в Западной Украине, Белоруссии и Прибалтике. Однако в те годы подобные акции считались частными, нетипичными эпизодами, поэтому приобретенный в них опыт остался за рамками военных исследований.

Заново учиться проведению такого рода операций пришлось в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике в 1994-1996 годах. Они представляли собой совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени оперативных, режимных, войсковых, погранпредставительских действий (мероприятий), осуществляемых по единому замыслу на ограниченной территории для предотвращения (пресечения) противоправных действий НВФ, их разоружения, а в случае сопротивления - разгрома. Главная цель специальных операций - не допустить дестабилизации обстановки в стране, нарушения конституционного порядка и создать необходимые условия для устранения противоречий политическими средствами.

При разрешении внутреннего вооруженного конфликта подобная операция проводится на территории собственного государства, и это обстоятельство отражается на ее содержании. Силовые структуры действуют таким образом, чтобы избежать потерь среди мирного населения и военнослужащих. Важной особенностью противоборства с НВФ является отсутствие традиционной, четко обозначенной линии фронта. В то же время есть повсеместная борьба, очаги которой могут внезапно возникать повсюду, поэтому нет тыла как зоны относительной безопасности. Обстановка, когда «повсюду фронт», держит в постоянном психологическом напряжении весь личный состав. Главенствующую роль в определении целей и задач специальной операции играет политический фактор. Он влияет на выбор средств, форм, способов, на размах и продолжительность боевых действий. Ликвидация крупных НВФ - это не типичная (во многом информационно-психологическая) борьба. С оперативной точки зрения здесь характерны сочетание силовых и несиловых форм, создание временных внештатных формирований в виде ОГВ с включением в ее состав соединений и частей различных силовых структур. Отсюда сложность распределения функций, полномочий, ответственности и задач между общевойсковыми командующими (штабами) и командующими (штабами) внутренних, пограничных войск, МЧС, ФСБ и др. Очень остро стоит проблема обеспечения централизованного управления, создания единой системы огневого поражения, разведки, РЭБ, инженерного и тылового обеспечения.

Все это накладывает отпечаток на организацию взаимодействия между вооруженными формированиями различных силовых структур. В отличие от общевойсковой, в специальной операции требуется иная форма согласования усилий, которую можно назвать формой взаимного содействия. Взаимоотношения разноведомственных командных инстанций должны строиться на понимании своей роли и ответственности при решении общей задачи. От командующих и штабов требуются особый такт, умение находить «общий язык», определять взаимные интересы, роль и место своей силовой структуры в специальной операции. Это наиболее сложный способ организации взаимодействия. Его основными принципами являются: целеустремленность; активность и непрерывность совместного воздействия по противнику; устойчивость связи и своевременность обмена информацией; единство системы оповещения и опознавания; постоянство контроля за соблюдением установленного порядка действий в интересах достижения поставленных целей.

Возникает вопрос: кто в конечном итоге организатор взаимодействия? Однозначный ответ здесь дать трудно. Если говорить о принципиальной стороне дела, то надо исходить из основополагающих государственных документов. В Концепции национальной безопасности РФ приоритет в решении задач по предотвращению и парированию внутренних угроз национальной безопасности отдается Министерству внутренних дел, следовательно, представитель внутренних войск МВД и должен организовывать взаимодействие. Однако если внутренний вооруженный конфликт принимает широкие масштабы и для его разрешения привлекаются большие массы войск, то главным координатором боевых усилий объединенной оперативной группировки разнородных сил становится общевойсковой командующий, как это имело место при отражении вторжения бандитских формирований в Дагестане, где руководство операцией было возложено на командующего Северо-Кавказским военным округом.

В других условиях возглавлять ОГВ может командующий округом внутренних войск. В принципе согласование усилий сил и средств различных министерств должен осуществлять тот орган управления, который еще до возникновения конфликта официально уполномочен заниматься подготовкой войск, их обеспечением материальными средствами. Воинские формирования могут входить в состав ОГВ на принципах оперативного подчинения либо до окончательного разрешения конфликта, либо только на период проведения специальной операции.

Интересам обеспечения эффективного взаимодействия силовых структур должна быть подчинена вся система управления ОГВ. Так, в разведывательный центр Объединенного командования необходимо включать представителей от ВС, ВВ, ФПС, ФСБ, МЧС, что позволит объединить усилия разведки как по целям и характеру добываемой информации, так и по способам ее получения. Аналогичным образом следует создавать группы общего оперативного планирования, огневого поражения, РЭБ, инженерного, материального и технического обеспечения и группы организации информационно-психологической борьбы. Отлаживание систем управления можно достичь путем проведения совместных командно-штабных учений, военных игр, тренировок, где соответствующие командные инстанции должны находить эффективные формы и методы взаимной поддержки, связи и оповещения при разрешении вооруженного конфликта.

Очень важно еще до его возникновения добиться четкого согласования планов технического и тылового обеспечения, в которых должны быть конкретно определены: порядок снабжения сводной оперативной группировки войск вооружением, боеприпасами, военной техникой, горючим и смазочными материалами, продовольствием, вещевым имуществом и другими материальными средствами; последовательность восполнения израсходованных материалов; мероприятия по своевременному и качественному ремонту, восстановлению вооружения и военной техники; места развертывания тыловых частей и учреждений.

Опыт совместных действий силовых структур в Чечне и Дагестане показывает необходимость тщательного согласования усилий разнородной межведомственной авиационной группировки на основе единого замысла действий всех ее компонентов под общим руководством командующего ОГВ. Следует заметить, что в настоящее время не обеспечивается универсальность руководства авиацией разноведомственных структур, что затрудняет организацию взаимодействия. Так, в соединениях и частях ВВ МВД и ФПС отсутствуют подготовленные группы боевого управления и авианаводчики. Отсюда необходимость приведения систем управления в соответствие с оргштатной структурой авиационных группировок, оснащения ее органов более совершенными техническими средствами и придания им высокой мобильности.

Немало нерешенных вопросов возникает при организации планирования огневого поражения противника. Федеральным войскам во время боевых действий в Чеченской Республике (1994-1996 годы) из-за ведомственной разобщенности не удалось реализовать численное преимущество в артиллерии над НВФ. В частности, не был образован единый орган, который бы отвечал за планирование, организацию и координацию огневого поражения, отсутствовало четкое распределение функций, полномочий и ответственности между разноведомственными органами управления. Поэтому при ОГВ целесообразно создавать единый центр управления огневым поражением противника, включающий центр разведки в интересах огневого поражения, элементы органов управления РВиА, авиации, РЭБ от всех силовых министерств и ведомств.

Особую значимость приобретает согласование усилий силовых структур в отношении информационно-психологического обеспечения специальной операции. Войска вводятся в зону конфликта для наведения конституционного порядка. Следовательно, необходимо заблаговременно готовить позитивное общественное мнение, разъясняя личному составу и населению оправданность проводимых мероприятий, обнажая бандитскую сущность боевиков, антинародную направленность их намерений, пропагандируя героические подвиги защитников Отечества, их мужество, благородство, самоотверженность в борьбе за справедливое дело. Безусловно, организовывать политико-идеологическое обеспечение таких военных акций надлежит на государственном уровне.

В целом взаимодействие в специальной операции необходимо организовывать на весь период ее проведения по задачам, районам действий и времени. Оно должно осуществляться постоянно и гарантировать качественное решение поставленных задач. Методы его организации различны: в одном случае командующий ОГВ дает указания по взаимодействию одновременно с постановкой задач на операцию, в другом - заслушивает доклады подчиненных, последовательно отрабатывает наиболее важные вопросы по карте; в третьем - производится розыгрыш тактических эпизодов по возможным вариантам действий. Весьма эффективным методом является военная игра или штабная тренировка с элементами игры, а также специальные занятия на местности с применением средств связи. В последующем отработанные вопросы оформляются на топографических картах, в плане и замысле на операцию, общих плановых таблицах взаимодействия силовых структур, а также в письменных боевых приказах и распоряжениях.

Следующая задача по совершенствованию взаимодействия - согласование планов боевой и мобилизационной готовности. Главное здесь - добиться скоординированных усилий при приведении формирований силовых структур в высшие степени боевой готовности с получением задачи на выдвижение в зону конфликта, в ходе разведывательно-поисковых, рейдовых, ударно-штурмовых действий. С этой целью должны быть выработаны единые требования, критерии и нормативы по боевой готовности, общие руководящие документы. Координатором в данном вопросе должен выступать Генеральный штаб ВС РФ, имеющий в своих руках все рычаги управления. Очевидно, в его состав следует включить на постоянной основе представителей всех силовых ведомств, отвечающих за согласованные действия. Кроме того, необходимо, чтобы командиры соединений и частей имели единые взгляды, хорошо знали боевые возможности, формы и способы применения не только своих, но и взаимодействующих с ними войск. С этой целью на учениях и занятиях по боевой подготовке важно тщательно отрабатывать порядок и приемы, применяемые объединенными силами и средствами при пресечении вооруженных столкновений, изъятии оружия у населения в зоне конфликта, поддержании режима чрезвычайного положения, усилении охраны общественного порядка, осуществлении одновременного патрулирования, блокировании групп боевиков, проведении прочесывания местности, усилении охраны и обороны государственной границы. Кроме того, необходимо добиваться согласованности во время штурмовых действий в населенных пунктах, отражения внезапного нападения боевиков на блокпосты, колонны войск на марше, пункты управления, тыловые объекты, обезвреживания засад и действий на заминированной местности, ликвидации последствий стихийных бедствий. Исходя из этого целесообразно организовать систематический обмен опытом боевой подготовки. В имеющиеся программно-уставные документы требуется внести нужные коррективы в целях изучения специфики деятельности других войск и приобретения практических навыков совместных действий в различной обстановке.

В заключение необходимо отметить, что в статье затронута только часть аспектов актуальной и сложной проблемы. Решить ее можно лишь совместными усилиями командования и штабов, ученых и специалистов всех силовых структур и ведомств.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации