Обеспечение безопасности военной службы - ответственная задача военной реформы

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1998, стр. 42-47

Обеспечение безопасности военной службы - ответственная задача военной реформы

Полковник В.Л.АЛЕШИН

Обеспечение безопасности военной службы - ответственная задача военной реформы

ОСНОВНЫМИ ориентирами сегодняшней повседневной деятельности Вооруженных Сил должны стать жизнь, физическое и морально-психологическое здоровье, социальное благополучие военнослужащих. Без утверждения именно такого подхода и решительного снижения физического и морально-психологического травматизма личного состава государство не вправе рассчитывать на повышение престижа военной службы, без чего, в свою очередь, успех военной реформы просто немыслим.

Несмотря на выделение руководством Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ вопросов предупреждения гибели' и травматизма и в целом проблемы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах в разряд приоритетных направлений своей деятельности в ходе военной реформы, уровень безопасности военной службы в последние годы значительно снизился. Это явилось следствием кризиса экономики и нестабильности в обществе, возникших проблем с комплектованием войск, передислокацией многих воинских частей и нахождения их в «горячих точках».

Особую актуальность этой проблеме придает прежде всего ее большое общественно-политическое значение, повышенное внимание к ней руководства страны, правозащитных и общественных организаций.

Это обусловлено в первую очередь тем, что в войсках и силах имеется огромное количество сложного и опасного в эксплуатации вооружения и военной техники. Военная служба отличается насыщенностью динамических процессов, связанных с несением боевого дежурства, караульной и внутренней служб, участием личного состава в учениях и т.д. Практически каждый военнослужащий имеет доступ к оружию и периодически выполняет задачи, имея его на руках.

В то же время ратный труд требует высокого напряжения физических и психических сил личности, нередко их перенапряжения. Он связан с отрывом не имеющих практики и житейского опыта молодых людей, проходящих службу по призыву, от семьи, близких, друзей, привычного круга общения. Это может и зачастую становится причиной депрессий, морально-психологических срывов. Наконец, в сугубо мужских молодежных коллективах, к которым следует отнести большинство воинских подразделений, велика вероятность появления индивидов с аморальными и криминальными наклонностями, которые образуют своего рода группы «риска».

Указанные факторы и обстоятельства требуют решения вопросов обеспечения безопасности военнослужащих при прохождении ими военной службы на принципиально иной правовой основе.

В настоящее время обеспечение безопасности личного состава в условиях повседневной деятельности войск (сил) регламентируется законами Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», общевоинскими уставами, приказами и директивами министра обороны.

Необходимо отметить, что Министерство обороны и Генеральный штаб ставят перед собой в этой области две важнейшие практические задачи. Одна из них стратегического характера - в процессе военной реформы в полной мере реализовать конституционный принцип «человек является высшей ценностью», что способствовало бы максимальному сохранению жизни граждан России в мирное время в повседневной деятельности войск (сил) и минимизации потерь военнослужащих в военное время, а также при иных особых правовых режимах их деятельности; другая - тактического - не только сдерживать негативные явления, а, несмотря на крайне сложную общую ситуацию в Вооруженных Силах, добиваться максимального повышения эффективности деятельности органов военного управления по предупреждению гибели и травматизма личного состава.

Следует подчеркнуть, что в целях решения этих задач органами государственной власти Российской Федерации по инициативе и при активном участии Министерства обороны в последние годы принят ряд мер. Общая организация работы и координация усилий всех органов управления и служб были возложены на штабы.

Важным шагом в обеспечении безопасности военной службы явилось издание в 1994 году приказа министра обороны Российской Федерации «О мерах по предупреждению гибели и травматизма личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», предусматривавшего осуществление в войсках (силах) комплекса мер по повышению эффективности этой работы. В числе мероприятий, определенных министром обороны, было и создание от полка до Министерства обороны комиссий по предупреждению гибели и травматизма личного состава. На них возлагались разработка, организация и контроль исполнения мероприятий по предупреждению гибели и травматизма при работе с вооружением, военной техникой, на занятиях по боевой подготовке, при несении караульной, внутренней служб и других видах учебно-боевой деятельности войск (сил флота), а также при выполнении хозяйственных, ремонтных и строительных задач, в результате дорожно-транспортных происшествий, бытового травматизма, острых отравлений, самоубийств и иных несчастных случаев.

Три года существования комиссий показали, что, если командиры (начальники) ответственно и по-деловому относятся к своей работе, их усилия приносят ощутимый результат. Вместе с тем в целях устранения параллелизма в деятельности многочисленных комиссий, решающих отдельные частные задачи в интересах безопасности военной службы, в 1998 году в Вооруженных Силах планируется создание единых комиссий по безопасности военной службы.

В 1995-1996 годах были сформированы структуры безопасности военной службы по всей вертикали от Генерального штаба до полка. В этот же период активно совершенствовались нормативная база, научное обеспечение и обобщался опыт, проводилась комплексная научно-исследовательская работа «Служба-96», в которой участвовали 11 военных академий Министерства обороны, и изучался опыт организации работы по обеспечению безопасности военной службы в армиях других государств. На протяжении двух лет во всех видах Вооруженных Сил, родах войск, округах, на флотах осуществлялась не только проверка и оценка состояния дел, но и обучение, а главное - обобщение мнения войсковых практиков и сбор по крупицам положительного опыта, который, очевидно, дает сегодня позитивный результат.

Итогом этой деятельности явилось утверждение министром обороны Российской Федерации в июле 1997 года Концепции безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (доведена до отдельной воинской части директивой министра обороны РФ) и Комплексного плана совершенствования работы органов военного управления по обеспечению безопасности военной службы на период до 2000 года.

В чем состоит принципиальная значимость Концепции как системы взглядов, официально принятых в Министерстве обороны, на безопасность военной службы в Вооруженных Силах и порядок ее обеспечения?

Во-первых, в ней впервые дано теоретическое обоснование и нормативно-правовое регулирование соответствующих положений статьи 25 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» и статьи 72 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливающих ответственность командиров (начальников) всех рангов за безопасность военной службы в мирное и военное время, выработано и юридически закреплено единое понимание проблемы.

Во-вторых, сегодня в Вооруженных Силах на обеспечение безопасности военной службы работают многочисленные структуры. Это и органы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, это и службы радиационной, химической и биологической безопасности, безопасности полетов, мореплавания, это и органы санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-санитарного надзора, экологической безопасности, пожарного надзора, гостехнадзора, энергонадзора, военной автомобильной инспекции и др. Концепция предусматривает объединение их в единую систему, управлять которой должен командир (начальник) при координирующей роли штаба, определен также алгоритм его работы.

Наконец, Концепция утверждает принципиально новый методолог'и-ческий подход к обеспечению безопасности военной службы как к непрерывному и многоплановому процессу. Она устанавливает объекты безопасности военной службы, к которым отнесены военнослужащие, местное население и окружающая природная среда, и ее субъекты (органы военного управления и воинские должностные лица), а также цели их деятельности при различных правовых режимах.

Концепция характеризует имеющиеся угрозы безопасности военной службы как совокупность опасных факторов различной природы, формирующихся при осуществлении деятельности войск (сил), и с учетом этого определяет основные условия безопасности военной службы, поддержание которых должно обеспечить нейтрализацию угроз безопасности.

Она подчеркивает, что условия безопасности формируются целенаправленно в процессе обеспечения безопасности военной службы. В этой связи выделены принципы ее обеспечения, соответствующие конституционным нормам России, правилам, принятым в армиях цивилизованных стран мира. Кроме того, определены направления этой работы и соответствующие приоритеты в рамках каждого из них.

На наш взгляд, следует уделить некоторое внимание деятельности по обеспечению безопасности военной службы в армиях зарубежных стран. Так, в видах вооруженных сил армии США существуют центры безопасности. Основными задачами, например, военно-морского центра безопасности являются: содействие начальнику штаба ВМС в предотвращении аварийных ситуаций, внедрение мер безопасности и контроль за их выполнением, сбор, оценка и представление информации, касающейся аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний, хранение архива сообщений о ранениях, профессиональных заболеваниях и повреждениях оборудования, а также публикация на их основании статистических данных. Кроме того, центром проводятся исследования всех фаз соблюдения мер безопасности в целях выработки рекомендаций для формулирования политики в этой области, устанавливаются и поддерживаются прямые контакты со всеми уровнями ВМС, другими государственными учреждениями и частными организациями, вовлеченными в предотвращение катастроф.

Организационно в центр входят управления программ авиационной безопасности, программ безопасности в подводных силах, надводных силах и на береговых объектах, а также ряд отделов. В свою очередь управление программ безопасности на береговых объектах структурно делится на отделения профессиональной безопасности, безопасности автотранспорта, взрывчатых веществ и вооружений, пожарной охраны, профессионального здоровья, отдыха, спорта и домашней безопасности. Инспектирование соединений и частей офицерами каждого отделения проводится комплексно под единым руководством управления программ безопасности.

Следует отметить, что многие подходы и взгляды на проблемы безопасности военной службы у нас и в армии США сходны. Однако в решении вопросов безопасности военнослужащих ведущую роль мы отводим командирам (начальникам), возглавляющим органы военного управления, и воинским должностным лицам.

Мы планируем реализовать Концепцию программно-целевым методом, посредством скоординированной деятельности органов военного управления.

Директива министра обороны Российской Федерации обязывает командиров соединений, воинских частей обеспечивать контроль и ответственность воинских должностных лиц, лиц суточного наряда, а также личного состава дежурных смен при несении боевого дежурства за выполнением требований законов, воинских уставов и иных нормативно-правовых актов, направленных на охрану жизни и здоровья военнослужащих, предотвращение гибели гражданских лиц по вине военнослужащих, обеспечение экологической безопасности при осуществлении повседневной деятельности.

Воинские должностные лица обязаны проводить мероприятия, обеспечивающие безопасность военной службы в соответствии с руководящими документами, должностными и специальными обязанностями. Ответственность за безопасность военной службы в мирное и военное время в подчиненных объединениях, соединениях и воинских частях несут командиры (начальники).

Органы военного управления должны осуществлять управление обеспечением безопасности военной службы. При этом на них возлагаются: сбор, учет и обработка информации о состоянии безопасности военной службы, своевременное выявление угроз и определение условий безопасности; принятие решения на ее обеспечение; постановка задач подчиненным органам военного управления и воинским должностным лицам; планирование мероприятий обеспечения безопасности военной службы; организация службы войск, всех видов деятельности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с требованиями воинских уставов и иных нормативно-правовых документов; обеспечение соответствующих видов безопасности военной службы; проверка и оценка ее состояния в подчиненных войсках (силах); контроль деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц по ее обеспечению и многие другие мероприятия.

Осуществляя управление обеспечением безопасности военной службы, центральные органы военного управления в пределах своей компетенции призваны определять содержание, направленность и периодичность мероприятий по обеспечению безопасности военной службы, контролировать и нести ответственность за их проведение, систематически информировать общественность о принимаемых мерах и их эффективности.

С тем чтобы поднять ответственность органов военного управления и должностных лиц за эту работу, в перспективе предполагается при инспектировании войск (сил), проведении итоговых и контрольных проверок оценивать и безопасность военной службы. Для этого спланировано разработать критерии данной оценки и внести изменения в соответствующие нормативные акты.

Намечено также проанализировать предназначение и функции надзорных органов и служб, действующих в Вооруженных Силах, оптимизировать их организационно-штатные структуры.

Важная проблема - подготовка компетентных офицерских кадров для структур службы войск и безопасности военной службы по специальности «безопасность военной службы». Работу в данном направлении планируется начать в 1999 году на базе Военной академии РВСН им.Петра Великого, решив к этому времени большой объем организационных и научно-методических вопросов.

В настоящий период определенные мероприятия с этой целью уже проводятся: с марта 1996 года должностные лица структур службы войск и безопасности военной службы проходят подготовку на I Высших офицерских курсах «Выстрел», причем с июня 1996 года непосредственно по вопросам обеспечения безопасности военной службы.

С 1 сентября 1997 года в соответствии с новыми учебными программами в вузах Министерства обороны введена новая общеобразовательная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 100-140 учебных часов. Это означает, что через пять лет в войска начнут приходить офицеры, имеющие серьезные знания в этой области.

В 1998 году силами военных академий (головной исполнитель Военная академия РВСН им.Петра Великого) намечено завершить разработку учебного пособия «Основы безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Для соединений и воинских частей важнейшее значение будут иметь подготовка и утверждение Положения об обеспечении безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в котором планируется уточнить обязанности должностных лиц соединений и частей по обеспечению безопасности военной службы; определить методику планирования мероприятий по ее обеспечению и подведения итогов; установить порядок обучения требованиям безопасности военнослужащих, систему проведения всех видов инструктажей, порядок выполнения работ с повышенной опасностью, расследования случаев гибели и травматизма военнослужащих и т.д.

Намечен большой объем мероприятий по формированию механизма правового обеспечения безопасности военной службы, важность которого трудно переоценить. В этой связи необходимо подчеркнуть, что в трудовом законодательстве вопросам охраны труда внимания уделяется значительно больше, чем в военном - безопасности службы.

Охрана труда в России регламентируется двумя федеральными законами, большим количеством постановлений Правительства Российской Федерации. В соответствии с этими документами на производстве нормативно определен порядок подготовки руководящего состава и работников (в том числе при приеме на работу) по вопросам безопасности труда, установлен перечень работ с повышенной опасностью и порядок их выполнения, а также порядок расследования травматизма и иных несчастных случаем с гражданами; готовятся специалисты по охране труда с высшим профессиональным образованием и т.д. С 1994 года в системе Министерства труда и социального развития Российской Федерации учреждены и функционируют инспекции труда, осуществляющие государственный надзор за охраной труда.

В Вооруженных Силах Российской Федерации до сих пор эти и целый ряд других важнейших вопросов, связанных с обеспечением безопасности военнослужащих, не решены ни в нормативно-правовом, ни в организационном плане.

Чтобы ликвидировать этот разрыв, Министерству обороны уже в ближайшее время предстоит сделать очень много. Именно поэтому Концепцией военного строительства в Российской Федерации до 2005 года предусмотрено обеспечить централизацию разработки и выполнения требований по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации. В то же время уже к 2000 году предлагается подготовить нормативную базу и создать единую систему безопасности военной службы для всех категорий военнослужащих Российской Федерации, возложив на Генеральный штаб функцию координации ее деятельности. Подобный подход, безусловно, новый. Однако он находится в русле решения Совета Обороны Российской Федерации «Об упорядочении инфраструктуры и сокращении управленческого аппарата силовых структур и ведомств», а также является развитием ст. 15 Федерального закона «Об обороне», в которой указывается, что Генеральный штаб выполняет по отношению к ним координирующие функции.

В заключение необходимо сделать ряд выводов.

Первый - безопасность военной службы - это сложная военно-политическая, социальная и военная проблема. Ее решение требует объединения усилий государства и органов военного управления, совершенствования законодательной и нормативной базы.

Второй - проблему обеспечения безопасности военной службы следует решать в общем контексте строительства новой армии России. Не может быть речи о том, чтобы только поправить положение в этой области - необходимо выйти на принципиально новый уровень. Важно, чтобы изначально сложилась эффективная система безопасности военной службы, органично вписывающаяся во всю ее деятельность. Без решения этой задачи при высоких показателях гибели, физического и морально-психологического травматизма личного состава Вооруженные Силы не могут и не вправе рассчитывать на высокий авторитет в обществе, а следовательно, и на престижность военной службы.

Третий - безопасность военной службы необходимо рассматривать как один из элементов государственной и общественной безопасности, как определенный личностно-характерологический процесс формирования военнослужащего - личности, способной при решении поставленных задач минимизировать угрозы для -себя, других и среды обитания. Безопасность военной службы не самоцель, а средство реализации Вооруженными Силами России своих функций с минимально возможными людскими, нравственными и материальными издержками.

Четвертый - необходима научно разработанная стратегия повышения всех аспектов безопасности военной службы: при конструировании оружия и военной техники; при обучении и воспитании личного состава; в системе внутреннего порядка; в организации всех видов боевой учебы; в характере и стиле межличностного, внутри группового и межгруппового общения военнослужащих; при несении всех видов дежурств, нарядов и т.д. Кроме того, целесообразны разработка концептуальной модели безопасности военной службы и осуществление ее опытной проверки в войсках (силах).

Пятый - следует создать общегосударственную систему обеспечения безопасности военной службы, решить проблему через комплексные общегосударственные программы. Управляющим органом этой системы мог бы быть, например, центр безопасности военной службы с экспертными и контрольными функциями, замыкающийся непосредственно на Совет Безопасности РФ. При этом в нем должны работать эксперты высочайшей квалификации и с большим практическим опытом - не контролеры по технике безопасности, а проводники идеологии безопасности, отслеживающие динамику, а не статистику.

Шестой - необходимо предусмотреть уголовную и иную ответственность должностных лиц, нарушивших требования нормативных документов по безопасности. Освоение оправдавших себя на практике и разработка новых правовых норм по вопросам безопасности военной службы, воспитание к ним уважения и стремления к их строгому соблюдению составляют одно из главных направлений правового обеспечения военной реформы.

* * *

В ближайшие два с половиной года предстоит проведение комплекса мероприятий по каждому направлению обеспечения безопасности военной службы. Финансирование ряда из них будет осуществляться за счет соответствующих федеральных целевых программ. Решение проблемы обеспечения безопасности военной службы явится одновременно и важным показателем нашей способности защитить свое Отечество.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации