О творческих аспектах управленческой деятельности офицера

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11-12)/1998, стр. 41-46

О творческих аспектах управленческой деятельности офицера

Капитан 1 ранга С.П.ПОТАНИН,

кандидат педагогических наук

СОВРЕМЕННЫЕ условия службы с психологической точки зрения характеризуются тем, что внешний, предметный мир стал меняться с большей скоростью, чем внутренний, и в основном не так, как этого ожидали в военной среде. Новые политические, экономические, социальные отношения в обществе порождают ситуации, когда зачастую не новые законы, не государственные институты, не десятилетиями отлаженная воинская система, а личность офицера-руководителя становится эпицентром практического решения нравственно-ценностных и социально-экономических проблем подразделения (части, соединения).

Все чаще офицер оказывается перед необходимостью личного нравственного выбора, особенно мучительного, когда речь идет о дальнейшем жизненном пути. Если стратегической линией выбирается не стагнация, а развитие, то без творческого подхода здесь не обойтись. Когда есть замысел жизни, появляется возможность действительного саморазвития. А творчество при этом необходимо, чтобы замысел не превратился в очередное соглашение с самим собой, своего рода «убежище от житейских бурь», куда время от времени хочется убежать, спрятаться. Границы такого убежища могут определяться, например, религиозными канонами, характерами ролей, которые мы все время от времени играем друг перед другом, инструкцией, взятой за незыблемую основу службы и жизни. И наоборот, модель бытия по индивидуальному сценарию есть творческий акт длиною в жизнь.

Управленческая деятельность офицера - это самостоятельная деятельность командира (руководителя) воинского формирования, направленная на выполнение стоящих перед ним задач. Она включает организацию, планирование, мотивирование, контроль и регулирование технологических, социальных, индивидуально-психологических и других процессов, происходящих в подразделении (части, соединении).

Жесткая регламентация военной службы на первый взгляд не способствует воспитанию творческого отношения к жизни. Тем не менее одна из особенностей управленческой деятельности кадрового офицера-руководителя состоит в том, чтобы находить разумный внутриличностный компромисс между необходимостью следовать предписаниям (тенденцией к неизменчивости, стереотипности решений) и возрастающим осознанием относительности установленных правил (тенденцией увеличения степеней свободы личностного выбора).

Военно-управленческая деятельность целенаправленна, в большей части своей осознанна (рациональна), технологична (инструктивна). Творческие же процессы слабо программируемы, спонтанны и требуют использования конструкций, построенных на основе свободы выхода за пределы готовых форм социального и индивидуального опыта.

Как показывают исследования ученых, в творчестве присутствуют два аспекта - личностный и процессуальный. Первый предполагает наличие определенных способностей, известного уровня интеллекта, знаний, умений и мотивов, благодаря которым создается оригинальный продукт. Второй позволяет расчленить творческий акт на отдельные этапы (например, подготовка, созревание, озарение и проверка). Выявлена прямая зависимость между глубиной творческих процессов и развитием воображения, интуиции, потребности в самоактуализации (раскрытии и расширении своих созидательных возможностей). Установлено также, что центральный творческий момент - интуитивное схватывание искомого результата - возникает при напряженной психической деятельности, обусловленной сверхустойчивой мотивационной доминантой. Однако создать непротиворечивую теорию и в ее рамках всесторонне раскрыть механизмы творчества до сей поры не удалось никому.

Общепризнано, что необходимым условием творчества в профессиональной деятельности является наличие определенных личностных свойств. Так, для того, чтобы творить, человек должен обладать соответствующим уровнем общего и профессионального образования (развития), способностями, связанными с умением манипулировать идеями и рассматривать их под разными ракурсами, а также исключительной целеустремленностью, выражающейся в устойчивой высокой мотивации, мобилизующей глубинные (сущностные) силы личности на достижение цели.

Понимание повышения профессионализма и личностного самосовершенствования как непременно творческого процесса в глазах одних придает привлекательность воинской деятельности. У офицеров же с консервативно-бюрократической ориентацией эта идея встречает негативное восприятие. Они не хотят напрягаться и что-либо менять в своей устоявшейся жизни, особенно если изменения связаны со значительными усилиями, а их результаты неоднозначны. Где же найти силы для постоянного преодоления огромных трудностей, сопровождающих процесс творчества? Видимо, в глубинах своей души. Надо только сильно захотеть почувствовать, ощутить, увидеть эти силы.

Творчество в управленческой деятельности - это искусство управления. Помимо принятия командиром решения на выполнение боевых задач к актам творчества можно отнести решение сложных проблем повседневной воинской деятельности. Обеспечение боевой готовности, формирование морально-психологического климата в подразделении, наконец, управление поведением отдельного военнослужащего подчас требуют не меньшего искусства, чем, например, управление маневрами корабля.

В рамках существующего научного психологического знания целесообразно зафиксировать в ходе принятия и реализации управленческого решения такие творческие моменты, как осознанный выбор направления приложения усилий, особая организация сознания руководителя, восприятие информационного потока, поступающего с выбранного направления, оформление информационного потока в модель решения, реализация его в практической деятельности.

Осознанный выбор направления приложения управленческих усилий означает отказ от слепого следования шаблонам, т.е. от выбора «на автомате». Некоторые внешне повторяющиеся ситуации воинской деятельности, как правило, предопределяют неосознаваемый, автоматический выбор офицером уже известного варианта решения служебной задачи. Особенно часто эта закономерность проявляется при управлении поведением подчиненных. Подсознательное нежелание утруждать себя анализом причин проступков подчиненных, сокрытие их от вышестоящего начальника ведет к чрезвычайным происшествиям в части. Создавая иллюзию управления подразделением, такой командир компенсирует свою несостоятельность как руководителя максимальным задействованием внешних, имиджевых регуляторов (громкий голос, жесткий взгляд, роль строгого, но справедливого «отца-командира»), а также постоянными поисками виновных, использованием стандартного (ограниченного) набора одних и тех же стимулов. Не разобравшись в причинах негативной ситуации, не устранив их, он работает не с причиной, а со следствием, причем делает это по раз и навсегда заведенному порядку. Однако шаблоны в принципе не могут обеспечить эффективность управления социально-психологическими процессами в воинском коллективе.

Совсем иной вариант выбора имеет место, например, при управлении кораблем, когда в условиях плохой видимости, ограниченного пространства, скопления судов, в процессе швартовки нет места бездумному выбору маневра - необходима максимальная интеллектуальная, эмоциональная и волевая включенность в ситуацию. Именно поэтому успешно завершенный сложный маневр рождает чувство уверенности, в то время как повторяющиеся на почве шаблонного выбора управляющих воздействий кризисы взаимоотношений в коллективе сеют растерянность.

Таким образом, ориентировка на стереотипный вариант решения проблем есть способ бегства офицера от трудностей реального руководства, предпосылка к его стагнации. Полностью осознанный выбор направления приложения усилий, «высвечивание» с помощью разума того фрагмента реальности (служебной деятельности), который воспринимается как проблема, - условие надежного ее решения, развития творческих способностей.

Особая организация сознания руководителя, необходимая для поиска эффективного решения проблемы, характеризуется, во-первых, произвольной концентрацией внимания в нужном направлении, во-вторых, единством рационального анализа и переживания личностной значимости проблемы.

Произвольная концентрация внимания в нужном направлении подразумевает исследовательский подход к проблеме, переход из мира следствий в мир причия. Невозможность получить приемлемое решение наболевшего служебного вопроса с первой попытки не должна стать поводом для отказа от дальнейших поисков, а необходимость перевода внимания на другие актуальные проблемы - уменьшать значимость проблемы номер один. Следует снова и снова, всегда, когда позволяют условия, концентрировать внимание в нужном направлении, меняя при этом ракурсы рассмотрения проблемы, привлекая к ее решению квалифицированных помощников и экспертов. Капитуляция перед проблемой, невыясненность ее причин не только порождают негативные эмоции, но и провоцируют повторение подобной ситуации до тех пор, пока она не будет полностью проработана и разрешена. Объясняется это следующим образом.

Мы, люди, невольно поворачиваем к себе мир тем боком, каким готовы его воспринять и освоить. Индивидуальная настройка установок восприятия, механизмы психологической защиты обусловливают искажение и сокрытие от нашего сознания части информации об окружающей обстановке и нашем внутреннем мире. Если отрицательный результат управленческой деятельности значителен и порождает интенсивные переживания, то механизмами психологической защиты он сам и образ ситуации, его породившей, могут быть вытеснены из сознания. Тогда каждая новая сходная ситуация классифицируется как психотравмирующая, а значит, заслуживающая того, чтобы ее избегать. Причем перестройка восприятия происходит уже по первым признакам данной ситуации. Со стороны же кажется, что человек просто не желает видеть очевидных вещей. Тем самым упускается время для быстрых действий, позволяющих наиболее эффективно повлиять на ход событий. Неосознаваемое нежелание распознать проблемную ситуацию будет существовать у руководителя и проявляться до тех пор, пока она не разрастется до критической величины и не заслонит собой другие проблемы, т.е. когда отступать уже будет некуда. И наоборот, если острые ситуации в прошлом были своевременно и успешно преодолены, то первые же признаки таковых будут сразу опознаны командиром, что позволит ему, используя опыт, быстро предпринять эффективные управленческие воздействия.

Немаловажным фактором в поиске решения проблемы является единство рационального анализа и переживания руководителем личностной значимости проблемы. Некоторые трудноразрешимые служебные вопросы могут порождать в мышлении эффект «зацикливания», когда сознание не может выйти за рамки прошлого опыта. В таких случаях только творческий подход к не разрешимой рациональным мышлением задаче позволяет найти силы для продолжения поиска вариантов ее решения. Творчество, как элемент духовной культуры, предполагает выход за границы ситуации, инструкции, логики и переход на новые способы деятельности, например к эмоциональному анализу информации.

Периодическая концентрация внимания на проблеме, рассмотрение ее со всех возможных сторон, а не только с точки зрения инструкции, обсуждение с помощниками и экспертами, разумное экспериментирование и инициирование ее развертывания во времени позволяют полностью включиться в ее решение на рациональном и эмоциональном уровнях. Только максимально сосредоточив внимание и призвав на помощь интеллект, руководитель может создать у себя особый психологический настрой - так называемую мотивационную доминанту. Высокая мотивационная доминанта определенным образом структурирует и организует все сознание, направляя сущностные силы человека на решение актуальной проблемы, не препятствуя при этом выполнению им других обязанностей. Мобилизация всех своих сил, а также потенциала подчиненных на эффективное решение стоящих задач известными и неординарными способами - важный элемент творчества в управленческой деятельности офицера.

Рассматривая восприятие информационного потока, поступающего с выбранного направления, мы можем говорить как минимум о двух каналах получения информации в процессе управления поведением подчиненных: объективно-субъективном (непосредственное наблюдение поведения подчиненных и последующий его анализ) и субъективном (сбор и анализ интерпретаций поведения подчиненных, которые представлены экспертами и непосредственными участниками событий).

Развитая способность к сопереживанию, эмоциональному резонансу с личностью другого человека позволяет в ходе непосредственного наблюдения улавливать даже незначительную или невербальную информацию, а высокая рефлексия (способность к самоисследованию) - воспринимать собственные внутренние, еще не оформленные в «рациональную оболочку» сигналы разума как знаки, вехи правильности искомого решения и структурировать их в дальнейшем в рациональный образ.

Очень часто решение, прежде чем стать осмысленным, возникает в форме некоторого переживания гармонии и красоты найденного (ощущения собственной правоты), которое по мере рационализации и вербализации трансформируется в убежденность, в индивидуальную правду. «Состояние эмоциональной активации, - пишет О.К.Тихомиров, - выступает как некоторый неспецифический сигнал «остановки», как указание на то, что еще не найдено; оно выступает как неконкретизированное предвосхищение принципа решения... Это эмоциональное предвосхищение принципиального решения задачи переживается как «чувство близости решения». Предвосхищение решения может сопровождаться и чувством дискомфорта. Это бывает в тех случаях, когда смутно осознаваемое решение начинает выступать альтернативной стороной устоявшимся канонам прошлой управленческой деятельности, подчеркивает их преходящий характер, относительность компетенции.

Здесь важно уловить и зафиксировать (отрефлексировать) подобное внутреннее состояние, не дать ему раствориться в обыденных переживаниях. Если эмоциональный подъем, исчезнув по каким-то ситуативным причинам, в последующем может возникать снова, то отрицательные эмоции вытесняются психологической защитой из области объективно осознаваемого и, как правило, в дальнейшем не возобновляются. Тем самым пропадает обратная связь в контуре самоуправления, разрывается творческий процесс выработки нестандартного решения.

Фиксация ощущений эмоционального подъема или дискомфорта, наступающих от предвосхищения близости правильного решения, еще не означает, что интуитивно найденное решение будет грамотно сформулировано и доходчиво разъяснено исполнителям (в некоторых случаях и самому себе). Оформление информационного потока в решение (модель), понятное самому себе и другим, возможно только в том случае, если оно подчиняется законам логики и описано всем понятным языком.

С одной стороны, профессионализм и большой жизненный опыт позволяют руководителю перекладывать смутно осознаваемый управленческий образ на командный язык. С другой - жесткая очерченность терминологического запаса, эмоциональная скудость, приверженность к штампам командного языка не дают возможности выразить с его помощью все оттенки нового, оригинального, индивидуального управленческого решения. Особенно это проявляется при руководстве людьми. Сложность военного творчества заключается в том, что красоту и гармонию единственно верного решения можно ощутить и прочувствовать, но очень трудно выразить так, чтобы это было безусловно понятно другим. В разрешении данного противоречия состоит немаловажный момент творчества в управленческой деятельности офицера.

Для реализации решения в практической управленческой деятельности надо иметь смелость не только сделать первый шаг, но и довести задуманное до логического конца или же в случае неудачи своевременно пересмотреть (скорректировать) свое решение. Если с первым практическим шагом проблем, как правило, не бывает, то с рутинным, длительным, ежедневным осуществлением задуманного возникают сложности. Многоплановость, обязательность, скоротечность поступающих вводных, отвлечение на текущие дела, слабость характера или просто усталость зачастую не дают довести начатое до конца. Осознанный выбор приемов самопобуждения к непрерывной управленческой деятельности по реализации принятого решения - тоже элемент творчества в работе военного руководителя.

Таким образом, можно сделать заключение о необходимости органичного включения разнообразных элементов творчества в управленческую деятельность офицера. Акты творческой самодеятельности направлены не только на окружающих, но и на самого себя. Именно овладение новыми способами деятельности, новыми ее видами (а не просто предметами и вещами) есть подлинное обогащение офицера, развитие у него как оперативно-тактических, операторских способностей, так и сущностных сил (системно-личностных качеств). Творчество в управлении - это выход за пределы объективной ситуации, за границы себя прежнего, это акт духовного мужества, попытка расширить свое мироощущение и усовершенствовать структуру.

Итак, профессиональная деятельность офицера-руководителя неразрывно связана с творчеством, что само по себе составляет основу духовного постижения мира, совершенствования деятельности, управления и самоуправления поведением. В рамках этой концепции стремление военного руководителя к профессиональной самореализации понимается как переход (в тех обстоятельствах службы, где это уместно) на творческие аспекты воинской деятельности, на духовные основы бытия, которые только и делают человека Человеком.

Опора на духовные основы бытия - это не отправление религиозных обрядов, не союз армии с церковью, а духовное самоопределение личности, т.е. постановка целей и задач надличностной, надиндивидуальной жизни. Вот что заметил по этому поводу С.И.Гессен: «Как дисциплина возможна через свободу, а свобода через закон долга, так и индивидуальность возможна через сверхиндивидуальное начало. И потому, если «будь свободен» означало для нас «будь самим собою», то и подлинный смысл «будь самим собою» есть «стремись к высшему, чем ты». Именно постановка надличностных, надиндивидуальных целей и попытки их осуществления вызывают к жизни неведомые прежде резервы, новые творческие силы, задействование которых позволяет достигать еще больших высот в искусстве военного управления.

Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984. - С.98.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в практическую философию. - М., 1995. - С.78.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации