Военно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовки

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1998, стр. 69-71

Военно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовки

Полковник Е.С.ЩЕРБАКОВ,

кандидат технических наук

В СИСТЕМЕ боевой и оперативной подготовки Вооруженных Сил уже не один десяток лет используются компьютерные средства обучения (КСО), но их действительно широкое внедрение в практику военного обучения началось с конца 80-х годов, когда в нашей стране появились недорогие персональные ЭВМ, обладающие достаточно большими вычислительными ресурсами. Несмотря на имеющийся в войсках и военных вузах дефицит современной вычислительной техники, количество компьютерных средств обучения военного назначения быстро растет. Этот рост, к сожалению, не всегда сопровождается улучшением качественных показателей. Экспертиза новых КСО показывает, что их эффективность часто не соответствует затраченным средствам. Типичными ошибками разработчиков являются следующие: не всегда правильно понимаются роль и место КСО в системе боевой и оперативной подготовки, и поэтому нередко компьютерные методы обучения применяются не там, где их результативность максимальна; при оценке эффективности этих средств не учитывается или неверно учитывается их вклад в повышение общей эффективности боевой и оперативной подготовки, а также допускаются значительные погрешности при прогнозировании эффективности создаваемых средств; необоснованно усложняются или, наоборот, упрощаются используемые технические и программные средства.

Все это в немалой степени обусловлено отсутствием теоретического обобщения богатого отечественного и зарубежного опыта создания КСО. В частности, в специальной литературе слабо освещены вопросы обеспечения военно-экономической эффективности процесса компьютеризации боевой и оперативной подготовки.

В основе проблемы рационального распределения средств, отпущенных на компьютеризацию боевой и оперативной подготовки, лежит противоречие между объемом и сложностью задач обучения и возможностями КСО. Если оно разрешается корректно, то обеспечивается максимальная эффективность учебного процесса. Недооценка потенциальных возможностей новых средств обучения ведет к сдерживанию ее роста, переоценка-к нерациональному расходованию финансовых ресурсов.

Для решения указанной проблемы требуется разработка сложного методического аппарата. При этом одним из ключевых вопросов является выбор показателей для оценки военно-экономической целесообразности использования в войсках компьютерных средств обучения. В первую очередь надо выяснить, какое свойство компьютерных средств обучения делает выгодным их использование в системе традиционных учебных мероприятий. Перед рассмотрением этого вопроса необходим небольшой экскурс в историю. В начале 60-х годов разработчики сложных систем вооружения столкнулись с принципиальными трудностями, возникшими в процессе испытаний. В частности, использование натурных экспериментов для оценки характеристик нового вооружения и военной техники требовало затрат, соизмеримых со стоимостью проектирования и изготовления опытных образцов. Поиски выхода из этой ситуации привели к идее создания экспериментально-моделирующих стендов (комплексов). На таких стендах внешняя среда (взаимодействующие силы, противник, рельеф местности, погодные условия и т.д.), а также ряд элементов самой системы вооружения моделировались с помощью ЭВМ. Эти модели взаимодействовали с реальной аппаратурой испытываемых образцов вооружения, что позволило оценивать характеристики систем в чрезвычайно широком диапазоне условий и сделало стенды весьма эффективным, хотя и дорогим средством боевой подготовки. Таким образом, прототипами первых КСО можно считать экспериментально-моделирующие стенды.

Основное свойство, унаследованное современными КСО от испытательных стендов, - воспроизведение широкого диапазона условий боевой деятельности. Для того чтобы по достоинству оценить это свойство, необходимо вспомнить, что цель обучения заключается в обеспечении всесторонней подготовки всех категорий военнослужащих и воинских коллективов к выполнению поставленной боевой задачи в любых условиях развязывания и ведения войны. Из этого следует, что любая оперативная или тактическая ситуация, в которой военнослужащий может оказаться в реальной боевой обстановке, должна быть ему хорошо знакомой по учебной деятельности или, по крайней мере, обладать определенным сходством с ранее встречавшимися учебными ситуациями. Следовательно, в ходе боевой и оперативной подготовки военнослужащий должен отработать такое количество учебных (учебно-тренировочных, учебно-боевых) задач, при котором гарантируется выполнение любых боевых задач с высоким качеством. Минимальная совокупность учебных задач, отработка которых гарантирует достижение цели боевой (оперативной) подготовки, называется их опорным множеством. Практика показывает, что только применение КСО создает предпосылки для отработки опорного множества задач в полном объеме.

Необходимо отметить, что реальная боевая обстановка может воспроизводиться компьютерными системами только упрощенно. Чем больше ее элементов воспроизводится (чем выше точность имитации), тем дороже модели, используемые в системе обучения. Это важно учитывать при оценке эффективности внедрения в учебный процесс средств, обеспечивающих имитацию среды боевой деятельности военнослужащих. Как показывает отечественный и мировой опыт разработки КСО, стремление к излишней детализации моделей ведет, как правило, к неоправданному удорожанию учебных мероприятий. Так, в конце 70-х годов в интересах Войск ПВО был создан тренажер для подготовки расчетов ЗРС большой дальности. Его разработчики исходили из принципа: чем больше элементов реальной среды воспроизвести в ходе тренировки, тем выше будет учебная эффективность. В результате тренажер получился не только очень дорогим, но и неэффективным. Это было связано прежде всего с трудоемкостью подготовки исходных данных по каждому новому упражнению и со сложностью технической эксплуатации.

Правильный подход к выбору необходимого уровня адекватности учебной среды реальным условиям обстановки был продемонстрирован создателями отечественного тренажера «Тембр», предназначенного для подготовки расчетов ЗРС средней дальности. Они выявили минимальный набор факторов, определяющий особенности боевой работы расчетов, и нашли эффективные технические решения, позволяющие имитировать влияние этих факторов в учебных условиях.

Для корректного сравнения различных вариантов построения КСО требуются соответствующие показатели. Одним из них, на наш взгляд, может быть следующий:

Военно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовки

где т - количество задач в опорном множестве;

Военно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовки , Военно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовки- итоговые оценки качества выполнения /'-и задачи опорного множества при использовании соответственно компьютерных (наряду с традиционными) и только традиционных форм обучения в структуре учебных мероприятий.

Из формулы (1) следует: если К > О, то использование КСО позволяет повысить итоговую оценку качества выполнения хотя бы одной задачи из опорного множества.

Практика показывает, что применение компьютерных средств упрощает организацию учебного процесса (делая его более не зависимым от погодных условий и множества других случайных факторов) и существенно экономит учебное время. Поэтому более полно, чем формула (1), эффективность применения КСО может характеризовать показатель

Военно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовки

гдеВоенно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовки - общая продолжительность учебных мероприятий при

использовании соответственно компьютерных и только традиционных форм обучения.

Обучение с помощью компьютерных средств считается эффективным, еслиВоенно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовки

Внедрение в практику боевой подготовки КСО требует довольно больших финансовых затрат. Поэтому стоимость их разработки и внедрения должна обязательно учитываться в планах развития учебно-материальной базы объединений и соединений. На графике (рис.1) изображена зависимость показателя эффективности использования компьютерного средства обучения КЭф от расходов на его разработку и внедрение С.

Военно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовки

Военно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовкиДля отработки с помощью КСО задач боевой подготовки необходимо затратить определенные ресурсы (технические и программные средства). Если их недостаточно, то учебный эффект от применения компьютерных средств будет крайне низким. Существует некоторое пороговое значение затрат Спор, при котором компьютеризация обучения дает положительный эффект. По мере того как увеличивается число элементарных задач, отрабатываемых с использованием компьютерных средств, растут стоимость и эффективность обучения. Особенно быстрый рост Аэф наблюдается при достижении условий для отработки наиболее важных и часто повторяющихся элементов боевой работы. После того как эти условия достигнуты, рост эффективности при увеличении стоимости средства принимает весьма умеренный характер. Имеется определенная допустимая величина затрат Слоп, превышение которой нецелесообразно с экономической точки зрения, т.е. использование в целях обучения крайне сложных, а значит, дорогих технических и программных средств не всегда приемлемо.

Рациональный объем финансовых затрат на компьютеризацию обучения может быть определен с помощью следующего показателя:

Военно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовки

где Ск и Ст - общая стоимость проведения учебных мероприятий при использовании соответственно компьютерных и только традиционных форм обучения.

Как мы видим (рис.2), при СПОр < С < Сдоп значение Кж будет положительным, т.е. в этих условиях компьютеризация боевой подготовки позволит снизить общую стоимость учебных мероприятий и повысить их эффективность. Существует также оптимальный размер затрат Сопт, при котором военно-экономический эффект от каждого вложенного рубля максимален.

В заключение считаем важным подчеркнуть, что обучение с применением компьютерных средств необходимо всегда дополнять отработкой учебно-боевых задач в реальных условиях, причем ряд задач должны быть отработаны параллельно как в моделируемой, так и в реальной среде. Это обеспечит перенос знаний, навыков и умений, сформированных в условиях имитируемой среды деятельности, на условия реальной боевой работы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • &amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX"&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;InstaForex&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;/a&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации