Военно-морское образование оптимизация и проблемы

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1998, стр. 62-68

Военно-морское образование: оптимизация и проблемы

Вице-адмирал Н.Д.ЗАКОРИН,

кандидат военных наук, академик МАИ, профессор АВН

Капитан 1 ранга в отставке В.П.КОБЗЕВ,

кандидат военных наук, доцент

Капитан 1 ранга в отставке Н.В.МАХРОВ,

кандидат военно-морских наук, доцент

ВСТУПАЯ в новое тысячелетие, Россия, находящаяся в кризисном состоянии, особенно остро нуждается в решении общих проблем гражданского и военного образования, так как оно служит базисом для развития науки, техники, технологии, культуры, а также для устойчивого прогрессивного развития страны. Говоря о военной реформе и реформе Вооруженных Сил, прежде всего необходимо иметь в виду, что без высококвалифицированного офицерского корпуса не решить проблем обеспечения военной безопасности России. Поэтому приоритетным направлением военной реформы является эффективная реорганизация военного образования.

Анализируя законодательные акты в этой области, мы практически не находим государственного органа или лица, отвечающего за государственную политику в области военного образования. Указом Президента РСФСР «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» предусмотрено «подчинение органов государственного управления образованием и наукой непосредственно Президенту РСФСР». Из него следует, что Президент, как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России, непосредственно определяет государственную политику в области военного образования. Однако мы не видим реального воплощения этого положения, поскольку до сих пор нет ни одного указа или распоряжения Президента РФ, касающегося высшего военного профессионального образования.

До настоящего времени государственная политика в области военного образования в российском законодательстве не определена. Так, в законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержатся только положения об учредителе, порядке лицензирования образовательной деятельности военных вузов и о том, что законодательство Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Учредителем военных образовательных заведений согласно этим законам является только Правительство РФ. Поскольку военная служба является особым видом государственной, а офицер - представителем государства, то его образование в отличие от гражданских специалистов должно иметь принципиально иную направленность, содержание и методологию. Кроме того, воспитание офицерских кадров надлежит осуществлять во имя защиты национальных интересов и национальной безопасности России военными средствами. Поэтому нельзя ограничить военное образование только провозглашенными в упомянутых законах принципами государственной политики в области образования.

Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 18) предусматривается участие Министерства обороны в разработке государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе. Однако это не относится к высшему военному образованию кадрового офицерского корпуса. Другое положение этого закона (ст.31, п.6) предусматривает обучение курсантов гражданским специальностям одновременно с освоением военных. При этом, с одной стороны, проявляется забота о социальной защите военнослужащих, а с другой - наносится ущерб профессиональной подготовке военных специалистов. Опыт военной школы свидетельствует о том, что невозможно за пять лет качественно освоить две специальности. Осуществление этого закона на практике привело к тому, что высшие военные училища оказались в полной зависимости от учебно-методических объединений гражданских вузов, осуществляющих подготовку кадров по родственным специальностям.

Надо заметить, что высшая военная школа вынуждена реализовывать государственные стандарты по вопросам высшего гражданского профессионального образования, поскольку не имеет своих ни для военных училищ, ни для военных академий. Мы считаем, что многие положения государственной политики в области военного образования можно было бы отразить в специальных государственных образовательных стандартах. Для этого необходимо основные требования к нему включить в федеральный компонент госстандарта (в области науки, техники, технологии, культуры), а специфику образования военных специалистов - в военно-образовательный компонент, который должен входить в госстандарт вместо национально-регионального, так как выпускники военных вузов проходят службу на всей территории России, а не в отдельных регионах.

Закон РФ «О статусе военнослужащих» также содержит положение о необходимости получения офицерами в военных вузах двух специальностей. Мы убеждены, что такой подход приводит к профанации профессионального образования офицера.

В законе «О безопасности» не нашлось места одному из важнейших, по нашему мнению, видов безопасности, каким является безопасность образования. Беремся утверждать, что нация, лишенная полноценной образовательной системы, неизбежно утратит государственность, а страна попадет в полную зависимость от развитых стран и подготовку кадров будет вынуждена вести за рубежом. Последствия такой ситуации слишком очевидны. Поэтому безопасность образования становится национальным приоритетом.

Закон «Об обороне» не наделяет полномочиями в области военного образования ни Президента, ни один орган государственной власти, в том числе Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. В Основных положениях военной доктрины Российской Федерации также не отражены данные проблемы. Поэтому неясно, кто и каким образом в соответствии с этой доктриной будет осуществлять подготовку специалистов, способных создавать, эксплуатировать и применять сложнейшие системы вооружений, военной, специальной техники и имущества, а также сопровождать и проводить фундаментальные и прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки для опережающего создания новых поколений вооружения и военной техники.

В настоящее время военным образованием занимается единственный орган в Министерстве обороны - Главное управление кадров и военного образования. Отметим, что оно является ведомственным и не обладает законодательной инициативой. Но самое важное состоит в том, что политика в области военного образования выходит за ведомственные рамки и должна формироваться на уровнях Президента, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации.

Вызывает серьезное беспокойство положение Конституции Российской Федерации о том, что обязательным является только основное общее образование в объеме девяти классов, так как уже сегодня в армию и на флот приходит молодежь, неспособная осваивать и применять современные высокотехнологичные образцы вооружения и военной техники. Расчет же на профессиональные Вооруженные Силы - дело неблизкого будущего.

Снижение образовательного уровня в нашей стране происходит в то время, когда многие развитые страны не только ставят вопрос о всеобщем высшем профессиональном образовании, но и переходят к нему. Это еще раз свидетельствует о приоритетности образования.

Таким образом, из краткого анализа законодательных актов следует вывод о том, что в них не отражена государственная политика в области военного образования. Поэтому неизбежны конъюнктурные и волюнтаристские наскоки на военную школу. Военная безопасность может быть надежно обеспечена лишь при условии единства государственной политики в области образования для всех силовых структур. Однако они действуют разрозненно, нередко в ущерб одна другой. По нашему мнению, необходимо принять федеральный закон о государственном кадровом заказе на подготовку военных специалистов, иметь единый научный подход к определению уровней, ступеней и содержания их образования, к разработке методологии подготовки офицерских кадров, формированию государственных стандартов в области высшего военного профессионального образования, унификации военных специальностей и т.д.

Мы считаем, что определяющим государственную политику в этой области должен стать конституционный орган - Совет Безопасности Российской Федерации, а исполнительными органами - Министерство обороны совместно с другими силовыми структурами и Министерство общего и профессионального образования. При этом Федеральное Собрание РФ должно обеспечить законодательную базу военного образования. Парламентские слушания упомянутых нами проблем решить не могут. Требуется принятие неотложных мер по реформированию военного обучения под непосредственным контролем Президента. По нашему мнению, в сложившихся условиях только такой подход может остановить разрушительные тенденции в высшей военной школе. Хаотическое «преобразование» не может дать положительных результатов. Без образованного офицерского корпуса беспочвенны все намерения относительно строительства качественно новых армии и флота, тем более в условиях, когда предлагается сократить сроки обучения в училищах до 3 - 4 лет.

В настоящее время все рассуждения об оптимизации сети и емкости военных вузов сводятся лишь к сокращению их количества, контингента обучающихся и профессорско-преподавательского состава. На данном этапе следует говорить не об оптимизации системы образования, а о приведении ее в наиболее полное соответствие с экономическими условиями, законодательной базой и потребностями Вооруженных Сил для обеспечения национальных интересов и национальной безопасности страны. Экономить на образовании вообще и на военном в частности - значит лишать страну перспектив поступательного развития.

Для реформирования образовательных учреждений на научной основе нужны ясно сформулированная цель, показатели (критерии) эффективности преобразований высшей военной школы, моделирование процессов деятельности всей системы военного образования, а также проведение реальных экспериментов в ряде военных вузов. Пока ничего этого не существует.

В последнее время все чаще раздаются голоса о необходимости и неизбежности перехода от отечественной системы военного образования к американской. Следует подчеркнуть, что каждая страна создает свою военную школу на основе собственных ценностей, обычаев и традиций. Слепое копирование чужого опыта, как правило, не приводит к положительным результатам. Как отмечалось на парламентских слушаниях (8 апреля 1997 года), российская военная школа представляет собой уникальное явление мирового масштаба, аккумулирует трехсотлетний опыт подготовки военных кадров и пока еще сохраняет потенциал для своего совершенствования. У нас иные цели воспитания и обучения офицерских кадров, иной менталитет. Наша общая цель - сохранить и усовершенствовать отечественную военную школу и не поддаться соблазну экономить на военном образовании.

При разработке плана преобразования и сокращения количества военных вузов, на наш взгляд, необходимо руководствоваться следующими принципами:

формирование содержания военного образования с учетом национальных интересов и национальной безопасности России;

сохранение отечественной школы, ее традиций и преемственности образования офицерских кадров в России;

обеспечение готовности военных вузов к расширенному воспроизводству офицерских кадров при изменении военно-политической обстановки в мире и улучшении экономического положения страны;

преобразование и размещение военных вузов по регионам страны с учетом их демографического и геополитического положения;

сохранение недвижимости военных вузов в собственности Министерства обороны;

сохранение в военных вузах научно-педагогического потенциала и уникальных научных школ, преемственности научно-педагогических и научных кадров;

проведение единой государственной политики в области образования во всех силовых ведомствах;

приведение типов, видов и статуса военных вузов в соответствие с • законодательством России в области образования.

Для оптимизации материальных и финансовых затрат на реформирование военного образования, в частности для ВМФ, мы предлагаем на территории страны иметь две автономные группы военных вузов: одну, имеющую развитую инфраструктуру военно-морского образования с единым учебно-методическим и научным комплексом (в Санкт-Петербурге), - в северо-западном регионе; другую - на Дальнем Востоке.

Объединение существующих вузов ВМФ предлагаем осуществить в два этапа. Такой подход к объединению продиктован тем, что характерным свойством системы образования, в том числе военного, является ее устойчивость к внешним воздействиям. Качественные изменения самой системы и подготовки выпускников в результате этих воздействий проявляются, как правило, после полного цикла обучения (пять-шесть лет) и двух-трехлетнего опыта их службы. По установленным нормам для перехода на новые программы обучения требуется два года. Следовательно, для оценки качества подготовки специалистов по новым программам потребуется не менее десяти лет. Полученный на первом этапе опыт позволит выявить сильные и слабые стороны объединения, наиболее рациональные организационно-штатные структуры, широко и гласно обсудить полученные результаты. И лишь после этого можно принимать решение о целесообразности создания единого учебно-методического и научного комплекса. Поэтому реформу военного образования в короткие сроки проводить не только нельзя, но и опасно для будущего становления офицерского корпуса.

На первом этапе (рис.1) на базе восьми вузов ВМФ, расположенных на западе и северо-западе страны (с центром в Санкт-Петербурге), предлагается иметь четыре образовательных учреждения:

1. Военно-морской институт на базе Высшего военно-морского училища им. М.В.Фрунзе, Высшего военно-морского училища подводного плавания им.Ленинского Комсомола и Калининградского высшего военно-морского училища для подготовки офицеров по специальностям командно-инженерного профиля по системам вооружения, военной техники и гидрографии.

2. Военно-морской институт радиоэлектроники на базе Высшего военно-морского училища радиоэлектроники им. А.С.Попова и части Калининградского высшего военно-морского училища для подготовки офицеров по специальностям командно-инженерного профиля в области радиоэлектроники и связи ВМФ.

Военно-морское образование оптимизация и проблемы

3. Военно-морской инженерный институт на базе Высшего военно-морского инженерного училища им.Ф.Э.Дзержинского и Высшего воен-

но-морского инженерного училища им.В.И.Ленина для подготовки офицеров по специальностям инженерного профиля в области кораблестроения, энергетических установок и систем ВМФ.

4. Военно-морскую академию на базе собственно академии и Высших специальных офицерских классов ВМФ для подготовки офицеров руководящего состава по управленческим специальностям, а также командиров кораблей и командиров боевых частей и служб кораблей 1 и 2 ранга. В составе объединенного вуза Высшие специальные офицерские классы ВМФ в зависимости от установленного количества обучающихся офицеров могут иметь статус филиала или факультета.

На этом этапе на Дальнем Востоке предполагается иметь Тихоокеанский военно-морской институт на базе Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О.Макарова и Калининградского высшего военно-морского училища для подготовки по специальностям командно-инженерного профиля по системам вооружения и военной техники ВМФ.

На втором этапе объединения вузов ВМФ (рис.2) при положительном исходе экспериментов первого этапа создается учебно-методический и научный комплекс - Российский военно-морской университет (РВМУ) на базе Военно-морской академии и четырех военно-морских институтов.

В зависимости от количества обучающихся, уровней и ступеней образования вузы, входящие в РВМУ, могут быть филиалами (со статусом института или академии) или факультетами.

Согласно законам РФ «Об образовании» (ст. 12, пп.6,7), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.8, п.З) структурные подразделения университета могут наделяться правомочиями юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

Создание РВМУ, по нашему мнению, позволит проводить в Военно-Морском Флоте государственную политику в области военного образования с единых идеологических, научных и методологических позиций, обеспечивать непрерывность и преемственность подготовки офицерских кадров на всех уровнях и ступенях образования, создать единое информационное обеспечение образовательного процесса и иметь единую материально-техническую базу военно-морского университета. В рамках учебно-методического и научного комплекса наиболее эффективно могут решаться возникающие проблемы военно-морского образования, развития военно-морской науки, вооружения и военной техники.

За счет сокращения количества обучающихся в указанных вузах могут создаваться дополнительные специализированные структурные подразделения среднего (полного) общего образования, ориентированные на подготовку молодежи в областях военно-морского дела, исследования Мирового океана и ряда других социоприродных проблем, связанных с морями и океанами.

Подготовка молодежи к труду и защите Отечества, служению своему народу является важнейшей задачей не только государства, но и его регионов. Поэтому воспитание и обучение подрастающего поколения должно стать их обшей заботой.

При остром дефиците финансовых средств на военное образование в крайнем случае возможна передача в аренду части высвобождаемых площадей вузов для внебюджетного финансирования деятельности военной школы.

Здания и иные сооружения военных вузов являются национальным достоянием, их распродажа, по нашему мнению, недопустима, тем более что в соответствии с федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» земельные участки, на которых находятся вузы, закрепляются за ними в бессрочное и безвозмездное пользование (ст.27, п.З). Мы не можем исключить такой ситуации, когда стране потребуется иметь сильные армию и флот для обеспечения национальной безопасности. США уже заявляют о своих национальных интересах в Прибалтике, на Каспийском море и Кавказе. Для обеспечения мобилизационных планов военные вузы обязаны иметь резерв для расширенной подготовки офицерских кадров, так как экономия на военном образовании равносильна одностороннему разоружению.

Отметим при этом, что сокращаемые и преобразуемые научно-исследовательские учреждения, ориентированные на проблематику ВМФ, также могут входить в состав Российского военно-морского университета как структурные научно-исследовательские подразделения - институты, лаборатории, научные и научно-исследовательские центры и т.д.

Военно-морское образование оптимизация и проблемы

Управление Российским военно-морским университетом должно осуществляться начальником (ректором) и объединенным ученым советом, формируемым из руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава университета. На базе университета нужно создать учебно-методическое объединение вузов ВМФ с включением в него представителей от ведущих гражданских вузов, осуществляющих подготовку специалистов для оборонной промышленности по родственным специальностям. Российский военно-морской университет наделяется правами, предусмотренными федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Предлагаемые нами наименования военно-морских образовательных учреждений соответствуют общей тенденции, проявившейся в высшей школе страны. Для нас важно не столько наименование, сколько статус вуза. В соответствии с законодательством статус вуза (университет, академия, институт) включается в его наименование, поэтому можно сохранить и прежние наименования военно-морских вузов, но придать им статусы, соответствующие их потенциалам.

Государственная политика в области военного образования должна проводиться Министерством обороны совместно с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. В интересах более эффективного решения проблем воспитания и образования офицерских кадров, подготовки и проведения реформы военного образования, обеспечения более тесного сотрудничества Министерства обороны с Министерством общего и профессионального образования, по нашему мнению, должен быть создан единый орган управления во главе с заместителем министра обороны, ведающим вопросами кадровой политики, воспитания и образования военнослужащих. Волюнтаристским решениям в области военного образования следует противопоставить научный подход.

Мы считаем, что предлагаемый вариант структуры вузов ВМФ в условиях резкого сокращения армии и флота в переходный период может быть приемлем и для других видов Вооруженных Сил.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации