ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №4/1998, стр. 8-11

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Генерал-полковник В.П.СИНИЦЫН,

начальник Главного штаба Военно-воздушных сил

ВОЕННАЯ реформа в России обрела достаточно ясные очертания и конкретное содержание с началом осуществления практических мероприятий, объявленных Указом Президента РФ 1997 года «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры» и одноименным приказом министра обороны.

В части, касающейся Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны, Верховным Главнокомандующим была поставлена задача в срок до 1 января 1999 года преобразовать их в новый вид ВС - Военно-воздушные силы. В соответствии с планом, утвержденным министром обороны, и директивными указаниями Генерального штаба эта работа проводится в, два этапа: на первом (до 1 марта 1998 года) управления главнокомандующих ВВС и Войсками ПВО преобразованы в единое управление главнокомандующего Военно-воздушными силами; на втором (до конца года) создаются объединения ВВС, а их боевой состав приводится к структуре и составу, утвержденному министром обороны.

Главная цель преобразования ВВС и Войск ПВО заключается в создании качественно нового вида ВС - Военно-воздушных сил, имеющих оптимальную структуру, сбалансированный боевой состав, оснащенных современной техникой и вооружением, способных решать задачи с применением как обычного оружия, так и оружия повышенной опасности. При этом мы полагаем, что ВВС должны стать важнейшим наступательно-оборонительным видом ВС, основой воздушно-космической обороны государства.

Практическим делам, к которым приступили с началом этого года, предшествовала сложная и напряженная работа главкоматов, научно-исследовательских институтов и военных академий двух видов ВС под руководством Генерального штаба. Она была направлена на научную проработку, согласование и утверждение замысла и плана строительства ВВС, подготовку предложений по рациональной последовательности реализации мероприятий, связанных с реформированием ВВС и Войск ПВО, осуществляемым одновременно с объявленным сокращением численности войск.

Совместными усилиями удалось успешно преодолеть имевшиеся между главкоматами Войск ПВО и ВВС разногласия, разрешить основные проблемы подготовительного этапа и в установленные сроки завершить создание единого управления главнокомандующего ВВС. На очереди организационные мероприятия, направленные на приведение боевого состава объединенного вида в соответствие с утвержденным министром обороны. Это наиболее трудоемкий этап, требующий выполнения комплекса задач: организационно-штатных, управленческих, исследовательских, социально-бытовых и др.

В ряду самых серьезных проблем, сопровождающих процесс преобразования ВС, - организация управления Военно-воздушными силами, разработка форм и способов применения ВВС в новой организационной структуре и их апробация в ходе оперативной подготовки. Рассмотрению указанных вопросов были посвящены объединенный пленум научно-технических комитетов Войск ПВО и ВВС и военно-научная конференция в Военной академии ПВО им. Г.К. Жукова, проведенные в марте - апреле этого года.

Уровень организации управления войсками и силами во многом определяет эффективность их применения. Системы управления как ВВС, так и Войск ПВО не были ориентированы на решение всего круга задач, возлагаемых в настоящее время на новый вид ВС. Поэтому наиболее остро стоит проблема их интеграции в единую систему управления ВВС и ее дальнейшего развития.

Существующая система управления авиацией характеризуется довольно низкой оснащенностью защищенными пунктами управления, средствами автоматизации, явно недостаточно в ней мобильных пунктов управления. Специальное математическое, программное, информационное и лингвистическое обеспечение находится на уровне, пройденном ВВС США более 10 лет назад. Комплексы средств автоматизации (КСА), состоящие на вооружении, в большинстве своем морально и физически устарели. Примерно таково же техническое состояние систем связи, радиотехнического (РТО) и радиолокационного обеспечения ВВС.

Система управления ПВО развита в большей степени, находится в постоянном оперативном использовании и в основном обеспечивает непрерывное управление войсками и силами при решении задач противовоздушной обороны. Командные пункты всех звеньев управления оснащены средствами автоматизации, но часть из них устарела и требует замены. Система связи содержится в постоянной боевой готовности, удовлетворяет потребностям органов управления дежурных сил в обмене информацией, однако в ее составе низка доля современных средств.

Магистральным направлением совершенствования системы управления Военно-воздушными силами является создание единой системы управления объединениями ВВС, авиационными соединениями, соединениями ПВО, частями бомбардировочной, военно-транспортной, штурмовой, разведывательной и истребительной авиации, авиации РЭБ, зенитных ракетных и радиотехнических войск, сил и средств разведки, РЭБ, специальных войск, выполняющих задачи в составе новых организационных структур ВВС.

Главное требование, которому должна отвечать система управления ВВС, - обеспечение высокой боевой готовности объединений, соединений, частей и подразделений, эффективного решения задач боевого дежурства и контроля воздушного пространства, планирования, подготовки и ведения операций (боевых действий) в условиях военных конфликтов, обычной и ядерной войны. В связи с этим на первый план выдвигаются такие задачи, как приведение системы управления ВВС в соответствие с составом группировок войск и решаемыми ими боевыми задачами; оптимизация структуры и уточнение задач органов и пунктов управления; развитие систем и средств автоматизированного управления, связи и РТО.

Несомненно, что расширение круга задач, решаемых ВВС, изменение их боевого состава, форм и способов оперативного (боевого) применения, условий базирования и обеспечения объективно влияют на изменение задач и структуры органов управления. Применительно к новым условиям существенно расширяются задачи центральных органов управления ВВС, органов управления объединений ВВС и ПВО в регионах (зонах и районах ПВО).

Приоритетным направлением в развитии автоматизированных систем управления является создание единой АСУ ВВС, техническую основу которой должны составить территориально распределенные и локальные вычислительные сети. Для обеспечения единства управления войсками и силами ВВС в различные периоды их деятельности необходимы КСА, позволяющие автоматизировать решение задач как боевого, так и организационного управления.

В основу создания единой АСУ ВВС должен быть положен научно обоснованный замысел работ (включающий оперативные, системотехнические, организационные аспекты и обеспечивающий согласование мероприятий по целям, содержанию и срокам), а также соответствующая программа их выполнения. Все это позволит сформировать единое информационное пространство ВВС как совокупность информации о противнике, подчиненных и взаимодействующих войсках (силах), задачах и условиях ведения боевых действий, получаемой всеми органами управления и согласованной по составу, объемам и срокам доведения.

Развивая автоматизированные системы управления, необходимо не упускать из виду намечаемое в перспективе объединение всех компонентов Вооруженных Сил по сферам действий. Требуется также обеспечить минимум доработок при решении новых задач, обусловленных качественным совершенствованием вооружения и военной техники.

Что касается форм и способов борьбы в современных условиях, то определяющее влияние на них оказывают, с одной стороны, изменение геополитической и геостратегической обстановки в мире, снижение угрозы мировой войны и повышение вероятности возникновения локальных, региональных войн и вооруженных конфликтов, с другой - реальные возможности группировок Военно-воздушных сил.

Анализ действующих нормативных документов по подготовке и применению вооруженных сил США и НАТО, характера и содержания мероприятий оперативной подготовки их штабов и войск, направлений развития оружия и способов его боевого применения позволяет сделать вывод, что в арсенале военных действий эвентуального противника сохраняется такая форма, как стратегическая воздушно-космическая наступательная операция. Ее главным содержанием явятся проводимые по единому замыслу и плану на одном или нескольких театрах войны согласованные по целям, месту и времени воздушные наступательные операции (на Западном и Восточном стратегических воздушно-космических направлениях) и боевые действия (на остальных направлениях). Операция будет характеризоваться большим пространственным размахом, скоротечностью, решительностью в достижении поставленных целей, привлечением максимального количества сил и средств всех видов вооруженных сил.

В течение 1995-1997 годов военным командованием США и НАТО была проведена серия учений на различных ТВД. И хотя каждое из них преследовало свои цели, направленность у всех была одна - отработка практических действий в стратегической воздушно-космической наступательной операции.

Применение войск и сил эвентуального противника в подобной форме требует противопоставления ей соответствующей контроперации Вооруженных Сил России. Пока в соответствии с действующими нормативными документами таковой остается стратегическая операция по отражению воздушно-космического нападения противника. Вместе с тем ее характер и содержание в условиях значительного сокращения боевого состава войск и сил, преобразования организационной структуры ВС РФ меняются.

Решительные действия войск и сил ПВО, ударных сил будут направлены на срыв воздушной наступательной операции противника на одном-двух стратегических воздушно-космических направлениях. Стратегический маневр силами ПВО, авиации резерва ВГК и оперативных объединений ВВС для создания благоприятного соотношения сил на направлениях охватит Внутренний район, Западный и Восточный ТВД, потребует значительного перераспределения сил и средств между ними и принятия решений на самом высоком уровне руководства ВС. Войск и сил, развернутых в мирное время и в угрожаемый период на отдельных направлениях, будет явно недостаточно, и потребуется сосредоточение усилий войск ПВО и ударных сил нескольких оперативных объединений ВВС и ПВО, оперативно-стратегических территориальных объединений (военных округов), флота. Таким образом, уровень целей и задач, руководства войсками, размах, продолжительность и содержание действий, количество привлекаемых войск и сил останутся стратегическими. Название же операции, возможно, потребуется уточнить и привести в соответствие с изменившимся характером действий войск.

При определении форм применения нового вида ВС следует также учитывать, что существовавшие в ВВС формы и способы применения объединений и соединений в большей степени, чем в Войсках ПВО, сочетались с формами и способами действий Сухопутных войск. Образование объединений ВВС и ПВО (оперативно-стратегических, оперативных, оперативно-тактических) объективно вызывает необходимость выработки форм их применения, которые гармонично сочетали бы как ударные, так и оборонительные действия в рамках общевойсковых операций.

Кроме указанных, возникает еще ряд проблем, требующих первоочередного разрешения в теоретическом плане: каким образом вписать формы действий ВВС в общевойсковые формы, сохранив при этом территориальный принцип управления ВС и не разрушив вертикальный «стратегический ствол» управления ВВС; как сохранить существующую территориальную систему ПВО страны и сложившуюся в основном систему воздушно-космической обороны государства при передаче войск РКО в состав РВСН; какой потребуется маневр для своевременного наращивания усилий в нужном месте; какую систему управления необходимо создать для эффективного применения как оборонительных, так и ударных сил.

Практически весь спектр этих вопросов был включен в повестку дня военно-научной конференции, проходившей в Военной академии ПВО. По узловым моментам, касающимся применения объединенного вида ВС РФ, между представителями двух научных школ (ВВС и Войск ПВО) было достигнуто определенное взаимопонимание. Подходы к решению проблем, связанных с созданием объединений ВВС и ПВО, организацией управления во всех звеньях - от оперативно-стратегического до тактического, прошли апробацию на недавно завершившемся крупном исследовательском командно-штабном учении с центральной группировкой ВВС. Полученные результаты и рекомендации будут использованы в ходе второго этапа создания преобразованных Военно-воздушных сил.

Успех становления и развития ВВС во многом определяется организованностью, качеством и полнотой проводимых мероприятий, наличием реальной поддержки со стороны органов государственного и военного управления, прежде всего с точки зрения всех видов обеспечения, в том числе финансового и социально-бытового.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации