Военная реформа в России и ее обеспечение

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2(3-4)/1998

Военная реформа в России и ее обеспечение

Полковник запаса В.В.ЖИХАРСКИЙ,

кандидат технических наук,

профессор Академии военных наук

ОДНА из выстраданных Россией истин состоит в том, что военная реформа жизненно необходима. Известно, что большие и сложные проблемы требуют предварительного теоретического решения, а уж затем реализации.

Почти пять лет военного реформирования не дали положительных результатов: вряд ли состояние обороноспособности страны стало лучше, чем было. Общим для неоднократных попыток сдвинуть военную реформу с мертвой точки был метод «проб и ошибок». Простой анализ неудачи позволяет увидеть ее причины.

Первое - отправным документом военной реформы в любом государстве, в том числе и в России, является военная доктрина. За это время (например, в 1993, 1996 годах) рассматривалось несколько версий военной доктрины РФ, сейчас дорабатывается ее очередной вариант. Реформа ведется прежними методами, а теория ее реализации, очевидно, будет создаваться на основе практики - ситуация парадоксальная, противоестественная.

Второе - военная реформа предусматривает преобразование всей оборонной системы государства, а не только Вооруженных Сил. Фактически же предпринимаются попытки реформировать ВС изолированно от остальных составных частей системы.

Третье - военная реформа в России проводится в условиях полного отсутствия средств. Это неэффективный и опасный путь, который может привести к окончательному разрушению ВС.

Чтобы коренным образом изменить ситуацию к лучшему, необходимы научно-плановое обеспечение (теоретическое решение и планирование) и финансовое обеспечение военной реформы.

Научно-плановое обеспечение военной реформы. В первую очередь требуется правильно сформулировать цель военной реформы. Она, на наш взгляд, должна заключаться в достижении уровня военной мощи, достаточного для сдерживания агрессора от развязывания войны, успешного противодействия его военно-политическому давлению в мирное время, а в случае войны - для ликвидации угроз целостности и независимости государства.

При определении необходимого уровня военной мощи следует учитывать появление нетрадиционных средств и способов воздействия на противника, когда наряду с угрозой применения оружия могут использоваться политическое давление, экономические, торговые и технологические санкции, информационная война, акции, осуществляемые по дипломатическим каналам.

Все это требует уточнения традиционного (классического) определения войны как «конфликтного состояния общественных отношений, при котором политические цели государств, народов и отдельных слоев достигаются насильственным противодействием с массированным применением вооруженных средств». По нашему мнению, это противодействие проявляется в разных формах, включающих как открытое насилие с массированным применением оружия, так и косвенное (экономическое, политическое, психологическое и пр.) давление на противника, опирающееся на угрозу применения оружия, а также другие формы воздействия на него.

Определив цель военной реформы, необходимо уточнить перечень и содержание угроз целостности и независимости государства, с тем чтобы на этой основе разработать научно обоснованную систему дисциплин и мероприятий военно-практического характера по ее проведению.

Угрозы национальной безопасности РФ рассматриваются как угрозы нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства в различных сферах деятельности: военной, экономической, информационной, технологической, экологической, демографической и др. Поэтому национальная безопасность представляет собой совокупность частных видов безопасности (в тех же сферах).

Военная безопасность учитывает угрозы военного характера, которые могут быть классифицированы по предложению М.А.Гареева следующим образом: первая группа - «долгосрочная политика определенных международных сил и держав, направленная на лишение России независимости, ущемление ее экономических и других интересов, подрыв изнутри и изоляцию, территориальные претензии к ней, подогревание и поддержку извне сепаратизма, терроризма, попытки использовать их для вмешательства во внутренние дела России, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ и соотечественников в зарубежных странах»; вторая группа - ядерная угроза России со стороны ряда государств, располагающих этим оружием; третья группа - гонка вооружений и стремление некоторых стран добиться доминирования в области оружия и военной техники.

Более подробный перечень угроз и мероприятий по их нейтрализации должен содержаться в официальном документе - военной доктрине РФ, являющейся основой для планирования военной реформы.

Военная доктрина России - это документ, развивающий и конкретизирующий концепцию национальной безопасности РФ в части требований военной безопасности, содержащий изложение концепции создания, подготовки и применения государственной оборонной системы, которая обеспечивает противодействие военным угрозам, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, а также эффективное ведение военных действий в случае развязывания агрессором войны, что в конечном счете должно обеспечить восстановление гарантий целостности и независимости государства, если таковые были нарушены.

Что касается системы дисциплин и мероприятий военно-практического характера по проведению военной реформы (рис.1), то особо хотелось бы остановиться на одном из ее элементов - военном деле.

Военная реформа в России и ее обеспечение

На наш взгляд, это научно-практическая дисциплина, разрабатывающая методы эффективной теоретической и практической деятельности государства и его вооруженных сил, направленной (в соответствии с требованиями военной доктрины) на создание и применение военной мощи, достаточной для предотвращения агрессии со стороны противника или в случае, когда она уже свершившийся факт, для принуждения его к прекращению агрессии и компенсации нанесенного стране ущерба.

Военное дело обеспечивает реализацию военной доктрины в теоретическом, методологическом и практическом плане и, таким образом, служит связующим звеном между военной доктриной и материальными средствами ее реализации (оборонной системой страны). Эта дисциплина является средством перевода требований военной доктрины, выражаемых в общем виде, на язык конкретных характеристик государственной оборонной системы.

Дисциплина включает два раздела - теоретический и практический, на основе взаимодействия которых рождаются теория и план реализации военной реформы РФ, соответствующие требованиям военной доктрины. Теория и методология системного анализа, теория эффективности военных операций, а также данные о составе и характеристиках военной системы служат теоретической базой военного дела. Содержание практических рекомендаций определяется исходными данными о военных ресурсах, структуре и содержании всех объектов государственной оборонной системы. Последняя состоит из нескольких крупных блоков (составных частей), различающихся оборонными функциями: Вооруженные Силы; другие войска, войсковые формирования и органы (пограничные войска, внутренние войска МВД, Железнодорожные войска, войска ФАПСИ при Президенте РФ, войска гражданской обороны и пр.); подсистема людских резервов для оборонной системы; предприятия и учреждения ВПК, других ведомств и министерств, причастных к производству ВВТ, военного оборудования и материалов; подсистема дальних перебросок крупных войсковых контингентов (как постоянно действующая в настоящее время не существует, предлагается ее создать); подсистема объектов оборудования стратегических и операционных направлений; военная инфраструктура регионов. Названные блоки нельзя рассматривать изолированно: они являются составными частями единой системы и будут развиваться во взаимной увязке при максимальном применении принципа двойного использования.

Необходимо отметить, что военная реформа - это протяженный по времени процесс и, следовательно, может рассматриваться как динамическая система (его внутренняя структура представляется в виде сетевого графика, в котором каждый шаг равен этапу реформы или периоду этапа). В то же время мгновенный срез этого процесса в любой момент представляет собой статическую систему (его внутренняя структура является аналогом структуры военного дела).

Если грубо разбить процесс военной реформы на этапы, то первый из них должен быть посвящен остановке падения и стабилизации положения. По логике вещей должны быть еще, как минимум, два этапа: второй - главным образом мероприятия по модернизации имеющихся структур и созданию новых, реализация которых требует минимальных (возможных для экономики переходного периода) затрат; третий - этап кардинального обновления государственной оборонной системы по всем показателям и выход на уровень сильнейших стран мира. Каждый этап должен включать несколько периодов, с тем чтобы можно было разработать календарный план военной реформы.

Финансирование военной реформы РФ. В государственном бюджете на 1997 год на военные расходы выделено так мало средств, что их не хватило даже, чтобы удовлетворить текущие потребности ВС и ВПК, а на 1998 год, судя по сообщениям СМИ, планируется выделить еще меньше. Средства же на проведение военной реформы в бюджете не предусмотрены: официально предлагается изыскивать их за счет внутренних резервов ВС и других объектов военного реформирования. Другими словами, финансирование военной реформы в настоящее время отсутствует и в ближайшем будущем не предусматривается, а внутренний источник финансирования не может выступить в качестве основного. Во-первых, он мал по сравнению с действительными потребностями; во-вторых, динамика получения денежных средств на реформу путем изыскания и реализации внутренних резервов ВС и оптимизации структуры военного бюджета не совпадет с динамикой роста ее потребностей; в-третьих, финансирование реформы в ВПК и других составных частях военной системы вообще останется не спланированным. Каков же выход из создавшейся тупиковой ситуации? Нам видится один - упреждающее создание независимого от военного бюджета, постоянно действующего и надежно управляемого источника денежных средств для военной реформы. Анализ зарубежного и отечественного опыта хозяйствования на рыночной основе показывает, что при продуманном и умелом применении рыночного метода он оказывается весьма эффективным и мобильным. Поэтому предлагается построить такую независимую систему финансово-промышленного профиля, которая помогла бы решить проблему экономического обеспечения оборонной системы государства, в том числе ВС (именно с этого нужно начинать). При этом государственное ассигнование военной реформы не отменяется и не снижается, в целом финансирование должно быть смешанным, т.е. соединяющим в себе оба принципа - «госплановый» и рыночный.

Поскольку мы не располагаем готовой методикой построения такой системы (условимся для краткости называть ее системой обеспечения военной реформы - СОВР), то обратимся к зарубежному и отечественному опыту.

Так, после окончания Второй мировой войны, когда гитлеровская Германия капитулировала, ее хозяйство было полностью разрушено и как система практически не функционировало. Тот факт, что экономика Западной Германии спустя 10 лет была полностью восстановлена и это государство выдвинулось на первую позицию, нельзя рассматривать иначе, как экономическое чудо. Некоторые объясняют этот феномен действием американского плана Маршалла. Но это ошибочное мнение. Финансовые вливания согласно этому плану в действительности были не так уж велики: с апреля 1948 года по конец 1953 года - 1,5 млрд долларов; к этому следует прибавить поставки в Западную Германию из средств GARIOA (помимо плана Маршалла) в сумме 1,2 млрд долларов (1946- 1950 годы). Да и сам план не предусматривал рыночного принципа экономического развития - наоборот, объединенная оккупационная администрация Западной Германии настаивала на оставлении неизменным принципа хозяйствования гитлеровского рейха - принципа экономики с жестким централизованным управлением. Перевод экономики Западной Германии на рыночную основу был задуман и реализован профессором Баварского университета, директором Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации (с 1948 года) Л.Эрхардом. Он в своей книге в хронологической последовательности событий с комментариями, математическими выкладками и обоснованиями подробно рассказывает, как осуществлялся этот перевод. Книга примечательна не столько технологическими деталями, сколько откровениями человека, посвятившего весь свой талант, вдохновение и профессиональные знания единственной цели: вывести свою страну из тупика и сделать ее процветающей, невзирая на упорное и слепое сопротивление верхов и низов. Впечатляющие итоги этой деятельности лишний раз подтверждают, что решение очень крупной и сложной задачи может быть успешным, если работу возглавит не просто профессионал, а и энтузиаст.

Рыночный способ получения внебюджетных денег для современной России не нов. Наиболее впечатляющими в этом смысле являются результаты деятельности российской государственной компании «Росвооружение». Главным образом благодаря усилиям руководства этой компании государству удалось выйти на международный рынок вооружения и занять там устойчивые позиции. Этот рывок был осуществлен в течение последних четырех лет - Россия как экспортер оружия вышла на второе место после США. Ожидаемое поступление в российскую казну должно составить около 4,5 млрд долларов только в результате заключения контрактов на продажу в ходе состоявшейся в Абу-Даби выставки «IDEX-97». (После этой выставки состоялись авиакосмический салон в Ле-Бурже в июне 1997 года, МАКС-97 в подмосковном городе Жуковском в августе 1997 года и др.)

Военная реформа в России и ее обеспечение

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что выбор экономического принципа функционирования предлагаемого независимого источника финансового обеспечения военной реформы вполне может быть сделан в пользу варианта коллективно-частной собственности при наличии рыночного обмена. Система обеспечения военной реформы (рис.2) должна иметь в своей основе два принципа финансирования - бюджетный и рыночный. Управление системой представляет собой сочетание обычного прямого управления (для канала бюджетного финансирования, осуществляемого через Министерство финансов РФ) с управлением рыночным спросом (для канала рыночного обмена). Органом ее стратегического управления является Штаб военной реформы при Совете обороны РФ, а органом оперативного управления - Управление СОВР, подчиненное штабу. В функции органов стратегического и оперативного управления входят: выбор приоритетных направлений финансирования разработок и мероприятий военной реформы и контроль за его реализацией; управление конъюнктурой рынка в целях оптимизации прибыли, а также ассортиментом и качеством продукции, производство которой необходимо для военной реформы и обеспечения успешной коммерческой деятельности; борьба с коррупцией и злоупотреблениями в системе; мониторинг процессов строительства и перевооружения ВС, развития предприятий и учреждений ВПК и налаживания выпуска ими товарной продукции; анализ данных мониторинга на их соответствие плану военной реформы. Производителем товаров выступают МО, министерства ВПК и ряд других (все они имеют своих представителей в Управлении СОВР). Товарной продукцией производителя являются объекты и системы ВВТ и объекты невоенного назначения (попутная продукция), оборудование и сооружения оборонного назначения, военно-промышленные и военные технологии. Покупатель представлен внутренними и внешними торговыми партнерами. Внутренний партнер в стратегическом смысле выгоднее и надежнее, однако вовлечение его в товарно-денежный оборот в полном масштабе - дело будущего. Например, в качестве покупателя могут выступать даже войсковые формирования, использующие в рамках плана боевой подготовки полигоны, трассы, оборудованные для проведения учений районы, учебные центры на лизинговой основе. Внешний партнер развит в капиталистическом смысле и требует повышенного внимания к себе. На схеме существенную смысловую нагрузку несут связи между элементами СОВР. Связи целесообразно рассматривать по каналам. Канал прямого управления включает: Штаб военной реформы, Управление СОВР, МО, ВПК, другие министерства РФ и объекты реформы; бюджетное финансирование осуществляется в плановом порядке (информационные связи этого канала на схеме обозначены сплошными тонкими линиями, по ним сверху вниз, т.е. от управляющих инстанций к объектам управления, поступают команды и указания, а нейтральная информация может передаваться как сверху вниз, так и снизу вверх). Старшей управляющей инстанцией является Штаб военной реформы, а младшей - Управление СОВР. Управление СОВР выступает в роли оплачиваемого посредника в процессе товарно-денежного обмена, Штаб военной реформы - в роли информационного центра. Установленная государством доля общей прибыли поступает в распоряжение продавца (при этом ни Штаб военной реформы, ни Управление СОВР прибылью продавца не распоряжаются).

СОВР сначала должна быть построена теоретически и рассчитана в деталях, что целесообразно с точки зрения экономии времени и денежных средств на ее создание. Можно предположить, что особенно сложным участком работы по внедрению СОВР будет юридическое обеспечение ее функционирования. В случае реализации она, вероятно, не сразу станет функционировать «на полную мощность», поскольку механизмы обмена требуют отладки. Однако создавать ее следует не по частям, а сразу как единое целое, это обеспечит естественную пропорцию и нормальное взаимодействие ее составляющих.

Решением Президента РФ, принятым в мае 1997 года, военные руководители были поставлены перед необходимостью практического реформирования ВС. Такое решение при соответствующих усилиях со стороны МО РФ должно привести к остановке падения уровня боеспособности ВС РФ, что и является непременным условием начала военной реформы. Но события могут развиваться по нескольким альтернативным направлениям. Отметим два из них, наиболее контрастные: первое - временная остановка падения боеспособности ВС будет использована в качестве резерва времени для создания независимого источника финансирования военной реформы РФ, и тогда появится реальная перспектива вывода процесса реформирования из тупика; второе - положительный эффект от остановки падения уровня боеспособности ВС будет воспринят руководителями как подтверждение правильности выбранного курса реформирования и станет основанием для расширения фронта проводимых мероприятий по сокращению ВС и добыванию финансовых средств путем продажи излишков вооружения, военного имущества (финал такой линии развития нетрудно предвидеть).

Военная мысль. - 1996. - №1. - С.46.

Гареев М.А. Военная доктрина России//Независимое военное обозрение. - 1997. - 8-15 авг.

Эрхард Л. Благосостояние для всех. - М.: Начала-Пресс, 1991. - С.28.

Коротченко И. Цель - семь миллиардов долларов//Независимое военное обозрение. - 1997. - 29 марта - 4 апр.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации