Борьба за господство в воздухе

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №4/1998, стр. 40-43

Борьба за господство в воздухе

при значительном превосходстве противника в силах

Полковник в отставке А.Б.КРАСНОВ,

доктор военных наук, профессор

ГОСПОДСТВО в воздухе является обязательным условием успешных действий войск. Борьба за его завоевание и удержание ведется всеми видами Вооруженных Сил, но решающую роль играют ВВС, способные наносить мощные удары по объектам авиационной группировки противника на земле и в воздухе. В то же время остается открытым вопрос о том, как это осуществлять при большом превосходстве противника в авиации.

Именно такая ситуация сложилась сегодня, когда количественный состав ВВС РФ значительно сократился, а мощный военный потенциал ряда ведущих стран мира продолжает увеличиваться. В качественном отношении, несмотря на довольно успешную разработку НИИ и промышленностью новых образцов авиационной техники и вооружения, их поступление в соединения и части задерживается. Положение усугубляется низким уровнем летной подготовки личного состава и неудовлетворительным состоянием самолетного парка, половина которого простаивает из-за отсутствия двигателей, запасных частей.

Впервые за многие десятилетия потенциально опасные государства и их союзники получили неоспоримое превосходство в авиации, и нет предпосылок к тому, чтобы в ближайшем будущем ситуация изменилась. К этому надо добавить ярко выраженный наступательный характер доктрин стран НАТО. Очевидно, что в сложившейся обстановке требуется пересмотреть основные положения руководящих документов, касающиеся борьбы за господство в воздухе, найти новые способы нейтрализации превосходства противника в силах.

При возникшем дисбалансе сил, когда у России нет адекватных эвентуальному противнику авиационных группировок не только на всех, но даже на угрожаемых направлениях, вести речь о стратегическом и даже об оперативном господстве с первых дней войны не приходится. Оно может быть завоевано лишь в дальнейшем путем последовательного проведения воздушных операций на отдельных операционных, а затем и стратегических направлениях.

При всем разбросе мнений относительно путей решения этой сложной и многоуровневой проблемы очевидно одно: ВВС не смогут самостоятельно проводить воздушные операции по завоеванию господства в воздухе без активных и согласованных действий сил и средств других видов ВС, осуществляющих глубокое поражение авиационных группировок противника на авиабазах и аэродромах, без массированного применения по нему высокоточного оружия, подавления систем управления и ПВО. Не затрагивая вопросов, относящихся к разгрому авиационной группировки противника на земле, рассмотрим наиболее важные стороны борьбы с ним в воздухе, где ведущую роль играют истребительная авиация (ИА) и наземные силы и средства ПВО.

Сначала две исторические параллели. Первая: зимой 1941/42 года в битве под Москвой ИА сумела успешно отразить налеты фашистских бомбардировщиков и завоевать в этом районе господство в воздухе, только перебросив силы с других направлений и отказавшись от выполнения иных боевых задач. Конечно, немалую роль здесь сыграла и ударная авиация, которая нанесла массированные удары по 20 аэродромам врага, что значительно снизило активность гитлеровских ВВС. Вторая: в войне во Вьетнаме группировка американской авиации насчитывала около 2000 самолетов. Соотношение сил было 6:1 в пользу США. Однако вьетнамские ВВС, сосредоточив усилия на прикрытии объектов тыла страны и уничтожении самолетов ударной авиации, сбили 350 самолетов противника, потеряв при этом 134 своих, т.е. в 2,6 раза меньше.

В нынешней сложной ситуации сосредоточение усилий ИЛ на решающем направлении позволит лишить противника превосходства в силах, но только на ограниченное время, т.е. такое господство в воздухе будет неустойчивым. Для существенного изменения соотношения сил в свою пользу необходимо обеспечить, во-первых, своевременное поражение противника в указанном районе на заданных рубежах ввода в бой, что достигается, в частности, за счет рационального базирования частей ИА; во-вторых, оперативный маневр ИА с второстепенных направлений; в-третьих, массирование усилий для уничтожения наиболее важных воздушных целей (ударных групп, носителей высокоточного оружия и т.д.).

Жесткие требования к динамике маневра ИА вынуждают критически переосмыслить известные его виды. Так, утрачивает свою значимость и отступает на второй план традиционный маневр с перебазированием авиационных частей летным, воздушным и наземным эшелонами, поскольку он сопряжен с проведением комплекса сложных мероприятий, большими материальными затратами и, главное, занимает много времени. Уместный при переводе Вооруженных Сил с мирного положения на военное или при оперативном развертывании войск на ТВД, в данном случае он может отставать от реального хода событий. Выделение необходимого количества транспорта и военно-транспортных самолетов - тоже проблема.

Поэтому на первый план выступает маневр, выполняемый только частью сил ИА соседних соединений без подразделений авиационно-технического обеспечения, когда истребители вводятся в бой (сражение) немедленно, без предварительной посадки на аэродромы маневра. После выхода из боя они могут производить посадку на аэродромы соединения, в полосе боевых действий которого осуществлялся ввод в бой. Такой маневр целесообразно планировать заблаговременно по нескольким вариантам в соответствии с возможными вариантами действий противника, не нарушая общего замысла построения авиационной группировки.

Безусловно, любой маневр, как и само сосредоточение усилий на одном направлении, всегда содержит известную долю риска. Вместе с тем применение второго вида маневра позволяет снизить этот риск до минимума: поднятые при первых признаках удара противника истребители можно оперативно перенацелить в другой район.

В целом, несмотря на разнообразие возможных вариантов решения проблемы, их сущность должна быть одной - сосредоточить усилия ИА в ограниченном районе, соответствующем направлению главного удара противника или положению главной группировки своих войск, на установленных рубежах, поразить наиболее важные цели и нарушить боевые порядки ударных групп, создав благоприятные условия для действий зенитных ракетных частей и подразделений.

Реализация принципа сосредоточения усилий на решающем направлении немыслима без жесткой централизации управления всеми силами, привлекаемыми к борьбе за господство в воздухе. Достаточно вспомнить уроки Великой Отечественной войны. В начале ее гитлеровское командование за счет использования мощных ударных авиационных группировок быстро достигало превосходства в воздухе на главных направлениях, ограничиваясь разведывательными полетами на других. Советские же ВВС, находясь в основном в составе общевойсковых армий, действовали по большому счету разрозненно и на огромном фронте. Только с 1942 года стали создаваться крупные авиационные объединения - воздушные армии, и это сразу же сказалось на соотношении сил. Централизованное управление с успехом применялось в арабо-израильских войнах, операции «Буря в пустыне» и др.

Широкое распространение в вооруженных конфликтах в Чечне и Таджикистане получила организация объединенных авиационных группировок ВВС МО, авиации МВД, пограничных войск и авиации других министерств и ведомств РФ. Разрабатываемые при этом варианты совместных действий по единому замыслу с использованием в общих интересах аэродромной сети и пунктов управления отвечают требованиям к сосредоточению сил авиации. Однако для этого необходим единый государственный подход к развитию и совершенствованию инфраструктуры в пределах одной и той же территории.

Многообещающие перспективы и преимущества в борьбе за господство в воздухе сулит объединение ВВС и Войск ПВО в один вид Вооруженных Сил, когда «меч» и «щит» оказываются в одних руках. И дело здесь не только в сокращении и исключении дублирующих звеньев, особенно на оперативно-стратегическом уровне.. При новом облике ВВС улучшаются условия планирования и согласованного применения разнородных сил, действующих в одной и той же воздушной сфере по одному и тому же воздушному противнику, достигается их массирование на основе единого замысла при решении всего комплекса задач в воздушных и противовоздушных операциях, сокращается время на организацию взаимодействия.

Вместе с тем очевидны и негативные моменты, сопровождающие сложный процесс реформирования, когда нужно не только создавать новую оргструктуру, но и пересматривать многие из устоявшихся взглядов и положений. Так, несмотря на общность решаемых задач и единство физической среды, обе стороны «тянут одеяло на себя». Это заметно по первым же совместным мероприятиям и научным исследованиям, поскольку руководство каждого из прежних видов Вооруженных Сил проблему борьбы за господство в воздухе решало по-своему. Следует отметить, что нынешняя ориентация на совместные боевые действия сил авиации и ПВО пока не подкрепляется качеством информационного обеспечения и функциональным единством автоматизированных систем управления. Проблемными остаются и вопросы боевого применения ИА. Ведь раньше соединения и части фронтовой ИА ориентировались на действия в любом регионе, а соединения ПВО были и остаются формированиями постоянной дислокации. Естественно, что для выработки новых форм совместных действий И А и войск ПВО в новой оргструктуре потребуется определенное время.

В рамках одной статьи не представляется возможным раскрыть все пути завоевания господства в воздухе ограниченным составом сил ИА и ПВО. В ряду насущных проблем можно назвать: изыскание возможностей для ликвидации превосходства противника в силах посредством развития аэродромной сети на потенциально опасных направлениях с одновременной разработкой мобильных систем управления и созданием запасов материально-технических средств; снижение боевых и небоевых потерь за счет повышения живучести авиации на аэродромах, совершенствования вооружения, тактики воздушных боев, систем безопасности полетов, борьбы с аварийностью; повышение эффективности тылового обеспечения.

Говоря о завоевании господства в воздухе, нельзя не выразить глубокой озабоченности резким падением уровня боеготовности и обученности главного «действующего лица» - летного состава авиационных частей вследствие мизерного налета из-за хронического дефицита топлива и моторесурса, выделяемых на боевую подготовку. Занижение роли тактического мастерства и боевой выучки летного состава, нередко наблюдаемое в «больших» штабах и в ходе научных исследований оперативного масштаба, сегодня представляется недопустимым. О чем свидетельствуют факты?

В годы Великой Отечественной войны 27 лучших советских летчиков сбили 1040 фашистских самолетов. Из 45 тысяч наших самолетов, потерянных на советско-германском фронте, 24 тысячи (более половины!) были сбиты тремя сотнями немецких асов. Поэтому суворовское «бить врага не числом, а уменьем» никак нельзя недооценивать, хотя подготовка мастера воздушного боя обходится недешево. Тенденции перехода к действиям малыми группами самолетов, расширения возможностей многоцелевых авиационных комплексов, их интеллектуализация, возрастание напряженности боевых действий еще больше повышают значение человеческого фактора в исходе вооруженного противоборства.

В свете этого возрастает значимость формирования активной мировоззренческой позиции, которая включает две стороны - военную и нравственную. К первой относится выработка наступательной стратегии в завоевании господства в воздухе, поскольку сегодняшняя пока не соответствует новым реалиям. Достаточно вспомнить концепцию «оборонительных действий», бытовавшую в 80-х годах. Однако времена меняются, и чем больше хаоса во взглядах и суждениях, тем острее необходимость в такой стратегии. Что же касается морально-боевого духа войск, то он имеет более общий характер, но оказывает прямое влияние на успех борьбы. Поэтому ныне чрезвычайно необходима общенациональная идея, мощная моральная стимуляция готовности воина к самопожертвованию во имя Родины. Преодоление духовного вакуума у личного состава ВВС, воскрешение идеи защиты российской государственности, воспитание таких морально-боевых качеств, как верность присяге и воинскому долгу, воля к победе, патриотизм и готовность к самопожертвованию, несомненно, резко повысят боевой потенциал соединений и частей ВВС. * Итак, завоевание и удержание господства в воздухе зависят от многих слагаемых. Важнейшие из них - сосредоточение усилий на решающем направлении, централизация управления всеми силами, достаточность материальных ресурсов, высокая боевая готовность и, конечно, стойкость и мужество командиров и летчиков, способных полностью реализовать боевые возможности техники в сложной, быстроменяющейся обстановке.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации