Проблемы теоретического обоснования экономической безопасности

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4 (7-8)/1997, стр. 2-6

Проблемы теоретического обоснования экономической безопасности

Б.И.ШЕВЧЕНКО,

кандидат экономических наук, профессор Академии военных наук

ПРОБЛЕМЫ экономической безопасности с начала 90-х годов приобрели особую остроту и актуальность. Это связано с обострением экономической ситуации в стране и исключительной сложностью самого понятия «экономическая безопасность». Традиционные подходы и методы не позволяют дать исчерпывающую характеристику данного явления, а следовательно, указать практические пути сохранения устойчивости и предсказуемости экономических отношений.

Вот почему до сих пор на уровне высших органов власти страны нет однозначного понимания экономической безопасности. Отсутствуют также ее концепция и стратегия, призванные обеспечить приоритеты, задачи и средства их достижения.

Аспекты экономической безопасности России стали объектом глубокого изучения лишь с принятием в начале 1992 года Закона «О безопасности». Это объясняется, во-первых, тем, что жизненная важность указанной проблемы особенно остро проявилась только с распадом СССР. Поэтому категория «экономическая безопасность» до последнего времени применительно к России не использовалась и официально пока не узаконена. Во-вторых, экономическая безопасность страны традиционно рассматривалась как зашита от внешних обстоятельств, считалась прерогативой исключительно силовых ведомств, т.е. по сути сводилась к безопасности государства. В-третьих, сама российская государственность, политическая, экономическая, военная системы общества находятся в процессе преобразования, формирования, становления. В-четвертых, слишком робко внедрялся в эту сложную область математический аппарат, а среди многих специалистов даже получило распространение мнение, что практически невозможно использовать математические методы в исследовании социально-экономических процессов. Указанные обстоятельства негативно сказались на объективности исследования проблем экономической безопасности и разработке рекомендаций по их разрешению.

Экономическая безопасность является одним из основных компонентов национальной безопасности государства и представляет собой совокупность основополагающих взглядов на пути, средства и способы гарантированного обеспечения экономических потребностей страны в целом и Вооруженных Сил в частности. В концептуальном плане она базируется на анализе основных факторов экономической опасности, вытекающих из состояния экономического потенциала государства. Не может быть обеспечена безопасность государства при слабой и неэффективной экономике, тем более в обществе, раздираемом социальными конфликтами, так как все взаимосвязано и одно направление дополняет другое.

Кризис, разразившийся в Российской Федерации, затронул прежде всего экономическую систему, всю совокупность экономических отношений, включающих объекты, субъекты и различные формы связей между ними. Любая экономическая система стремится к хозяйственной организации и координации. А раз упорядоченность ее структуры нарушена, естественно, возникает угроза ее существованию, а следовательно, безопасности страны. Для разработки государственной стратегии экономической безопасности необходимо комплексное исследование всевозможных угроз, и в частности экономических.

Правомерно отнести категорию «экономическая безопасность» к невоенным факторам обеспечения национальной безопасности, хотя нет и не может быть абсолютной, «невоенной» безопасности; речь, как правило, может идти только о поиске критерия оптимального соотношения абсолюта и реальных возможностей защиты суверенитета и национальных интересов.

Не вызывает сомнения, что экономический потенциал определяет уровень военной мощи. Кроме того, диспропорции и неустойчивый рост основных отраслей национального хозяйства косвенно (ввиду наличия множества связей - сырьевых, энергетических, структурных и т.д. - между «военной» и «гражданской» экономикой) оказывают дестабилизирующее воздействие на военный сектор. Сохранение адекватного уровня вооружений требует подчас масштабного перераспределения ресурсов, что губительно сказывается на национальном хозяйстве в целом.

Наряду с комплексом субъективных и объективных факторов, лежащих в основе системного кризиса экономики России, милитаризация экономики, чрезмерное разбухание военного бюджета, дефицитное финансирование усугубили неустойчивость всей экономической системы. В свое время экономический и научно-технический потенциал СССР имел объективную возможность стать основой ускорения научно-технического прогресса, но специфические условия производства и распределения в ВПК воспрепятствовали повсеместному внедрению новых технологий. С началом экономической реформы проявился ряд негативных моментов: недогрузка производственных мощностей, резкая дифференциация темпов НТП, дефицит капиталов, необходимых для инвестирования в новейшие отрасли, нарушение стабильности существующего и нарождающегося «цивилизованного» рынка. Следствием этого стало увеличение скачкообразности и неравномерности темпов развития отдельных регионов России, что в условиях экономического кризиса настоятельно требует расширения сферы государственного регулирования. Поэтому суть экономической безопасности заключается в обеспечении экономического развития, создании предпосылок для выживания и устойчивости экономической системы Российской Федерации.

В основе экономической безопасности лежат такие важнейшие компоненты, как развитие и устойчивость. Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материального объекта, приводящее к его новому качественному состоянию, т.е. к изменению его состава или структуры. Без развития нет экономического прогресса. Устойчивость - это способность общества и в критических условиях удовлетворять свои интересы, возможность восстанавливать положение. Это комплекс мер, проводимых во всех областях функционирования общества и направленных на совершенствование его потенциала, в том числе военного, обеспечение жизнеспособности.

Предметом исследования экономической безопасности является сама экономическая система государства как совокупность экономических отношений, которые должны быть организованы и скоординированы. Объект экономической безопасности - это реально существующее явление, процессы и отношения, защита которых составляет стратегическую цель и основное содержание политики безопасности. К объектам экономической безопасности относятся также личность, общество, государство, определяющие степень зрелости экономических отношений. Экономическая безопасность имеет как собственные объекты, так и объекты, лежащие на пересечении с другими возможными составляющими национальной безопасности (внешнеполитической, экологической, военной, информационной и др.). Важным ее критерием является соблюдение экономических интересов личности, группы, общества и государства, их взаимная ответственность за обеспечение безопасности. Субъектами экономической безопасности выступают функциональные и отраслевые министерства и ведомства, налоговые и таможенные службы, банки, биржи, фонды и страховые компании, соответствующие комитеты Федерального Собрания, а также производители и продавцы продукции, работ и услуг и общества потребителей.

Чем устойчивее экономическая система во всей совокупности составляющих ее механизмов и институтов (для принятия и реализации решений, касающихся производства, распределения дохода, обмена и потребления), тем жизнеспособнее экономика. Нарушение пропорций и связей между различными компонентами системы ведет к ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

Таким образом, анализ экономической безопасности включает исследование системного кризиса экономики страны, инфляции и развала хозяйственных связей с государствами СНГ, а также мобилизационной готовности экономики Российской Федерации в условиях распада инфраструктуры оборонного комплекса и приватизации значительной доли его предприятий.

Впервые термин «экономическая безопасность» возник в связи с тем, что остро встал вопрос об ограниченности ресурсов. Предпосылками повышения актуальности экономических аспектов национальной безопасности явились результаты действия законов концентрации и специализации производства, рост уровня его обобществления, ускорение процесса интернационализации производства и обмена. Характерным примером могут в этом отношении служить США.

Заботиться о своей экономической безопасности Соединенные Штаты начали фактически сразу после провозглашения независимости. Одним из первых шагов федеральных властей стало заявление об активной защите американских производителей. А затем был осуществлен комплекс мер по государственной поддержке молодой американской промышленности в ее борьбе за внешние рынки. Проводя «новый курс», Ф.Рузвельт (1933 год) во главу угла поставил обеспечение социальной стабильности общества как главного фактора экономического развития страны. Иными словами, экономическую безопасность государства он видел в достижении экономической безопасности индивидуума и общества в целом. И сегодня США обеспокоены поддержанием своей национальной экономической безопасности на уровне, соответствующем требованиям грядущего века. Став хозяином Белого дома, Б.Клинтон, через 60 лет после провозглашения «нового курса» Рузвельта, создал Национальный экономический совет (НЭС), главная функция которого - разработка и проведение мер по поддержанию экономической безопасности государства.

В подготовленном ООН документе «Отношение между разоружением и развитием» записано: «Безопасность нации является более широким понятием, чем военная безопасность. Большое значение имеют экономические и социальные аспекты этой проблемы. Более широкий подход означает, что угроза безопасности может исходить из широкого круга конфликтных социально-экономических отношений».

Как отмечено выше, в Российской Федерации опыта разработки такого рода документа не было, отсутствовал даже понятийный аппарат. Провозглашенные в Законе РФ «О безопасности» положения далеки от современных требований международного права. Вот почему исследование сущности и значения экономической безопасности, особенно в связи с возможной интеграцией ее в концепцию всеобщей безопасности, становится одним из важных направлений отечественной научной мысли. Разработка механизма обеспечения экономической безопасности происходит в тот момент, когда имеются реальные возможности для проверки на практике теоретических выкладок.

В отечественной научной литературе появились публикации, в которых делаются первые попытки осмысления понятия «экономическая безопасность». По мнению Л.Г.Ивашова, «экономическая безопасность - это понятие, отражающее такой уровень материально-производственных, научно-технических и финансовых связей страны, ее предприятий, научных и других учреждений с себе подобными, позволяющий стране и ее народам оптимально развивать свои возможности на равных условиях без ущерба своим интересам и ценностям». И далее: «... этот подвид национальной безопасности обусловливается растущей тенденцией интеграции в сферу материального производства стран СНГ как между собой, так и в рамках мирового сообщества».

Даются и другие определения, отражающие разноплановость подходов к анализу данного понятия и склонность связывать его с безопасностью международной экономической системы.

На наш взгляд, экономическая безопасность - это сочетание условий и факторов (внутренних и внешних), воздействующих на экономическую систему государства и позволяющих при минимальных издержках (экономического, политического, экологического, военного характера) наиболее полно выражать национальный интерес в целях всесторонней реализации потенциальных возможностей общества на основе его устойчивого поступательного экономического развития, а также способность государства противостоять различного рода угрозам и потерям.

Главными и определяющими составляющими экономической безопасности являются экономическая система и национальный интерес, которые друг с другом неразрывно связаны. Устойчивость и развитие - важные характеристики экономической системы, позволяющие ей быть защищенной и неуязвимой, стремящейся к развитию.

От содержания данных базовых понятий в значительной степени зависят формы, методы и средства их обеспечения. Отметим, что понятия «экономическая безопасность» и «интерес» употребляются вместе со словом «национальный». Это связано, во-первых, с тем, что они не существуют сами по себе, вне своего носителя, в противном случае они теряют свою предметность. Во-вторых, это вызвано необходимостью абстрагироваться от громадного объема предметов, на которые они распространяются. В-третьих, объем понятий ограничивается рамками общества (государство как конкретная форма его организации отсекается), но при этом в национальном интересе аккумулируются отношения нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

Экономическую безопасность нельзя понимать упрощенно, как физическую защиту независимости от вмешательства извне. В ней просматриваются три основных уровня: внешнеэкономический (в том числе военный), экономический и социальный. Все они обладают известной самостоятельностью, взаимно дополняя и уравновешивая друг друга. Такая безопасность, по справедливой оценке М.Е.Панова, предусматривает наличие известного мирового порядка и определяется не только военной мощью, но и такими категориями, как стабильность, предсказуемость. Все дело в том, что предметная область экономической безопасности охватывает очень большой объем, который в практической жизни ограничивают. Ограничителем является общество. Внутри него мы выделяем человека (личность) и различные социальные группы (семья, класс, нация), имеющие свои области функционирования. Кроме того, поскольку объекты экономической безопасности взаимодействуют друг с другом, она охватывает внешнюю и внутреннюю сферы.

Американские ученые проблемы национальной безопасности, как и ее подсистем, в частности экономической безопасности, рассматривают «с позиции силы», создана даже специальная «теория силы», основными категориями которой выступают сама сила, идеология, суверенитет, безопасность и национализм. По мнению известного испанского эксперта по вопросам национальной безопасности Анкеля Виньяса, следует различать политику обороны и политику безопасности. Политика обороны представляет собой действия государства, направленные на укрепление защиты своей территории, граждан, материальных и духовных ценностей от вероятных угроз извне или от возможности применения силы со стороны других государств. Политика безопасности дополняет первую непрерывным поиском более адекватной стратегии и деятельности для разрешения межгосударственных конфликтов без применения военных средств. По оценке Виньяса, противостояние угрозам должно носить не только военный и дипломатический характер, но и экономический и социальный.

Конечная цель «экономической обороны» - защитить национальную экономику, сделать ее неуязвимой перед лицом кризиса или воспрепятствовать ее отклонениям от нормы в той мере, в какой эти отклонения оказывают негативное воздействие на способность поддерживать адекватный уровень устрашения. Экономическая оборона является частью общей государственной политики, а ее главное функциональное предназначение - обеспечить внешнюю безопасность государства. Защита же внутренней стабильности составляет задачу «социальной обороны». Разумеется, оба компонента существуют в тесной взаимосвязи.

Для создания концепции экономической безопасности России нужны, на наш взгляд, коллективные усилия отечественных ученых, учет зарубежного опыта. Необходимо разработать комплекс принципов и норм, которыми регулировались бы экономические отношения (внешнего и внутреннего плана) и которые обеспечили бы защиту государства от любых посягательств, наносящих ему экономический ущерб, способствовали развитию равноправного и взаимовыгодного международного разделения труда и обмена, динамичному и сбалансированному росту, структурной перестройке хозяйства, приобщению к новейшим достижениям научно-технического прогресса. Экономическая безопасность должна обеспечить эффективное предотвращение любых попыток преднамеренного нанесения ущерба, свести к минимуму негативное воздействие внешних и внутренних факторов на экономику России. Наконец, экономическая безопасность - это опора для военной, политической и гуманитарной безопасности, условие создания и укрепления международного климата доверия, сотрудничества и партнерства. Разработать концепцию экономической безопасности в полном объеме можно будет только тогда, когда появится общая теоретическая концепция развития нашего общества, которой у нас, к сожалению, пока не существует.

Таким образом, национальная экономическая безопасность не просто одна из важнейших составляющих системы национально-государственных интересов, но и решающее условие их соблюдения и реализации. Такое понимание места и роли национальной экономической безопасности позволяет заключить, что в ее обеспечении должны быть заинтересованы и государственные структуры, и все слои общества.

В е h a r N. Non-military aspects of mutual security: Regional A. global//Bulletin of peace proposals. - Oslo, 1985. - Vol. 16. №4. - P. 363-374.

Ивашов Л.Г. Экспансия и безопасность//Безопасность. - 1994. - №3. - С. 66-73.

Прохоренко И.Д. Национальная безопасность и баланс сил//Баланс сил в мировой политике и практике. - М., 1993. - С. 71; Паньков В. Экономическая безопасность//Интерлинк. - 1992. - №3. - С. 114; Архипов А.А. и др. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения//Вопросы экономики. - 1994. - №12. - С.38.

Панов М.Е. К. вопросу о методологических основах оценки безопасности//Геополи-тика и безопасность. - 1995. - №3. - С.31-45.

Современные буржуазные теории международных отношений (Критический анализ). - М., 1976. - С.80-82.

Vinas A. Coordenades de la politica de seguridad espenola//Leviatan, Madrid. - 1984. - №17 - P.7.

Idem. Politica economica у politica de defensa//Sistema/Madrid. - 1983. - №56. - P. 13; Idem. Economica de la defense у defensa economica: una propuesta reconceptualira-dora//Revista de estudios politicos. - Madrid. - 1984. - №37. - P.47.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации