Проблемы гуманитаризации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1(1-2)/1997

Проблемы гуманитаризации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации

Генерал-майор А.И.КАРМАНОВ,

заместитель начальника управления военного образования

Министерства обороны Российской Федерации,

кандидат исторических наук

СИСТЕМА военного образования, как и вся высшая школа России, переживает сложный и ответственный период своего реформирования. Одним из важнейших направлений осуществляемых преобразований выступает гуманитаризация высшего образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» эта задача возведена в ранг государственной политики. Министр обороны Российской Федерации в приказе 1993 года №191 «О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации» потребовал в интересах дальнейшей гуманитаризации обучения слушателей и курсантов военно-учебных заведений наполнить новым содержанием гуманитарные дисциплины и усилить гуманитарную составляющую всех других дисциплин.

Проблема гуманитаризации образования возникла не сегодня и не только в нашей стране. Это не случайность, не дань моде. Гуманитаризация - общая тенденция в развитии мирового образования. Ее необходимость обусловлена объективными обстоятельствами.

В XX веке впервые масштабно начинает осознаваться роль человека в общественном прогрессе. Если появление и развитие индустриальной цивилизации зависело прежде всего от качества техники и технологии, то вступление человечества в постиндустриальную (информационную) цивилизацию связывается все больше с человеческим фактором - интеллектом, способностями, качеством деятельности человека. Развитой духовный мир специалиста стал основой его производственных достижений, условием его производственной ценности, важнейшим фактором оптимизации военно-профессиональной деятельности. Отсюда и ориентация систем образования ведущих стран мира на подготовку свободно мыслящей и ответственной личности, человека творческого, предприимчивого, настоящего гражданина, с обостренным чувством собственного достоинства, а следовательно, на гуманитаризацию образовательного процесса.

Для нашей страны необходимость гуманитаризации диктуется также потребностью возвращения к историческим традициям российского гуманитарного образования, преодоления господствовавшего на протяжении десятилетий узкоутилитарного и прагматического подхода к человеку как главному трудовому ресурсу, послушному исполнителю. Остро стоит проблема освобождения образования от идеологических штампов и догматизма, от монополизма марксизма в социально-гуманитарных знаниях, обеспечения их преподавания на уровне современных достижений гуманитарных и социально-экономических наук во всем многообразии различных направлений, школ и концепций.

Что же понимается под гуманитаризацией образования? В самом общем смысле гуманитаризация означает процесс расширения возможностей для разностороннего развития личности будущего специалиста, его самосознания и саморазвития, для формирования у него гуманитарного подхода к профессиональной деятельности. Очень важно, чтобы любой профессионал мог ответить и самому себе и другим на вопрос: во имя каких целей он занимается своей профессиональной деятельностью, в чем черпает силы для честного исполнения долга?

Этот вопрос тем более актуален для военного человека, чья деятельность испокон веков связана с применением вооруженного насилия. Выпускник военно-учебного заведения должен не только обладать отличной профессиональной подготовкой, но и быть глубоко убежденным в том, что он занимается нужным обществу делом, признается и ценится обществом, а в случае войны, вооруженного конфликта защищает правое дело.

Стержнем гуманитаризации образования является формирование у обучаемых гуманитарного (в противовес технократическому) профессионального мышления, которое предполагает стремление и умение специалиста при решении самых разнообразных задач в центр своего внимания ставить человека, его потребности и интересы, возможности и состояния.

Гуманитаризация образования тесно связана и предполагает его гуманизацию. Речь идет об очеловечивании образования как в содержательном, так и в процессуальном отношении, повышении внимания к личности, к личному достоинству обучаемого, его внутреннему миру, к культуре общения и деятельности всех участников образовательного процесса.

Современным Вооруженным Силам нужны гуманитарно образованные и гуманно воспитанные офицеры, с широким взглядом на все стороны жизни армии и общества, способные видеть в подчиненном прежде всего человека, признавать самоценность личности, ее достоинства и право на полное раскрытие своих способностей в военной области. Гуманитаризация образования отныне выступает в качестве одного из основных путей совершенствования профессиональной подготовки и практической деятельности офицерских кадров. Военный руководитель, специалист наряду с собственно военными знаниями должен, как никогда ранее, обладать интеллигентностью, высокой философско-политологической, культурологической, социологической, юридической подготовкой, уметь работать с людьми, осуществлять социальное управление ими. Гуманизму нужно учить точно так же, как учат тактике, службе, работе на боевой технике. Тут требуется комплексная программа со своими целями, формами и методами, компетентными специалистами. Здесь не обойтись без соответствующего научного обеспечения.

Гуманитаризация военного образования - это сложный, комплексный процесс. В его структуре можно выделить три основных направления: повышение роли и эффективности преподавания социально-гуманитарных дисциплин; усиление гуманитарной направленности всех других дисциплин, изучаемых в вузе; создание в военно-учебных заведениях комфортной гуманитарной среды, обновление стиля общения субъектов и объектов образовательного процесса.

Учебные дисциплины, преподаваемые в вузе, обладают различным гуманитарным потенциалом. Формирование творческой личности военного специалиста достигается прежде всего в процессе гуманитарной подготовки слушателей и курсантов.

Именно гуманитарные и социально-экономические дисциплины призваны дать офицеру определенную сумму знаний о человеке и обществе, сформировать его мировоззрение, помочь ему ориентироваться в сложной системе социальных, политических, экономических, правовых отношений, воспитать сознание гражданской ответственности, чувства патриотизма и любви к Родине, долга и воинской чести, приобщить его к достижениям культуры, обеспечить необходимое физическое развитие и знание иностранных языков. Социально-гуманитарные дисциплины могут и должны объяснить слушателям и курсантам, что они защищают, кому служат, почему обязаны честно исполнять свой воинский долг, как им сегодня строить работу по обучению и воспитанию подчиненных, поддерживать их моральный дух.

Разумеется, выполнить свое предназначение гуманитарные и социально-экономические дисциплины смогут лишь при условии радикального обновления их содержания. Как известно, вместе с командно-административной системой ушли в небытие учебные дисциплины, долгое время составлявшие основу общественно-гуманитарного образования и идейно-политического воспитания молодых специалистов, в том числе и будущих офицеров: марксистско-ленинская философия (со всеми ее социологическими, политологическими и культурологическими «ответвлениями»), история КПСС (накладывавшая свой политический и методологический отпечаток на другие исторические дисциплины - историю СССР и России, всемирную историю, историю мировой и отечественной культуры и т.д.), политическая экономия и научный коммунизм. На смену этим сильно заидеологизированным и догматизированным общественным дисциплинам пришел качественно новый цикл, включающий как гуманитарные (философия, история, культурология, иностранный язык, физическая культура), так и социально-экономические науки (политология, социология, правоведение, экономика, психология и педагогика), содержание которых отражает современные достижения мирового и отечественного социально-гуманитарного знания.

Особенно примечательны, на наш взгляд, те изменения, которые происходят в исторической науке. Величайший авторитет в области поэзии, философии и религии Ф.И.Тютчев очень точно подметил, что Россию в поворотные моменты ее судьбы всегда спасала история. Именно историческое наследие прежде всего служило для россиян в период общественных испытаний источником жизненного оптимизма, воли, духовных и нравственных сил.

Преподавание истории в современных условиях, направленное на концептуальное осмысление прошлого России в контексте развития мировых цивилизаций, призвано пробудить и укрепить у слушателей и курсантов военно-учебных заведений сознательную любовь к Отечеству в его прошлом и настоящем, чувства горячего патриотизма и высокой ответственности за судьбу своей страны.

Цели гуманитаризации образования невозможно достичь только посредством преподавания определенного набора социально-гуманитарных дисциплин. Предстоит наполнить элементами научно обоснованного гуманитарного знания и другие учебные дисциплины, в том числе оперативно-тактического и военно-технического профиля. В свое время русский военный теоретик М.И.Драгомиров в учебник по тактике включил главы по военной психологии и военной педагогике. Это была попытка гуманитаризации преподавания общей тактики с учетом конкретных исторических условий. Этот опыт приобретает особую актуальность в наше время. Решая учебные оперативно-тактические задачи, слушатели и курсанты должны не только усваивать чисто военные знания, но и получать представление о конкретных проявлениях человеческого фактора в бою, физических, боевых и психологических возможностях военнослужащих, особенностях морально-психологического обеспечения действий личного состава в боевой обстановке и чрезвычайных обстоятельствах, способах укрепления воинской дисциплины и организованности.

Гуманитаризация военного образования достигается и обеспечивается особой системой взаимоотношений участников образовательного процесса. Задача состоит прежде всего в том, чтобы перейти к качественно новому стилю общения между педагогом и обучаемым. Главный вектор перемен здесь - отказ от элементов администрирования, назидательности и декларирования, недоверия и неуважительного отношения к слушателям и курсантам как к пассивным объектам воздействия. Акцент в отношениях с обучаемыми отныне должен быть перенесен на равноправное сотрудничество, взаимодоверие и справедливость, самостоятельность и активность, индивидуальный подход. При этом уважительное отношение к обучаемым должно сочетаться с повышением требований к ним в части ответственности за учебу и поведение, со строгим спросом за проявление безответственности, неорганизованности, недобросовестности, недисциплинированности.

Формирование комфортной гуманитарной среды в военно-учебных заведениях включает также создание в педагогических коллективах здоровой морально-нравственной атмосферы, взаимоотношений, основанных на доброжелательности и деловом сотрудничестве. Характерными чертами нравственного климата кафедр должны стать гласность, откровенность, взаимопомощь, взаимотребовательность и принципиальность, совместные поиски истины. Нужно сделать так, чтобы все члены педагогического коллектива чувствовали себя раскованно, одинаково свободно, равными друг другу. Каждый вправе иметь собственное мнение, свое лицо, иметь возможность высказывать свои соображения и отстаивать свою точку зрения. Особое внимание следует обратить на формирование культуры дискуссий по вопросам науки и педагогической практики, памятуя о том, что для их развития нужна власть аргументов, а не аргументы власти.

Есть все основания утверждать, что гуманитаризация военного образования позволит преодолеть имевшие место в некоторых учебных заведениях элементы напряженности и неприязни в отношениях представителей бывших кафедр общественных наук и преподавателей кафедр естественно-научного, общетехнического и военно-профессионального профиля. С одной стороны, это обусловливается значительным усилением военной направленности социально-гуманитарных дисциплин, ростом их удельного веса в военно-профессиональной подготовке выпускников вузов, а с другой - увеличением гуманитарного компонента в содержании всех других дисциплин. Все это неизбежно приведет к упрочению межпредметных и межкафедральных связей, тесному сотрудничеству преподавателей различных кафедр в решении общих задач обучения и воспитания слушателей и курсантов.

Таковы основные направления гуманитаризации военного образования. Как видим, это сложная, многоплановая проблема, требующая от органов военного образования, руководящего и преподавательского состава вузов комплексного, вдумчивого подхода. Успех гуманитарного образования и гуманистического воспитания слушателей и курсантов во многом будет зависеть от умения организаторов создать для этого благоприятные условия. Рассмотрим важнейшие из них.

Формирование прочной нормативно-правовой базы гуманитаризации военного образования. В настоящее время близится к завершению процесс разработки, согласования и утверждения нового поколения документов, регламентирующих подготовку офицеров с высшим военно-специальным образованием и составленных в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. В новых квалификационных характеристиках на выпускников военно-учебных заведений значительно расширены требования к личностным качествам офицера как человека и гражданина, к военно-профессиональной направленности социально-гуманитарных дисциплин, в соответствии с профилем подготовки курсантов определен необходимый уровень обученности по военно-гуманитарной проблематике.

Теперь на повестке дня стоит задача переработки документов, регламентирующих подготовку офицеров с высшим военным образованием. Прежде всего это связано с переходом ряда военных академий на двухлетний срок обучения. Кроме того, важно учесть и те перемены, которые происходят в образовательном процессе военных институтов и училищ, чтобы обеспечить преемственность в обучении и воспитании офицерских кадров, избежать повторов и дублирования учебного материала. В связи с этим особое внимание должно быть обращено на уточнение объема, структуры и содержания гуманитарной подготовки слушателей.

Учитывая отечественный исторический опыт и традиции гуманитарного образования офицеров, а также тенденцию увеличения удельного веса социально-политических дисциплин в подготовке специалистов ведущих иностранных военно-учебных заведений, представляется целесообразным сделать социально-гуманитарное образование интегрирующим стержнем всех других видов подготовки командных и инженерных кадров. В отличие от военных училищ, где объем социально-гуманитарных знаний, умений и навыков определяется государственным образовательным стандартом, содержание гуманитарной подготовки слушателей академий должно носить ярко выраженный военно-профессиональный характер, с тем чтобы их выпускники могли успешно выполнять задачи по управлению крупными воинскими коллективами и всестороннему обеспечению деятельности войск в мирное и военное время.

Повышение педагогического мастерства преподавательского состава. Формирование ярких и самобытных личностей с основательным гуманитарным образованием, воспитанных в духе гуманизма, возможно, если сам преподаватель еще более яркая личность, человек с четкой гражданской позицией, высококомпетентный и обладающий педагогической культурой.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 1992 года №244 в стране осуществляется беспрецедентная по масштабам переподготовка преподавателей бывших кафедр общественных наук гражданских и военно-учебных заведений. В ходе ее они овладевают новым содержанием и современной методикой преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин, после чего получают официальный сертификат, удостоверяющий их право на преподавательскую деятельность в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Поскольку результаты переподготовки преподавателей социально-гуманитарных дисциплин учитываются при государственной аттестации и аккредитации, при решении вопросов о замещении должностей профессорско-преподавательского состава, руководству вузов необходимо принять самые неотложные меры к тому, чтобы процесс сертификации был завершен до начала перехода высших военно-учебных заведений к обучению по новым учебным планам и программам.

Помимо этого, в качестве приоритетной должна рассматриваться задача подготовки нового поколения преподавателей социально-гуманитарных дисциплин в Военном университете, приведения содержания образовательного процесса в нем в соответствие с требованиями государственных образовательных стандартов по гуманитарным специальностям.

Совершенствование методики, повышение эффективности и качества всех видов учебных занятий. Главная проблема здесь - отказ от авторитарной педагогики, от методов натаскивания и школярства в обучении и воспитании слушателей и курсантов - словом, всего того, что в прошлом порождало нигилистическое отношение к гуманитарному образованию. Необходим переход от школы запоминания и простого, порой бездумного воспроизводства учебной информации к школе творческого мышления. На смену авторитарной педагогике должна прийти педагогика сотрудничества с акцентом на самостоятельность и ответственность обучаемых, индивидуализацию образовательного процесса.

Государственными стандартами предусмотрено преподавание социально-гуманитарных дисциплин в виде авторских курсов, учитывающих специфику вуза, научные предпочтения, способности и интересы преподавателей. При этом основной упор делается на использование методов, форм и средств активизации познавательной деятельности обучаемых: лекций-диалогов, лекций-размышлений, различных компьютерных обучающих и контролирующих программ и т.д.

К сожалению, не все кафедры способны в полном объеме и оперативно осуществить столь радикальное обновление своей методической работы. Сказывается приверженность отдельных педагогов к старым авторитарным методам обучения, когда то, что говорил преподаватель, не подвергалось сомнению. Внедрение современных педагогических технологий в ряде случаев сдерживается низкой компьютерной грамотностью преподавательского состава. Социологические исследования свидетельствуют, что 74% преподавателей кафедр социально-гуманитарных дисциплин не умеют применять на занятиях электронно-вычислительную технику, около 80% нуждаются в целенаправленной компьютерной подготовке.

Совершенствование учебно-материальной базы и информационного обеспечения образовательного процесса. Новый уровень гуманитарного образования возможен только на базе совершенно новых учебников и других учебно-методических пособий. К сожалению, по не зависящим в большинстве случаев от военно-учебных заведений, главным образом финансовым причинам положение с информационным обеспечением современного образовательного процесса сложилось трудное, если не сказать критическое. Даже в Военном университете, ведущем центре гуманитарного знания в системе военного образования, обеспеченность слушателей и курсантов учебниками и учебно-методическими пособиями составляет в среднем 52% от установленных норм. В последние годы практически приостановлено издание учебников в Воениздате. Полиграфическая база многих военно-учебных заведений морально и физически устарела. Из-за материально-технических трудностей резко сократился объем редакционно-издательской деятельности. В этой ситуации следует использовать любые возможности для обновления фонда учебно-методических материалов. Один из путей - интеграция в разработке учебников и пособий, редакционно-издательской деятельности военно-учебных заведений видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации.

Не лучше положение дел и с учебно-материальной базой. До сих пор мел и доска, карандаш и бумага занимают в учебном процессе главное место. Имеющаяся в вузах вычислительная техника на 70% представлена устаревшими образцами, зачастую не совместимыми друг с другом. Вузы испытывают огромный дефицит в методико-программном обеспечении и прежде всего в эффективных обучающих компьютерных программах.

В сложившихся условиях по мере возможности необходимо направить усилия на создание специализированных классов (кабинетов) по социально-гуманитарным дисциплинам, которые были бы оснащены техническими средствами обучения и контроля, наглядными пособиями. Целесообразно ставить вопрос о получении каждой кафедрой современной электронно-вычислительной техники, о введении в их штаты специалистов-программистов.

Новые горизонты в гуманитаризации подготовки офицерских кадров открывает создающаяся в России система дистанционного образования, основывающаяся на обучении с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). На территории страны формируется 12 региональных центров этой системы, объединяющих 44 ведущих гражданских вуза. В качестве подсистемы сюда планируется включить систему военного дистанционного образования. С вводом в строй этого принципиально нового образовательного комплекса создадутся реальные условия для использования в гуманитарной подготовке офицерских кадров научно-педагогического потенциала ведущих военных и гражданских вузов.

Повышение качества и эффективности научно-методического руководства деятельностью кафедр социально-гуманитарных дисциплин. Эта задача - составная часть концепции совершенствования всей системы управления военным образованием. Необходимость перемен в этой области, с одной стороны, связана с изменениями структуры и сети вузов, курсом на укрупнение, интеграцию военно-учебных заведений. В перспективе предполагается слияние однотипных или родственных вузов в мощные учебно-научные центры, реорганизация малочисленных вузов, теряющих научно-педагогический потенциал, в факультеты или филиалы базовых вузов, совмещение в едином комплексе подготовки военных кадров с различными уровнями образования. С другой стороны, оптимизация системы управления диктуется потребностями повышения уровня профессионализма и компетентности в управленческой деятельности, формирования надежного механизма обратной связи между вузами и органами военного образования.

Сегодня в сфере научно-методического руководства деятельностью кафедр социально-гуманитарных дисциплин непосредственно работает немногочисленная по штату (два человека) группа управления военного образования ГУКВО МО РФ. Ее силы и возможности явно несоизмеримы с масштабами и сложностью проблем, касающихся гуманитаризации военного образования. Для решения подобного рода задач в высшей школе страны в составе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию создано и функционирует самостоятельное Управление гуманитарного образования.

Как нам представляется, сегодня назрела острая необходимость создания отдела гуманитарных и социально-экономических дисциплин и в составе управления военного образования ГУКВО МО РФ. При этом имеется в виду, что этот отдел будет разрабатывать стратегию развития и определять основные направления фундаментализации гуманитарного образования в вузах МО РФ, организовывать разработку примерных учебных программ, изучать и распространять передовой опыт, определять основные направления научных военно-гуманитарных исследований, осуществлять кадровое и учебно-методическое обеспечение деятельности кафедр социально-гуманитарных дисциплин.

Как видим, новые и непростые задачи ставит перед органами военного образования, военно-учебными заведениями благородная идея гуманитаризации высшей военной школы. С этим процессом связана трансформация всей структуры подготовки военных кадров, заключающаяся в изменении ценностных ориентации в формировании личностных и профессиональных качеств будущих специалистов. Важно проявить организованность, последовательность и компетентность, чтобы создать условия для качественного изменения системы гуманитарного образования и воспитания нового поколения российской военной интеллигенции.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации